Тиснение фольгой на коже технология. Тиснение фольгой: технология и оборудование. В промышленной полиграфии также используется

Тиснение фольгой

Дмитрий Гудилин

Тиснение — способ механической отделки, позволяющий формировать на поверхности оттиска рельефное изображение (блинтовое и конгревное тиснение) и наносить на нее красочное, как правило металлизированное, изображение (тиснение фольгой). Тиснение фольгой — один из наиболее популярных способов выборочного нанесения на оттиск металлического покрытия. Металлизированные элементы оттиска привлекают внимание, а рельеф, который можно получить при горячем тиснении, подчеркивает их изысканность, что дает возможность эффективно выделять содержащие важную информацию части изображения. Это обусловило широкое применение тиснения в производстве самой разнообразной печатной продукции — от упаковки до открыток. Кроме того, все более широкое распространение получает припрессовка голограмм, повышающих степень защищенности печатной продукции от подделки, а также привлекающих внимание необычными оптическими эффектами. Изобразительные возможности тиснения очень широки — сочетания разных фактур и типов фольги обеспечивают огромное число оригинальных вариантов оформления.

Следует отметить, что тиснение — экологически чистый процесс, не предполагающий использования летучих органических веществ.

Горячее тиснение фольгой

Горячее тиснение фольгой — процесс переноса за счет давления и нагрева металлизированной или цветной пленки с промежуточной основы на оттиск. Горячее тиснение фольгой осуществляется нагретыми штампами. Между штампом и подлежащим тиснению материалом помещается фольга для тиснения — многокомпонентная система, включающая пленочную основу, разделительный слой, слой лака, слой металла или цветного пигмента и адгезионный слой. Штамп, воздействуя на фольгу, выборочно расплавляет разделительный слой и за счет давления переносит металлический или пигментный слой на оттиск.

Высокое качество фольги является одним из ключевых условий получения качественного оттиска. Основа фольги, обеспечивающая стабильность ее размеров, изготавливается из полиэфирной пленки. Разделительный слой связывает основу с окрашенным слоем и способен расплавляться под действием температуры штампа. Слой лака обеспечивает глянец тисненого металлизированного изображения и может придавать ему тот или иной цветовой оттенок. Слой цветного пигмента или мелкодисперсного металла (как правило, алюминия) определяет колориметрические и оптические свойства фольги. Он соединяется с запечатываемым материалом слоем термоадгезива, активируемого температурой штампа. Печатные свойства фольги зависят главным образом от свойств и толщины адгезионного слоя.

Ассортимент фольги для горячего тиснения исключительно широк — фольга может иметь традиционный металлический золотой или серебряный цвет, может быть цветной, может иметь различные текстуры (камня, кожи и т.п.), может быть глянцевой или матовой. Все большую популярность в отделке печатной продукции приобретает голографическая и перламутровая фольга. Основными характеристиками фольги, кроме ее цвета, являются механическая и химическая стойкость, светостойкость, кроющая способность. Выпускается фольга для работ разной сложности и для тиснения на различных материалах.

Горячее тиснение фольгой позволяет наносить металлизированное или цветное изображение на широкий спектр материалов, в том числе имеющих неровную поверхность. Единственное требование к запечатываемому материалу — стойкость к температуре штампа. К сожалению, этому требованию не отвечают многие полимерные пленки, поэтому нанесение на них изображения методом горячего тиснения фольгой невозможно.

При горячем тиснении фольгой возможно создание рельефного изображения за счет пластической деформации материала. Различают плоское и конгревное рельефное тиснение. В первом случае рельеф формируется только за счет воздействия штампа, во втором случае материал зажимается между штампом и матрицей (контр­штампом). Плоское тиснение используется в основном при работе с толстыми материалами, например с переплетным картоном. Конгревное тиснение обеспечивает эффект рельефности на материалах любой толщины. При конгревном тиснении, в зависимости от конфигурации штампа, тисненые элементы могут лежать как в одной, так и в разных плоскостях.

Для придания оттискам запоминающегося вида и повышения степени их защиты от подделки в полиграфии используются так называемые радужные голограммы — микрорельефные изображения на фольге. Существующие радужные голограммы можно условно разделить на три типа:

Плоские (2D);

Полностью объемные, трехмерные изображения (3D).

В последнее время разрабатываются всё новые оптические защитные элементы на базе фольги: цифровые голограммы, гелиограммы, Trustseal и т.п.

Голограммы для горячего тиснения имеют структуру, аналогичную структуре обычной фольги для горячего тиснения. Одно из основных требований при нанесении голограмм на оттиск — точное соблюдение приводки относительно запечатанного изображения, поэтому для их припрессовки используются специальные прессы со сложными системами контроля приводки.

Инструментами для горячего тиснения являются плоскорельефные клише и штампы, давящие элементы которых возвышаются над пробельными. Штампы для тиснения изготавливаются из цинка, магния, меди, латуни и стали. Выбор материала штампа определяется сложностью дизайна, величиной тиража и характеристиками материала, подлежащего тиснению.

Цинковые штампы наименее тиражестойкие. Магниевые штампы характеризуются низкой стоимостью и хорошо подходят для коротких тиражей — до 5 тыс. оттисков. Однако они не обеспечивают высокого разрешения и углы на оттиске будут воспроизводиться немного закругленными.

Медные штампы обеспечивают лучшее разрешение, чем магниевые, и имеют тиражестойкость от 50 до 100 тыс. оттисков. Они пригодны и для конгревного тиснения с небольшой глубиной рельефа.

Латунные штампы выдерживают тиражи свыше одного миллиона оттисков. Они позволяют воспроизводить графические элементы с резкими, четкими краями. Очень высокой тиражестойкостью характеризуются и стальные штампы.

Штампы изготавливаются методами травления или механически — фрезерованием и гравированием. Пробный оттиск со штампа получить достаточно легко — для этого, кроме самого штампа, требуется только образец фольги и материала, который будет тисниться.

Основными параметрами процесса тиснения являются давление тиснения и температура штампа.

Давление зависит от типа тиснения, вида изображения и характеристик материала, который подвергается тиснению. При тиснении фольгой давление должно обеспечить надежное закрепление красочного слоя фольги и получение четких очертаний графических элементов изображения при минимальной глубине тиснения. Требуемая глубина тиснения фольгой зависит от микронеровностей запечатываемой поверхности, ее плотности и жесткости материала, поэтому для тиснении шероховатых материалов требуется большее давление, чем для тиснения гладких материалов. При рельефном тиснении конгрев требует существенно большего давления, чем плоское тиснение. Помимо этого увеличивать давление приходится при большой площади печатающих элементов штампа и при работе с твердыми материалами.

Нагрев штампа способствует облегчению пластической деформации материала и снижению давления тиснения. Поэтому при рельефном тиснении нагрев может быть максимально возможным, но естественно, не превышающим температуру плавления или горения материала. При горячем тиснении фольгой нагрев выбирается исходя из температуры, при которой происходит полное отделение красящего слоя от основы фольги.

Для горячего тиснения фольгой используются тигельные, плоскопечатные и ротационные прессы. Тигельные прессы для горячего тиснения различаются в зависимости от характера движения тигля, который может перемещаться как прямолинейно, так и совершать сложное движение — в одной фазе качательное, в другой — прямолинейное. Тигельные прессы для тиснения могут включаться в состав печатно­отделочных линий или выполняться как операционные машины. Плоскопечатные прессы для горячего тиснения обычно строятся по стоп­цилиндровому принципу. Ротационные прессы отличаются наивысшей скоростью работы и вместе с тем требуют использования наиболее дорогих штампов. На практике для тиснения фольгой достаточно часто применяются переоборудованные машины высокой печати.

Холодное тиснение фольгой

Холодное тиснение — дешевый процесс, который позволяет улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, не предоставлявшим ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок. Еще недавно холодное тиснение фольгой имело репутацию перспективной, но сложной технологии, успешно внедрить которую удавалось лишь единицам. Сегодня, с разработкой новых клеев и специальной фольги, технология холодного тиснения стала доступной для внедрения во всех типографиях, располагающих печатно­отделочными линиями.

Холодное тиснение фольгой является разновидностью ламинирования. В процессе холодного тиснения производится приклеивание к запечатываемому материалу металлизированного слоя специальной фольги. Процесс холодного тиснения включает следующие основные этапы:

Нанесение на запечатываемый материал клея;

Ламинирование материала фольгой;

Активация клея (сушка);

Деламенирование (разделение запечатываемого материала и фольги).

Клей наносится на полотно материала способами флексографской, высокой, трафаретной или офсетной печати. При ламинировании материала фольгой ее металлизированный слой переносится на покрытые клеем участки полотна, после чего производится деламинирование.

В настоящее время технология холодного тиснения реализована в двух вариантах: «сухом» и «мокром». При «сухом» тиснении активация (первичное отверждение) клея производится до припрессовки фольги, при «мокром» тиснении — после припрессовки фольги. Более перспективной считается «мокрая» технология, поскольку при «сухой» ламинации сложнее определить параметры сушки (клей легко недосушить или пересушить), а также существуют проблемы совместимости клеев и водно­дисперсионных красок. Недостатком «мокрого» тиснения является высокое растискивание.

Достоинства холодного тиснения фольгой по сравнению с горячим тиснением обусловлены отсутствием необходимости использования нагретых штампов. Холодное тиснение характеризуется низкой стоимостью и малым временем изготовления инструментов (печатные формы значительно дешевле металлических штампов, время изготовления форм для разных способов печати составляет от нескольких минут до нескольких часов), возможностью нанесения металлизированного покрытия на термочувствительные материалы, например на полимерные пленки и ламинаты для туб, высокой скоростью процесса тиснения (отсутствуют потери времени на прогрев материала штампом), простотой и высокой точностью приводки изображения.

