Семья и семейные ценности. Научно-исследовательская работа "семейные ценности как основа нравственных отношений в религии и литературе" Семейные ценности в произведениях родной литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СЕЛИЯРОВО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Образ семьи в произведениях

русской литературы»

Выполнила:

Замятина Дарья – ученица 9 класса МОУ СОШ с.Селиярово Руководитель:

Рачковская Татьяна Федоровна,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ с.Селиярово

Введение

Семья – один из шедевров природы.

Д.Сантаяна
Семья – это дом с большой буквы. Так сложилось, что в сознании людей понятия «дом» и «семья» стали синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нем людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое.

Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Следовательно, является самым важным фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме возрождения семейного воспитания. В этом я вижу актуальность данной работы.

Так случилось, что долгое время в нашей стране происходило утверждение каких угодно ценностей, но только не семейных. В результате мы имеем то, что имеем: дети забывают своих родителей, вырастая, они не ценят счастья появления собственных детей и оставляют их в детских домах, которых по стране становится все больше и больше. Очень часто эти дети так никогда и не попадают снова в семью и вырастают, не зная, что такое семейные ценности.

В чем причины снижения воспитательного влияния семьи? Можно ли, обратившись к образцам русской классической литературы, восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания? Одинаковы ли способы авторского воплощения образа матери в русской литературе? Ответы на эти вопросы и стали целью моей работы.

Для достижения целей были поставлены задачи:


  • Изучить литературу по теме работы

  • Провести социологический опрос учащихся МОУ СОШ с.Селиярово с целью определения перспектив и практической значимости работы

  • Сопоставить образы матери и отца в произведениях фольклора, летописях, повестях и рассказах писателей ХIХ и ХХ века.
Ребятам нашей школы я предложила ответить на вопрос «Каковы, на ваш взгляд, причины снижения воспитательного влияния семьи?» (см. Приложение № 1). Методика сбора информации – письменный опрос учащихся. Ответы ребят помогли мне определиться с объектом исследования. В качестве образцов я взяла следующие произведения:

пословицы, как один из жанров народного поэтического творчества, произведения древнерусской литературы(«Слово о полку Игореве», «Пчела», «Домострой»), повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», повесть И.С.Шмелева «Лето Господне», рассказ А.Платонова «Еще мама», повесть хантыйской писательницы Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком». Именно в этих произведениях, как мне кажется, очень ярко создан образ семьи как носительницы культуры, воспитания подрастающего поколения. Ведь очень важно, что маленький человек вынесет из своего детского мира в мир взрослый.

Практическая ценность настоящей работы заключается в возможности использования результатов исследования, изучения социального статуса семей, проживающих на территории поселения, а также материалы изучения художественных произведений при проведении мероприятий внеклассного характера, родительских собраний, на уроках литературы.
I .Семья и традиции в произведениях

фольклора и древнерусской литературы

«Семья призвана воспринимать, поддерживать

и передавать из поколения в поколение некую

духовно-религиозную, национальную и

отеческую традицию».

И.А.Ильин

Пословицы – распространенный и любимый жанр русского народного творчества. Более чем в других фольклорных жанрах, в них сосредоточены накопленные веками мудрость, опыт, мечты и чаяния простого народа. Особое место занимают пословицы, являющиеся как бы синтезом народной житейской мудрости. Такие пословицы до сих пор не потеряли своего значения и широко бытуют в народных массах. Среди них немало пословиц о роде-племени: «каков корень, таков и отпрыск», «от яблоньки яблочко, а от ели шишка», «каково деревце, таковы и яблочки», «от доброго дерева добрый и плод», «что посеяно, то и вырастет», «из роду в род тот же урод», «не далеко от дерева яблочко падает», « от терновника не жди винограду», «каков батюшка, таковы у него и детки», « по матери дочка, по отцу сынок», «бел лицом, да худ отцом».

Пословицы подчеркивают мир и согласие между мужем и женой, хорошую жизнь в любящей семье: «Совет да любовь – на том свет стоит», «Куда иголка – туда и ниточка», «У хорошего мужа и жена досужа», «Не надобен клад, коли у мужа с женой лад».

Пословицы – неистощимый источник народной мудрости и поэтической образности. Более поздние пословицы сохранились в памятниках древней русской литературы. В письменном виде пословицы засвидетельствованы в таких памятниках древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила-Заточника»: хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие. Значение «Слова» особенно важно для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. А плач Ярославны в «Слове», благодаря силе выраженных в нем чувств, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний Руси, что нашло отражение в литературе ХIХ и ХХ веков.

Испокон веков внутри семьи складывались такие человеческие отношения, о которых упоминает «Пчела». 1 «Матери боле любят сыны, яко же могут помогати им, а отци дщерь, зане потребуют помощи от отец…» В том постулате добрых семейных отношений матери отводится равная с отцом роль. Церковные поучения требовали от детей уважения к матери: «…вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родил еси»; «…не забывай матерня труда, еже о чадех печаль и болезнь. Можете о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей». Почтение к матери объявлялось делом «богоугодным», а пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждалось: «…и возплачется тогда, и Господь не услышит его…». Обобщением истин, выработанных вековой народной культурой, являются поучения «Пчелы»: «Какы чести принесешь ты своим родителям, такых и ты чаи от своих дети на старость». Требование: «Аще бо охудеет разумом в старости отец ваш или мати ваша, то не безчествуйте их, не укоряйте» - глубоко гуманно в своей сути.

Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости супружества. Микроклимат в древнерусской семье зависел именно от женщины: «Подобает жене мужа своего мети аки главу на плечах, а муж жену свою – аки душу в теле».

