Устройство подпитки системы отопления. Как работает автоматический клапан. Почему устройства подпитки системы отопления так важны

Любая отопительная система нуждается в технических узлах, которые смогли бы обеспечить безопасность ее функционирования. Один такой элемент - клапан автоматической подпитки. Что это за устройство? Как оно устанавливается? Какими эксплуатационными преимуществами обладает? Обо всем этом в статье.

Зачем необходима дополнительная подпитка?

Подпитка независимой системы отопления

В закрытой схеме отопления теплоноситель принудительно или естественным образом циркулирует от котельной установки через все обогревательные приборы, а затем возвращается назад. Для того чтобы этот процесс происходил максимально эффективно, необходимо постоянно поддерживать рабочее давление, а оно напрямую зависит от объема горячей воды.

Даже если схема отопления собрана с соблюдением всех правил и норм, и обеспечена ее герметичность, потери объема теплоносителя избежать не удастся. А все потому, что утечки все равно присутствуют. Они могут происходить через стыки магистральных элементов, небольшое количество воды теряется при открывании крана Маевского, также она просачивается и через сальниковые уплотнения циркуляционного насоса.

Конечно, описываемые потери незначительны для закрытого отопления, но со временем все они суммируются. Существенно осложняет положение любая коммуникационная авария. Поэтому необходимо периодически пополнять объем горячей воды, которая курсирует внутри закрытой системы. Для этого и существуют специальные клапаны подпитки.

Где устанавливаются описываемые клапаны?

Как и любой другой технический элемент, клапан подпитки можно и нужно устанавливать только в определенном месте магистрального отопления.

При его монтаже необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Клапан подпитки устанавливается там, где присутствует минимальное рабочее давление теплоносителя. В этим местом является вход перед насосным оборудованием.
  2. В случае выбора клапана с механическим управлением необходимо установить кран или арматурную задвижку. Она монтируется между самим контуром отопления и линией, которая питает систему холодной водой.
  3. Когда циркуляционный насос нагнетает рабочее давление больше, чем давление, формируемое подпиточным клапаном, нужно обязательно устанавливать повышающий насос.
  4. Чтобы в подпитывающую линию не попадала вода из системы отопления, монтируется затворный кран.
  5. Любой подпитывающий клапан должен быть укомплектован манометром.

Механическая или автоматическая подпитка - какую выбрать?

Клапан подпитки может иметь механическое и автоматическое управление. Первый вариант устанавливается там, где функционируют небольшие системы отопления. В них, как правило, любые скачки рабочего давления теплоносителя регулируются при помощи мембранных баков. А потери объема воды легче всего компенсировать, открыв вручную кран подачи в холодном водопроводе. Главное неудобство такого варианта - необходимость опыта для выполнения описываемых операций, а также обладание определенными техническими знаниями и навыками.

Обратите внимание! В этом случае придется самостоятельно контролировать давление внутри . Чрезмерное увеличение объема теплоносителя может привести к возникновению аварийной ситуации.

Автоматические клапаны подпитки устанавливаются в больших разветвленных системах. Нередко они входят в комплектацию отопительного котла, становясь частью его автоматики. Монтаж такого устройства не вызывает особых трудностей. Но его осуществление делает всю схему энергозависимой. И это необходимо учитывать, выбирая ту или иную разновидность технического узла.

Принцип работы автоматического клапана


Клапан авто подпитки

Принцип работы автоматического клапана предельно прост. Предварительно настраиваются параметры работы. Заранее программируются потери воды - закладываются показатели наименьшего давления. Если объем теплоносителя падает, допустим, на 10%, клапан срабатывает и запускает работу насоса. Последний из магистрали подачи холодной воды закачивает необходимый объем жидкости. Когда происходит восполнение, клапан снова срабатывает и перекрывает подачу в автоматическом режиме.

Монтируется описываемое устройство просто. Сначала на линии подачи холодной воды устанавливается измерительный манометр или любой другой электроконтактный датчик, который позволяет регулировать давление в двух направлениях. Одна его группа настраивается на меньшее рабочее давление. Именно там устанавливается промежуточное реле или контактор. Он при падении объема горячей воды внутри закрытой схемы включает механизм, запускающий вытягивающий насос. Вторая группа отключает все эти звенья, когда объемы воды восполнены. В качестве исполнительного механизма может быть использован электроклапан - вентиль с электромотором.

