Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений. Как доказать необходимость ремонта крыши здания Как обосновать необходимость проведения ремонта кабинета

  • Как Ресурсонабжающей организации получать получать сведения о собственниках, если УК отказывается предоставлять информацию?
  • Вправе ли УК выставить собственникам квартир единовременные однократные начисления за диагностику газового оборудования?
  • Можно ли произвести испытание системы центрального отопления без заявления собственников?
  • Кто может подписать протокол вместо председателя УК? Достаточно ли подписи других собственников?
  • Имеет ли право физлицо после достижения 70 лет на скидку по оплате коммунальных услуг на кап. ремонт?

Вопрос

Как доказать необходимость ремонта крыши здания?

Ответ

Необходимость текущего или капитального ремонта крыши определяется с учетом износа конструктивных элементов, а также истечения срока эффективной эксплуатации крыш. В случае возникновения спорных вопросов, заключение о необходимости ремонта крыши, как и других конструктивных элементов здания, могут выполнить экспертные организации или организации имеющие допуск СРО.

В настоящее время в РФ действуют следующие нормативные акты, в области регламентации проведения текущего и капитального ремонта:

Нормы от 23.11.1988 № ВСН 58-88 (р) (орган, утвердивший документ или приложение к документу — ГОССТРОЙ СССР) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». В данных нормах приводятся определения текущего и капитального ремонта здания, согласно которым:

Текущий ремонт здания — ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт здания — ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом прил. 7.

Таким образом, необходимость ремонта крыши можно обосновать истечением срока эффективной эксплуатации, установленном в прил. 3. Например, срок эффективной эксплуатации покрытия крыши из черной стали составляет 10 лет с момента строительства, соответственно по истечении данного срока необходимо проводить текущий ремонт покрытия.

Также определены переченьосновных работ по текущему ремонту зданий и объектов; переченьдополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.

Определение степени износа крыш и необходимость ее ремонта, возможно также определить из Приказа Госгражданстроя СССР от 24.12.1986 №№ 446, ВСН 53-86(Р).

Разъяснения о текущем и капитальном ремонте также приведены в методической документации Госстроя СССР от 29.12.1973 №№ 13-14.2000, 279 «МДС 13-14.2000 Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

НОРМЫ ОТ 23.11.1988 № ВСН 58-88 (Р) (ОРГАН, УТВЕРДИВШИЙ ДОКУМЕНТ ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКУМЕНТУ — ГОССТРОЙ СССР)

"4. Текущий ремонт зданий и объектов

4.1. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом прил. 7.*

4.2. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам.

Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.

4.3. Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организаций, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятий министерств и ведомств).

Приемка законченного текущего ремонта объекта коммунального или социально-культурного назначения должна осуществляться комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя соответствующего вышестоящего органа управления.

Порядок приемки жилых зданий после текущего ремонта должен устанавливаться Минжилкомхозами (Минкомхозами) союзных республик, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — соответствующими органами отраслевого управления.

4.4. При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

4.5. Текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом прил. 8. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов.

Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

  • модернизация -
  • дооборудование -

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание


Забор, ограда
Автомобильная дорога

Автомобиль


Компьютер
2. Хранить информацию.

Ремонт

Традиционно различаются разные уровни средний

Термин «реконструкция»

Термин «модернизация»

Термин «дооборудование»

Планирование работ

Определение цели

ЗАЯВКА НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУЦКИЮ, МОДЕРНИЗАЦИЮ, ДООБОРУДОВАНИЕ

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

333222333
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю
Здание дома культуры 777888999 Улучшение характеристик

и отделочных работ,

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 1
дебет счета бюджетного учета
1 2 3 4

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

  • в части бюджетных средств;

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

Ремонт, реконструкция, модернизация, дооборудование - как правильно разграничить, спланировать и учесть расходы

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов. Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

Многие нормативные правовые акты начинаются с определений понятий и терминов, применяемых в документе. Так, например, понятиям и терминам посвящены ст. 6 БК РФ, ст. 8 и 11 НК РФ, ст. 15 и 20 ТК РФ. В тех случаях, когда для ключевых терминов нет четкого и однозначного определения, применение норм законодательства на практике вызывает массу вопросов и спорных ситуаций.

