Личная безопасность дома обж. Конспект урока ОБЖ на тему "Обеспечение личной безопасности дома" (5 класс). Острые предметы, ножи – источник опасности

КОНСПЕКТ УРОКА.

Урок 11. Обеспечение личной безопасности дома

Цель урока. Рассмотреть возможные ситуации кримино­генного характера, которые могут возникать в домашних усло­виях, изучить рекомендации для учащихся по обеспечению личной безопасности в этих ситуациях.

Сформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Изучаемые вопросы

    Общие правила безопасного поведения школьника, если он остался дома один.

    Правила поведения в криминогенных ситуациях, кото­рые могут произойти дома.

    Обсуждение рассказа «Чудачка Светка» из книги В. Н. Мошкина «Как уберечься от преступника».

    Не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.

    Не открывайте дверь никому, даже если эти люди предста­вились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попросите (учитывая время прихода родителей) их зайти позже.

    Если вас просят принести попить или позвонить от вас, объясните через дверь, как дойти до ближайшего магазина и те­лефона-автомата.

    Никогда и никому не рассказывайте о распорядке жизни членов вашей семьи.

    При выходе из квартиры, прежде чем открыть дверь, по­смотрите в глазок, нет ли за дверью посторонних.

    Открыв дверь и выйдя из квартиры, закройте за собой дверь.

    Если вы вышли и увидели посторонних людей, вернитесь обратно в квартиру.

    Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь в квартиру и посмотрите там.

    Если к вам решили прийти друзья, лучше встретиться с ними на остановке (автобуса, троллейбуса и др.) и после этого привести их домой.

    Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд наберите номер своей квартиры и попросите родителей вас встретить.

    Не выходите на лестницу в позднее время, мусор лучше вы­носить утром.

При разговоре по телефону:

    Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.

    Поднимая трубку, не называйте своего имени.

    Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позво­нить позже, назвав время после прихода родителей.

    Не участвуйте в опросах по телефону.

    Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, по­ложите трубку, сообщите об этом родителям.

2. Разобрать с учащимися правила поведения в некоторых ситуациях криминогенного характера: воры в квартире, напа­дение в лифте, внезапное нападение в подъезде.

Воры в квартире:

Вы открываете дверь, а в квартире - воры.

    Не теряйтесь, постарайтесь быстро захлопнуть дверь, за­кройте ее на ключ, оставьте ключ в замке.

    Стучите в двери соседей, просите их прийти на помощь и срочно позвонить в милицию.

    Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу.

    Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задер­жать злоумышленников в доме до прихода милиции.

При поездке в лифте:

    Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами может зайти в кабину.

    Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, внушающий подозрение, не входите в кабину.

    Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.

При нападении в лифте:

    Кричите, шумите, стучите по стенам кабины; защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны.

    Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа.

    Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь, постарайтесь вы­бежать на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, назовите приметы и направление ухода нападавшего.

При внезапном нападении в подъезде:

    После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

3. Прочитайте и обсудите с учащимися поведение Светы из рассказа «Чудачка Светка» (напечатан в конце § 4.2 учебника), узнайте их мнение: как бы они повели себя в подобной ситуа­ции.

В заключение сделать вывод, что для человека, владеюще­го правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.

Домашнее задание

    Изучите § 4.2 учебника.

    В дневнике безопасности сформулируйте основные пра­вила безопасного поведения, если вы остались в доме одни.

29.09.2013 12524 0

Цель урока. Рассмотреть возможные ситуации кримино­генного характера, которые могут возникать в домашних усло­виях, изучить рекомендации для учащихся по обеспечению личной безопасности в этих ситуациях.

Сформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Изучаемые вопросы

1. Общие правила безопасного поведения школьника, если он остался дома один.

2. Правила поведения в криминогенных ситуациях, кото­рые могут произойти дома.

3. Обсуждение рассказа «Чудачка Светка» из книги В. Н. Мошкина «Как уберечься от преступника».

Не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.

Не открывайте дверь никому, даже если эти люди предста­вились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попросите (учитывая время прихода родителей) их зайти позже.

Если вас просят принести попить или позвонить от вас, объясните через дверь, как дойти до ближайшего магазина и те­лефона-автомата.

Никогда и никому не рассказывайте о распорядке жизни членов вашей семьи.

При выходе из квартиры, прежде чем открыть дверь, по­смотрите в глазок, нет ли за дверью посторонних.

Открыв дверь и выйдя из квартиры, закройте за собой дверь.

Если вы вышли и увидели посторонних людей, вернитесь обратно в квартиру.

Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь в квартиру и посмотрите там.

Если к вам решили прийти друзья, лучше встретиться с ними на остановке (автобуса, троллейбуса и др.) и после этого привести их домой.

Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд наберите номер своей квартиры и попросите родителей вас встретить.