Обратите внимание! При использовании автоматического клапана подпитки система отопления самостоятельно контролирует давление и так же самостоятельно рассчитывает компенсирующий объем воды. Это главное преимущество данного технического узла.

Когда нужно организовывать подпитку при помощи байпасной схемы?


Автоматическая подпитка систем и ее эффективность

Как правило, все закрытые системы отопления могут эффективно функционировать только при большом рабочем давлении теплоносителя. Но здесь решающим фактором становится еще и температура горячей воды.

При ее повышении увеличивается тепловое расширение некоторых технических узлов. Компенсировать его помогает установка экспанзомата - гидроаккумулятора, способного накапливать гидравлическую энергию при ее избытке и отдавать при недостатке. Подключать его необходимо по байпасной схеме. Как это сделать, читайте здесь.

Обобщение по теме

Подпитка помогает избежать возникновения коммунальных аварий. Кроме того, при помощи нее поддерживается необходимый объем теплоносителя внутри закрытой системы отопления, и обеспечивается постоянство ее рабочего давления. Автоматические узлы позволяют дистанцироваться от этих процессов.

Водяная система отопления, на сегодня, является наиболее экономичной и надежной. Эффективность водяного отопления зависит не только от качества нагревательного котла и трубопровода, но и дополнительной арматуры. Для обеспечения бесперебойной работы отопления, инженерная сеть должна быть оснащена устройствами подпитки системы. Для чего нужна подпитка отопительной системы, как устроен подпиточный узел, и какие особенности имеет его монтаж – читайте ниже.

Автоматическая подпитка закрытой системы отопления

В закрытой отопительной системе теплоноситель циркулирует принудительным или естественным способом от нагревательного котла к обогревательным приборам и обратно. Процесс перемещения теплоносителя по трубам тесно связан с давлением в трубопроводе: чем выше давление, тем лучше теплоноситель циркулирует в системе. При этом, давление в трубопроводе зависит от количества горячей воды. При протечках или разгерметизации трубопровода, уровень давления падает. Поддерживать систему в рабочем состоянии может ее автоматическая подпитка.



Для подпитки закрытой отопительной системы лучше всего подойдет установка специального автоматического узла.

Основной элемент автоматического узла подпитки – это редукционный клапан. Эта деталь состоит из специальной мембраны, которая сдавливает пружину. При падении давления в трубопроводе, пружина срабатывает, открывая проход в седле клапана через которое вода попадает в систему отопления. Лучшим местом для установки подпиточного узла считается “нулевая” точка (самая высокая точка в месте установки расширительного бачка).

Кроме того, для исправной работы системы, при монтаже узла автоподпитки, необходимо:

  • Установить за редукционным клапаном обратный: это позволит грязной воде из отопительной системы не попадать в водопровод;
  • Установить очистительный фильтр водоподготовки перед подпиточным клапаном: фильтр защитит систему от накипи и грязи, смягчит воду;
  • Установить накопительный гидроаккумулятор перед подпиточным узлом: при отключении водоснабжения гидроаккумулятор поддержит работу системы.

Кроме того, проводить подпитку отопительной системы закрытого типа можно с помощью байпаса. Через него же можно промывать противотоком фильтры системы.

Ручная подпитка системы отопления из водопровода

Подпитка закрытой отопительной системы может выполняться и вручную. Для этого систему отопления через подпитывающий узел необходимо связать с водопроводной трубой. Схема подключения подпиточной ручной арматуры схожа с устройством автоматической системой подпитки.



Так, система подпитки отопления от водопровода должна состоять из:

  • Подпиточной трубы. Для подпитки будет достаточно трубы диаметром в 13 мм. При этом, материал трубы не имеет значения. Но, водопроводчики рекомендуют использовать полимерные трубы: они монтируются проще металлических.
  • Вентильного крана с регулируемым протоком. При этом, лучше, если вентиль будет оснащен манометром.
  • Фильтра для подготовки воды. Если возможности поставить трехступенчатый фильтр нет, то можно воспользоваться обычным сетчатым или фильтром-грязевиком.
  • Обратного клапана. Клапан, при этом, должен ставиться в направлении от системы к водопроводу.
  • Счетчика воды. Такой счетчик позволит контролировать количество вливаемой в систему воды. Ведь, если подпитки выполняются часто и большим количеством теплоносителя, это может свидетельствовать о протечках в системе отопления.