Недостатки холодного тиснения фольгой обусловлены главным образом особенностями взаимодействия клея и запечатываемого материала. Так, холодному тиснению не подлежат сильновпитывающие материалы, поскольку создать на их поверхности клеевую пленку требуемой толщины чрезвычайно сложно. Еще одним недостатком технологии является растискивание клея, ограничивающее разрешение тиснения.

При сравнении технологий следует принять во внимание, что с увеличением тиража стоимость оттиска, полученного методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимость оттиска изготовленного холодным тиснением. Это обусловлено тем, что при больших тиражах стоимость штампа для горячего тиснения составляет лишь незначительную часть общей стоимости заказа, в то время как расход клея при холодном тиснении прямо пропорционален тиражу.

Расходными материалами при холодном тиснении являются формные пластины, клей и фольга.

Наиболее часто клей наносится с фотополимерных форм в секциях флексографской и высокой печати. Для изготовления форм следует использовать пластины средней и высокой твердости (твердость определяется типом запечатываемого материала).

Для холодного тиснения фольгой обычно используются УФ­клеи. В устройствах «сухого» тиснения применяются УФ­клеи с катионным механизмом отверждения, в устройствах «мокрого» тиснения — УФ­клеи радикального отверждения. Клей для нанесения флексографским способом должен иметь вязкость 1300­1500 спз, для высокой печати — 5000­6000 спз.


,

Для беспроблемного нанесения клея запечатываемый материал должен иметь поверхностное натяжение 38­42 дин/см. Повышение поверхностного натяжения может осуществляться путем обработки полотна коронным разрядом или нанесения праймера.

Очень важным параметром является гладкость запечатываемого материала. Наилучшие результаты достигаются при работе с гладкими подложками, например с полимерными пленками или с бумагами с покрытием. Добиться хорошего качества тиснения на пористых, впитывающих клей материалах обычно чрезвычайно сложно. Облегчить работу с такими материалами поможет нанесение праймера. Важным требованием является чистота поверхности полотна — отсутствие на ней пыли и грязи.

При нанесении клея на красочный слой следует убедиться в их совместимости. Проблемы плохой адгезии часто возникают при «сухом» тиснении по водно­дисперсионным краскам, поскольку они плохо совместимы с катионными УФ­клеями. Улучшить адгезию клея к краске помогает праймер.

Фольга для холодного тиснения является многослойным материалом, состоящим из пленочной основы, разделительного слоя, слоя цветного лака, слоя мелкодисперсного металла или пигмента и адгезионного слоя. Разделительный слой толщиной 0,1­0,3 мкм скрепляет основу фольги с другими слоями и обеспечивает их разделение в процессе тиснения. Для этого его когезионная прочность должна быть меньше адгезии металлизированного слоя к клею. Адгезионный слой взаимодействует с клеем и обеспечивает прочное соединение металлизированного слоя фольги с запечатываемым материалом. Для создания оригинальных оптических эффектов и защиты печатной продукции от подделок может использоваться голографическая фольга, включающая дополнительный слой с голографическим изображением.

Фольга для «мокрого» тиснения должна пропускать УФ­излучение, к фольге для «сухого» тиснения такого требования не предъявляется.

Устройство для холодного тиснения фольгой должно включать печатную секцию для нанесения клея, устройство проводки фольги, ламинатор и сушилку. При «сухом» тиснении сушилка должна располагаться между печатной секцией и ламинатором, при «мокром» — между ламинатором и точкой разделения полотен. Расстояния между печатной секцией, ламинатором, сушильным устройством и устройством разделения полотен оказывают влияние на качество тиснения. Их величина зависит от скорости движения полотна, которая может достигать 120 м/мин и выше.

Для стабилизации процесса тиснения путь полотна запечатываемого материала от печатной секции до валика, разделяющего полотна, следует стараться делать прямым. Чем больше поворотов делает полотно и чем с большим числом лентоведущих роликов контактирует, тем сложнее контролировать процесс тиснения.

Важным условием высокого качества тиснения является контроль натяжения полотен.

Ламинатор состоит из пары не имеющих собственного привода валиков, один из которых имеет твердую поверхность, другой — эластичную. Рекомендуемый диаметр валиков — 50­80 мм. Твердость эластичной покрышки валика должна быть 80­90є по Шору. Для качества тиснения очень большое значение имеет угол между полотнами перед их соединением. Считается, что он должен быть минимальным, но полотна не должны касаться друг друга, иначе между ними останутся пузырьки воздуха.

Мощность сушильного устройства во многом определяет скорость тиснения. При «мокром» тиснении УФ­сушилка должна иметь повышенную мощность (не менее 120 Вт/см), так как часть света поглощается фольгой. Следует использовать сушильные устройства с регулируемой мощностью.

Разделение полотен выполняется с использованием стального валика с гладкой поверхностью. Рекомендуемый диаметр валика — 50 мм. Фольга должна отделяться от запечатываемого материала под углом 90є.

В настоящее время все ведущие производители узкорулонных печатно­отделочных линий оснащают свое оборудование устройствами для холодного тиснения фольгой. Разработаны и универсальные устройства, которые могут устанавливаться на машины различных производителей.

Холодное тиснение фольгой открывает перед типографиями возможности отделки материалов, которые раньше не могли металлизироваться фольгой. Благодаря отсутствию необходимости в изготовлении дорогостоящих штампов, а также легкости настройки оборудования, новая технология может потеснить позиции горячего тиснения фольгой в секторе малотиражной продукции. Дальнейшее развития холодного тиснения, вероятно, будет связано с совершенствованием и удешевлением клеев и фольги.

В настоящее время огромную популярность в производстве этикеток приобрело тиснение фольгой. Причиной является возможность придать этикетке прекрасного внешнего вида, что на сегодняшний день играет решающую роль при выборе продукции покупателем. Фольга придает характерный металлический блеск, чего невозможно добиться, используя металлизированные печатные краски. Даже применение металлизированной бумаги или пленки не дает такого эффекта, которого можно достичь тиснением фольгой, а кроме того, при печати по металлизированным материалам возникает целый ряд дополнительных трудностей.

Тенденции развития полиграфической и упаковочной индустрии дают все основания считать, что тиснение будет занимать все большее место в конечной отделке печатной продукции. В последнее время этот способ оформления стали применять не только для повышения привлекательности продукции, но и для защиты от подделок. Конечно, тиснение ведет к удорожанию изделия, однако качественно и оригинально оформленная продукция быстрее находит своего покупателя и создает положительный имидж компании-производителю.

Тиснение - способ механической и физикко-химической отделки, позволяющий формировать на поверхности оттиска рельефное изображение (блинтовое и конгревное тиснение) и наносить на нее красочное, как правило металлизированное, изображение (тиснение фольгой). Тиснение фольгой - один из наиболее популярных способов выборочного нанесения на оттиск металлического покрытия. Металлизированные элементы оттиска привлекают внимание, а рельеф, который можно получить при горячем тиснении, подчеркивает их изысканность, что дает возможность эффективно выделять содержащие важную информацию части изображения. Это обусловило широкое применение тиснения в производстве самой разнообразной печатной продукции - от упаковки до этикеток.

Кроме того, все более широкое распространение получает припрессовка голограмм, повышающих степень защищенности печатной продукции от подделки, а также привлекающих внимание необычными оптическими эффектами. Изобразительные возможности тиснения очень широки - сочетания разных фактур и типов фольги обеспечивают огромное число оригинальных вариантов оформления.

Горячее тиснение. Технология горячего тиснения заключается в том, что клише для тиснения, посредством которого тисненное изображение переносится на материал, нагревается до температуры более 100оС.

Тиснение с припечатыванием фольги называется тиснением фольгой .

Тиснение без использования фольги с получением выдавленного на бумаге изображения называется блинтовым . Особенно эффектно блинтовое тиснение смотрится на различных тонированных в массе бумагах, как в сочетании с использованием других технологий (например, трафаретной печати или тиснения фольгой), так и в качестве единственного элемента дизайна для получения однотонного, выдержанного в строгом стиле изделия. Иногда блинтовое тиснение используется для оттенения других компонентов изделия – скажем, в виде рамки какой-нибудь важной по смыслу картинке.

При конгревном тиснении изображение получается не вдавленным, как при блинтовом, а выпуклым с получением оборотного вдавленного рельефа (рис. 10.23). Конгревное тиснение возможно как фольгой (в таком случае изображение одновременно выпуклое и фольгированное), так и без нее.

а б

в

Рис. 10.2 3 . Виды тиснения: а – блинтовое; б – конгревное; в – плоское; 1 – подвижная верхняя плита с нагревом; 2 – металлический штамп (клише); 3 - фольга для горячего тиснения; 4 - запечатываемый (тиснимый) материал (бумага, картон); 5 – контрштапм (патрица)

Сейчас для производства самоклеящихся этикеток в основном используются узкорулонные машины различных способов печати, которые обеспечивают весь спектр печатных и отделочных операций за один прогон. Для горячего тиснения фольгой на узкорулонных машинах устанавливают специальные секции. Тиснение в этом случае осуществляется с помощью нагревающегося гравированного латунного штампа специальной полиграфической фольгой. Данный способ отделки этикеток прекрасно зарекомендовал себя для производства больших объемов продукции, однако, его более широкое применение ограничено рядом серьезных недостатков:

    высокая стоимость вала горячего тиснения, которая составляет 1,5-3 тыс. долл. в зависимости от размера и сложности рисунка;

    длительное время изготовления и получения клише горячего тиснения (как правило, оно составляет не менее 1,5-2 недель со дня отправки заявки на изготовление - чаще всего за рубежом);

    затраты на покупку самой секции горячего тиснения, которая используется не так уж часто, а стоит достаточно дорого, но ни для чего другого, кроме тиснения, использована быть не может;

    при тиснении тонких и чувствительных к повышенной температуре материалов возникают существенные сложности.

