Процент детей не готовых к школьному обучению. Готовность к общению со сверстниками и учителями. Физическая готовность ребенка к школе

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников . Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания . Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение . Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.

Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе.

Если у ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность - важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.

Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят, и может адекватно и понятно выражать свои мысли. Но тем не менее он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям - вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни. Ясно, что готовность к школе нельзя свести к какимто двумтрем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.


Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через «участие в жизни».

Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребенок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.

Эмоциональная готовностьк школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности.

Когда ребенок чтото знает, хочет показать свои знания и тянет руку, то, естественно, не всегда получается так, что его действительно вызывают. Когда учитель вызывает другого, а ребенок хочет непременно показать свои знания, это может стать сильным разочарованием. Ребенок может подумать: «Если меня не вызывают, то и стараться не стоит» - и перестать активно принимать участие на уроках. В школьной жизни существуют самые разные ситуации, в которых ему приходится испытывать разочарования. На эти ситуации ребенок может реагировать пассивностью или агрессией. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними - еще одна сторона эмоциональной компетентности.

Социальная готовностьк школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контактов, связей и отношений. Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет чтото сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других - это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения - класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы - это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

Моторная готовность к школе . Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелкого письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом - карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок может поступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения - это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения). Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребенку общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними - важная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

Когнитивная готовностьк школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль. Важно, чтобы ребенок мог некоторое время концентрироваться на какойлибо задаче и выполнять ее. Это не такто просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какиелибо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь. Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации какихлибо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому способность к краткосрочной аудитивной (слуховой) и визуальной (зрительной) памяти, позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение тоже должны быть хорошо развиты. Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает учитель, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, проблем не возникает. Когда же им неинтересно, они часто просто ничего не делают, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Однако требовать от учителя, чтобы он предлагал детям только интересные для них темы, интересные всегда и для всех, совершенно нереально. Чтото для одних детей интересно, для других же нет. Невозможно, да и неправильно строить все преподавание исключительно на основе интереса ребенка. Поэтому школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать чтото, что им неинтересно и скучно, по крайней мере сначала. Предпосылкой того, что ребенок будет заниматься содержанием, которое для него поначалу чуждо, является общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому. Такое любопытство, любознательность, желание учиться и чемуто научиться является важной предпосылкой успешного обучения.

Учение– это в значительной мере систематическое накопление знаний. Такое накопление может протекать поразному. Одно дело, когда я запоминаю отдельные элементы информации, не связывая их между собой, не пропуская их через индивидуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обучения опасна, так как может стать привычкой. К сожалению, приходится констатировать, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, понимающих обучение именно так - как механическое воспроизведение непонятого материала, определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, быстро забывается. Причина этого - неправильные привычки учения, закрепленные школьным обучением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда, когда ребенку предлагается материал, который он еще не может понять, или в результате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития ребенка. Важно, чтобы знания, которые ребенок получает в школе и вне школы, складывались в разветвленную сеть взаимосвязных элементов, пропущенных через индивидуальное понимание. В этом случае знание служит развитию и может быть применено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной частью компетентности - умения успешно справляться с проблемами в различных ситуациях жизни. Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в процессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемого ребенком вне стен школы.

Для того чтобы ребенок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел начатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому что»). При этом речь идет не о какихто специальных «научных» понятиях, а о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности. Если мы утром видим, что на улице лужи, то естественно заключить, что ночью шел дождь или рано утром улицу полила поливальная машина. Когда мы слышим или читаем какуюто историю (сказку, рассказ, слышим сообщение о событии), то в этой истории отдельные высказывания (предложения) выстраиваются во взаимосвязанную нить благодаря языку. Язык сам по себе логичен.

И, наконец, наши повседневные действия, употребление простых орудий в домашнем хозяйстве тоже подчиняются логической закономерности: для того чтобы налить воду в чашку, мы ставим чашку дном вниз, а не вверх и т.д. Логические связи в природных явлениях, языке и повседневных действиях являются согласно современной логике и психологии основанием логических законов и их понимания. Поэтому способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей на уровне обыденной жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребенка к обучению.

Представим теперь все названные нами элементы в виде общей таблицы «базовых компетентностей» готовности к школе.

Возникает вопрос: должен ли ребенок обладать всеми этими качествами в полной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью соответствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает. Но готовность ребенка к школе всетаки можно определить.

Мой старший сын умел делать всё это к пяти годам, поэтому с шести лет мы решили отдать его в школу и записали его в подготовительный к школе класс в ближайший к дому лицей, чтобы ребёнок узнал, что такое занятия в школе и постепенно привыкал.

Полгода, с октября по апрель, мой ребёнок посещал подготовительный класс. С моей точки зрения, занимался он достаточно успешно, задания выполнял, на занятиях был активным, отвечал на вопросы преподавателя. На занятия шел охотно, неприязни к ним не испытывал. В конце года детям дали тестовые задания, мой ребёнок справился с ними успешно, набрал нужное для поступления в этот лицей, количество баллов.