После установки всех рекомендуемых элементов, для того, чтобы вручную подпитать систему, нужно будет лишь открыть вентильный кран, и дождаться оптимальных показателей давления. Рекомендованным для систем отопления является давление в 1,5 бар.

Клапан автоматической подпитки системы отопления: особенности установки

Как говорилось выше, редукционный клапан подпитки – это важнейший элемент подпиточного узла. От правильности монтажа редукционного клапана зависит эффективность всего подпиточного узла.

Поэтому, при монтаже редукционного клапана необходимо соблюдать такие рекомендации:

  • Для установки в системе отопления лучше всего выбирать клапан с манометром.
  • Клапан необходимо устанавливать в точке с наименьшим давлением в системе. Так, в отопительном контуре закрытого типа такой точкой является место входа перед насосом.
  • При установке механического клапана, систему необходимо дополнительно оборудовать запорной арматурой. Так, арматурная задвижка может быть установлена между магистралью с холодной водой и входом в отопительный контур.

Вместе с тем, для того, чтобы клапан срабатывал эффективней, отопительную систему необходимо оснастить циркуляционным насосом, повышающим давление. Это устройство будет нагнетать большее давление, нежели то, что может дать один лишь клапан.

Как выбрать насос для подпитки системы отопления

Подпиточный насос для отопительной системы позволяет теплоносителю легко преодолевать гидравлическое сопротивление труб, радиаторов, тем самым поддерживая бесперебойную работу контура. По своей конструкции все циркуляционные насосы делятся на устройства с роторами “сухого” и “влажного” типов.

В бытовых отопительных системах, зачастую, используют насосы «влажного» типа из-за их долговечности, бесшумности и небольших габаритов.

Устройство “сухого” типа имеют высокую производительность, но требует специальной подводки труб и проведения планомерного технического обслуживания. Как правило, такие насосы устанавливаются в стоящих отдельно котельных, и обеспечивают теплом

При выборе циркуляционного насоса для отопительной системы необходимо учитывать:

  • Продуктивность насоса (количество воды, которое насос может перекачать за единицу времени);
  • Напор и давление, которое может обеспечить насос;
  • На какую температуру теплоносителя рассчитан насос;
  • Диаметр входных отверстий для подключения насоса к системе

Кроме того, при выборе устройства необходимо учитывать его размеры и вырабатываемый при работе уровень шума. Особенно важны эти показатели, если насос будет устанавливаться в жилом помещении.

Как выглядит клапан подпитки системы отопления (видео)

При удалении воздушных пробок, увеличении объемов труб и протечках в местах их соединения, давление в трубопроводе системе водяного отопления может снижаться до критического уровня. Без достаточного давления теплоноситель не сможет исправно циркулировать. Повысить давление в системе можно, добавив теплоноситель. Сделать это можно с помощью автоматических и ручных подпиточных узлов. При этом, организовать подпиточную систему можно своими руками. А представленные выше рекомендации смогут в этом помочь!

Подпиточная система отопления является основополагающим моментом во всем механизме. Для предотвращения всевозможных неприятностей в обязательном порядке необходимо изучить устройство, понять всю суть деятельности и разобраться с топливными веществами.

Как правило, начинается с котельной, то есть места, где сжигают разнообразное топливо. После этого выработанное тепло теплоносителем передается по трубам. Важно отметить, что тепловые носители могут классифицироваться на несколько видов:

  1. Воздух;
  2. Вода.

Вода по своей сущности является наиболее распространенным тепловым носителем.

Однако рассматриваемое вещество наделено способностью быстро замерзать в момент снижения температуры.