Не стоит забывать, что к этикеточной продукции предъявляются очень противоречивые требования, поскольку, с одной стороны, этикетка не является самостоятельно продаваемым товаром – это лишь дополнение к основному продукту, а с другой стороны, любой товар должен быть снабжен максимально привлекательной этикеткой. Так как для производителя товара расходы на этикетку являются прямыми затратами, заказчик хочет сократить их до минимума. Естественно, при постоянных, повторяющихся тиражах в сотни тысяч этикеток затраты на вал горячего тиснения становятся незаметными и практически не влияют на себестоимость одной этикетки. Но что делать, если тиражи этикеток составляют всего 150-200 тыс. штук в год? Или когда нужно сделать пробный тираж, который составляет 10-15 тыс. этикеток? В этом случае стоимость вала будет выше всех остальных затрат на этикетку вместе взятых. Для таких случаев можно рекомендовать способ, который получил название "холодное тиснение фольгой".

Горячее тиснение фольгой. Горячее тиснение фольгой - процесс переноса за счет давления и нагрева металлизированной или цветной пленки с промежуточной основы на оттиск. Горячее тиснение фольгой осуществляется нагретыми штампами. Между штампом и подлежащим тиснению материалом помещается фольга для тиснения - многокомпонентная система, включающая пленочную основу, разделительный слой, слой лака, слой металла или цветного пигмента и адгезионный слой. Штамп, воздействуя на фольгу, выборочно расплавляет разделительный слой и за счет давления переносит металлический или пигментный слой на оттиск.

Фольга для тиснения . Высокое качество фольги является одним из ключевых условий получения качественного оттиска. Основа фольги, обеспечивающая стабильность ее размеров, изготавливается из полиэфирной пленки. Разделительный слой связывает основу с окрашенным слоем и способен расплавляться под действием температуры штампа. Слой лака обеспечивает глянец тисненого металлизированного изображения и может придавать ему тот или иной цветовой оттенок. Слой цветного пигмента или мелкодисперсного металла (как правило, алюминия) определяет колориметрические и оптические свойства фольги. Он соединяется с запечатываемым материалом слоем термоадгезива, активируемого температурой штампа. Печатные свойства фольги зависят главным образом от свойств и толщины адгезионного слоя.

Ассортимент фольги для горячего тиснения исключительно широк - фольга может иметь традиционный металлический золотой или серебряный цвет, может быть цветной, может иметь различные текстуры (камня, кожи и т.п.), может быть глянцевой или матовой. Все большую популярность в отделке печатной продукции приобретает голографическая и перламутровая фольга. Основными характеристиками фольги, кроме ее цвета, являются механическая и химическая стойкость, светостойкость, кроющая способность. Выпускается фольга для работ разной сложности и для тиснения на различных материалах.

Горячее тиснение фольгой позволяет наносить металлизированное или цветное изображение на широкий спектр материалов, в том числе имеющих неровную поверхность. Единственное требование к запечатываемому материалу - стойкость к температуре штампа. К сожалению, этому требованию не отвечают многие полимерные пленки, поэтому нанесение на них изображения методом горячего тиснения фольгой невозможно.

При горячем тиснении фольгой возможно создание рельефного изображения за счет пластической деформации материала. Различают плоское и конгревное рельефное тиснение. В первом случае рельеф формируется только за счет воздействия штампа, во втором случае материал зажимается между штампом и матрицей (контр­штампом). Плоское тиснение используется в основном при работе с толстыми материалами, например с картоном. Конгревное тиснение обеспечивает эффект рельефности на материалах любой толщины. При конгревном тиснении, в зависимости от конфигурации штампа, тисненые элементы могут лежать как в одной, так и в разных плоскостях.

Для придания оттискам запоминающегося вида и повышения степени их защиты от подделки в полиграфии используются так называемые радужные голограммы - микрорельефные изображения на фольге. Существующие радужные голограммы можно условно разделить на три типа:

    плоские (2D);

    полностью объемные, трехмерные изображения (3D).

В последнее время разрабатываются всё новые оптические защитные элементы на базе фольги: цифровые голограммы, гелиограммы, Trustseal и т.п.

Голограммы для горячего тиснения имеют структуру, аналогичную структуре обычной фольги для горячего тиснения. Одно из основных требований при нанесении голограмм на оттиск - точное соблюдение приводки относительно запечатанного изображения, поэтому для их припрессовки используются специальные прессы со сложными системами контроля приводки.

Инструментами для горячего тиснения являются плоскорельефные клише и штампы, давящие элементы которых возвышаются над пробельными. Штампы для тиснения изготавливаются из цинка, магния, меди, латуни и стали. Выбор материала штампа определяется сложностью дизайна, величиной тиража и характеристиками материала, подлежащего тиснению.

Цинковые штампы наименее тиражестойкие. Магниевые штампы характеризуются низкой стоимостью и хорошо подходят для коротких тиражей - до 5 тыс. оттисков. Однако они не обеспечивают высокого разрешения и углы на оттиске будут воспроизводиться немного закругленными.

Медные штампы обеспечивают лучшее разрешение, чем магниевые, и имеют тиражестойкость от 50 до 100 тыс. оттисков. Они пригодны и для конгревного тиснения с небольшой глубиной рельефа.

Латунные штампы выдерживают тиражи свыше одного миллиона оттисков. Они позволяют воспроизводить графические элементы с резкими, четкими краями. Очень высокой тиражестойкостью характеризуются и стальные штампы.

Штампы изготавливаются методами травления или механически - фрезерованием и гравированием. Пробный оттиск со штампа получить достаточно легко - для этого, кроме самого штампа, требуется только образец фольги и материала, который будет тисниться.

Основными параметрами процесса тиснения являются давление тиснения и температура штампа.

Давление зависит от типа тиснения, вида изображения и характеристик материала, который подвергается тиснению. При тиснении фольгой давление должно обеспечить надежное закрепление красочного слоя фольги и получение четких очертаний графических элементов изображения при минимальной глубине тиснения. Требуемая глубина тиснения фольгой зависит от микронеровностей запечатываемой поверхности, ее плотности и жесткости материала, поэтому для тиснении шероховатых материалов требуется большее давление, чем для тиснения гладких материалов. При рельефном тиснении конгрев требует существенно большего давления, чем плоское тиснение. Помимо этого увеличивать давление приходится при большой площади печатающих элементов штампа и при работе с твердыми материалами.

Нагрев штампа способствует облегчению пластической деформации материала и снижению давления тиснения. Поэтому при рельефном тиснении нагрев может быть максимально возможным, но естественно, не превышающим температуру плавления или горения материала. При горячем тиснении фольгой нагрев выбирается исходя из температуры, при которой происходит полное отделение красящего слоя от основы фольги.

Для горячего тиснения фольгой используются тигельные, плоскопечатные и ротационные прессы. Тигельные прессы для горячего тиснения различаются в зависимости от характера движения тигля, который может перемещаться как прямолинейно, так и совершать сложное движение - в одной фазе качательное, в другой - прямолинейное. Тигельные прессы для тиснения могут включаться в состав печатно­-отделочных линий или выполняться как операционные машины.

Плоскопечатные прессы для горячего тиснения обычно строятся по стоп­цилиндровому принципу.

Ротационные прессы отличаются наивысшей скоростью работы и вместе с тем требуют использования наиболее дорогих штампов. На практике для тиснения фольгой достаточно часто применяются переоборудованные машины высокой печати.

Холодное тиснение . Данная технология включает в себя нанесение на желаемый запечатываемый материал так называемого лака холодного тиснения – специально разработанного адгезива. Лак наносится с применением обычной фотополимерной формы во флексографской печатной секции (рис. 10.4), частично полимеризуется УФ-лучами, на него наносится фольга, после чего, уже в рулоне, в течение нескольких часов происходит окончательная полимеризация лака.

Рис. 10.34. Схема флексографской печатной машины для холодного тиснения

Для холодного тиснения фольгой могут использоваться специальные секции с регулируемой мощностью УФ ламп, либо переделанные секции ламинирования. Причем специальные секции холодного тиснения могут использоваться как обычные флексографские.

Холодное тиснение фольгой имеет несколько преимуществ: для этой технологии, в отличие от горячего тиснения, не требуется отдельного оборудования; не нужен гравированный латунный цилиндр; маленькие тиражи экономически выгодны; отклонения совмещения легко контролировать.

Для процесса холодного тиснения фольгой используются обычные фотополимерные флексографские печатные формы, что и делает его более экономичным по сравнению с горячим. Кроме того, методом холодного тиснения фольгой могут без проблем обрабатываться чувствительные к воздействию температуры материалы. Однако имеет значение качество поверхности материала – она должна быть достаточно гладкой. По этой причине данная технология применима только для тиснения по пленочным материалам (полиэтилен, полипропилен и т. д.) или высокоглянцевой мелованной бумаге.

В процессе холодного тиснения быстро и эффективно получается высококачественное декорирование при оптимальной скорости. При горячем же тиснении используются дорогие латунные штампы, которые проходят нагревательный цикл, что замедляет процесс.

Помимо этого, тяжелый латунный вал, нагретый до температуры порядка 120-160°С (в зависимости от свойств фольги и скорости тиснения), после окончания печати тиража остывает 2-3 ч, прежде чем его можно будет снять, что иногда затрудняет подготовку к следующему тиражу, в то время как секцию, используемую под холодное тиснение, смывают обычным образом в течение нескольких минут.