Не выходите на лестницу в позднее время, мусор лучше вы­носить утром.

При разговоре по телефону:

Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.

Поднимая трубку, не называйте своего имени.

Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позво­нить позже, назвав время после прихода родителей.

Не участвуйте в опросах по телефону.

Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, по­ложите трубку, сообщите об этом родителям.

2. Разобрать с учащимися правила поведения в некоторых ситуациях криминогенного характера: воры в квартире, напа­дение в лифте, внезапное нападение в подъезде.

Воры в квартире:

Вы открываете дверь, а в квартире - воры.

Не теряйтесь, постарайтесь быстро захлопнуть дверь, за­кройте ее на ключ, оставьте ключ в замке.

Стучите в двери соседей, просите их прийти на помощь и срочно позвонить в милицию.

Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу.

Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задер­жать злоумышленников в доме до прихода милиции.

При поездке в лифте:

Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами может зайти в кабину.

Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, внушающий подозрение, не входите в кабину.

Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.

При нападении в лифте:

Кричите, шумите, стучите по стенам кабины; защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны.

Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа.

Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь, постарайтесь вы­бежать на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, назовите приметы и направление ухода нападавшего.

При внезапном нападении в подъезде:

После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

3. Прочитайте и обсудите с учащимися поведение Светы из рассказа «Чудачка Светка» (напечатан в конце § 4.2 учебника), узнайте их мнение: как бы они повели себя в подобной ситуа­ции.

В заключение сделать вывод, что для человека, владеюще­го правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.

Домашнее задание

1. Изучите § 4.2 учебника.

2. В дневнике безопасности сформулируйте основные пра­вила безопасного поведения, если вы остались в доме одни.

Занятие по ОБЖ «Личная безопасность дома и на улице»

Программное содержание: Дать знания детям о том, что опасная ситуация может подстерегать людей не только на улице но и дома, учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Развивать познавательную активность. Воспитывать желание спасать не только себя, но и окружающих.

Материал: кукольный театр «Красная шапочка», ширма.

Предварительная работа: Чтение: Русская народная сказка «Колобок», Шарль Перро «Красная шапочка».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия

Сюрпризный момент. Показ кукольного театра «Красная шапочка».

Воспитатель. Ребята вам понравилась сказка?

Дети. Да!

Воспитатель. А вы знаете дети, что ничего бы этого не случилось с красной шапочкой, и её бабушкой, если бы они знали о личной безопасности на улице и дома. А вы знаете, что такое личной безопасности на улице и дома?

Дети. Нет! Незнаем.

Воспитатель. Опасности подстерегают нас не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Воспитатель. Красную шапочку мама послала к бабушке отнести пирог и бутылку молока. Дети кто вспомнит, что мама сказала Красной Шапочке в напутствие? а вместо этого Красная Шапочка

Дети. Чтобы Красная Шапочка с чужими не разговаривала, и с дороги не сворачивала.

Воспитатель. А на самом деле, что произошло? На что засмотрелась Красная шапочка и свернула с дороги?

Дети. Красной шапочке понравилась за деревьями красивая полянка, на которой росли цветы, она решила нарвать букет и отнести бабушке.

Воспитатель. Правильно. Вот так срывая, один цветок за другим она и сама не заметила, как свернула с дороги в самую чащу леса. Ребята, так какое же правила нужно соблюдать, чтобы не попасть в такую ситуацию как Красная шапочка?

Дети. Надо идти по той дороге, как сказала мама.

Воспитатель. Правильно! Вот вы сами сформулировали первое правило личной безопасности. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься. Но, если родители дали поручение куда - то сходить, нельзя никуда сворачивать. Запомнили?

Дети. Да!

Дети. Красная Шапочка встретила волка, и заговорила с ним.

Воспитатель. Правильно! А мама, какой наказ ей давала?

Дети. С чужими не разговаривать.

Воспитатель. Скажите ребята, во время разговора с Красной шапочкой, что волк узнал?

Дети. Волк узнал, где живет бабушка Красной шапочки.

Воспитатель. Молодцы! Только этого всего бы не произошло, если бы Красная Шапочка выполняла напутствия мамины и знала второе правило личной безопасности. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Вы запомнили это правило?

Дети. Да!

Воспитатель. Наша Красная шапочка шла к бабушке. Вспомните, что произошло с бабушкой в конце сказки.

Дети. Волк прибежал первый Красной шапочки и съел бабушку.

Воспитатель. Такая трагедия произошла, знаете почему?

Дети. Нет!

Воспитатель. Я вам скажу. Потому что бабушка тоже не соблюдала правила личной безопасности. Бабушка сама сказала Волку, как открывается дверь в ее дом. Волк и зашел и съел бабушку. Кто сможет сформулировать третье правило личной безопасности?