Именно поэтому нередко применяют специальную жидкость под названием , которая при разбавлении с водой значительно уменьшает негативное воздействие на трубопровод. Тепловые носители при центральном отоплении могут направляться по обычной или же насосной системе.
Система обычного направления имеет очень простую структуру. Насосная же система более сложная. Она в основном используется в закрытом отоплении.


Производство подпитки

Клапан подпитки системы отопления предназначен для того, чтобы в момент ослабевания трубных соединений не происходили утечки. Именно поэтому регулярные проверки, подпитки, контроль давления и водного объема строго необходимы.

Соблюдая все правила можно забыть о возможных авариях и прочих неприятностях.

Подпиточный может работать в автоматическом режиме. Если рассматривать схематично, то структура становится предельно понятной. В подпиточный насос входит специальный клапан, в который встроена мембрана и пружина. Пружина, в свою очередь, удерживается этой мембраной. В момент трубного давления эти два элемента опускаются, создавая определенное отверстие, пропускающее воду. Спустя некоторый срок давление вновь нормализуется, а мембрана встает в свое исходное положение.

Помимо всего прочего, автоподпитка системы отопления предполагает в своей структуре и специализированные фильтры, не допускающие проход грязной воды. Каждый такой фильтр имеет манометр, указывающий на общее давление. Таким образом, можно беспрепятственно определить степень загрязнения в трубах.

Подпиточный клапан для системы отопления должен устанавливаться рядом с расширительным баком. Именно в этом месте он будет иметь возможность корректно работать, с точностью, сравниваемой с аптекарскими весами.

Важно знать, что расчеты расстояния между котлом и подпиткой должны быть максимально правильными.


Устройство автоматической системы отопления

Автоподпитка системы отопления и ее устройство имеет определенный алгоритм работы, состоящий из нескольких важных этапов:

  1. В момент падения давления до уровня меньше рабочего открывается специальный клапан, в котором отопление вновь пополняется тепловым носителем;
  2. В момент достижения рабочей нужной величины клапанового напора выключается насосная система.

Рассматриваемая схема максимально проста. Наиболее широко применяется электрическая система.


Упрощение системы

Клапан подпитки системы отопления значительно упрощает процесс наполнения устройства. По своей структурной части рассматриваемый механизм состоит из нескольких важных элементов:

  • Редуктор давления, поддерживающий постоянное системное давление в диапазоне от одного и до трех атм;
  • Редукционный клапан, воспринимающий жидкостное давление;
  • Шаровой кран, наделенный диаметром 0,5;
  • , ускоряющая процесс наполнения;
  • Фильтр грубой очистки, устанавливающийся на узелковом входе;
  • Обратная магистраль, подключающая уже собранный узел;
  • Отопительный котел.

На клапан подпитки системы отопления цена установлена в зависимости от подобранного варианта. В большинстве случаев выбранные модели укомплектованы обратными клапанами, сетчатыми фильтрами, а также ручными фильтрами.

Кроме того, на стоимостную расценку также влияет максимальное давление в рабочем состоянии и максимальный рабочий температурный режим.

Помимо всего прочего, необходимо отметить и установочный диапазон давления, который может варьироваться в различных показателях.


Теплоносителем в большей части современных отопительных систем выступает вода или же особые синтетические жидкости. Между обеими вариантами особых различий нет. Каждый из них предполагает разогрев магистрали без распада на составляющие компоненты и для каждого требуется подпитка системы отопления (из-за неминуемых потерь).

Технические параметры рабочих жидкостей

Рабочей жидкостью выступает не обыкновенная вода, взятая из водопровода или ближайшего водоема. Напротив, эта вода должна пройти специальную обработку, в нее должны добавляться полезные вещества, а примеси, негативно воздействующие на трубопровод и другие элементы системы, удаляться. В большинстве случаев подобная жидкость заливается в централизованные сети отопления. Должным образом обработать воду не так сложно, да и стоит это недорого, а сам процесс подпитки может выполняться в котельных помещениях.

Обратите внимание! Основным минусом воды в роли теплоносителя считается то, что она замерзает по достижении отметки в 0С, при этом отопительные приборы и трубопровод после этого зачастую разрушаются.

Что же касается синтетических составов, то температура промерзания у них заметно ниже, да и их химический состав уже оптимален для магистралей отопления. Но по причине высокой стоимости такие жидкости применяются преимущественно в индивидуальных системах отопления замкнутого типа.