Как правило, устройство для холодного тиснения устанавливается перед последними печатными секциями или же между двумя любыми флексографскими секциями. В печатной секции, используемой для холодного тиснения, сюжет наносится на полотно в виде частичного лакового слоя. В холодном тиснении фольгой может применяться специальный УФ лак как с катионным, так и с радикальным отверждением. Давление в зоне контакта при этом регулируется таким образом, чтобы фольга как бы припрессовывалась к лаковому слою (материал и фольга прижимаются между двумя цилиндрами). Для качественного тиснения рекомендуется давление в 100-150 Н на квадратный дюйм. Наилучшие результаты получаются при применении прикатного валика из жесткой резины (с твердостью 85° по Шору А или выше) и стального валика противодавления. Затем лишняя фольга вместе с подложкой удаляется с помощью деламинирующего устройства.

В настоящее время предлагаются разнообразные виды фольги для холодного тиснения (золотых, серебряных, других металлических цветов, в том числе разноцветные и голографические), которые производятся несколькими компаниями. Металлизированная фольга для холодного тиснения состоит из следующих слоев:

    лавсановая пленка толщиной 10-25 мкм;

    специальный разделительный слой (0,1-0,5 мкм);

    лаковый окрашенный слой (1-3 мкм);

    слой вакуумно-распыленного алюминия (около 0,05 мкм);

    адгезионный (грунтовый) слой.

За счет легкого отделения слоев фольга хорошо переносится на запечатываемый материал при высокой скорости тиснения. Результаты тиснения зависят от характеристик печатающего и ламинирующего устройства печатной машины, а также от свойств лака, который был использован. Полное закрепление фольги при холодном тиснении происходит через 1-2 дня. Нанесенная таким образом фольга может быть покрыта лаком или каширована пленкой. Количество нанесенного лака должно быть в пределах от 3 до 7 г/м 2 , в зависимости от гладкости поверхности запечатываемого материала. Чем она меньше, тем больше необходимо нанести лака. При печати по пленке наилучшие результаты получаются при использовании анилоксового вала с линиатурой порядка 140 лин/см и теоретическим объемом 7-8 см 3 /м 2 . Возможно применение вала и с более высокой линиатурой, но в этом случае возможны осложнения, в особенности при печати больших плашек, из-за недостаточной толщины лакового слоя. При печати поверх краски рекомендуется применять тяжелый анилоксовый вал с линиатурой порядка 100 лин/см и теоретическим объемом не менее 12-13 см 3 /м 2 .

В отличие от красок лак мягкий и липкий, поэтому необходимо исключить его контакт с валами. Для этого секции сушки должны быть расположены на той же высоте, что и печатная секция. После этого материал должен немедленно поступать в секцию припрессовки фольги. Для полимеризации УФ лучами необходимо использовать лампы среднего или высокого напряжения мощностью примерно 120 Вт/дюйм. Эта мощность эффективна при нормальной скорости работы. Необходимо, чтобы мощность ламп можно было регулировать для подбора оптимальных параметров и получения качественного тиснения.

Рекомендуется располагать УФ лампу на расстоянии 0,4-0,65 м от устройства для тиснения. Чем выше скорость работы, тем больше должно быть расстояние. Нормальная рабочая скорость печати и нанесения фольги 45-70 м/мин. Однако в таких условиях процесс тиснения трудно контролировать и возможно появление брака. Поэтому работать на подобных скоростях можно только при соответствующем опыте в холодном тиснении. Необходимо помнить, что при слишком низкой скорости лак может быть переэкспонирован и его липкости будет недостаточно, чтобы обеспечить качественный перенос слоев фольги на поверхность запечатанного материала. При слишком высокой скорости лак не успевает полимеризоваться и достичь оптимальной липкости. Кроме того, до момента, когда фольга будет отделяться от подложки, проходит слишком мало времени. Желательно, чтобы после начального прижатия фольга двигалась вместе с запечатанным материалом ровно в течение некоторого времени под контролируемым давлением и натяжением (для лучшего приклеивания). Ошибки и брак, возникающие при холодном тиснении, объясняются нарушением технологии или неправильно подобранными режимами. Низкое качество лака для холодного тиснения непосредственно отражается на переносе фольги на поверхность материала. Лак может стать неэффективным в результате высокой абсорбции на пористых материалах. Катионное отверждение замедляется химически несовместимыми веществами, содержащимися в покрытии или красках материала (карбонаты и амины). На практике лучшие результаты получаются, если поверхность материала запечатывается соответствующим праймером перед печатанием лака. При использовании лака с катионным механизмом полимеризации можно столкнуться со следующими проблемами:

    при относительной влажности выше 70% скорость полимеризации снижается. В этом случае необходимо снизить рабочую скорость машины или увеличить мощность ламп;

    использование краски или лака на водной основе может отрицательно повлиять на процесс полимеризации из-за повышенного содержания влаги. Поэтому нельзя использовать УФ лак с катионным отверждением для холодного тиснения этикеток, запечатанных водорастворимыми красками;

    прежде чем лак будет нанесен на краску со свободнорадикальным механизмом полимеризации, она должна полностью высохнуть.

Устройства для мокрого и сухого холодного тиснения фольгой . Холодное тиснение - дешевый процесс, который позволяет улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, не предоставлявшим ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок. Еще недавно холодное тиснение фольгой имело репутацию перспективной, но сложной технологии, успешно внедрить которую удавалось лишь единицам. Сегодня, с разработкой новых клеев и специальной фольги, технология холодного тиснения стала доступной для внедрения во всех типографиях, располагающих печатно-­отделочными линиями.

Холодное тиснение фольгой является разновидностью ламинирования. В процессе холодного тиснения производится приклеивание к запечатываемому материалу металлизированного слоя специальной фольги. Процесс холодного тиснения включает следующие основные этапы:

    нанесение на запечатываемый материал клея;

    ламинирование материала фольгой;

    активация клея (сушка);

    деламенирование (разделение запечатываемого материала и фольги).

Клей наносится на полотно материала способами флексографской, высокой, трафаретной или офсетной печати. При ламинировании материала фольгой ее металлизированный слой переносится на покрытые клеем участки полотна, после чего производится деламинирование.

В настоящее время технология холодного тиснения реализована в двух вариантах: «мокром» (рис. 10.5) и «сухом» (рис. 10.6). При «сухом» тиснении активация (первичное отверждение) клея производится до припрессовки фольги, при «мокром» тиснении - после припрессовки фольги. Более перспективной считается «мокрая» технология, поскольку при «сухой» ламинации сложнее определить параметры сушки (клей легко недосушить или пересушить), а также существуют проблемы совместимости клеев и водно­дисперсионных красок. Недостатком «мокрого» тиснения является высокое растискивание.

Достоинства холодного тиснения фольгой по сравнению с горячим тиснением обусловлены отсутствием необходимости использования нагретых штампов. Холодное тиснение характеризуется низкой стоимостью и малым временем изготовления инструментов (печатные формы значительно дешевле металлических штампов, время изготовленияформ для разных способов печати составляет от нескольких минут до нескольких часов), возможностью нанесения металлизированного покрытия на термочувствительные материалы, например на полимерные пленки и ламинаты для туб, высокой скоростью процесса тиснения (отсутствуют потери времени на прогрев материала штампом), простотой и высокой точностью приводки изображения.

Недостатки холодного тиснения фольгой обусловлены главным образом особенностями взаимодействия клея и запечатываемого материала. Так, холодному тиснению не подлежат сильновпитывающие материалы, поскольку создать на их поверхности клеевую пленку требуемой толщины чрезвычайно сложно. Еще одним недостатком технологии является растискивание клея, ограничивающее разрешение тиснения.

При сравнении технологий следует принять во внимание, что с увеличением тиража стоимость оттиска, полученного методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимость оттиска изготовленного холодным тиснением. Это обусловлено тем, что при больших тиражах стоимость штампа для горячего тиснения составляет лишь незначительную часть общей стоимости заказа, в то время как расход клея при холодном тиснении прямо пропорционален тиражу.

Расходными материалами при холодном тиснении являются формные пластины, клей и фольга.

Наиболее часто клей наносится с фотополимерных форм в секциях флексографской и высокой печати. Для изготовления форм следует использовать пластины средней и высокой твердости (твердость определяется типом запечатываемого материала).

Для холодного тиснения фольгой обычно используются УФ­ клеи. В устройствах «сухого» тиснения применяются УФ­ клеи с катионным механизмом отверждения, в устройствах «мокрого» тиснения - УФ­ клеи радикального отверждения. Клей для нанесения флексографским способом должен иметь вязкость 1300­-1500 спз, для высокой печати - 5000­-6000 спз.

Рис. 10.45. Устройство «мокрого» холодного тиснения

Рис. 10.56. Устройство «сухого» холодного тиснения

Для беспроблемного нанесения клея запечатываемый материал должен иметь поверхностное натяжение 38­42 дин/см. Повышение поверхностного натяжения может осуществляться путем обработки полотна коронным разрядом или нанесения праймера.

Очень важным параметром является гладкость запечатываемого материала. Наилучшие результаты достигаются при работе с гладкими подложками, например с полимерными пленками или с бумагами с покрытием. Добиться хорошего качества тиснения на пористых, впитывающих клей материалах обычно чрезвычайно сложно. Облегчить работу с такими материалами поможет нанесение праймера. Важным требованием является чистота поверхности полотна - отсутствие на ней пыли и грязи.

При нанесении клея на красочный слой следует убедиться в их совместимости. Проблемы плохой адгезии часто возникают при «сухом» тиснении по водно­дисперсионным краскам, поскольку они плохо совместимы с катионными УФ­ клеями. Улучшить адгезию клея к краске помогает праймер.