О взаимном согласии между мужем и женой говорил Лев Толстой: «Будьте оба осторожны, внимательны больше другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старания большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения как мужа с женою,- но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему,- эти-то отношения главное. В них держава».

В летописях содержатся многочисленные примеры семейного «лада и береженья». Это Ян и его « подружье» Мария(Хвек), Мстислав Владимирович и его супруга(ХII век), Михаил Ярославич Тверской и его жена Анна Дмитриевна(ХIVвек), Владимир Василькович Волынский и его супруга, княгиня «милая» Ольга Романовна(ХIIIвек) Василий Васильевич(Темный) и его жена Марья Ярославна, Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна, а также многие другие представители аристократических слоев. Шедевры древнерусской литературы наравне с фольклором донесли до нас образ «лады» («…уж нам своих милых лад не мыслию смыслити…» - читаем в «Слове…» 2), т.е. верной жены. Брак издревле считался святою обязанностью между славянами, мир и целомудрие господствовали в семействах. Согласно православной концепции, величайшим «благом» для семьи были дети («сладка есть беседа родившему дети своих» - «Пчела»), рождение же дочери – будущей матери – считалось «честью дому». Поощряя « многочадие», православная церковь формировала идеал женщины – многодетной матери.
II.Семейное воспитание глазами нынешнего поколения

«Ничего не бывает так редко на свете, как полная

откровенность между родителями и детьми».

Традиция многодетных семей в нашем обществе, к сожалению, исчерпала себя. Работая над данной проблемой, мне удалось выяснить, что за период с 2008 по 2011 годы количество многодетных семей остается на одном уровне. На сегодняшний день это составляет всего 8% от проживающих на территории поселения семей (см.Приложение № 2).

Какова же перспектива в дальнейшем для семей, называемых многодетными, т.е. имеющими трех и более детей? На этот вопрос я попыталась ответить, предложив учащимся нашей школы анкету «Какое количество детей ты хотел(-а) бы иметь в своей семье?» Результаты следующие: если среди учащихся среднего звена желание иметь 3-х и более детей изъявляют 60% анкетируемых и только 28% видят в своей семье 1-2 детей, то среди старшеклассников(8 -11кл.) показатели абсолютно противоположны. 80% анкетируемых ограничиваются 2-я детьми, и только 10% хотят иметь 3-х детей, более 3-х – 0% (см.Приложение№ 3,4). Среди причин, по которым будущие мамы и папы не хотят иметь более одного – двух детей, называют нехватку материальных средств. Не лишне напомнить, что социологический опрос проводился в сельской местности, где рождаемость все-таки несколько выше, чем в городе. Выводы напрашиваются сами собой. Если уже сейчас не обратить внимание на проблему сохранения семьи как основы нравственного воспитания, будет ли дана возможность для возрождения общества? Ведь именно в многодетных семьях ребенок воспитывается на вековых традициях сострадания, уважительного отношения к ближним, взаимопомощи.

III.Образ матери в произведениях русской литературы

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой

всегда найдется прощение».

О. Бальзак

Среди ценностей, которые являются слагаемыми семейного счастья и благополучия, есть одна непреходящая: дети. Первое слово младенца – «мама». Наверное, оно самое древнее на земле, а потому слово «мама» похоже во многих языках. По- гречески – «meter», по латыни – «mater», по-французски – «mere», по- немецки – «mutter».Именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач. Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. Мама – это тот человек, который дал тебе жизнь, вскормил, воспитал, вырастил.

Последствия войн, революций, катаклизмов, распада традиционных семейных связей с предельной ясностью обнаружили хрупкость детства, невосполнимость детского опыта, его драгоценность. Но до сих пор человечество не придумало ничего лучше материнской, семейной заботы о ребенке.

Впервые в жизни герой рассказа А.Платонова «Еще мама» услышал о том, что маму можно заменить другой женщиной. Это вызывает у Артема возмущение: «Нету, она за тебя не будет, она чужая!» 3 Родная в его представлении только та, что дома остается. А все, что за порогом дома – чужое. Его мысли были устремлены к родному дому, «где жила его мама». «А жива ли она? Не померла ли от чего – нибудь – вот бабушка Дарья враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает.» 4 Мальчик беспокоится о том, что может произойти без него. Он хоть и маленький, а уже чувствует ответственность за свой родной дом и маму, которая его ждет.

Образ матери в рассказе показателен, он как бы воплощен сразу в двух героинях – в матери первоклассника Артема и его первой учительнице Аполлинарии Николаевне. Автор как будто снова возвращает нас к истокам народного творчества, и в памяти всплывают слова русской пословицы: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Артемка потому и чувствует себя так уверенно на огромном для его малых лет пути к школе, что за его спиной стоит добрая, заботливая мать, которой так же как Артемке страшно. «…ей тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна». В поступке этой простой женщины мы видим вековую мудрость народа при воспитании будущего гражданина.

Мама – самый дорогой человек для ребенка. Она кормилица, защитница и помощница, и любовь к родному дому и всему, что в нем есть, начинается с мамы. Название рассказа символично – много еще мам встретит на своем пути мальчик Артемка, пока взрослеет. «Вся наша Родина – еще мама тебе», - скажет ему Аполлинария Николаевна. И от родного порога потянутся нити любви к родной земле – Родине. Можно быть уверенным, что Артем, став взрослым, будет опорой матери и надежным защитником своей земли.

IV.Семьи Гриневых и Мироновых как основа христианской морали

«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».