Так и было до недавнего времени в отношении вопроса о разграничении бюджетным учреждением работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию. До 2009 г. ни Инструкция по бюджетному учету, ни законодательство о бухгалтерском учете в целом, ни законодательство о бюджетной классификации не содержали указанных понятий.

В 2009 г. Минфином России для бюджетных учреждений были разработаны Методические рекомендации по применению КОСГУ (системное письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931), которые содержали, в частности, четкие определения терминов «реконструкция», «модернизация», «дооборудование» с целью правильного отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. В этом же письме были приведены отличительные характеристики ремонтных работ.

В системном письме о порядке применения КОСГУ в 2010 г. (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383) даны аналогичные определения операций, увеличивающих стоимость объекта основных средств:

  • реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Это определение полностью совпадает с тем, которое приведено в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ;
  • модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;
  • дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.
В то же время в указанном Письме определено, что понятие «ремонт» включает в том числе:
  • устранение неисправностей;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне;
  • проведения некапитальной перепланировки помещений;
  • отделочные работы.
Функциональное назначение основного средства

Далее при рассмотрении принципов, позволяющих провести границу между разными видами работ, будет неоднократно использоваться понятие «функциональное назначение основного средства». Прежде чем квалифицировать вид работ, необходимо четко сформулировать, для чего предназначено основное средство, а потом определить, как изменится исполнение этих функций в результате проведения работ. На первый взгляд, кажется, что дать такое определение не представляет сложности (см. табл. 1).

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание 1. Обеспечивать защиту от атмосферных явлений.
2. Обеспечивать сохранность имущества.
3. Обеспечивать условия для деятельности людей.
4. Обеспечивать условия для работы оборудования.
Забор, ограда 1. Обозначать границы участка.
2. Ограничивать доступ на участок.
Автомобильная дорога 1. Обеспечивать перемещение автомобилей.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении автомобилей.
3. Обеспечивать комфорт при перемещении автомобилей.
Автомобиль 1. Обеспечивать перемещение людей и грузов.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении людей и грузов.
3. Обеспечивать защиту людей и грузов от атмосферных явлений.
4. Обеспечивать сохранность находящегося в автомобиле имущества.
Компьютер 1. Обрабатывать информацию - преобразовывать информацию одного вида в другой.
2. Хранить информацию.
Сформулировав подобным образом назначение основного средства, далее становится проще анализировать различные ситуации. Например, в отношении зданий, какие условия необходимо создать для людей? - Освещение, воду, канализацию. Но относится ли к необходимым условиям для работы вид обоев или материал отделки потолка?

В следующих разделах будет показано, как определение функционального назначения основного средства становится ключом для разграничения разных видов работ.

Ремонт

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Даже если в результате ремонта произошло улучшение характеристик объекта, его стоимость не увеличивается. Особенно актуально это положение в отношении компьютерной техники, поколения которой меняются очень быстро.

Традиционно различаются разные уровни проведения ремонта: текущий, средний и капитальный. В то же время однозначное разграничение этих понятий в законодательстве отсутствует. Например, в Градостроительном кодексе РФ термин «капитальный ремонт» встречается неоднократно, однако его определение не приведено. Поскольку с точки зрения применения бюджетной классификации и порядка ведения бюджетного учета между текущим и капитальным ремонтом не существует различий, бухгалтеру нет необходимости заниматься разграничением таких расходов.

При этом нужно принимать во внимание тот факт, что в практике строительных организаций под капитальным ремонтом нередко подразумевается комплекс работ по улучшению объектов капитального строительства, что не соответствует терминологии, определенной бюджетным законодательством.

В качестве отдельного вида ремонта можно выделить отделочные работы. В системных письмах Минфина России определения этого термина нет, но его смысл можно понять из приведенного перечня работ. Под отделочными работами понимаются работы, не обусловленные восстановлением объекта, но и не приводящие к улучшению его основных характеристик, например, покраска в другой цвет.

В основном термин «отделочные работы» применяется к объектам капитального строительства, но по аналогии может быть отнесен и к автотранспорту (автомобиль тоже можно покрасить в другой цвет без цели восстановления) и к любому другому имуществу, когда работа касается только изменения внешнего вида объекта.

Разграничить отделочные работы и работы, приводящие к улучшению объекта основных средств, как раз и поможет определение функционального назначения основного средства. Если работы не влияют на качество исполнения основных функций и не добавляют новых функций, то такие работы можно отнести к отделочным.