Фольга для холодного тиснения является многослойным материалом, состоящим из пленочной основы, разделительного слоя, слоя цветного лака, слоя мелкодисперсного металла или пигмента и адгезионного слоя. Разделительный слой толщиной 0,1­0,3 мкм скрепляет основу фольги с другими слоями и обеспечивает их разделение в процессе тиснения. Для этого его когезионная прочность должна быть меньше адгезии металлизированного слоя к клею. Адгезионный слой взаимодействует с клеем и обеспечивает прочное соединение металлизированного слоя фольги с запечатываемым материалом. Для создания оригинальных оптических эффектов и защиты печатной продукции от подделок может использоваться голографическая фольга, включающая дополнительный слой с голографическим изображением.

Фольга для «мокрого» тиснения должна пропускать УФ ­излучение, к фольге для «сухого» тиснения такого требования не предъявляется.

Устройство для холодного тиснения фольгой должно включать печатную секцию для нанесения клея, устройство проводки фольги, ламинатор и сушилку. При «сухом» тиснении сушилка должна располагаться между печатной секцией и ламинатором, при «мокром» - между ламинатором и точкой разделения полотен. Расстояния между печатной секцией, ламинатором, сушильным устройством и устройством разделения полотен оказывают влияние на качество тиснения. Их величина зависит от скорости движения полотна, которая может достигать 120 м/мин и выше.

Для стабилизации процесса тиснения путь полотна запечатываемого материала от печатной секции до валика, разделяющего полотна, следует стараться делать прямым. Чем больше поворотов делает полотно и чем с большим числом лентоведущих роликов контактирует, тем сложнее контролировать процесс тиснения.

Важным условием высокого качества тиснения является контроль натяжения полотен.

Ламинатор состоит из пары не имеющих собственного привода валиков, один из которых имеет твердую поверхность, другой - эластичную. Рекомендуемый диаметр валиков - 50­80 мм. Твердость эластичной покрышки валика должна быть 80­90є по Шору. Для качества тиснения очень большое значение имеет угол между полотнами перед их соединением. Считается, что он должен быть минимальным, но полотна не должны касаться друг друга, иначе между ними останутся пузырьки воздуха.

Мощность сушильного устройства во многом определяет скорость тиснения. При «мокром» тиснении УФ ­сушилка должна иметь повышенную мощность (не менее 120 Вт/см), так как часть света поглощается фольгой. Следует использовать сушильные устройства с регулируемой мощностью.

Разделение полотен выполняется с использованием стального валика с гладкой поверхностью. Рекомендуемый диаметр валика - 50 мм. Фольга должна отделяться от запечатываемого материала под углом 90є.

В настоящее время все ведущие производители узкорулонных печатно­отделочных линий оснащают свое оборудование устройствами для холодного тиснения фольгой. Разработаны и универсальные устройства, которые могут устанавливаться на машины различных производителей.

Холодное тиснение в линию . Хотя холодное тиснение фольгой технологически довольно сложный процесс, но такие его преимущества, как удешевление и ускорение изготовления продукции за счет отказа от применения дорогостоящих штампов, полностью окупают трудозатраты на внедрение и освоение этой технологии. Неудивительно, что и производители листовых офсетных машин стали искать способы интеграции систем холодного тиснения в свое оборудование.

Рис. 10.7. Схема машины с устройством Heidelberg FoilStar

В настоящее время системы холодного тиснения фольгой для листовых офсетных машин разработали компании MAN Roland и Heidelberg. Компания MAN Roland представила систему холодного тиснения фольгой InlineFoiler Prindor для машин серии Roland 700 еще на выставке drupa 2004, а на Ipex 2006 показала ее в работе. Heidelberg анонсировала модуль холодного тиснения фольгой FoilStar для моделей Speedmaster CD 74 и CD 102 на Ipex 2006. Система Heidelberg FoilStar (рис. 10.7) обеспечит выполнение припрессовки фольги к материалам массой от 70 до 400 г/м 2 с производительностью до 15 тыс. отт./ч.

Принципы работы систем обеих компаний одинаковы: для холодного тиснения фольгой используются две печатные секции, в первой из которых на запечатываемые листы наносится пастообразный дисперсионный адгезив, а во второй выполняются ламинация и деламинация фольги. Адгезив наносится через красочный аппарат на обычные печатные формы, что обусловливает быстроту настройки первой печатной секции и высокую точность приводки при выборочном тиснении. MAN Roland рекомендует использовать специальный окрашенный адгезив для того, чтобы была возможность визуального и инструментального контроля качества его нанесения.

Фольга припрессовывается в зоне печатного контакта между офсетным и печатным цилиндрами. Модуль для размотки и намотки фольги в системе Heidelberg FoilStar располагается над секцией, в которой выполняется припрессовка фольги, а в MAN Roland InlineFoiler Prindor - над двумя секциями, включая секцию припрессовки фольги и следующую печатную секцию.

Компания MAN Roland разработала две версии устройства InlineFoiler Prindor Рис. 10.8): для работы с одним рулоном фольги (Single Reel) и с несколькими рулонами (Multi Reel). В первом случае возможна работа с ролями фольги шириной от 600 до 1040 мм и диаметром до 600 мм. В мультирулонной версии InlineFoiler Prindor могут устанавливаться до пяти рулонов фольги шириной от 100 до 300 мм каждый. Дистанция между ролями должна составлять не менее 20 мм. Достоинством однорулонного устройства является возможность сплошного каширования листа фольгой, мультирулонная версия позволяет одновременно использовать несколько видов фольги.

Рис. 10.8. Схема машины с устройством MAN Roland InlineFoiler Prindor

Установка модуля холодного тиснения фольгой не делает соответствующие печатные секции специализированными, они могут использоваться как для тиснения, так и для печати. По данным MAN Roland, перенастройка печатной секции с холодного тиснения фольгой на печать (или наоборот) занимает около 30 мин.

По мнению специалистов MAN Roland, использование системы холодного тиснения фольгой целесообразно на машинах, включающих не менее шести печатных секций, а также секцию лакирования. При такой конфигурации возможна эффективная работа в двух режимах: шестикрасочная печать плюс лакирование или четырехкрасочная печать плюс холодное тиснение фольгой плюс лакирование. Фольга для холодного тиснения может успешно запечатываться офсетными красками, что позволяет получать интересные декоративные эффекты.

С конца 2004 года по настоящее время специалистами MAN Roland выполнено более 20 установок машин с модулями InlineFoiler Prindor в Европе, Северной Америке и Азии. В ряде случаев модулем холодного тиснения дооснащались уже эксплуатировавшиеся машины. Большинство покупателей InlineFoiler Prindor используют холодное тиснение фольгой в производстве упаковки, этикеток, открыток и представительской продукции.

Холодное тиснение фольгой открывает перед типографиями возможности отделки материалов, которые раньше не могли металлизироваться фольгой. Благодаря отсутствию необходимости в изготовлении дорогостоящих штампов, а также легкости настройки оборудования, новая технология может потеснить позиции горячего тиснения фольгой всекторе малотиражной продукции. Дальнейшее развития холодного тиснения, вероятно, будет связано с совершенствованием и удешевлением клеев и фольги.

Бронзирование

Для улучшения внешнего вида этикеток, коробок для папирос и косметических товаров, шоколадных оберток элементы рисунка покры­ваются бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой) или краской. Такой процесс отделки этого вида печатной продук­ции, имитирующий печать золотом или серебром, назы­вается бронзированием.

Технология бронзирования хорошо известна за рубежом с 70-х годов и имеет широкий круг потребителей. Эта технология отделки достаточно проста, но позволяет получить ни на что не похожие по качеству оттиски.

Сам процесс бронзирования заключается в нанесении бронзировального порошка (бронзовой или алюминиевой тонкодисперсной пудры) или силиконового пигмента на оттиск, запечатанный специальной клейкой грунтовкой.

По сравнению с печатью металлизированными красками бронзирование обеспечивает более яркий блеск оттиска за счет того, что частицы порошка располагаются на поверхности краски, а также благодаря возможности использования пигментов с большим размером частиц. Бронзирование позволяет придать продукции неповторимый блеск, глубокую насыщенность цвета, необычное дизайнерское решение и вид, а также получить реальную экономию средств. Неповторимый яркий переливающийся эффект оттиска возникает за счет большего размера бронзировального порошка (около 12-14 мкм), тогда как в металлизированных офсетных красках он составляет значительно меньше (3-5 мкм). Ни офсетным, ни даже глубоким способом нельзя получить ту насыщенность цвета и блеск печатного оттиска. Только глубокая печать металлизированными красками может обеспечить сравнимый с бронзированием оптический эффект, однако ее недостатком является очень высокая стоимость форм.

По сравнению с горячим тиснением фольгой бронзирование проигрывает в блеске оттисков, однако выигрывает в экономичности: во-первых, потери порошка сведены к минимуму, в то время как коэффициент использования фольги очень высок; во-вторых, офсетная или флексографская форма, необходимая для нанесения грунтовой краски, стоит значительно меньше, чем металлический штамп для тиснения. Следует отметить, что интенсивно развивающаяся технология холодной припрессовки фольги по этому показателю качества может конкурировать с бронзированием. Кроме того, технологически бронзирование значительно проще, чем альтернативные способы формирования металлических изображений: при его использовании не возникает проблем окисления металлопигментов (как при офсетной печати металлизированными красками), нет необходимости в тщательном подборе температуры (как при горячем тиснении фольгой) или в регулировании адгезионной силы клея (как при холодной припрессовке фольги).