А.Моруа
Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого также ощущается в нашем обществе), примером тому может служить повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Слова «честь», «долг», «Отечество» для Гринева-отца – святые. Благословляя сына на службу, он произносит: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» 5 .Отец хочет видеть своего сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором награды жалованы были за дела достойные и в роду которых ценился твердый и мужественный характер. Андрей Петрович гордился тем, что никто в его роду не поступился ни своей совестью, ни честью. Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести, отец мой пострадал с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!...Стыд и срам нашему роду!» 6 Андрей Петрович Гринев – человек строгий. Но за его строгостью скрывается истинная родительская любовь к сыну. В христианском понимании родительская любовь – это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером. Ибо «родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитают их в благочестии» (Святитель Иоанн Златоуст).

Взаимоотношения родителей Маши Мироновой тоже предстают новой, героической стороной: мы видим, что соединяет их не просто многолетняя привычка, но чувство истинной любви, высокого долга, чувство святости и неразрывности их союза.

Душевное единение, любовь и верность мужа и жены вызывают чувство уважения. Служба мужа стала жизнью Василисы Егоровны. Она и «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию точно так, как и своим домком».

И Гриневы, и Мироновы живут по законам христианской совести, почитают одни и те же жизненные ценности.

Абсолютно покорная своим родителям, Маша отказывается от брака с Гриневым без благословения – при всей видимой несправедливости отцовского ответа на письмо Петра («Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с которым он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым») 7 . Установленный законный порядок сильнее желаний и даже самой справедливости. Человек, следующий закону, приобретает больше, чем радость жизни, - силу и словно благодарность судьбы.

Петр Гринев и Маша Миронова – достойные дети достойных родителей. Автор дарует своим героям и семейное счастье и благоденствие их потомству.

Для Пушкина человек неотделим от гражданина. Историю творят люди, и от того, какие они, зависит благополучие народа и страны.

V.Традиции семейного воспитания в повести

И.С.Шмелева «Лето Господне»

«Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника».

А.П.Чехов

Повесть И.С.Шмелева «Лето Господне» помогает понять, как формируется нравственное начало в человеке. В центре повести – образ ребенка, чьими глазами И.С.Шмелев наблюдает и постигает мир. Повесть проникнута пронзительной любовью к родному краю: только в служении родной земле, в поддержании ее традиций, обрядов, верований, в трогательном поклонении ее святыням и внутренней памяти о своих предках видит писатель смысл жизни русского человека. «Кажется, это вся Россия, Русь предстает здесь «в преданьях старины глубокой» 8

Из всех как бы второстепенных героев выделяется образ отца, доброго, щедрого, умеющего по-настоящему любить, искренне верующего человека.

Отец в воспоминаниях главного героя – ласковый, добрый, сильный, веселый. Он является для мальчика кумиром, идеалом мужчины. Одаривая деньгами работников и домашних во славу Божию, Сергей Иванович поступает согласно духовным традициям своей семьи и всей православной Руси. Эту христианскую доминанту в поведении отца маленький Ваня впитывает сердцем и душой, обретая прочный опыт православного отношения к людям.

Семья в понимании маленького Вани – это не только отец и мать, но и все дворовые люди, живущие по одним и тем же законам, негласно установленным в доме. И каждый из них для ребенка – воспитатель. Особенно ярко создан образ Горкина, в котором мальчик видит «святого», «священного будто», «угодника».

Соединив в своем произведении традиции русской классики и каноны житийной литературы, Шмелев создал свою собственную модель счастливого детства, построенную на неразрывной связи маленького героя с семьей.

В повести «Лето Господне» И.С.Шмелев восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на святоотеческих православных традициях. Традициях, на которых воспитывались наши бабушки и дедушки, и которые они бережно пронесли через свою жизнь.

Рассказы моей бабушки, Коневой Аграфены Александровны, о праздновании Рождества, Святого Вербного воскресенья, Пасхи или Масленицы удивительным образом совпадают по своей точности с описанием этих праздников в повести. «В сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом…Ставили под образа, на сено. Почему?...А будто – дар Христу». 9 «…мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике…». 10

«Масленица кончается: сегодня последний день, «прощеное воскресенье»…Приносят «масленицу» в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, - вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, синие, желтые, пунцовые… - всех цветов. И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители». 11

Значит, не до конца еще утрачены традиции в нашем обществе, пока еще есть возможность их возродить, сохранить и передать своим детям. Так, как старался сделать это глава семьи Сергей Иванович, ведь авторитет отца, утверждающего в семье начала православной нравственности, - принцип, которому надо следовать для воспитания нравственных людей, патриотов, защитников Родины.
VI.Святость семейных традиций – один из способов воспитания

«Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью».

П.Гольбах

Имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. На вопрос «Есть ли в вашей семье традиции и какие?» более половины опрошенных мной ребят ответили отрицательно. А значит, необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

«…Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал…Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров». (А.Н.Толстой)

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

Достойны ли мы своих дедов и отцов? Передадим ли мы их нравственные уроки своим детям? Ответы на эти вопросы я попыталась найти в повести нашего хантыйской писательницы Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком».
VII.Народные обычаи добра в литературе современности

«Нехорошо, когда человек остается сам с собой, а особенно когда он работает в одиночку; если он хочет чего-либо достичь, ему нужны участие и моральная поддержка».