Реконструкция, модернизация, дооборудование

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

Термин «дооборудование» предполагает неотъемлемое улучшение объекта основных средств. Из этого следует, что добавляемые к объекту новые части должны быть, во-первых, трудноотделяемыми, во-вторых, придавать объекту новые свойства.

Планирование работ

Важной задачей на этапе планирования работ является постановка целей и определение объема работ.

Определение цели

Чтобы правильно определить, к какой категории работ, ремонту или реконструкции (модернизации, дооборудованию), относится операция, которую планирует произвести учреждение, в первую очередь, нужно определить цель.

Если первоначальная цель работ - восстановление работоспособности или технических характеристик, или внешние изменения, не влияющие на качество выполнения объектом своих функций, значит, производится ремонт.

Если цель работ - улучшение основных характеристик исправного объекта или добавление новых функций, значит, они могут быть отнесены к реконструкции, модернизации или дооборудованию. В этом случае далее надо определиться с выбором одного из трех видов операций. Если операция предполагает замену узлов или частей, то это модернизация (или реконструкция). Если операция предполагает добавление узлов и частей, то это дооборудование (или достройка).

Обоснование необходимости расходов на проведение работ

Для исключения при проведении контрольно-ревизионных мероприятий лишних вопросов о целесообразности проведения ремонтных и иных работ, а также для упорядочивания всех операций с имуществом, в том числе по восстановлению основных средств, учреждению рекомендуется установить на уровне учетной политики следующий порядок:

  • Назначить отдельным приказом (распоряжением), не включая в сам текст учетной политики, лиц, ответственных за эксплуатацию различных видов имущества, находящегося в оперативном управлении, пользовании, аренде и т.д. При этом такие лица не обязательно должны быть материально-ответственными. Например, материально-ответственным за компьютер может быть лицо, в чьем пользовании он находится, а ответственным за эксплуатацию всех компьютеров в учреждении - специально назначенный квалифицированный сотрудник.
  • Вменить в обязанность лицам, ответственным за эксплуатацию объектов имущества, осуществление контроля за их техническим состоянием, а также составление заявок на проведение ремонта, реконструкции, модернизации, дооборудования. Определить, что указанные работы не выполняются без соответствующей заявки, утвержденной руководителем.
  • Установить форму заявки. Образец заполнения табличной части заявки приведен ниже (шапка должна содержать реквизиты учреждения, дату и номер, подпись руководителя, а подвал - подпись лица, ответственного за эксплуатацию имущества).

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 333222333 Изображение на мониторе нечеткое, «плывет», регулировками не устраняется Диагностика и ремонт, при необходимости средствами сторонней организации Восстановление работоспособности
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Стук в передней подвеске - разрушились сайлент-блоки Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777 Системные ресурсы - объем оперативной памяти - не достаточны для использования программы «ААА» Дооборудование дополнительной оперативной памятью Возможность использовать программу «ААА»
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю Восстановление эксплуатационных характеристик
Здание дома культуры 777888999 Стекающие с крыши дождевые и талые воды заливают крыльцо, ступени покрываются льдом и разрушаются, возможны травмы Достроить над крыльцом навес Улучшение характеристик

Лицо, ответственное за эксплуатацию имущества, должно составлять заявки вне зависимости, имеются ли средства для осуществления предложенных мероприятий. Введение в практику учреждения такого порядка планирования ремонтных и иных работ позволит решить не только проблемы обоснования расходов при контрольно-ревизионных мероприятиях, но и систематизирует всю деятельность учреждения по содержанию и обслуживанию имущества. Также при разработке учетной политики целесообразно принять решение в отношении заявок на замену расходных материалов (тонер, картриджи) и проведение регламентного технического обслуживания.

На этапе планирования работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию необходимо принимать во внимание требования ст. 34 БК РФ, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. А органам местного самоуправления, получающим межбюджетные трансферты (за исключением субвенций), следует также учитывать требования ст. 136 БК РФ. Иными словами, необходимо быть готовыми обосновать целесообразность производимых улучшений объектов имущества и отделочных работ, а также то, что проводимые улучшения направлены именно на более качественное осуществление основной деятельности учреждения. Например, какую учреждение смогло бы указать причину при составлении заявки, на работы по установке в автомобиль автомагнитолы (если ее не было в заводской поставке)?