Дети. нельзя открывать дверь, если звонит незнакомый человек.

Воспитатель. Правильно. Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Ни в коем случае не открывать дверь, если звонит незнакомый человек, когда дома нет взрослых.

На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Воспитатель. Запомните эти правила. А так как во всех сказках всегда есть волшебство, наши герои: Красная Шапочка и бабушка остались живые и здоровые.

Воспитатель. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок можно извлечь из сказок «Красная Шапочка» «Волк и семеро козлят», «Колобок»?

Ответы детей.

(Воспитатель, с детьми повторяют правила личной безопасности.)

Конспект урока ОБЖ в 5 классе

с использованием информационно-коммуникационных технологий

Урок: Основы безопасности жизнедеятельности (программа Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»)

Учитель: Карсакова Татьяна Юрьевна

Тема урока : «Обеспечение личной безопасности дома»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная с элементами свободной интеграции предметов художественно-эстетической деятельности (литературой)

Продолжительность: 45 минут

Класс, год обучения : 5 класс, 1-й год обучения

Аннотация: урок рассчитан на 45 минут для учащихся 5 класса основной школы, целью занятия является знакомство с криминогенными ситуациями, которые могут возникнуть дома, а так же обеспечению личной безопасности. Данный урок сопровождается мультимедийной презентацией, которая включает в себя видеоролики и брошюру для учащихся (в приложении). Форма урока является традиционной с элементами интеграции ОБЖ и литературы. Так же используются различные методы и приемы: целеполагание, актуализация, практические задания и т.д.

Практическая реализация: данный урок применяется уже третий год и учащиеся с интересом работают на данном уроке, так же был показан на открытом занятии.

ТСО: мультимедийное оборудование, рисунки учебника, рабочая тетрадь.

Цель : содействие усвоению знаний учащихся о характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в доме (подъезде, лифте) и умению правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Задачи:

    Рассмотреть возможные ситуации криминогенного характера, которые могут возникать в домашних условиях

    Сформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

    Активизировать вербальную память, мышление, развивать речь

    Способствовать развитию у учащихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности

Ход урока:

Оргмомент

(проверка готовности к уроку, создание атмосферы, способствующей активному вовлечению в учебный процесс)

Здравствуйте, дети! Садитесь! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я уверена, что сегодня вы покажите все свои знания и умения!

Приветствуют учителя

2) Актуализация, фиксация затруднений в деятельности (проверка знаний учащихся по пройденной теме)

Прежде чем начать новую тему, давайте проверим насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. На вашем столе лежат листочки с тестом, ваша задача их подписать и выполнить задание (слайд № 1) Необходимо соотнести виды преступников с их определением. Приступайте.

Выполнили, молодцы, а теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками и проверьте правильно ли выполнено задание (слайд № 2 ). Проставьте оценки в соответствии с количеством ошибок.

Молодцы положите листочки на край стола, я их соберу.

Для того чтобы мы с вами не стали жертвами преступников нам необходимо соблюдать правила личной безопасности

Выполняют задания на листочках

Проверяют и выставляют оценки

3) Целеполагание (подведение учащихся к самостоятельному определению темы)

Где человека могут подстерегать опасности? (слайд №3 )

Посмотрите на доску и попробуйте составить предложение, определяющее тему нашего урока (дома, обеспечение, личной, безопасности). Что у вас получилось?

Запишите данную тему в тетрадь. (слайд №4 )

Ответы учащихся

Составляют предложения, называют полученный результат.

Записывают тему урока в тетрадь

4) Объяснение нового материала (поиск новых знаний путем рассуждения, анализа)

Составьте поговорку из данных слов. (слайд № 5 )

Почему мы так говорим?

Как вы понимаете фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»? (слайд № 6 )

А теперь давайте посмотри небольшой ролик о правилах поведения если вы один дома (слайд № 7 )

Какие правила вы запомнили из ролика?

А теперь откроем учебник на странице 91 и найдем правила безопасного поведения дома (слайд № 8 )

Давайте отдохнём немного. Сегодня нашу физкультминутку проведет мальчик Федя. Смотрим и повторяем за ним (слайд № 9 )

Устно составляют поговорку

Рассуждают, дают ответы

Смотрят ролик

Дают ответы

Открывают учебник, читают правила по очереди

Выполняют физкультминутку

5) Самостоятельное применение знаний

(формирование у учащихся самостоятельно применять знания)

Вот мы и познакомились с правилами безопасного поведения дома, а теперь представим себя в следующих ситуациях: 1ряд – Вам постучались домой со словами «Откроите, полиция!». Ваши действия

2 ряд – Вас просят попить или позвонить. Ваши действия.