И.Гете
Традиции – одна из основ сохранения семьи. Именно эта мысль прослеживается в повести хантыйской писательницы Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком», которую она написала по рассказам бабушки о судьбе ее семьи, пережившей репрессии, последовавшие за событиями, известными как «казымское восстание 1933 года». Действительно, у родителей тогда насильно отбирали детей, отправляли в школу-интернат. Это стало «фактической основой повести». Но основа произведения – это анализ близких автору материнских чувств: через беды, через мифы, через табу, «через себя». Писательнице удалось не только блестяще изобразить, но и убедительно доказать читателям, что мать – это связующее звено между тремя мирами, причем миры являются не только мистическими, ирреальными, но и вполне ощутимыми. Когда я читала Молданову, болше всего меня тронула вот эта строчка: «В гнездышке одиноком». Это, видимо, наиболее верное определение того состояния, в которое трагические обстоятельства переломных лет погрузили героиню писательницы. Не случайно сама повесть выстроена как рассказ о том, что хантыйская женщина с восемью детьми на руках пережила после насильственной разлуки с мужем всего лишь за одну зиму. Вот первый этюд, отражающий жизнь хантов до прихода на их родовые земли непрошенных пришельцев. «Осторожно, чтобы не разбудить мужа, Анна выбралась из из-под уютного Саха. Отверстие чума едва светилось. Привычными движениями она нащупала дрова, бересту, высекла огонь, повесила чайник. Сухие дрова разгорались быстро. Свет пламени осветил ее чум, детей, мужа. В жилище входило тепло огня». Остается только поражаться, сколько много обязанностей имела хантыйская женщина. Но северянки уважали и берегли сложившиеся за тысячелетия традиции. Они знали, что у их мужей своя, куда более трудная и опасная доля – доля добытчика и кормильца семьи. Они не видели ничего необычного в том, что мальчишки, насильственно разлученные с отцами, «с раннего утра уходили ставить петли на куропаток».Любой мальчишка, выросший в стойбище, просто обязан был в отсутствие отца пытаться в меру своих сил исполнять роль защитника и кормильца всего рода. Другими словами, хантыйских женщин вполне устраивала эта жизнь, и иной судьбы они себе не желали. Эту идиллию нарушило появление в стойбище незваных и – самое важное – нежелательных пришельцев. Они «осматривали грузовые нарты, выискивали оружие, съестные припасы, пушнину, меховую одежду и обувь». Насильственно забрав с собой охотников, новая власть лишила оставшихся в стойбище женщин мужской поддержки и защиты. Наезд вооруженных людей поставил Анну перед самой сложной проблемой: как в отсутствие кормильца семьи сохранить родовое гнездышко и сберечь детей. Мотивы выживания становятся в повести преобладающими. Впрочем, героиня повести Молдановой «В гнездышке одиноком», делая подобный выбор, ставит на жизнь: выжить любыми способами. Она даже допивает сцеженное для ребенка молоко, чтобы оно вернулось к голодному существу с новыми материнскими силами. Для меня самая впечатляющая сцена в повести Молдановой – смерть третьего ребенка Анны. Нет, уход в Нижний Мир грудного сынишки тоже был для Анны ужасной утратой. Но тогда все переживания матери Молданова отразила лишь двумя штрихами. Первая деталь: Анна и ее соседка по стойбищу зажгли, как велел обычай, «перед входным отверстием чума поминальный костер». И второе уточнение касалось изменения в облике героини. Как сказано у Молдановой, «выгоревшим бором стала Анна после смерти сына». Больше – никаких эмоций. Анне не до этого, надо спасать оставшееся гнездышко, в котором, помимо нее, еще семь ртов. Не просто было Анне вынести и смерть второго ребенка – дочери Татьи. Однако и тогда она не стала давать волю своим чувствам. В глухое отчаяние Анна впала после смерти дочери Насты. Одиночество матери, тяготы, связанные с воспитанием и кормлением ребенка, трансформировались в повести в символ страдающей земли. Молданова считает, что важно не только физическое существование семьи. Писательница хочет, чтобы в борьбе за жизнь не исчезла душа ее народа.

Повесть «В гнездышке одиноком» - это повесть-предупреждение о том, что теряя связь со своей родной землей, людьми, на ней живущими, мы постепенно утрачиваем сложившуюся веками ценность семейного воспитания.

Выводы
«Быть любимым – это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым – это значит быть счастливым».

Изучив данную тему, я пришла к выводу, что в русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса. Именно в русской литературе мне видится противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы.

Библиографический список
Основная литература
1.Домострой / Древнерусская литература /,М., 2002.

2.Молданова Т. В гнездышке одиноком, НИК, Ханты-Мансийск, 1996

3.Платонов А. Еще мама. Л., 1989.

4.Пушкин А.С. Капитанская дочка /Драматические произведения /, М., 2000.

5.Слово о полку Игореве. М., 1972.

6.Шмелев И.С. Лето Господне. М., 2001.
Дополнительная литература:
1.Ковалев С.В. От Я до МЫ: Азбука семейной жизни. М., 1989.

2.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях. М., 1992.

3.Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. М., 1969.

4.Прихожан А.М. Дети без семьи. М., 1990.

5.Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

Гл. 1.Семья и традиции в произведениях фольклора и древнерусской

литературы……………………………………………………...стр.5-7

1.1. Пословицы и поговорки о роде-племени……………………...стр.5

1.2.Роль матери в древнерусской семье……………………………стр.6-7

Гл. 2.Семейное воспитание глазами нынешнего поколения……..стр.7-8

2.1.Многодетные семьи……………………………………………..стр.8

2.2.Неблагополучные семьи………………………………………...стр.8

2.3.Результаты анкетирования учащихся:…………………………стр.8

Гл. 3.Образ матери в произведениях русской литературы……….стр.8-10

Гл. 4.Семьи Гриневых и Мироновых - основа христианской

морали………………………………………………………....стр.10-12

Гл. 5.Традиции семейного воспитания в повести И.С.Шмелева «Лето

Господне»……………………………………………………..стр.12-14

Гл. 6.Святость семейных традиций – один из способов

воспитания……………………………………………………стр.14-15

Гл. 7.Народные обычаи добра в литературе современности……стр.15-17

Выводы………………………………………………………..стр.17-18

Библиография…………………………………………………стр.19

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЧПОУ ТОСПО « Тюменский колледж экономики, управления и права »

Е.П.Хлопышева

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными и абсолютными. Они служат базисом формирования нравственности человека.