В настоящее время фирмы-поставщики могут предложить порошки для получения более 20 золотых оттенков оттисков от светло-желтого до ярко красного, а так же и новую разработку с эффектом голограммы. По сравнению с печатью «бронзовым» пантоном после бронзирования оттиски выглядят гораздо эффектней и представительней.

Оттиски, отпечатанные с использованием технологии бронзирования, помимо прекрасного внешнего вида сохраняют свой блеск и яркость при длительном хранении. Если выполняются условия хранения красок печатные свойства остаются стабильными длительный период времени.

С производственной точки зрения бронзирование не является отдельным участком по обработке печатной продукции, секция для бронзирования может быть совместима с любой печатной машиной, которая есть в производстве. С экономической точки зрения процесс бронзирования является более выгодным по сравнению с горячим тиснением фольгой и печатью металлизированными красками.

Основные преимущества бронзирования:

    большая привлекательность по сравнению с тиснением фольгой затраты могут быть снижены до двух раз; неограниченные возможности дизайна с использованием, как бронзовой пудры, так и силиконовых пигментов.

    бронзовая пудра дает оттиску яркий металлический блеск.

    существует широкая гамма цветов – от лимонного золота до цвета меди, а также платиновые и голографические оттенки.

Достижением новейших технологий являются силиконовые пигменты. Они придают оттиску богатую палитру цветов, целую гамму оптических эффектов: от мягкого сатинового и деликатного бриллиантового мерцания до вызывающего металлического блеска; мелко- и крупнодисперсные частицы; цвета с переливами, прозрачные и неожиданные.

На многих видах этикетки и упаковки бронзирование может заменить фольгу, металлизированные краски, золотой лак. Применение бронзирования в сочетании с тиснением фольгой и конгревом может сделать продукцию яркой и неповторимой и выделить ее среди конкурирующих товаров.

В бронзировальной машине на запечатанный грунтовой краской оттиск специальным аппаратом из бункера подается металлический порошок, который затем втирается в грунт при помощи щеток. Излишки порошка удаляются с оттиска, фильтруются и затем используются вторично. Подача порошка из емкости, а также отвод излишков с оттиска осуществляется полностью автоматически мощными вакуумными насосами.

Для того, чтобы защитить металлический порошок от окисления и предотвратить его истирание, бронзированные оттиски рекомендуется покрывать лаком.

Существует два способа бронзирования:

    Обработка оттисков, на которые предварительно нанесена специальная краска, бронзовым или алюми­ниевым порошком. Порошок может наноситься на оттиски вручную или на специальных бронзировальных машинах.

    Печатание специальной бронзовой или алюминиевой краской. При этом можно использовать все способы печати - высокую, офсетную и глубокую.

Наиболее сложна печать бронзовыми красками на офсетных машинах. Эти краски имеют повышенную эмульгирующую способность по отношению к увлажняю­щему раствору, применяемому при офсетной печати, поэтому отпечаток бронзовой краски на оттиске полу­чается с меньшим блеском.

Материалы для бронзирования

Бумага для печати с последующим бронзированием. Бронзированием можно отделывать оттиски, отпечатанные на клееной каландрированной и высококаландрированной бумаге с поверхностной плотностью от 80 до 200 г/м 2 с проклейкой 1,5 ± 0,25 мм и гладкостью не менее 100 с. Лоск бумаги должен быть не менее 12 Кизера. Бумага машинной гладкости для этого вида отделки непригодна, так как пудру невозможно полностью удалить с пробельных элементов шероховатой бумаги. Также бумага должна иметь достаточную поверхностную прочность волокна и непылимость не менее 10 по прибору Коркина, так как липкость краски под бронзу выше липкости обычных печатных красок. При недостаточной поверхностной прочности волокна будет наблюдаться выщипывание волокон бумаги, обуславливающее брак продукции. Бронзирование выполняют последним прогоном, когда красочная пленка основного изображения прочно закрепилась и не воспринимает металлическую пудру.

Краска под бронзовую и алюминивую пудру. Непосредственно перед бронзированием под золото и серебро получают оттиск краской соответствующего тона: при бронзировании под золото - желтого, под серебро - сине-серого. Краска должна быть вязкой, липкой. Растекаемость 38-40 мм, липкость около 3 мДж/см. Толщина слоя краски должна быть давать ми­нимальный, но достаточной для хорошего закрепления пудры. Также она должна быть быстросохнущей, для чего после получения подходящего тона в нее вводят крепкую полиграфическую олифу и сиккативную пасту - по 14,5% от общей массы. Тонкраски подбирается соответственно цвету пудры, а именно: для бронзовой - желтый, для алюми­ниевой - сине-серый.

Бронзировальная пудра. Бронзировальная пудра выпускается предприятиями по обработке цветных металлов. Бронзировальная пудра представляет собой частицы пудры (продукцию тонкого измельчения латуни или алюминия), подвергнутые специальной полировке. По внешнему виду частицы пудры представляют собой тонко измельченный мажущийся порошок: бронзовая – желто-золотистого цвета, алюминиевая – серебристого цвета, без инородных примесей и твердых слипшихся комочков.

Для бронзирования применяют отечественную бронзовую пудру марок БПП, БПК и БПЛ и алюминиевую марки ПАК-1 и др. Частицы имеют лепестковую форму. Размеры тонкихчешуеобразных частиц бронзовой пудры от 40 до 60 мкм (у специальных видов - от 20 до 50 мкм), алюминиевой - от 20 до 40 мкм.

Степень измельчения бронзовой пудры определяется величиной остатка на сите № 0,08 (ГОСТ 3584-53), и составляет не более 0,5%. Для алюминиевой пудры величина остатка на сите № 0,075 (ГОСТ 3584-53), не более 1,6%.

Таблица 10.1

Химический состав бронзовой и алюминиевой пудры (%)

Технология бронзирования. Процесс бронзирования включает следующие операции:

    нанесение на участки оттиска, подлежащие бронзированию, специальной клейкой краски (грунта);

    нанесение металлического порошка (пудры);

    втирание порошка в краску;

    удаление излишков порошка.

Ручное бронзирование . В мелкосерийном производстве и для испытания бронзовых и алюминиевых порошков бронзирование производят вручную, при этом краска под пудру наносится как обычно на печатной машине, а пудру наносят ватным тампоном без нажима легкими крестообразными движениями. Излишки пудры снимают чистым ватным тампоном после того, как краска с пудрой полностью закрепятся. Производится это обязательно под вытяжкой, чтобы летучие частицы металлической пудры не попали в дыхательные пути рабочего.

Машинное бронзирование . Первая операция выполняется на машине плоской офсетной или высокой печати, а все последующие - на бронзировальном автомате, который можно агрегатировать с любой печатной машиной. Грунтовая краска может наносится на сухой оттиск в листовых или рулонных печатных машинах, соединенных в линию с бронзировальной машиной. Чаще всего для нанесения грунта типографии закупают одно- или двухсекционную листовую офсетную печатную машину.

Тиснение фольгой, украшающее обложки книг, появилась еще несколько веков назад в Древнем Востоке. Применялось в основном на обложках для переплета, для создания слоя тиснения использовался только натуральный драгоценный металл – золото.

Так продолжалось примерно до XIX века, затем, были изобретены другие способы выполнения тиснения с применением других материалов. Они выглядели ничуть не хуже, чем золото, но стоили дешевле. До сих пор данную отделку можно заказать в любой типографии.

Задать вопрос

Задать вопрос

Обратная связь

Обратная связь

Заказать

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Виды тиснения фольгой

Выделяют два типа:

  1. Горячее.
  2. Холодное.

Также, существуют два вида, при которых фольга не применяется, но о них позже. Главное отличие холодного тиснения от горячего – горячее применяют на предметах и материалах, способных выдержать высокие температуры, а холодное предназначено для материалов, которые неустойчивы к воздействию высоких температур.

В первом случае используется пресс, специальные штампы на стороне, где должна располагаться фольга, производится закрепление специального клише, выполненного из металла, нагревается от 120 до 150 градусов (зависит от типа материала), затем проматывается фольга. Рисунок или надпись остается в зеркальном отражении. Холодное тиснение фольгой производится с помощью ультрафиолетовой лакировки.

Главное преимущество – более низкая ценная простота исполнения. Тиснение фольгой на бумаге несколько отличается, используются другие материалы в процессе. Главный инструмент для создания тиснения с помощью фольгирования – особый нагретый ламинатор. Изначально необходимый рисунок или надпись печатается обычным лазерным принтером, затем производится вставка фольги.

Ее приклеивают к тонеру при помощи заданной температуры. Но материал, на котором будет производится тиснение, обязательно должен иметь идеально гладкую поверхность. Использование возможно, в основном, на картоне или бумажных листах. Не рекомендуется для надписей и рисунков с изменением оттенков и мелкими деталями, выполненные холодным тиснением, они будут иметь плохое изображение, линии и другие фрагменты будут размыты.

Горячее тиснение фольгой

Качество используемых материалов определяют качество оттиска. Качество фольги характеризуется множеством факторов: лак, слой и качество производства. На цвет влияет мелкодисперсный слой, либо используемый пигмент. Фольга для горячего тиснения может быть разных цветов, по классике - золотых и серебряных, голографическая или перламутровая, с особыми текстурами.

Выделяют также матовую или глянцую. Но при выборе учитывается не только это, также светоустойчивость и стойкость к подобранному материалу. В каждом отдельном случае, в зависимости от рисунка и желаемых материалов, подбирается фольга в индивидуальном порядке в зависимости от указанных характеристик.

Горячий метод применим для очень большого разнообразия материалов, он имеет свой ряд преимуществ перед “холодным” методом. Самое главное преимущество – подходит и для неровных поверхностей. То есть, его можно использовать на выпуклых поверхностях и других покрытиях, которые не обладают исключительной гладкостью. Единственное требование – выдержка к горячей температуре.