Но, когда после завершения подготовительного обучения, на доске объявлений вывесили списки детей, зачисленных в первый класс, своего ребенка я там не обнаружила. В лицей нас не приняли.

Я отправилась к директору лицея, узнать в чём дело. Кроме директора, со мной беседовали ещё школьный психолог и завуч по начальной школе. Они сообщили мне, что «готовность к школе, это не только умение читать и писать, но и умение вести себя на уроке.»

Дальше, я стала выяснять, что делал мой ребёнок на уроке? Оказалось, что однажды у него сломался карандаш, он взял точилку и стал его точить и не продолжил выполнять задание учителя, пока не подточил карандаш, хотя учитель предложил взять карандаш близкий по цвету. Я про этот случай уже знала, это было в октябре, а беседа о нём - в апреле. В октябре я об этом узнала, когда увидела в тетради у сына не раскрашенную картинку и расспросила его обо всём. Мой ребёнок тогда впервые обнаружил у себя в пенале точилку и решил её испытать. Потом, дома он переточил все карандаши, что были в наличии, и успокоился, а точилку из его пенала я убрала. Преподаватель тогда об этом не сказал мне ни слова.

Другой довод, который мне привели заключался в следующем. Детей попросили нарисовать картинку на тему: «Я в школе.» Мой ребенок нарисовал многоэтажный дом и две человеческие фигуры, рядом с ним. Когда я спросила, что это, сын ответил: «Это — школа. Это - я, а это - мой друг Глеб». Оказывается, мой ребенок нарисовал себя не внутри школы, а рядом с ней, это означает, что он не видит себя в школе, значит он к школе ещё не готов.

Никаких советов по поводу того, что мне предпринять, чтобы подготовить ребенка к школе я не получила. Я пыталась выяснить, мой ребёнок не готов сейчас к школе, потому что ему шесть или для этого лицея он не подходит совсем. Из беседы я поняла, что в этом лицее нас с ребёнком видеть не хотят, причем не с шести лет, а совсем не хотят, поэтому мне нужно выбрать другую школу.

Я решила самостоятельно определить, готов ли мой ребенок к школе или нет, а затем выбрать, в какую школу нам идти.

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях

  • Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.
  • Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.
  • Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

  • Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.
  • Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.
  • Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.
  • В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

  • Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.
  • Ребенок болел острыми заболеваниями три или меньше раз за предыдущий год.
  • У ребенка нет хронических заболеваний, или они находятся в стадии ремиссии.
  • У ребенка нет функциональных отклонений, психических отклонений или они незначительные.
  • У ребенка нет дефектов звукопроизношения или есть 1-2 незначительных дефекта.
  • Группы здоровья 1, 2, 3.

На морфофункциональном уровне мой ребенок к школе был готов.

Как определить интеллектуальную готовность ребенка к школе?

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Тест состоит из трёх заданий

  1. Нарисовать рисунок по описанию.
  2. Скопировать написанную фразу из трёх слов.
  3. Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.

Образец этого теста с трактовкой результата смотрите ниже.

Каждое задание оценивается отдельно Максимальный балл 1 минимальный 5

  • Отличный результат 3-5 баллов.
  • Хороший результат 6-7 баллов.
  • Удовлетворительный результат 8-9 баллов.
  • Ребенок не готов к школе 10 баллов и более.

Мой сын выполнил тест Керна-Йерасека в лицее на 6 баллов - это хороший результат.

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность ребенка к школе определяется в беседе с ним, по его поведению, отношению к родителям и сверстникам. Этот пункт самый сложный для его оценки.

Если спросить ребёнка, хочет ли он в школу, в первый класс, большинство современных детей ответят «Нет».

Я спрашивала об этом на приёме будущих первоклассников. Уверенно отвечают «Да» единицы, часть детей уклоняется от ответа, отвечают «Не знаю», больше половины отвечает «Нет.»

Попробовать дождаться, когда ребенок захочет в школу - не реально, этого может не произойти совсем. Следует беседовать с ребенком, объяснять необходимость учебы в школе и т. д.

Дети, которые посещали детский сад, легче приспосабливаются к учебе в школе, т. к. у них есть опыт общения в детском коллективе с воспитателем и со сверстниками.

Именно этот пункт и подвёл нас с сыном. По остальным показателям мой ребёнок был готов к школе.

Определение готовности ребенка к школе Таблица

Наш опыт

Учитель начальных классов нам попался опытный и понимающий, поэтому со всеми трудностями мы справились.

У ребёнка нарушений в состоянии здоровья, плохого настроения, негативного отношения к происходящему не отмечалось. Но приходилось встречать его из школы, вести строгий контроль, за тем как он учит уроки, складывает учебники в рюкзак, одевается и т. д.