Для чего нужна такая подпитка?

Вы, возможно, уже сталкивались с термином «клапан подпитки». Что он собой представляет и для чего требуется? Попытаемся это выяснить. Начнем с того, что во всех закрытых системах отопления (вне зависимости от используемого типа циркуляции рабочей жидкости) теплоноситель движется от котла, проходит через все отопительные приборы и, в конечном счете, возвращается обратно. И чтобы циркуляция постоянно происходила достаточно эффективно, необходима постоянная поддержка рабочего давления, которое, в свою очередь, связано непосредственно с объемами горячей жидкости.

Даже если при обустройстве системы выполнялись все требования и нормативы, а также при абсолютной ее герметичности, объем теплоносителя все равно со временем будет уменьшаться и этого, увы, не избежать. Причина тому предельно проста: утечки в сети будут в любом случае. Жидкость может вытекать через соединения отдельных элементов системы, через сальниковые уплотнители прибора циркуляции, также незначительное количество жидкости утеривается при каждом открытии . Безусловно, в условиях замкнутой системы данные потери несущественны, но рано или поздно все это суммируется и может стать причиной неожиданных проблем. Ситуация лишь усугубляется, если случается какая-либо системная авария.

Вывод очевиден: объем нагретого теплоносителя нужно периодически восполнять. С этой целью и были созданы упомянутые выше клапаны подпитки.


В каких местах устанавливать?

Клапан подпитки, равно как остальные технологические составляющие системы, должен устанавливаться лишь в строго отведенном для него месте. Рассмотрим основные требования, которые выдвигаются к установке данного устройства.

Ранее мы рассказывали о том каким нормам и рекомендациям СНиП следует придерживатся при монтаже отопительных систем, в дополнение к этой статье советуем вам ознакомится с данной информацией

  • Все подпитывающие клапаны в обязательном порядке комплектуются манометрами!
  • Подпитка системы отопления, точнее, сам клапан, нужно оборудовать в том месте сети, где напор рабочей жидкости минимален. Если же говорить о системах закрытого типа, то в них таким местом является именно вход рядом с насосным оборудованием.
  • Во избежание попадания воды из сети в линию подпитки рекомендуется еще и дополнительно установить запорный кран.
  • Если устанавливается клапан с контролем механического типа, то обязателен монтаж и арматурной задвижки либо крана. Монтировать их нужно между линией, подающей холодную воду, и самим отопительным контуром.
  • В случае если насос циркуляции добьется давления, превышающего давление, созданное клапаном подпитки, необходимо также в обязательном порядке установить повышающий насос.

Для более детального ознакомления с процессом советуем посмотреть тематический видеоматериал.

Видео – Подпитка отопительной системы

Разновидности подпитки: механика и автоматика

Существует два способа управления подпитывающим устройством:

  • механический;
  • автоматический.


Способ управления №1 целесообразен там, где используются маленькие отопительные системы. В подобного рода магистралях все перепады давления рабочей жидкости регулируются посредством специальных мембранных баков. При этом намного проще возобновить потери теплоносителя путем ручного открытия крана на трубопроводе, подающем холодную воду. Этот способ предельно прост, но сопряжен с определенными неудобствами: для выполнения таких, казалось бы, простых манипуляций требуется опыт, кроме того, нужны соответствующие технические навыки и познания.


Обратите внимание! Если имеет место использование механического клапана, вам придется самому заниматься контролем внутрисистемного давления в сети замкнутого типа. А если объем рабочей жидкости чересчур увеличится, то это чревато аварийными ситуациями.

А вот подпитка системы отопления посредством автоматики используется в больших магистралях со значительными ответвлениями. Иногда они комплектуются отопительными котлами, которые также становятся элементами их систем. Монтаж подобных клапанов не вызывает никаких трудностей, поскольку с ним вполне можно справиться своими руками. Хотя есть одно «но»: после установки автоматического клапана вся отопительная сеть станет энергозависимой. И на это обязательно следует обращать внимание при выборе того или иного типа подпитывающего узла.