Также, к горячему методу относят рельефное тиснение, которое само по себе разделяется на плоское и конгревное. Плоское может чаще применяется на толстых материалах и имеет 1-2 слоя, а конгревное подразумевает под собой тиснение, которое выполняется и для разных плоскостей, например, если выполняется на коже. Клише изготавливают из различных металлов: латунь, магний. Фольга для горячего тиснения немного дороже по цене, чем для холодного.

Одной из самых явных особенностей являются методы производства клише. Первый метод – травление, называемое также фрезерованием, и механический способ, называемый также гравированием. Перед непосредственно проведением процедуры тиснения, делается пробная версия, при которой используется выбранная фольга, и материал.

Еще одна особенность – использование штампов при нанесении, которые припрессовывают изображение. На выбор материала также влияет и тираж. Тиражи в 50-100 тысяч экземпляров чаще выполняются с использованием клише из меди. Медь хорошо использовать и при плоском рельефе.

Для более мелких тиражей, например, в 5 тысяч экземпляров, изготавливают клише из цинка. Существуют и различия по типу пресса. Стопцилиндровый используют для печатного пресса, ротационные позволяют делать высочайшую производительность, а тигельные используют при сложном рисунке с множеством линий.

Холодное тиснение фольгой

Сухое и мокрое. Указанные методы – самые современные среди вариаций тиснения фольгой холодным методом на данный момент. Главное отличие заключается в моменте, когда происходит активация клея. Сухое подразумевает выполнение процесса активации клеящего слоя до этапа припрессовки фольги. А при мокром, наоборот.

При мокром способе распознавать характеристики клея и подготавливать его проще. Сухое допускает недосушку или пересушку клея, это является минусом. Мокрый способ считается более удобным, но менее надежным из-за того, что она характеризуется высоким растаскиванием.

Последовательность выполнения:

  • Обклейка;
  • Ламинирование;
  • Сушка клеящего слоя;
  • Отделение материала от фольги.

Таким образом проводится тиснение фольгой на бумаге самым быстрым и дешевым методом.

Давление и температура

Давление при производстве задается в зависимости от выбранного типа тиснения и других параметров, указанных выше. Оно нужно для надежного закрепления ключевого слоя материала, а также, при правильном давлении выполняется четкое воспроизведение мелких деталей на заданном эскизе при неглубоком тиснении.

Тогда регулировка давления работает по принципу: чем больше количество углублений и мелких деталей, чем тверже и больше поверхность, тем более высокое давление устанавливается. То же самое касается и поверхности, которую должен покрывать штамп и твердость поверхности. Они влияют на высоту давления. А температурные показатели, в свою очередь, влияют на пластичность. Чем больше показатель температуры, тем выше пластичность используемого материала.

Где применяют тиснение фольгой?

Тиснение фольгой на коже или других трудных материалах холодным методом применяется редко, чаще используется горячий. Но холодное тиснение используется очень часто на бумаге и картоне, особенно удобно использовать при производстве больших тиражей. При таком способе нанесения изображений не требуется нагрев штампов.

Процесс проходит гораздо быстрее, чем при горячем методе. Но самый главный минус – спектр материалов, которые могут быть использованы в разы меньше. Кроме того, плохо работает с поверхностями, которые имеют выпуклости. Такой тип работы выгоден экономически – низкая цена услуги.

Также, не требуется тратить время на подбор материала под заданные температурные параметры. То есть, подбор материалов и вид тиснения для работы выполняется только в зависимости от условий.

Особенности технологии

При холодном тиснении используется не пресс, а ультрафиолетовая лакировка и ультрафиолетовый клей. Использование такого метода стало доступным уже после создания специальных клеев и пленки, которые стало возможным использовать в любой типографии.

Слой клея наносится на слой определенного типа печати, когда выполняется ламинирование материала фольгой, слой металла переносится на ту часть полотна, которая уже обработана клеящим слоем, после, проводится отделение фольги от рисунка. Стоимость на холодное тиснение снижается с увеличением тиража. При крупных тиражах, цена на клише составляет одну из самых маленьких частей общей стоимости работы.

Расходные материалы

Расходными материалами, как уже стало понятно, являются клей и фольга. Самое востребованное, по-прежнему, считается тиснение золотой фольгой, которая выполняется в несколько слоев. Это основа из пленки, слой разделения, цветной слой и слой адгезии, нужный для соединения.

Для улучшения адгезии нередко используют специальный праймер. При этом, фольга для мокрого тиснения строго должна отвечать требованию – пропускать ультрафиолетовый слой. Клей наносится поверх красочного слоя, и необходимо следить, чтобы цветные слои и применяемый клей были совместимы.

Набирающий популярность вид фольги, голографический, применяется при создании современных оптических эффектов, а также выполняет защитную функцию. Кроме того, при холодном способе используется часто белая фольга на черном фоне, или черная фольга на белом фоне. Но самым популярным, безусловно, является тиснение золотой фольгой.

Тиснение без фольги

Блинтовое. При блинтовом тиснении применяется клише, используемое при горячем методе. В случае перегрева материала, продукция утилизируется, при этом происходят минимальные финансовые затраты. Блинт позволяет создавать максимально точные глубокие многоуровневые рисунки.

При особенной технологии блинт создается без использования прессов. Она применяется на ежедневниках и записных книжках. Альтернатива – тиснение фольгой на ежедневниках. Блинтовое тиснение также регулируется температурой и давлением, настраивается под используемый материал и тип предмета, куда наносится. Обладает не самой дорогой стоимостью и наиболее точном изображении, которое получается в итоге.

Конгревное. Конгрев подразумевает под собой создание выпуклого рисунка. При конгревном тиснении может использоваться фольга, а может и не использоваться. Метод заключается в создании 2 клише: подвергаемая непосредственно нагреву матрица, а также обратная сторона пресса, называемая контраматрицей.

Таким образом появляется заданное изображение. Осуществляется на пластичных материалах, в том числе, бумаге, картоне. С помощью конгрева изготавливают визитки, открытки, плакаты. Самую главную роль играют клише: они должны быть максимально высокого качества и иметь точные размеры.

Если используется фольга, то, сначала проводится ее нанесение, затем придание рисунку рельефа. Сам оттиск, выполняемый конгревом, выполняется не только в виде выпуклости, но и вогнутости. Горячее тиснение фольгой нередко путают с конгревным.

Преимущества тиснения фольгой

Высокая четкость изображения. Только при применении фольги можно добиться четкого и яркого изображения, которое украсит и обложку, и визитку, и открытку. Тиснение – это самый выгодный метод, при котором используются лишь новейшие технологии.

Броскость и яркость. Подходит для любого материала, тисненые рисунки и надписи бросаются в глаза и по-настоящему запоминаются.

Привлечение внимания эффективный метод рекламы. Тисненую поверхность приятно трогать руками, она всегда радует глаз. Поэтому на открытках и визитках используется тиснение. Эффекта, как от него, больше не добиться никакими способами печати и рисования.

Высокая скорость изготовления. У тиснения, как ни странно, высокая скорость изготовления. Даже самый большой тираж печатается в короткие сроки.

Долговечность. Если тиснение проводится на книгах или ежедневниках, то рисунок или надпись достаточно долго будут сохранять свой внешний вид, не изнашиваться и не стираться. Особенно на это влияет оборудование, которое работает по современным технологиям.

Цена. Достаточно низкие затраты на такую немаловажную деталь. Особенно выгодно заказывать тиснение больших партий товаров. Например, переплетов книг, ежедневников или блокнотов.

Сколько стоит тиснение фольгой?

Конечно, горячее тиснение фольгой в больших тиражах гораздо медленнее снижает свою стоимость на расходные материалы и штампы, в отличие от холодного. Но, опять же, оно имеет ряд преимуществ и более высокая цена в целом полностью оправдана качеством.

С помощью холодного невозможно выполнить, к примеру, тиснение фольгой на коже. Оно больше подходит для изготовления простых визиток или больших тиражей грамот и похвальных листов. Самым популярным, согласно статистике, является блинтовое и тиснение фольгой на бумаге.

Цены отличаются, но, в среднем, это 15 рублей за 1 лист при заказе тиража в 500 экземпляров. Конечно, можно заказывать не тиражами, а мелкими партиями поштучно или вообще 1 экземпляр. Такое делают в определенных случаях, когда печать нужна на каком-то одном предмете или бумаге, которые будут лишь в одном, либо нескольких экземплярах.

Тенденции развития

Сейчас ожидаются новые технологии, которые позволят проводить отделку на новых материалах и тратить меньше финансовых ресурсов. Спрос на тиснение фольгой на ежедневниках и других предметах по-прежнему растет, а значит, будут появляться более интересные совершенные рисунки и надписи.

Основная работа сосредоточена на осуществлении возможности выполнения холодного тиснения на расширенном выборе материалов. Горячее тиснение будет совершенствоваться, а холодное развиваться. Таким образом, услуги типографий по послепечатной отделке ближайшем будущем будут расширяться.

Тиснение фольгой в основном применяется для придания сувенирам и подарочной полиграфической продукции индивидуальности и оригинальности. Украшают таким образом визитки, открытки, папки, блокноты, пакеты, кожаные изделия и т. д. Существует несколько способов печати фольгой, отличающихся по способу и материалу нанесения. Технологически тиснение - процедура не особенно сложная. Украсить таким образом какие-либо сувениры можно даже в домашних условиях.

Способы тиснения фольгой

Сдеалть подобный можно двумя способами:

  • с использованием ламинатора;
  • утюгом.