3 ряд – Вам позвонили и предложили ответить на вопросы анкеты. Ваши действия (слайд № 10 )

Посмотрите на доску и ответьте на вопрос: «Кому из этих людей вы бы открыли дверь?» (слайд № 11 )

А теперь правильный ответ «Никому» (слайд № 12 )

Сейчас давайте выполним задание на с.94-95 «Прочитаем рассказ «Чудачка Светка» В.Н. Мошкина. Правильно ли поступала Светка? Как бы вы поступили на ее месте? (слайд № 13 )

Как ты думаешь, съел бы волк семерых козлят, если бы в двери их избушки был глазок? Подумай какую ошибку совершила бабушка из красной шапочки? (слайд 14 )

Учащиеся размышляют и дают ответы

Отвечают на вопрос

Читают рассказ

Дают ответы.

Ответы учащихся

6) Информация о домашнем задании

Давайте запишем домашнее задание: § 4.2 подготовить пересказ (слайд № 15 )

Записывают задание в дневник

7) рефлексия и итог урока (выявление степени заинтересованности учащихся на уроке, активизация вербальной памяти учащихся)

Итак, что же нового вы сегодня узнали? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

А теперь давайте оценим, на сколько вам понравился урок, у вас на столе лежат смайлики, дорисуйте им рот: улыбка- урок понравился

Уголки губ опущены – я не все понял на уроке (слайд № 16 )

Что же больше всего вам понравилось?

Я для вас приготовила буклетик на память о правилах поведения для обеспечения личной безопасности дома.

Спасибо за урок, до свидания. (слайд № 16 )

Ответы учащихся

Рисуют рот у смайлика

Отвечают на вопрос

Литература:

    Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

    Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.-т 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012

    Конспект урока:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМА

Самым безопасным местом для человека является его дом. Однако при определенных условиях и он может стать опасным. Чтобы этого не случилось, необходимо хорошо знать и соблюдать правила безопасного поведения дома. Соблюдение этих правил ограничит возможности преступника.

Конечно, невозможно учесть все опасные ситуации, которые могут возникнуть в домашних условиях, но для большинства из них имеются типовые рекомендации:

∙ Никогда не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.

∙ Если вы дома одни, не открывайте дверь никому, даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попросите зайти позже.

∙ Если вас просят принести попить или дать позвонить, объясните, как дойти до ближайшего магазина и телефона-автомата.

∙ Не рассказывайте о распорядке жизни членов своей семьи.

∙ Если вам необходимо выйти из квартиры, прежде чем открыть дверь, посмотрите в глазок – нет ли за дверью посторонних.

∙ Открыв дверь и выйдя из квартиры, закройте за собой дверь.

∙ Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь домой и посмотрите там.

∙ Если незнакомый человек предлагает вам подняться в лифте, откажитесь.

∙ Если незнакомец пытается зажать вам рот, постарайтесь укусить его за руку.

∙ Если к вам решили прийти друзья, лучше встретить их на остановке и после этого привести домой.

Помните также о правилах безопасного поведения при разговоре по телефону:

∙ Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.

∙ Поднимая трубку, не называйте своего имени.

∙ Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позвонить позже, назвав время прихода родителей.

∙ Не участвуйте в опросах по телефону.

∙ Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, положите трубку и сообщите об этом родителям.

А теперь рассмотрим правила поведения в наиболее распространенных опасных ситуациях, которые могут произойти дома.

ВОРЫ В КВАРТИРЕ

Если вы открываете дверь, а в квартире – воры:

∙ Не теряйтесь, постарайтесь быстро выйти и захлопнуть дверь, закрыть ее на ключ, ключ оставить в замке.

∙ Стучите в дверь соседей, просите их прийти на помощь.

∙ Просите соседей срочно позвонить в милицию.

∙ Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу.

∙ При помощи соседей вызовите милицию. Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задержать злоумышленников в доме до прихода милиции.

НАПАДЕНИЕ В ЛИФТЕ

Прежде всего, вам следует запомнить несколько правил, предупреждающих нападение в лифте:

✔ Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами может зайти в кабину.

✔ Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, не входите в кабину.

✔ Если вы вошли в лифт с незнакомым человеком, не стойте в лифте к нему спиной, а наблюдайте за его действиями.

Если нападение произошло:

✔ Кричите, шумите, стучите по стенкам кабины. Защищайтесь любыми способами.

✔ Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа и кнопку вызова.

✔ Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на лестничную площадку, позвать жильцов дома на помощь и выбежать на улицу.

✔ Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, сообщите приметы и направление ухода нападавшего.

НАПАДЕНИЕ В ПОДЪЕЗДЕ

Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

Запомните, звонок в дверь, звонок по телефону, встреча с незнакомым человеком у подъезда дома, в лифте, на лестничной клетке могут стать неожиданностью только для человека неподготовленного. Для человека, владеющего правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.