Ленд лиз реальная помощь или формальность. Значение ленд-лиза для ссср. Причины и условия

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

«Мало кто знает, что военные поставки по ленд-лизу (lend — lease), внаём вовсе не были бесплатны - Россия как правопреемница СССР заплатила последние долги по ним аж в 2006-м году», - пишет историк и публицист Евгений Спицын.

В вопросе ленд-лиза (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) для СССР существует много тонкостей, в которых неплохо было бы разобраться — на основе исторических документов.

Не совсем безвозмездно

Закон о ленд-лизе или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», который был принят Конгрессом США еще 11 марта 1941 года, давал президенту США «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, необходимые для ведения военных действий», если эти действия, по определению президента, являлись жизненно важными для обороны США. Под различными товарами и материалами понимались оружие, военная техника, боеприпасы, стратегическое сырье, амуниция, продовольствие, товары гражданского назначения для армии и тыла, а также любая информация, имеющая важное военное значение.

Сама схема ленд-лиза предусматривала выполнение страной-получателем ряда условий: 1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США; 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад; 3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией.

Между прочим, и об этом тоже мало кто знает, закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. Неслучайно министр финансов США Генри Моргентау-младший во время слушаний в сенатском комитете назвал это положение уникальным во всей мировой практике: «Впервые в истории одно государство, одно правительство предоставляет другому данные о своем финансовом положении».

С помощью ленд-лиза администрация президента Ф.Д.Рузвельта собиралась решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 годов. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное влияние на страну-получателя ленд-лизовской помощи. Наконец, в-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф.Д.Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах».

Первоначальный срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, с дальнейшей ежегодной пролонгацией по мере необходимости. А первым администратором этого проекта Рузвельт назначил бывшего министра торговли, своего помощника Гарри Гопкинса.

И не только для СССР

Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений (аналога оперативного лизинга) в конце мая 1940 года попросили англичане, поскольку фактический разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте.

Сами англичане, запросившие первоначально 40-50 «старых» эсминцев, предложили три схемы расчетов: безвозмездный дар, оплата наличными и лизинг. Однако премьер У.Черчилль был реалистом и прекрасно понимал, что ни первое, ни второе предложения энтузиазма у американцев не вызовут, поскольку воюющая Англия была фактически на грани банкротства. Поэтому президент Рузвельт быстро принял третий вариант, и в конце лета 1940 года сделка состоялась.

Затем в недрах американского Министерства финансов родилась идея распространить опыт одной частной сделки на всю сферу всех межгосударственных отношений. Подключив к разработке законопроекта о ленд-лизе Военное и Военно-морское министерства, администрация президента США 10 января 1941 года внесла его на рассмотрение обеих палат Конгресса, который и был утвержден им 11 марта. Между тем, в сентябре 1941 года Конгресс США после долгих дебатов одобрил так называемую «Программу победы», суть которой, по словам самих американских военных историков (Р.Лейтон, Р.Коакли), заключалась в том, что «вкладом Америки в войну будет оружие, а не армии».

Сразу после подписания этой программы президентом Рузвельтом его советник и спецпредставитель Аверелл Гарриман вылетел в Лондон, а оттуда — в Москву, где 1 октября 1941 года нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов, британский министр запасов и снабжения лорд У.Э.Бивербрук и президентский спецпредставитель А.Гарриман подписали Первый (Московский) протокол, который положил начало распространению программы ленд-лиза на Советский Союз.

Затем, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было подписано «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», которое окончательно отрегулировало все принципиальные вопросы военно-технического и экономического сотрудничества двух главных участников «антигитлеровской коалиции». В целом, в соответствии с подписанными протоколами, все ленд-лизовские поставки в СССР традиционно делят на несколько этапов:

Пред ленд-лиз — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 года (до подписания протокола); Первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941); Второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942); Третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943); Четвертый протокол — с 1 июля 1944 по 20 сентября 1945 (подписан 17 апреля 1944).

2 сентября 1945 года подписанием акта капитуляции милитаристской Японии Вторая мировая война была завершена, а уже 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР — прекращены.

Что, куда и сколько

Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Но по уточненным данным доктора исторических наук Л.В.Поздеевой («Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг., М., «Наука», 1969; «Лондон — Москва: Британское общественное мнение и СССР. 1939-1945», М., Институт всеобщей истории РАН, 1999), которые были извлечены ей из закрытых американских архивных источников, датированных 1952 годом, поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:

Дальний Восток — 8 244 000 тонн (47,1%); Персидский залив — 4 160 000 тонн (23,8%); Северная Россия — 3 964 000 тонн (22,7%); Советский Север — 681 000 тонн (3,9%); Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).

Его соотечественник, американский историк Дж.Херринг столь же откровенно писал, что «ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

И это было действительно так, поскольку ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США. Недаром в самих Соединенных Штатах Вторую мировую войну порой называют «хорошей войной», что, например, видно из названия работы известного американский историка С.Теркели «The Good War: An Oral History of World War II» («Хорошая война: устная история Второй мировой войны» (1984)). В ней он откровенно, с цинизмом отмечал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Практически все исследователи этой темы в один голос говорят о том, что программа ленд-лиза заметно оживила экономическую конъюнктуру в США, в платежном балансе которых операции по ленд-лизу стали на время войны одной из ведущих статей. Для выполнения поставок по ленд-лизу администрация президента Рузвельта стала широко использовать так называемые контракты с «фиксированной рентабельностью» (cost-plus contracts), когда частные подрядчики могли сами устанавливать определенный уровень доходов по отношению к издержкам.