Тема семьи пронизывает всю русскую литературу. От «Слова о полку Игореве», где «Игорево славное гнездо» символизирует семейную родовую общность, до романов- эпопей Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова – вся русская литература в лучших своих образцах повествует, так или иначе, о русской семье.

Одно из ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской литературе, «Поучение» Владимира Мономаха, выражает надежду, что каждый из наследников, принявших в сердце завет отца будет трудиться, ибо семья – это созидающая общность.

Как вершина мудрости древнерусской литературы возникла в XVI в. книга «Домострой», написанная с глубоким пониманием национальных семейных традиций Древней Руси. «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, учил, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. А завершалась книга утверждением духовных начал семейной жизни: «Не смотри богатства, благо государь есть – души и телу добро….

Вся классическая литература, по существу, отстаивает добрые начала русской семьи, те традиции и устои, которые утверждались еще «Домостроем», ту семейную иерархию, которая отражала духовную ответственность отца за домочадцев и послушание детей, осуждала разврат и произвол.

Такие представления встречаем в великой педагогической поэме XVIII в. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, где в речи крестецкого дворянина, чадолюбивого отца, рассказывается о том, как строит свою семью этот истинный хозяин, воспитатель двух достойных сыновей. Первый закон истинного воспитания – любовь к воспитуемым и уважение их духовной свободы. Важно в семейном воспитании и развитие с детства здорового организма, постоянный труд. А. Н. Радищев повествует здесь об идеальном, всестороннем воспитании.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринев своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания определяют судьбу героя. И все-таки он не раз оступается. И только «капитанская дочка» Маша всегда остается преданной духовным устоям семейного долга, исполнена истинной любви.

Верность супружескому долгу, свободу от пагубной страсти, демонстрирует героиня поэтического романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина. Ее слова являются вершиной добродетели и примером для каждой замужней женщины, вводимой в соблазн: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича…» изобразил удалого купца Калашникова, защищающего честь жены, свою честь и главное – идею семьи как едва ли не важнейшую основу русской национальной идеи.

Большинство произведений русской литературы XIX в.: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого утверждали семейный национальный идеал и обнаруживали несостоятельность той «модели» семьи, которая упорно внедрялась в русское сознание западными «цивилизаторами» под предлогом «свободы».

В трилогии Л. Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») непосредственность воспоминаний автора, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой изобразил семьи Ростовых, Болконских, Курагиных и др.

Простота, радушие Ростовых и гордость, честность Болконских – это особые родовые уклады, психологические, бытовые, жизненные. Каждый из них выражает патриархальную традицию и мораль.

Курагины – третье в романе семейное объединение. Их семейная близость – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, основанная на почти животном эгоизме. Семьи Ростовых и Болконских имеют против Курагиных нравственное превосходство, и все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Нравственная высота и человечность патриархальных семейств недостаточна в новых, гораздо более сложных условиях жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в романе «Анна Каренина». Главная героиня погибает, и эта гибель как возмездие за пренебрежение семейным долгом, личный эгоизм.

Семья – основа основ народного быта в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала XX в. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца. Остальные сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий Григорий. Пантелей Прокофьевич женит Григория и тот не спорит. Другим центром семьи была религия. Отец осуждает внебрачную жизнь Григория с Аксиньей, спрашивает его о Боге. М. А. Шолохов показал постепенную гибель патриархальной семьи Мелеховых. Но семья продолжает быть главной ценностью. Не случайно в конце романа Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына.

Знакомство детей в семье с произведениями русской литературы дает представление о традициях в русской семье, подтверждает значение семьи как одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Семья играет решающую роль в становлении человека. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. И не зря еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: "Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".

Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.

И именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого остро ощущается в нашем обществе).

Имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку, подростку осознавать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяя гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. Необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем,чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

И здесь мне хочется сказать о ценности традиций семейных чтений.

«…Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал…Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров». (А.Н.Толстой)

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса. Именно в русской литературе видится противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы, вернувшись к истокам семейного чтения.


Какую роль играет семья в жизни человека и как ценности, заложенные в детстве, влияют на его характер и дальнейшую судьбу? . Я считаю, что семья - это нравственная опора, не позволяющая опустить руки перед лицом трудностей, это тот живительный светоч, направляющий шаги человека в русле добродетелей и не дающий свернуть с истинного пути. Семья закладывает в душу духовные основы, прививает моральные качества и определяет вектор поступков человека: совершенных по совести или вопреки ей. От того, какие ценности будут заложены в душу ребенка в детстве, будет зависеть его дальнейшая судьба.

Тема семьи занимает центральное место в творчестве отечественных писателей. Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" основополагающая роль отводится семье Ростовых. Описывая характер взаимоотношений между родителями и детьми, автор показывает атмосферу, царящую в их доме: взаимопонимание, бескорыстная забота, поддержка в тягостные минуты душевных поисков.