Особенности заключения договоров на выполнение работ

При планировании ремонтных и других работ, осуществлении кассовых расходов, а также при контрольно-ревизионных мероприятиях нередко возникают различные конфликтные ситуации. Многие из таких ситуаций можно избежать, если руководствоваться простым принципом: статья КОСГУ, на которую будут отнесены расходы по договору, определяется тем, что является результатом исполнения договора.

Этот принцип подразумевает, что статья КОСГУ определяется в зависимости от того, что изменилось в самом учреждении в результате выполнения договора. Этот принцип очень прост, но, к сожалению, в практике встречаются ситуации его глубокого непонимания. Типичными ошибками являются:

  • ошибка № 1 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произошло у исполнителя;
  • ошибка № 2 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произойдет в учреждении позднее.
Особенную сложность и для бухгалтера, и для работника планово-экономической службы, и для юриста учреждения, представляет выработка правильного порядка действий, когда в рамках одной и той же сделки выполняются операции и по восстановлению объекта основных средств и по его улучшению. В таком случае следует, четко и последовательно применяя вышеизложенные принципы, разделить по задачам и по суммам ремонтно-восстановительные работы и работы по улучшению в рамках одного договора или заключить несколько различных договоров.

Если необходимо выделить различные виды работ в рамках одного договора, то сделать это следует в разделе «Предмет договора», явно указав два (или более) вида работ, а также в разделе «Сумма договора», указав стоимости соответствующих видов работ. Следовательно, отчитываться за выполненные работы исполнитель будет разными документами: одним актом по ремонтным работам и другим - по работам по улучшению.

Такие же ситуации могут возникать при проведении крупномасштабных работ по реконструкции зданий или реставрации памятников. При анализе конкретных случаев некоторая часть из всего комплекса реконструкционных работ может быть квалифицирована как ремонтно-восстановительные работы, будет частично оплачиваться за счет подстатьи 225 КОСГУ и не приведет к увеличению стоимости здания на всю сумму произведенных работ по договору. А при реставрации памятника может также производится и существенное улучшение, требующее применения в некоторой части суммы договора статьи 310 КОСГУ и ведущее к увеличению стоимости памятника.

Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 3
дебет счета бюджетного учета кредит счета бюджетного учета
1 2 3 4
Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по ремонту или восстановлению работоспособности или отделочные работы (в том числе стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения ремонтных работ.

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для производства ремонтных работ.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения ремонтных работ.
  • в части бюджетных средств;
  • в части целевых внебюджетных средств;
  • в части средств от предпринимательской деятельности

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по реконструкции, модернизации, дооборудованию (в том числе и стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для выполнения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

Увеличение стоимости основного средства в результате реконструкции, модернизации, дооборудования.

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

1 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

2 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

3 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

4 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

Как написать обоснования для капитального ремонта здания школы, планы, сметы?

Ответ

Обоснованием для проведения капитального ремонта здания школы являются результаты технического обследования. Оно определяет степень его физического и морального износа, необходимость проведения ремонтных и реконструкционных работ.

Для проведения такого обследования необходимо привлечь специализированную организацию по гражданско-правовому договору на выполнение работ.

<…> В соответствии с п. 5.8 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утв. приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. , разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать:

  • проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
  • составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
  • технико-экономическое обоснование и ;
  • разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. <…>

Подготовка перечисленных документов требует проведения инженерно-изыскательных работ, а соответственно и необходимого уровня квалификации. Такое обследование проводится специализированной организацией по договору с образовательной организацией.

Следовательно, установление необходимости проведения капитального ремонта здания школы устанавливается по результатам технического обследования, определения степени физического и морального износа здания. Договором на проведение технического обследования может предусматриваться и составление проектно-сметной документации, технико-экономического обоснования и проекта проведения работ.

Техническое обследование физического состояния здания может проводиться в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст.

Как показывает практика, определить грань между ремонтом и реконструкцией бывает достаточно трудно. Наши коллеги из журнала «Учет в строительстве» подготовили обзор последних разъяснений чиновников и арбитражной практики по этому вопросу. Рекомендации статьи помогут принять правильное решение по учету затрат и исключить лишние споры с налоговиками.

