Древнерусское деревянное строительство. Современный деревянный дом по старинным технологиям Деревянное строительство домов в древней руси

Об даосском искусстве организации пространства и увеличении положительных энергических потоков Фен-шуй знают многие россияне. И нередко можно увидеть, что строительство деревянных домов идет в соответствии с принципами фен-шуй. Но ведь это искусство не совсем соответствует нашему менталитету, традиции и поверья древних славян намного ближе нам, русским людям!

Славяне знали, что семейное счастье и финансовое благополучие владельцев дома тесно связаны с тем, насколько правильно было выбрано место для строительства дома. До сих пор существует свод правил «Справный дом», в котором отражены многие аспекты выбора места для дома и его строительства.

Правила выбора места

  • Нельзя строить на месте бывшего кладбища или пепелища.
  • Нельзя начинать строительство возле действующих или разрушенных часовни, церкви, монастыря.
  • Нельзя возводить дом там, где пролегала большая дорога - счастье будет «уходить» из семьи.
  • Нельзя строить в геопатогенной зоне. Определить такое место просто - здесь мало кустарников и зеленых насаждений, рельеф очень ровный, на поверхности земли много разнокалиберных камней. Это признаки разлома земной коры, энергия такого участка мало подходит для счастья и долголетия. Древние люди заметили, что жители домов, построенных в таких неподходящих местах, страдают от головных болей и бессонницы, злоупотребляют спиртными напитками.
  • При выборе месте для строительства деревянного дома выбирали красивые природные пейзажи, участки возле водоемов и лесов.
  • По растительности также можно определить хорошее место или плохое. Присутствие хвойных деревьев, рябины и клена считалось добрым знаком, а вот дубы, ясени, верба, ива и осина растут там, где близко проходят грунтовые воды. Это неблагоприятно для фундамента, приводит к большим проблемам во время строительства и эксплуатации дома.
  • Деревья с «корявыми» стволами - это тоже плохо. Такие изъяны свидетельствуют о неплодородной почве.

Правила строительства дома от древних славян

  • Начинать возведение избы советовали в новолуние и ранней весной (во время Великого поста). В этом случае можно добиться удачи во всех делах, а не только в строительстве. Время строительства должно было «захватывать» Троицу.
  • Если начинать строительство в день, который посвящен «по святкам» Великому Мученику, то закончить стройку будет очень сложно. А вот дни, которые посвящены Преподобным, очень благоприятны для начала любого крупного дела.
  • Кроме праздников «по святкам» важны и дни недели в обычном календаре - рекомендовалось делать «зачин» во вторник и четверг - это дни традиционной «мужской работы».

  • Начинать кладку печи необходимо в новолуние (такие конструкции будет лучше отдавать тепло). На убывающей луне начинать такое важное дело, было запрещено - такая печь будет недолговечной или очень холодной.
  • Первые венцы избы закладывали вдоль, а только потом поперек. Это сулило избавление от многих жизненных трудностей.
  • Старались, чтобы «зачин» строительства закладывала девушка - тогда дом будет очень теплым.
  • Столбы комлем верх запрещено было ставили - счастье может уйти навсегда из такого дома.
  • В передний угол во время первой закладки клали: монету (для финансового благополучия), шерсть от упитанной овцы (для тепла) и кусочек ладана (для усмирения домового).
  • Полы закладывали строго по направлению к порогу, вдоль стен дома, другое направление досок пола «грозило» отсутствием счастливой жизни.
  • До того момента, пока окладной венец не заложен, мастера не отходили с рабочего места, нельзя было вставлять топор в дерево или бить по древесине обухом топора.
  • «Закладочные» - это был нерушимый обычай: после закладки двух нижних венцов хозяин давал мастерам по стопке водки.
  • Дом никогда не ориентировали оконными проемами, дверями или входной калиткой на север.
  • При закладке фундамента для сруба приметы советовали посадить во дворе рябину, а после возведения окладного венца (чтобы стены были прочными) высадить саженец дуба.