Благодаря ценностям, привитым детям в этой семье, последние сумели стать настоящими людьми, достойными своей эпохи: воспитанный в духе патриотизма, Петя Ростов погибает от вражеской пули, защищая честь своей Родины, Наташа же, пренебрегая материальными ценностями, освобождает подводы от скарба и отдает их нуждающимся и тяжелораненым солдатам. Поступки этих людей -пример для подражания, гордости и восхищения той живительной силой, что бьется в их душе и которая, несравненно, была заложена в детские годы.

Следующим примером, подтверждающим мои рассуждения, послужит произведение А.С. Пушкина "Капитанская дочка", в котором речь идет о благородном юноше - Петре Гринёве, свято следовавшем на протяжении всей жизни наказу, данному отцом: "Береги платье снову, а честь смолоду". Эти слова явились для главного героя нравственным ориентиром, осветившим ярким пламенем веры и непоколебимости его тернистый путь.Благодаря семейным ценностям, заложенным в его душу в ранние годы, он сумел проявить себя как достойный своих родителей, благочестивый и верный собственным убеждениям человек, не побоявшийся встать на защиту оскорблённой чести Маши Мироновой и отказавшийся принять присягу Е. Пугачёва, что, в свою очередь, демонстирует его внутреннюю силу духа.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что семейные ценности являются основополагающими в жизни каждого человека. Именно они определяют, какими будут его убеждения, идеалы и принципы: эгоистическими или направленными на благо других.

Обновлено: 2018-03-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №46» г. Набережные Челны

Исследовательская работа

Секция 2: "Семья - это лучшее, что может быть в жизни любого человека..."

Тема: «Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Автор работы: Уткин Иван, 9 класс, МБОУ «СОШ №46»

В ходе чтения мы отмечаем любовь мальчика к природе. Следует заметить, что мать Сережи была равнодушна к ней, а вот отец с увлечением отдавался рыбалке, охоте, иногда с разрешения матери брал с собой сына. С.Т. Аксаков показывает, как природа обогащает человека духовно, формирует его поэтическое мироощущение, помогает сближению людей, оказывает влияние на нравственность. Природа - добрый учитель и воспитатель. «Не до чтения ли, до письма тут, когда душистые черемухи зацветают, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором…» - вспоминает автор. А вот сцена рыбной ловли, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом не мог думать, ни

говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».

Разумеется, не стоит идеализировать отношения, сложившиеся в семье Багровых. Я понимаю, что в условиях крепостнического быта ребенку приходилось сталкиваться с несправедливостью, как и в любой семье, здесь были свои подводные течения: не всегда взрослые вели себя искренне, честно, достойно, и это доставляло Сереже сильные страдания. Нельзя не вспомнить отношение героя к своей бабушке. После смерти дедушки, мальчик пытается сблизиться с ней, но привычка женщины бить дворовых отталкивает ребенка.Воссоздавая миф о счастливом детстве, Аксаков проводит мысль о том, что жизненные уроки, полученные мальчиком в семье, не прошли даром. Он понимает, что есть люди добрые и злые, есть господа и слуги, есть любовь, уважение, сострадание, но есть и жестокость, предрассудки. Багров-внук рано стал взрослым и смог сказать о себе: «Голова моя была старше моих лет».

«Уважение - это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего - от угрызений совести», - пишет О. де Бальзак. Именно этими словами хочется закончить рассказ об отношениях в семье Багровых.

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русская литература второй половины XIX века представляет нам целую галерею произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Из них мы получаем опыт семейных отношений, опыт взаимодействия с родителями. “Семейным романом” можно назвать и повесть А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом.

В книге А.С.Пушкина в центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитываются словом и делом, оно защищёно от подлости, жестокости, бесчестия.

Обратимся к семье Гриневых, все члены которой любят и заботятся друг о друге. Между мужем и женой царит согласие и взаимопонимание. Эта патриархальная поместная семья, где хранят «привычки милой старины”, в ней царит доброта, взаимопонимание, уют. Традиции этой семьи неразрывно связаны с чувством долга, чести, справедливости, понятия дома.

Андрей Петрович Гринёв - отец семейства. Он служил при графе Минихе, вышел в отставку и женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве.

Семья сыграла непосредственную роль в формировании Петруши Гринева. С детства он чувствовал любовь и заботу родителей, которые учили его уважать старших, быть честным человеком, не совершать дурных поступков. Отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Для семьи Гриневых честь превыше всего. Слово отца - закон, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Гринев-старший видит сына офицером, защитником Родины. Петруше прививают морально-волевые качества, но мало уделяют внимание изучению наук. Родители влияют на поведение и мироощущения сына.

Авдотья Васильевна - мать Петруши, она очень любит сына, поэтому разлуку с ним переносит тяжело. Провожая его на службу, горько плачет и расстраивается. Её огорчает место службы Петруши - город Оренбург.

О Петруше заботятся не только его родители, с отцовской любовью к нему привязан простой мужик Савельич. Слуга находится возле Петруши с детства, оберегает его, дает наставления как старший по возрасту, следит за здоровьем и благополучием барина. Именно в нем Петруша находит поддержку, заботу, находясь далеко от дома. Так, по пути на службу Петр напивается, Савельич делает ему замечания, бранит, но опохмелиться дает, видя, что тот мучается. Савельич проявляет отцовские чувства к Петруше, он терпелив и внимателен.

На формирование взглядов Петра большое влияние оказывают родители. Именно они, воспитывая своего ребёнка, «строят» его характер, судьбу. Искренняя любовь матери, строгое воспитание отца, общение со справедливым Архипом и близость к природе развили в нем чувство долга, чести, собственного достоинства. Он никогда не посрамит фамилию, будет хранить традиции своей семьи.