Более детально ознакомиться с техническими параметрами клапанов, а также их среднерыночной стоимостью, можно из приведенной ниже таблицы.

Таблица. Сравнительная характеристика популярных подпитывающих клапанов

Наименование Материал Тип Диаметр, см Предельная температура Диапазон регулировки Цена
Honeywell VF04 1/2 E Латунь Механика 1,5 70 градусов До 6 бар 2600 рублей
ІСМА 1/2 Латунь Механика 1,5 90 градусов До 4 бар 1350 рублей
Meibes Fuelly 1/2 Латунь Автоматика 1,5 0,43 бар 1710 рублей
Tiemme 1 Латунь + пластмасса Автоматика 3 До 1,5 бар 3680 рублей
Caleffi 1/2 Латунь + пластмасса Автоматика 1,5 65 градусов До 4 бар 3520 рублей
Watts Alimat Alomd 1/2 Латунь + пластмасса Автоматика 1,5 До 4 бар 3750 рублей

Принцип действия автоматического подпитывающего клапана

Принцип действия, равно как и процесс установки, у такого устройства предельно прост. Заранее необходимо настроить все рабочие параметры. Запрограммируйте предварительно будущие потери воды – как правило, дополнительно следует указать еще и минимальные показатели давления в сети. И если объем рабочей жидкости снизится, к примеру, на 10 процентов, то это активирует клапан, который, в свою очередь, запустит насос.

При помощи этого насоса холодная вода из подающего трубопровода перекачивается в отопительную магистраль в требуемых объемах. И как только потери жидкости будут восполнены, клапан сработает повторно и прекратит автоматическую подачу теплоносителя.


С установкой описываемого прибора вполне можно справиться в одиночку. Вначале на трубопроводе, подающем холодную воду, нужно установить манометр либо же любой другой электронный датчик контактного типа (при помощи такого датчика пользователь сможет регулировать напор одновременно в двух направленностях). Одну из групп необходимо настроить на минимальное давление в сети.

Именно в этом месте следует вмонтировать контактор или же промежуточное реле. И как только объем горячего теплоносителя в замкнутой магистрали снизится, этот контактор инициирует включение механизма, который запустит вытягивающее насосное оборудование. Есть и вторая группа – она необходимо для того, чтобы деактивировать все эти процессы тогда, когда потери жидкости будут восполнены. Исполнительным элементом в данном случае может выступать электрический клапан – своего рода вентиль, оборудованный электромотором.

Важное замечание! Если применяется подпитка системы отопления посредством автоматики, то она (автоматика) будет самостоятельно как контролировать рабочее давление, так и заниматься расчетами компенсационного объема жидкости.

Подпитка по байпасной схеме – когда она может потребоваться?

Так уж повелось, что практически все отопительные системы замкнутого типа способны нормально функционировать исключительно при высоком давлении рабочей жидкости. Хотя это – не единственный важный фактор, поскольку имеет место и температура теплоносителя.


Так, если температура повышается, то это приводит к температурному расширению отдельных технических узлов сети. А с целью компенсации этого расширения устанавливается специальный гидроаккумулятор (известный также как экспамзомат), который способен вбирать в себя излишки гидравлической энергии или, наоборот, отдавать ее в случае дефицита. Гидроаккумулятор подключается таким же образом, как сантехнический байпас.

Подпитка систем открытого тип: схемы, инструкции

Отличительной особенностью открытой отопительной магистрали является то, что в ней отсутствует высокое давление. В связи с этим своего рода датчиком уменьшения объема жидкости может послужить расширительный бак, пусть и несколько модернизированный. Этот бак следует установить в наивысшей точке системы.

Обратите внимание! Подпитка в таком случае будет осуществляться исключительно при уменьшении объема теплоносителя в баке. Чтобы выяснить, действительно ли уровень упал, нужно открыть контрольную трубу: при дефиците теплоносителя там будет отсутствовать напор.

Зачастую выход данной трубы обустраивается на кухне или же в ванной комнате. И если при ревизии напора не будет, значит, в систему необходимо долить рабочую жидкость. Для этого служит другой элемент подпитывающей системы – узел, который соединяет отопительную сеть с водопроводом. С конструктивной точки зрения данный узел будет включать в себя такие элементы.