Приметы перед заселением


В древности строительство деревянных домов связывали с большим количеством примет, существовало много суеверий по этому поводу. Верить или нет народной мудрости, решать вам, но стоит отметить, что каждая примета была проверена веками и многие из них подтверждали свое «право на жизнь»!

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Строительство дома у любого народа со «времен сотворения мира» считается неким актом творчества. И все потому, что оно включает в себя всю мудрость, таинство и мировоззрение народа. Славяне издревле возводили свои жилища и постройки из дерева. С давних времен мастеров по дереву считали творцами невероятной силы, причастными к особым знаниям о Мире.

Наши Предки, возводя дома для своего Рода, находились в гармонии с окружающей Природой. Ловко используя её особенности, Пращуры стремились сдружиться с Природой, стать ее частью. Находясь в единстве с ней, развиваясь в полном взаимопонимании, они, достигали, порой чудесных результатов в этом трудоемком и ответственном деле.

Избы именно рубили, потому, что делали топорами без единого гвоздя.
А что у нас делает топор, как не рубит! Вот Вам и «сруб», и «рубленая изба»!

Слово строительство подразумевает – строи ‘ ть то есть три формы строи ‘ ть: длину, глубину и высоту.

В детстве все любили считать кольца на спиле дерева, даже есть такое мнение, что сколько колец на спиле – столько и лет дереву. А если внимательно присмотреться, то можно заметить, что эти кольца смещены к одной стороне – к северной. Плотность древесины в этой части больше. И это свойство тоже использовали при закладке дома. Существовало понятие - северить бревна. То есть, бревна укладывали северной стороной наружу, что позволяло строению дышать. Так как с внутренней стороны строения плотность древесины более разряженная и мягкая, то изнутри наружу воздух циркулирует нормально, так, что даже угар выйдет. Более твердая древесина снаружи не пропускает воздух внутрь. Соответственно, в жару в деревянном доме прохладно, а в морозы - тепло. Вот и получается, что само строение – дышит и живет.

Причина широкого распространения древесины в строительном деле на Руси кроется не только в том, что она прекрасно сохраняет тепло, а, значит, подходит для любых климатических условий, но и в том, что она способна делиться своей особой энергетикой с людьми. Получался своеобразный симбиоз человека и строения. Изба хранила и защищала человека, а человек подпитывал своей энергией строение, тем самым продлевая время его существования. Ведь ни для кого не секрет, что брошенные избы и дома очень быстро разрушаются.

Дерево, как строительный материал, на Руси, в частности, использовалось повсеместно. Почти до XV века большинство построек были деревянными. Чего только не строили из дерева: избы, боярские дома, заборы, амбары, бани, крепости, храмы. Самые значительные строения возводили из выстоянных бревен, возрастом более сотни лет. Единственным критерием размера постройки были размеры бревна – его длина и толщина. На строительство в основном старались брать безветочное бревно, то есть такое, у которого ветви располагались вверху. Отсюда и выражение: строить «без сучка без задоринки».

Наши Предки знали, где можно рубить, а где нельзя рубить деревья для постройки жилища. Ведь для жилья пригодно только живое, наполненное жизненной силой Древо.

Сейчас уже всем известно, что такое силовые линии земли, что есть положительные точки и противоположные им. В определенных точках дерево наполнялось соответствующей силой. Не зря существовали такие понятия как «белый Лес» и «черный Лес».

Они сохранились у нас и в народных сказках: «и шли по белу лесу и птицы им пели и ягод и грибов было видимо не видимо». Или: «и заехал он в черный лес, где птицы не поют цветы грибы не растут».

Славяне знали о существовании зон жизненной активности и неактивности, другими словами о точках приема и точках излучения. А потому они знали не только о том, где и какое дерево можно использовать, но и на каком месте можно и нужно строить дом.

Славяне придерживались еще нескольких правил при заготовке древесины для строительства:

Никогда не вырубали деревья, которые росли на берегах рек, так как корни сохраняют берег от разрушения:

Обязательно высаживали новые деревья в еще большем количестве, чем вырубали.