С семьей Мироновых мы знакомимся в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Глазами Гринева мы видим уклад этой семьи. Мироновы почитают патриархальные традиции. Живут тихо и мирно. Их дом - это русская изба, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Глава семейства - Иван Кузьмич, необразованный и простой, но честный и добрый человек. Он комендант Белогорской крепости, выходец «из солдатских детей». В обращении с подчиненными сказывается его крестьянское происхождение. Порой А.С. Пушкин иронизирует над жизнью простого провинциального офицера. Он показывает его «в колпаке и китайчатом халате».Капитан занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах, пытается быть нужным даже в отставке. В молодости он совершал боевые походы, имел награды и диплом, который весит на стене за стеклом в рамке. Хозяин семейства отличается гостеприимством, любит свою семью дочь и жену. Несмотря на капитанский чин, он дает возможность Василисе Егоровне командовать в семье и полностью вести все хозяйство. Капитан Миронов добрый по натуре человек. Однако в решающие моменты он проявляет мужество, стойкость, готовность отдать жизнь за родину. Для него патриотизм и честь являются важнейшими качествами.

Василиса Егоровна - жена Ивана Кузьмича, окружающие называют её «комендантша». Она прекрасная жены, мать и хозяйка. Во всех военных делах мужа она принимает активное участие. Для нее воинская служба мужа - «привычное дело». Василиса Егоровна добрая, смелая, преданная женщина, в опасных для жизни её близких ситуациях, она готова пожертвовать собой. Эта простая женщины разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова - достойная дочь своих родителей, смелая и решительная. Ради своего любимого Петруши, девушка готова на безумные поступки. Так, не думая о последствиях, она едет к императрице на поклон.

Семьи Гриневых и Мироновых во многом похожи, они взаимно дополняют друг друга. Обе семьи объединяют вечные ценности - любовь, доброта, совесть, верность. Это те нравственные категории, на которых держится мир, которые передаются из поколения в поколение.

Заключение

Рассмотрев процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что русской литературе прослеживается преемственность в раскрытии темы семьи, дома. Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания.

Дети в 19 веке растут в больших семьях. Они окружены заботой и любовью своих родителей. Мне показалось, что в этих семьях любовь не делится, а преумножается с каждым членом семьи. И это здорово! А вот современные семьи небольшие и общение в них незначительное.

Оба писателя показали, что семья - это главное, что есть в жизни отдельных людей и общества в целом. Для развития всесторонней личности семья играет главную роль. Только в любви можно вырастить внимательного и заботливого человека. И эту мысль подтверждают герои С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина. На примере семьи Мироновых в «Капитанской дочке» мы видим, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители. Багров-внук, Петруша Гринев, Маша Миронова выросли добрыми, чуткими, готовыми сопереживать ближнему. В своей жизни они руководствуются чувством долга, чести, собственного достоинства, понятием дома.

Следуя поставленной цели исследования, изучив формирования семейных ценностей на примере русской классической литературы, я выявил определенную специфику семейного воспитания:

1.Воспитание в семье отличается от воспитания в обществе. Оно основано на любви, нежности, ласке, заботе, чувстве долга или отсутствия иных.

2. Изучив произведения, я пришел вывод, что в семьях действуют свои правила, нормы, традиции, своя система поощрения и наказания.

3. В каждой семье существует своя система взаимоотношений:

Между мужем и женой;

Между родителями и детьми;

Между детьми.

4. В качестве правил и норм поведения вступают семейные традиции.

5. Благоприятное развитие личности ребенка связано с направлением его развития и формами их реализации.

6. Постоянное взаимоотношение всех членов семьи приводит к благоприятному формированию личности подрастающего человека. Именно на собственном примере прививаются первые навыки в поведении и труде.

Результаты исследования будут представлять интерес психологам, учителям, родителям и детям. Мне они помогли разобраться в функциях семьи, в ее ценностях. Художественные произведения выступили яркими примерами в подтверждении моей гипотезы. Разработанные памятки напомнят родителям и детям о значимости семьи в их жизни.

Анкетирование учащихся показало, что в современном мире люди меньше времени проводят в совместных играх, делах и на отдыхе. Как правило дети заняты собой, а взрослые - работой и домашними заботами. Результаты анкеты будут интересны для классных руководителей и психологов.

В семье ребенок растет, приобретает культуру материальных и духовных ценностей. Преемственность поколений рождает историю семьи и страны в целом. Только любящая и дружная семья воспитает будущего семьянина. Без собственного примера родителей, без наставлений ребенок теряет способность расти как личность. Отсутствие у подростка четкого представления о добре и зле, о пороках и добродетели толкают его на путь криминала, алкоголизма, наркомании и преступлений. Необходимо помнить, что духовное воспитание в семье - основа для воспитания и в обществе.

Список использованной литературы:

1. Аксаков Сергей Тимофеевич. - Русские писатели: библиогр. словарь. - М., 1971 год.
2. Аксаков, Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / коммент. Е. И., Анненковой. - М.: Худож. лит, 1986 год.
3. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 год (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).

4.А. С. Пушкин. «Сочинения в трёх томах», т. 1, т. 2, т. 3 - М.: «Художественная литература», 1986 год.

5. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: ООО «Уральский электронный завод», 2004 год.

6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). 2014 год.

7. «Пушкин в школе». Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. М.: «РОСТ», 1999 год.
8. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 ...