  • Шаровый кран, закрывающий/открывающий поток воды в сеть.
  • Обратный клапан – он нужен в целях предотвращения обратной подачи жидкости из сети в водопровод. Подобное может произойти, к примеру, при отсутствии воды в централизованном трубопроводе водоснабжения.
  • Фильтр. Как известно, качество водопроводной воды не всегда соответствует требованиям, поэтому ее нужно дополнительно очищать от разного рода мусора. Если этого не сделать, то на внутренних поверхностях металлических элементов образуется слой накипи.


Именно по такой схеме выполняется подпитка системы отопления открытого типа. Но стоит помнить, что нужно заранее установить воздухоотводчик, с помощью которого будут удаляться излишки воздуха. Добавим также, что для грамотного восполнения объема воды нужен ее минимальный температурный показатель.

Обратите внимание! Более простая схема подпитки может состоять из обыкновенного накопительного бака, хотя уровень воды в таком случае необходимо мониторить визуально.

Подпитка сети закрытого типа: схемы, инструкции

Если магистраль закрытая, то давление в ней, как было отмечено выше, повышено, следовательно, предыдущая схема в таком случае не подойдет. Здесь нужно устанавливать исключительно автоматический подпитывающий клапан. Принцип работы такого клапана описан выше, мы же рассмотрим простую схему ее установки, которую можно выполнить собственноручно. Она состоит из нескольких элементов (в такой последовательности): кран -> манометр -> подпитывающий редуктор.


К слову, именно редуктор является главным элементом данной системы. Состоит он из нескольких элементов, приведенных ниже.

Устройство и особенности закрытой системы отопления

Ранее мы рассказывали о том как устроенна закрытая система отопления, в дополнение к этой статье советуем вам ознакомится с данной информацией

  • Стопорная площадка, ограничивающая подачу жидкости из подпитывающей трубы.
  • Блок регулировки, включающий в себя мембрану и специальный шток с пружиной. Сам блок находится сверху прибора.
  • Обратный клапан – его функцию мы уже рассмотрели.

Видео – Редуктор подпитки

Вначале задается минимальный напор в сети при помощи блока регулировки. В этой время рабочая жидкость будет контактировать с мембраной, предотвращая опускание штока. И после того, как давление упадет ниже заданной отметки, пружина надавит на шток и тот все же опустится. В результате будет открыта заслонка, а вода из трубопровода начнет поступать в отопительную сеть. И когда давление нормализуется, шток обретет исходное положение, прекратив подачу теплоносителя.

Редуктор следует установить на трубу «обратки» непосредственно у входа в котел, так как именно здесь давление минимально. Если же система оснащена циркуляционным насосом, то подпитывающий узел следует разметить уже перед ним, иначе при работе его (насоса) напор может «скакать», что, в свою очередь, приведен к ложной активации редуктора.

Обратите внимание! Объем прохождения колеблется от 6 до 12 литров в минуту, более конкретная цифра зависит от заданного значения.

В качестве заключения

Подпитка системы отопления помогает избегать коммунальных аварийных ситуаций. Более того, с ее помощью поддерживается требуемое давление рабочей жидкости в системе. Что же касается конкретно подпитывающих клапанов, то устройства автоматического типа позволяют контролировать данные процессы дистанционно.


Чтобы обеспечить безопасную работу обогревающей установки, потребуется так называемая подпитка системы отопления, которая очень популярна среди владельцев частных домов. В целях надежного функционирования нужно довольно грамотно произвести расчет ее снабжения и осуществить качественный монтаж обогревательного устройства.

Расчет

Расчет подпитки отопления производится по формуле: площадь дома умножается на климатическую мощность и делится на 10. Коэффициент климатической мощности определяется исходя из региона, где расположен дом:

  • Центральный регион = 1,3-1,6 кВт;
  • Южный регион = 0,8-0,95 кВт;
  • Северный регион = 1,6-2,2 кВт;

Формула расчета следующая:
Nk=100*1,3/10=13 кВт,
где 100 - это площадь дома в м², а 1,3 - это показатель климатической мощности.