Как нанести рисунок с использованием ламинатора

Для выполнения печати в этом случае понадобится кроме ламинатора и Лучше если он будет не полноцветным, а обычным. Что касается ламинатора, то стоит приобрести модель с очень большим усилием сжатия. Также нужна будет тонерочувствительная фольга. При желании можно использовать как матовую или глянцевую, так и голографическую.

Бумагу лучше всего взять простую. Фактурная или специальная декоративная для тиснения в домашних условиях подходят не слишком хорошо. При использовании такого материала рисунок получится неаккуратным и некрасивым. В углублениях бумаги этой разновидности металл просто-напросто не приклеится.

Тиснение фольгой с использованием ламинатора производится следующим образом:

  • Найдите красивый векторный узор или орнамент. Можно также написать в какой-нибудь программе, к примеру в том же «Фотошопе», подходящий текст оригинальным шрифтом. Желательно только, чтобы он не был слишком тонким.
  • Распечатайте рисунок на принтере.
  • Положите лист с узором или надписью на стол и накройте его металлизированной фольгой любого цвета.
  • Положите поверх нее еще один лист чистой бумаги.
  • Прогоните получившийся «пирог» через ламинатор. Тонкая фольга обязательно пристанет к рисунку. Если узор получится неаккуратным и прерывистым, процедуру можно повторить. Прогоняйте листы через ламинатор до получения удовлетворительного результата.

Материал с листа нужно снимать аккуратно, не торопясь.

Тиснение фольгой в домашних условиях утюгом

Конечно же, ламинатор есть далеко не в каждом хозяйстве. Стоит этот прибор недорого, но покупать его для того, чтобы делать красивое тиснение, совершенно не обязательно. Можно использовать для этой цели и обычный утюг для глажения. В отношении надписи или узора порядок действий в данном случае будет точно таким же, как при тиснении ламинатором.

Распечатанный лист следует положить на твердую поверхность рисунком вверх. Фольга накладывается на него изнаночной частью вниз. То есть блестящая сторона должна находиться сверху.

Утюг ставится на минимальный нагрев. По фольге им нужно водить максимально аккуратно. Если она не прилипнет к рисунку, повысьте немного режим нагрева. Гладить фольгу нужно примерно в течение 2 минут, пока тонкий металл не пристанет к разогревшейся краске. Не стоит снимать фольгу с листа сразу. Подождите, пока она остынет.

Тиснение на коже

По технологии, которая будет представлена ниже, можно украсить практически любое кожаное изделие: сумку, сапоги, кошелек, блокнот, ремень и т. д. Для выполнения рисунка в данном случае понадобится клише - специальный штамп с узором. Можно взять, к примеру, какую-нибудь большую металлическую пуговицу. Порядок тиснения фольгой в этом случае таков:

  • Кожа укладывается на жесткую поверхность.
  • От фольги отрезается небольшой прямоугольник (по размеру будущего рисунка). Его нужно наложить на кожу.
  • Далее следует нагреть утюг и придавить им фольгу. Держать горячую подошву на материале нужно около минуты.
  • После того как тонкий металл хорошо прогреется, утюг снимают.
  • Не дожидаясь, пока заготовка остынет, к ней нужно приложить пуговицу и хорошенько придавить. Держать «клише» на коже следует не менее 30 сек.

Тиснение фольгой в домашних условиях на коже - процедура несложная, но в любом случае предварительно потренироваться на ненужном куске материала все же стоит. Если вы недодержите утюг или штамп, рисунок получится неаккуратным. Убрать же фольгу с сумки или кошелька будет довольно-таки проблематично.

Принтер для тиснения

Сегодня при желании можно приобрести специальную электронику для выполнения надписей и узоров тонким металлом. Это так называемый принтер горячего тиснения фольгой. Подключается он непосредственно к компьютеру через USB-разъем. Разумеется, на обычный принтер это устройство не очень похоже. Фольга в нем наматывается на два вала, расположенных по обеим сторонам рабочей части. Под ними располагается подвижная плоская твердая поверхность. В комплекте с прибором идет диск, на котором записано специально предназначенное для печати ПО.

Конечно же, стоит принтер для тиснения фольгой недешево. Да и купить его пока довольно проблематично.

Промышленное тиснение

Итак, как украсить сувениры, вещи или открытки с использованием фольги, мы с вами выяснили. Теперь, для общего развития, давайте поговорим о том, как выполняется тиснение в промышленных условиях. В данном случае, конечно же, используется гораздо более сложное, профессиональное оборудование, к примеру, пресс для тиснения фольгой. Сама процедура производится с соблюдением специально разработанных технологий.

По сути, тиснение фольгой является не более чем одной из разновидностей печати. Единственная особенность заключается в том, что наносится рисунок или надпись с использованием не краски, а тонкого металла. При выполении тиснения в данном случае обычно применяется метод высокой печати. Это значит, что те части, которые отвечают непосредственно за сам узор, выступают над поверхностью штампа-клише. Выполняется процедура тиснения промышленным способом так:

  • Печатная форма нагревается с помощью электричества. Необходимая температура поддерживается с помощью термостата.
  • При каждом рабочем такте полоса многослойной фольги, предназначенной специально для тиснения, передвигается на заданное расстояние. Этот процесс называется протягиванием.

То есть при использовании такого серьезного оборудования, как пресс для тиснения фольгой, процедура нанесения рисунка выполняется примерно по тому же принципу, что и при применении принтера.

Как делают клише для тиснения промышленным способом

Технология тиснения фольгой предполагает использование специальных износостойких и долговечных штампов. Клише для такого декорирования могут также изготавливаться разными способами и из разных металлов. Наносится рисунок на поверхность либо механической гравировкой, либо химическим травлением. Изготавливают клише обычно из таких металлов, как латунь, магний, медь и цинк. Чаще всего два первых материала. Магниевые клише используются в том случае, если тиснения требует не слишком большая партия изделий. Износостойкость таких штампов не особенно высока.

Латунные клише для тиснения фольгой используются для обработки большого количества продукции. Медные и цинковые применяются редко, что связано в основном с проблемами экологии.

Виды фольги, используемой при промышленном тиснении

Материал при нанесении печати на предприятиях используется самый разный. Это может быть фольга:

  • Металлизированная. Это хорошо известный всем блестящий материал: золотистый, серебристый, бронзовый. С использованием такой фольги можно выполнять как вогнутый, так и выпуклый рисунок.
  • Пигментная. После тиснения эта разновидность имеет вид обычной краски.
  • Прозрачная лаковая. Этой разновидностью материала выполняют тиснение матовых поверхностей. После ее нанесения на изделии остается эффектный блестящий узор.
  • Текстурная. Такая фольга может имитировать разные материалы: дерево, кожу, камень и т. д.
  • один из самых интересных типов материла. Тиснение голографической фольгой выполняется, например, на денежных купюрах для предотвращения их подделки.
  • Скретч-фольга. Эта разновидность используется для временной защиты информации от прочтения.
  • Дифракционная фольга. Применяется для печати на пластике.
  • Магнитная. Используется при изготовлении кредиток.

Материал для холодного и горячего тиснения

Всю фольгу можно разделить на две основные разновидности:

  • Предназначенную для холодного тиснения. С помощью этой фольги можно наносить печать на изделия, не выдерживающие повышенных температур. Обычно это тонкие пленки, предназначенные для изготовления пакетов и упаковок. Выгодным отличием такой процедуры, как холодное тиснение фольгой, от «горячего» способа является то, что данным методом можно выполнять рисунки с полутонами.
  • Предназначенную для горячего тиснения. Данная разновидность используется в промышленности чаще всего. Рассмотренные выше типы относятся именно к этой группе.

При помощи тиснения фольгой можно наносить на изделия узоры, логотипы, рисунки, рекламные и поздравительные надписи, панно и т. д. Технология выполнения такой печати несложна, а сама процедура отличается невысокой себестоимостью.

Фольгирование или тиснение фольгой. Как это сделать дома?

Первый способ - с помощью ламинатора

Нам понадобится:

Лазерный принтер (желательно обычный, не полноцветный).

Ламинатор (желательно с большим усилием сжатия валов)

Тонерочувствительная фольга: она может быть глянцевой, матовой или голографической (обычно поставляется в рулонах 210мм*120м).

Бумага: не использовать дизайнерскую или фактурную бумагу, т.к. тонер в углублениях фактуры не спекается с фольгой.

Для начала выбираем черно-белый рисунок или текст с четкими линиями.

Печатаем его на листе, отрезаем кусок фольги, чтобы он закрывал распечатанный рисунок или текст. Накрываем фольгой рисунок, а сверху накладываем ещё один лист.

Получился бутерброд: лист с текстом - фольга - чистый лист.

Прогоняем этот бутерброд через нагретый ламинатор.

Когда лист выйдет из ламинатора, осторожно снимаем фольгу. Всё снимется, кроме тех мест, где рисунок - фольга прилипнет к рисунку.
Если вдруг фольга не прилипла, то попробуйте снова накрыть этот же рисунок фольгой и прогнать его через ламинатор еще раз!

Второй способ - с помощью утюга

Если у вас нет ламинатора, то можно использовать обычный домашний утюг. С бумагой делаем всё то же самое, но кладем её вместе с фольгой на твердую поверхность. Фольгу накладываем белой частью вниз, а блестящей вверх.

Осторожно, носиком утюга начинаем разглаживать фольгу. Насчет температур — придется поэкспериментировать. Пробуйте от самой низкой - если фольга не прилипла, повышайте. Гладить нужно приблизительно в течение двух минут.

Прежде, чем снимать фольгу, подождите, пока она остынет.

Тонерочувствительная фоль га

Тонерочувствительная или термочувствительная фольга бывает очень разных цветов.