Приложение 1

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ СЕМЕЙ

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Приложение 3

Вопросы анкетирования

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими; в) не очень хорошими; г) плохими; д) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да; б) не совсем; в) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно; б) по выходным дням; в) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что ещё ______________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да; б) часто; в) иногда; г) редко; д) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите) _____________________________________________________________________________________________

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9.Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

Классическая художественная литература порой способна ответить на самые сложные вопросы о любви, семье, родителях и детях. Ведь авторы в своем творчестве опирались не только на новые, старые теории психологов и педагогов, но и на свой пережитый и осмысленный опыт.

Помимо огромного количества склок и проблем, можно проследить, как люди, не нарушая своих принципов и чувства достоинства, находят нужные решения. Авторы словно подсказывают своим читателям инструкцию по применению в тех или иных ситуациях.

В других же произведениях представлены семейные саги. Это истории, происходящие с людьми на протяжении всей жизни, порой затрагивающие дальнейшее поколение.

Также в подборке найдете и легкие, романтические книги, которые согреют ваши сердце и душу в преддверие такого значимого праздника, как День семьи, любви и верности.

«Поющие в терновнике», Колин Маккалоу

Этим романом зачитывались ещё наши бабушки. Знакомая не одному поколению история семьи Клири – это классика, к которой хочется возвращаться. Мэгги Клири – единственная дочь в семье, где мать слишком разочарована в жизни и занята собой, а отец и братья заняты материальным благосостоянием их семейства. И ни у кого нет времени на маленькую девочку, которая так отчаянно ищет своё место среди огромного числа окружающих ее родственников.

«Семейная реликвия», Розамунда Пилчер

Жизнь трёх поколений английской семьи Стернов, описанная в лучших традициях классического английского романа, яркие характеры героев, увлекательный сюжет, в основе которого – тайна. Главной героине приходится решать конфликт, разгоревшийся в её семействе из-за наследства. Розамунда Пилчер заставляет гадать, как поступит её героиня, держа читателя в напряжении, а в конце его ожидает непредсказуемая развязка...

«Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Драма описывает историю семьи Джордах с конца Второй мировой войны до середины 60-х годов, в том числе сестры и двух братьев с разной судьбой: богатого и успешного Руди и бедняка Тома. Руди был вечным любимчиком в семье и школе, получал всегда великолепные оценки, и ему удалось добиться в жизни немалого успеха. Его брата Тома, вечного задиру и хулигана, родители не особо жаловали. После смерти отца их пути расходятся: Руди начал своё восхождение в бизнесе и политике, в то время как Том начинает карьеру профессионального боксёра, зарёкшись ни за что не позволить своему сыну повторить его судьбу.

«Вечный зов», Анатолий Иванов

Это масштабное произведение, охватывающее огромные исторические события: 1905 год и Октябрьскую революцию, первую мировую и гражданские войны, Великую Отечественную войну и восстановление народного хозяйства и страны после разгрома фашистских захватчиков. В трудных судьбах героев находит выражение живая связь времен, от отцов к детям передается эстафета борьбы за справедливость.

«На солнечной стороне улицы», Дина Рубина

Маленькая девочка Вера вообще могла бы не появиться на свет, но это всё-таки случилось. И её имя стало её девизом по жизни. Она выросла и стала художником, который видит красоту в обычных вещах. Сложные отношения с матерью и отсутствие должного воспитания, а также проблемы в личной жизни закалили Веру, но не убили в ней доброту и теплоту души. Книга может показаться грустной, но на протяжении всего повествования чувствуется ободряющее обещание, что всё будет хорошо, стоит только перейти на солнечную сторону улицы.

«Супружеская жизнь», Эрве Базен

Роман "Супружеская жизнь" называют семейным, в нем описывается совместная жизнь четы Мариэтт и Абеля Бредото, где голубое небо любви затягивается тучами и ненастьем. Как ни обыденно, но и в этой истории есть место молодой любовнице, которая все же не увлечена идеей увести из семьи чужого мужа. А у супруга хватает мудрости и такта не говорить о своих похождениях с друзьями и скрыть следы своего распутства от родственников, а главное, супруги.

«Правдивая история Деда Мороза», Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

В этой повести чудесным образом переплетаются волшебство и обыденность. Сергей Иванович Морозов, инженер-путеец из Санкт-Петербурга, волею случая раз в году превращается в Деда Мороза. Вместе с ним мы проживаем XX век и ступаем в век XXI, а перед нашими глазами проходит история страны, яркая и мрачная, победная и трагическая, знакомая и незнакомая.

«Голодная гора», Дафна Дюморье

Захватывающая семейная сага, которая стала классикой готической традиции в литературе XX века. В основу «Голодной горы» легла подлинная история ирландских предков одного из друзей Дафны Дюморье Кристофера Паксли. Это летопись жизни пяти поколений семьи Бродрик, хозяев замка Клонмир, владевших медными шахтами Голодной горы. История их взлетов и падения. История безраздельной власти, богатства и одиночества, силы и бессилия; история ненависти и любви длиною в сто лет.

«Московская сага», Василий Аксенов

Трилогия «Московская сага» была написана писателем в начале 1990-х годов и экранизирована в 2004. Серию книг составили романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века - с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи - борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом и послевоенные репрессии.

«Театр», Сомерсет Моэм

Главная героиня романа - Джулия Лэмберт (46 лет) является знаменитой театральной актрисой Англии, жизнь которой удалась. У неё есть семья: успешный муж и взрослый образованный сын, но этого ей мало. Женщина безумно увлекается молодым бухгалтером, который вскоре «меняет» ее на молоденькую актрису… Джулии становится все известно, но она берет ситуацию в свои руки.

Приятного времяпрепровождения!