При проверках налоговики проявляют повышенный интерес к расходам организации, связанным с проведением ремонтных работ. Особое внимание к таким расходам объясняется следующим: согласно пункту 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ, затраты на текущий или капитальный ремонт единовременно в полной сумме учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль.

В свою очередь затраты на реконструкцию увеличивают стоимость основного средства и списываются на расходы посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Таким образом, правильная квалификация работ позволит избежать проблем с учетом указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

Какие определения использовать

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Понятие реконструкции определено кодексом

Поэтому организации при квалификации работ для целей налогообложения должны руководствоваться определением, приведенным в Налоговом кодексе РФ. Причем даже в том случае, когда в Градостроительном кодексе РФ (статья 1) дается более точное определение, например, в отношении реконструкции линейных объектов. Именно такой позиции придерживаются чиновники Минфина России (см. письмо от 15 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/87).

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Таким образом, целью проведения реконструкции является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например увеличение срока полезного использования, мощности и др.

Данный вывод подтверждают и решения арбитражных судов. Так, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2010 г. по делу № А65-33483/2009 отмечено, что на объекте недвижимости был выполнен комплекс строительно-монтажных работ, в результате которых изменились его основные технические показатели, произведена перепланировка помещений и увеличилось их количество, изменилось качество инженерно-технического обеспечения объекта недвижимости, увеличилась энергетическая нагрузка на помещения с 1,5 кВА на 2 кВА, изменилось назначение объекта недвижимости.

В результате арбитры констатировали, что материалами дела доказан факт осуществления реконструкции здания.

Кроме того, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011 судьи отметили, что, согласно требованиям статьи 257 Налогового кодекса РФ, квалификация произведенных работ в качестве реконструкции в целях исчисления налога на прибыль может быть осуществлена только при наличии проекта реконструкции.

Какие работы относить к ремонтным

Понятие «ремонт» в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует. В то же время с недавних пор в Градостроительном кодексе РФ появились определения капитального ремонта. Изменения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ. В частности, к капитальному ремонту объектов относится:

Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций (исключением являются несущие строительные конструкции);

Замена и (или) восстановление систем (сетей) инженерно-технического обеспечения объектов недвижимости или их элементов;

Замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Кроме того, отдельно приведено определение капитального ремонта линейных объектов.

Это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов недвижимости и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон указанных объектов.

Учет расходов на реконструкцию

При проведении реконструкции налогоплательщик за все время проведения работ должен обеспечить накопительный учет данных о затратах в разрезе всех элементов расходов (материалы, оплата труда, начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и др.). По окончании работ по реконструкции производится оценка первоначальной стоимости реконструированного объекта с учетом расходов на реконструкцию, включающих в том числе затраты на оплату услуг сторонних организаций. Следовательно, расходы по реконструкции до момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию квалифицируются в качестве формирующих первоначальную стоимость амортизируемого имущества – основного средства.

Указанные затраты после получения разрешения на ввод в эксплуатацию включаются в состав расходов посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

Таким образом, расходы по строительству объекта недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав на объект (письмо Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/96).

Обоснование расходов на ремонт

Для того чтобы избежать претензии со стороны налоговой инспекции при проведении ремонта, необходимо иметь в наличии документы, обосновывающие проведение ремонта и подтверждающие затраты на его проведение.

К таким документам относятся: дефектная ведомость, приказ руководителя организации о проведении ремонта, договор на выполнение ремонтных работ (если ремонт осуществляет фирма самостоятельно, необходимы планы (графики) ремонта, сметы расходов на ремонт, накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств и на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, производящим ремонт), акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов, технические характеристики объектов после ремонта, экспертные заключения.

Данный подход разделяют и судьи. Например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. по делу № А05-5601/2010 к документам, подтверждающим необходимость проведения капитального ремонта, а следовательно, и оправданность расходов, отнесены план ремонтных работ и дефектные ведомости.

Арбитры квалифицировали проведение работ в качестве ремонтно-строительных, поскольку в результате их выполнения не увеличились технико-экономические показатели объекта, необходимость работ вызвана износом конструкций здания и оборудования, которые требовали восстановления или замены в соответствии с установленными сроками капитального ремонта для продолжения дальнейшей эксплуатации объекта. При этом был устранен моральный износ имеющегося оборудования.