На сегодняшний день мой сын учится в седьмом классе, без троек. Лучше всего ему даются английский, литература, русский язык, история, география, биология, труднее даются алгебра, геометрия, физика. О том, что он пошел в школу с шести лет в нашей семье никто не жалеет.

Это всё про готовность ребенка к школе. Желаю Вам здоровья!

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

----
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, - лучше даже раньше, но это заблуждение, нет - лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, - т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Итак, в чем заключается готовность ребенка к школе

Сначала его считают веселым и забавным карапузом, потом умным и серьезным малышом, и вот скоро школа… Готов ли он, сможет ли справиться, как себя поведет, как ему помочь? Сколько вопросов на эту тему, столько же должно быть и ответов…

Виды готовности ребенка к школе

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, который родители должны обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Психологическая готовность ребенка к школе

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Некоторые родители умудряются раз и навсегда отбить у своих сына или дочери охоту идти в школу путем угроз, таких как, например: «Не хочешь учиться считать, ну ничего, никуда не денешься, уж там-то будешь учиться как миленький…» или заставляют свое дитя с мучениями и слезами выполнять задания из учебника первого класса, считая, что таким образом они подготавливают его к школьным временам. Ничего из этого нельзя делать ни в коем случае.

Малыш еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители должны заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6 или 7 лет.

Личностная готовность ребенка к школе

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Что такое психическая готовность ребенка к школе

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Появляется так называемый характер, который выражается в индивидуальных отношениях между ребенком и социальной действительностью. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Так, психическая готовность ребенка к школе будет полной, если он успешно прошел, указанные стадии и оказался подготовленным к действиям в данном случае в новом коллективе и по новым правилам. Кроме того, благодаря развитию мышления и возникновению потребностей в новых знаниях, он испытывает желание учиться и познавать мир с новых сторон для того, чтобы быстрее стать взрослым и самостоятельным.

Существует много мнений на тему, готовы ли дети к учебе в 6 лет. Единственно верным решением здесь будет только индивидуальный подход. Если их психика готова к этому, то да. Согласно исследованиям, большой процент шестилеток все еще пытается познавать мир в виде игры, так их любимыми предметами становятся труд и рисование. А семилетки уже выбирают математику и письмо как самые интересные для них предметы. Понаблюдайте за своим чадом и не торопитесь делать из него вундеркинда раньше времени. Ум его никуда не денется, и он будет радовать вас отличными оценками, но возможно годом позже.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых же, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Малыш должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире - как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Речевая готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой, или что «не один наш такой, соседский вон тоже до третьего класса по слогам читать не мог, а вон вырос же». Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим оценкам.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными.

При условии, что родители смогут обеспечить своему малышу развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания. Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.

Физическая готовность ребенка к школе

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе.

Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость. Связь хорошей физической подготовки и высокой умственной работоспособности абсолютно доказана благодаря многочисленным наблюдениям и исследованиям в этой области. Умственная работоспособность у первоклассников выражается в умении сосредотачиваться на определенном занятии в течении 25 минут, в способности самостоятельно работать, хорошо усваивать изучаемый материал и в отсутствии в последующем ярко выраженной утомляемости.

В детском саду физической подготовке детей уделяют много времени. Это подвижные игры, специальные физкультурные и закаливающие занятия. Так, занятия включают в себя бег, прыжки, плавание, спортивные подвижные игры и т.д. Если ребенок не посещает детский сад, то родители самостоятельно должны обеспечить ему соответствующие физические нагрузки. Ребенок должен быть активным и подвижным, это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Специалисты уделяют также большое внимание все той же проблеме шести- и семилеток. Так как семилетние первоклассники являются более подготовленными и физически и имеют больше жизненного опыта, они с большей легкостью, нежели их младшие товарищи адаптируются к школе. Младшим приходится догонять старших для того, чтобы как минимум сравняться с ними, а это еще большая нагрузка и на физическое и психическое здоровье. Родителям нельзя об этом забывать.

Итак, что такое уровень готовности ребенка к школе

Существуют различные системы, диагностические задания и тесты, которые помогают определить уровень готовности ребенка к школе. В них в основном включаются одни и те же элементы:

  • оценка развития познания;
  • уровень базового опыта (интересы, хобби и др.);
  • оценка языкового развития;
  • уровень эмоционального развития и умения общаться;
  • удовлетворительно ли физическое состояние;
  • соответствие нормам зрительных памяти, восприятия и слуховой способности;
  • общая психологическая готовность.

Так, соответственно, определение готовности ребенка к школе будет производиться согласно удовлетворительным оценкам этих основных показателей.

Проблема готовности ребенка к школе

Некоторые родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью. Кто как не родители смогут объяснить малышу, что с ним происходит, почему он находится в состоянии неудовлетворенности и тревоги. Он понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь как школа и совсем не боится трудностей. Если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.