Узел подпитки

Подпитка системы обеспечивает обогревательное устройство необходимым давлением. При ее монтаже необходимо учитывать некоторые нюансы и следовать определенным правилам. Заполнение коммуникаций совершается в месте, где располагается сетевой насос.

Осуществляя монтаж, нужно произвести точный расчет и выяснить местонахождение наиболее пониженного давления.


В узел подпитки, прямо между контуром обогревательной установки и подпиточной линией, монтируется клапан.


Схема работы.

Контролирование подпитки закрытой системы отопления

Для компенсации перепадов давления в закрытой системе и понижения габаритов обогревательного устройства иногда применяются мембранные цистерны. При их наличии практически полностью отпадает необходимость добавлять воду в отопительный бак.

В этом случае подпиточная линия контролируется индивидуально, посредством подключения насоса. Такой тип конструкции является простейшим, но при функционировании необходимо прослеживать степень давления в установке самостоятельно. При его усилении выше разрешенной нормы запускается клапан предохранения, что является нежелательным.


Такие установки относятся к малым системам отопления и позволяют осуществлять контроль самостоятельно. В гораздо больших сетях коммуникаций применяется автоматическая подпитка, поскольку производить расчет функционирования и управлять вручную подобной схемой - довольно трудоемкий процесс.
.

Преимущество и монтаж автоматики

Наиболее важное достоинство подобного устройства - это отсутствие стороннего управления и постоянного надзора. Узел автоматической подпитки функционирует независимо, возлагая на себя расчет и контроль давления.

Если в обогревательной установке давление упадет ниже допустимого показателя, сработает особый клапан, который способствует пополнению цистерны теплоносителя. После прихода давления в норму, он автоматически отключится. Таким образом, автоматика полностью контролирует подпитку, при этом избегая аварий.


Схема подпитки.

Виды

Автоматические подпиточные системы бывают различных видов со своими преимуществами и недостатками.

Электрическая

Самой популярной является электрическая система. Преимущество такой установки в том, что ее монтаж не требует особых усилий. Кроме того, этот вид обходится дешевле. При этом электрическая система очень качественно исполнена и способна прослужить много лет.

Схема работы очень проста. Необходимо монтировать подпиточный клапан и поместить метрический датчик (манометр) в отопительную установку. Затем нужно определить, какой исполнительный механизм и насос будут использоваться для автоматической подпитки. Таким механизмом может быть электрический клапан, задвижка или даже вентиль.

Байпасная схема монтажа

В закрытой системе отопления давление изменяется под действием температуры теплоносителя. Компенсация повышенного давления в установке происходит при помощи экспанзомата, который, в свою очередь, поглощает нужное количество воды при тепловом расширении.

При охлаждении воды она уменьшается в объемах. При разгерметизации в отопительную установку может попасть воздух и под его воздействием давление в устройстве упадет. По этой причине большинство использует байпасную схему при установке автоматической системы отопления.


Включение установки производится при помощи вентиля, который позволяет наполнить бак жидкостью. При необходимости его можно заменить при помощи установочных кранов. В большинстве случаев обратный клапан имеется в самой установке и необходимость в его отдельном монтаже отпадает.

Установку нужно начинать с подготовительных работ. Запакуйте все резьбовые участки: с одной стороны запаковывается полипропиленовая муфта (американка), а с другой стороны – концевая муфта.

Необходимо впаять краны и врезать стандартный манометр. После этого подключайте конструкцию в любое место обогревательной установки.

Конфигурация устройства автонаполнения

Перед включением установки нужно произвести ее конфигурацию и указать необходимое для работы давление. Если обратить внимание на верхнюю часть устройства, то там можно обнаружить специальный винт, который предназначен для регулировки рабочего давления. Выкрутите винт до упора и начните медленно закручивать обратно, посматривая на манометр. Когда давление достигнет требуемой вам отметки, закрепите его контргайкой. Рычаг, который находится внизу запорного устройства, применяется редко, потому как он необходим только для выпуска жидкости в контур. Это можно сделать, открутив винт и, соответственно, перекрыть ее выход, закрутив.

Еще раз осмотритесь и убедитесь, что устройство настроено правильно, и все узлы в рабочем состоянии.