Судьи Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-1315/2011) проанализировали представленные договоры, дефектные ведомости, акты выполненных работ и счета-фактуры, а также заключения специалистов, полученные как в ходе выездной налоговой проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и решили, что в рассматриваемом случае был произведен ремонт здания.

При этом материалами дела было установлено, что технико-экономические показатели объекта не изменились и, следовательно, проведенные организацией работы относятся к категории ремонтных, а их стоимость правомерно отнесена в состав расходов, связанных с поддержанием основного средства в рабочем состоянии.На основании судебных решений можно сделать вывод о том, что к ремонтным относятся такие виды работ, которые не приводят к улучшению характеристик объекта основных средств. Причем при ремонте можно использовать новые, более долговечные и экономичные запчасти и материалы (детали) вместо изношенных.

1.1 Контроль технического состояния (техническая диагностика)

Практика эксплуатации подводных переходов (ПП) магистральных трубопроводов (МТ) показала, что для предотвращения серьезных аварий и своевременного проведения планово-предупредительного ремонта необходимо периодическое обследование их технического состояния.

Контроль технического состояния (техническая диагностика) подводного перехода осуществляется специальными целевыми проверками, обследованиями и измерениями с применением средств технической диагностики (СТД) в период эксплуатации и ремонта, а также после нормативного срока эксплуатации.

Контроль технического состояния подводных переходов магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) осуществляет эксплуатирующая организация с привлечением (при необходимости) специализированных организаций в соответствии с графиками технического обслуживания и ремонта.

Использование различных методов неразрушающего контроля, технологий и средств технической диагностики - один из эффективных и перспективных путей повышения надежности магистральных трубопроводов и особенно подводных переходов МНПП. Широкое внедрение диагностики способствует раннему обнаружению дефектов, своевременному их устранению, сокращению трудовых затрат и времени, необходимых для выполнения ремонтных работ.

При выборе той или иной технологии обследования, метода неразру тающего контроля и средств технической диагностики необходимо проводить технико-экономический анализ и определять технико-экономическую эффективность их применения.

Технико-экономический анализ и определение технико-экономической эффективности позволяют:

    обосновать наиболее рациональные направления и очередность использования тех или иных СТД;

    выбрать наиболее экономичные варианты обследования ПП МТ и режимов его эксплуатации;

    определить оптимальные варианты и рациональное применение СТД;

    установить социальный эффект от внедрения СТД.

В основу применения тех или иных средств технической диагностики должен быть положен учет полезного результата применения СТД и затрат на нее. Мерой полезного результата может быть принято приращение надежности ПП МН, обусловленное устранением выявленных дефектов. Затраты на применение СТД должны учитывать не только стоимость собственно контроля и сопутствующих операций, но и убытки, связанные с возможной отбраковкой.

Основной задачей технической диагностики ПП является определение количественных и качественных зависимостей между факторами, вызывающими образование и развитие дефектов, и действительными значениями характеристик дефектов.

Специальные целевые проверки ПП должны осуществляться путем наружного обследования (обхода, облета, водолазного и приборного), а также с применением внутритрубных средств технической диагностики.

Периодичность обследования ПП устанавливается руководством эксплуатирующей переход организации.

Контролируемыми параметрами при обследовании ПП с применением внутритрубных средств технической диагностики (внутритрубных инспекционных снарядов) являются:

    фактическое плановое и высотное положения ПП;

    плотность (наличие) грунта вокруг трубы ПП;

    диаметр (геометрия) трубы (дефекты геометрии - гофры, вмятины, овальность);

    толщина стенки трубы (точечная и сплошная коррозия, трещины, расслоения и другие дефекты).

Результатом контроля технического состояния ПП должна быть оценка фактического состояния и составление графика планово-предупредительного ремонта (ППР) по поддержанию ПП на проектном уровне в процессе эксплуатации за счет своевременного осуществления технического обслуживания и ремонта. Работы по контролю технического состояния основной нитки ПП с помощью внутритрубных инспекционных снарядов (ВИС) проводятся совместно с обследованием линейной части участка МНПП, в состав которого входит ПП. Работы по контролю за техническим состоянием резервной (резервных) нитки ПП проводятся отдельно, если на резервной нитке имеются камеры пуска и приема очистных и диагностических устройств.

Контролируемые параметры, способы и методы контроля, периодичность выполнения работ, результаты обследования ПП определяются в соответствии с }