Дерево для возведения любого из видов сооружений подбирали очень тщательно – исходя из свойств древесины, а также из условий местности и будущего предназначения постройки. Особым почетом пользовались хвойные сорта древесины – лиственница, сосна, ель. Но не оставались без внимания и дуб, липа, осина и другие. Наиболее прочной хвойной породой является лиственница. Одно из главных ее свойств – она принимает черты металла и не гниет, но только когда постоянно стоит в воде. Потому она и наиболее широко использовалась при строительстве в морских или приморских зонах проживания.

Сосна, благодаря большому содержанию смол и своей природной мягкости, идеально подходила для возведения сруба. Смола внутри и на поверхности бревна после его просушки как бы склеивала волокна древесины, что наделяло ее водоотталкивающими и теплоудерживающими свойствами. Поэтому сосну часто использовали, возводя конструкций в условиях, когда влажность воздуха высокая.

Дуб также часто использовали, ведь его древесина не гниет в воде. Наши Предки часто возводили из него колодцы и делали сваи для построек в болотистой местности.

Липу часто использовали при строительстве амбаров (ее не трогали грызуны), бань и хлевов (она хорошо держит тепло). Ее минус только в том, что она боится грибка.

Осина могла использоваться при изготовлении полоков в бане, так как хорошо стягивает излишки и негативную энергию.

Еловая древесина более плотная, чем у сосны, и ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чист.

Как правило, для стен изб и крепостей использовались бревна из «просмоленных на корню» сосен и лиственниц, а из легкой ели делали крышу. И только там, где эти породы деревьев были редкостью, использовали крепкий дуб или березу.

Заготовляя древесину, мастера подходили к этой задаче особо тщательно. На одну небольшую избу требовалось до 150 бревен.

Принимаясь за строительство, наши Предки, прежде чем ударить топором по дереву, просили у него прощения и объясняли необходимость своего поступка, а также приносили требы. Они очень тщательно обращали внимание на многие приметы.

Существовало поверье о том, что нельзя рубить старые или сухие деревья, лучше дать им умереть своей смертью в лесу. Нельзя использовать «буйные» деревья – те, что выросли на пересечении дорог или в месте лесных троп. Считалось, что сруб из них будет шатким и ветхим.

У наших Предков есть Мудрость: «для постройки жилья Рода вашего не рубите мертвого и спящего Древа, и не тревожьте Древа в полнолуние. Ибо не узрят Боги жилья вашего, и домовой не приглядит за добром вашим. Вы ищите только Древа ожившие, сок Сырой Земли по весне испившие. Принесите избранному Древу прощение и поднесите для него дары и угощения. В который благодатный день на Неделе начнёте ставить жильё Рода вашего, тот Бог-Покровитель и поможет вам»

Если объяснять понятнее, то:

Мертвое древо не брали, потому как в нем уже нет жизненных сил, такое дерево не дает энергетического наполнения жилища (отсюда и то, что жилище не узрят Боги и домовой не приглядит за ним).

Спящее древо даже в полнолуние подпитывается энергией луны, оттого его нельзя было тревожить в это время дерево.

Еще по весне высматривали и выбирали те деревья, которые можно будет зимой взять на строительство

Проснувшиеся весной деревья уже испили сок матери Сырой Земли, то есть они живые.

У деревьев под сруб просили прощение и подносили им дары и угощения.

Рубили зимой в последнюю четверть луны - ближе к новолунию и в новолуние.

Наряду с рубкой деревьев, будущему хозяину не стоило забывать про сбор мха для утепления постройки и законопачивания щелей. Процесс сбора мха был также связан с приметами. Домовладелец должен был каждый день собирать кучки мха и оставлять их на неделю. В последний день нужно было смотреть, под какой из кучек нет жучков и червячков, в тот день и следовало заготавливать мох. Также щели между бревнами конопатили конопляной паклей.

Многие секреты постройки жилищ из бревен живы и поныне, а деревянные избы – настоящие шедевры творчества народных мастеров, продолжают и сегодня радовать глаз! В следующей статье мы рассмотрим с Вами, как же строили избы, с чего начиналось строительство и чем завершалось.

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.