В случаях, когда требовались значительные объемы специализированной техники, в роли арендодателя выступало правительство США, покупавшее все необходимое оборудование для последующей передачи его в лизинг.

Только цифры

Конечно же, поставки по ленд-лизу приблизили победу над врагом. Но вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.

Например, в годы войны стрелкового оружия всех основных типов на предприятиях Советского Союза было произведено более 29,1 млн. единиц, в то время как с американских, британских и канадских заводов на вооружение в РККА поступило всего лишь около 152 тыс. единиц стрелкового оружия, то есть 0,5%. Аналогичная картина наблюдалась и по всем типам артиллерийских систем всех калибров — 647,6 тыс. советских орудий и минометов против 9,4 тыс. заграничных, что составляло менее 1,5% от их общего числа .

По другим видам вооружений картина была несколько иная, но тоже не столь «оптимистическая»: по танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 132,8 тыс. и 11,9 тыс. (8,96%), и по боевым самолетам — 140,5 тыс. и 18,3 тыс. (13%).

И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9,1 млрд. долларов, то есть чуть больше одной пятой средств.

В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд., Франция — 1,4 млрд., Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов. А всего поставки по программе ленд-лиза получили 42 страны.

Надо сказать, что в последнее время общие поставки по ленд-лизу стали оценивать несколько иначе, но сути общей картины это не меняет. Вот какие существуют уточненные данные: из 50 млрд. долларов почти 31,5 млрд. было потрачены на поставки в Великобританию, 11,3 млрд. — в СССР, 3,2 млрд. — во Францию и 1,6 млрд. — в Китай.

Но, может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 1941 г., когда немцы стояли у ворот Москвы и Ленинграда, и когда до победного марша по Красной площади оставалось всего каких-то 25-40 км?

Давайте посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 1,76 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 53,7 тыс. орудий и минометов, 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов. Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 648 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась.

Если перевести эти поставки вооружений и военной техники в денежный эквивалент, то, по данным известного историка, доктора наук М.И.Фролова («Тщетные потуги: против принижения роли СССР в разгроме фашистской Германии», Лениздат, 1986; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в немецкой историографии», С-П., изд-во ЛТА, 1994), которые многие годы успешно и достойно полемизирует с немецкими историками (В.Швабедиссен, К.Уэбе), «до конца 1941 года — в самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период.

К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы русские, и одни только русские, оказывали реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий. К концу же 1942 года согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами на 55%. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны».

Часть II

Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза.

Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», «Томагавк» и «Харрикейн», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Даже если советскому летчику и удавалось поймать вражеского аса в пулеметный прицел, то их пулеметы винтовочного калибра зачастую оказывались совершенно бессильными против довольно крепкой брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук. Причем первая «Аэрокобра» прибыла в Советский Союз в разобранном виде, без какой-либо документации и с полностью отработанным моторесурсом.

Это, кстати, относится и к двум эскадрильям истребителей «Харрикейн», вооруженных 40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Штурмовики из этих истребителей получились совсем никчемные, и они всю войну простояли в СССР без дела, поскольку желающих лететь на них в Красной Армии просто не нашлось.

Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — легким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков.

По авторитетному свидетельству личного помощника В.М.Молотова В.М.Бережкова, который в качестве переводчика И.В.Сталина участвовал во всех переговорах советского руководства с англо-американскими визитерами, Сталин нередко возмущался тем, что, например, англичане поставляли по ленд-лизу устаревшие самолеты типа «Харрикейн» и уклонялись от поставок новейших истребителей «Спитфайр». Более того, в сентябре 1942 года в беседе с лидером республиканской партии США У.Уилки, в присутствии американского и английского послов и У.Стэндли и А.Кларка Керра, верховный главнокомандующий прямо поставил перед ним вопрос: почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?

И пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках американских самолетов П-40 вместо куда более современных «Аэрокобр», и что англичане поставляют никуда не годные самолеты «Харрикейн», которые значительно хуже германских. Был случай, добавил Сталин, когда американцы собрались поставить Советскому Союзу 150 «Аэрокобр», но англичане вмешались и оставили их себе. «Советские люди… отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз».

Американский посол адмирал Стэндли не имел сведений на этот счет, а английский посол Арчибальд Кларк Керр признал, что он в курсе дела с «Аэрокобрами», но стал оправдывать их отправку в другое место тем, что эти 150 машин в руках англичан принесут «гораздо больше пользы общему делу союзников, чем, если бы они попали в Советский Союз».

Обещанного три года ждут?

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов, а послали первых всего 182 и 204, соответственно.

Та же история повторилась и в 1942 году: если советская промышленность выпустила в этот год более 5,9 млн. единиц стрелкового оружия, 287 тыс. орудий и минометов, 24,5 тыс. танков и самоходных орудий и 21,7 тыс. самолетов, то по ленд-лизу за январь-октябрь 1942 года было поставлено всего 61 тыс. единиц стрелкового оружия, 532 орудий и минометов, 2703 танков и самоходок и 1695 самолетов.

Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки вооружений практически полностью прекратились. По информации историков (М.Н.Супрун «Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.», М., изд-во «Андреевский флаг», 1997), эти перебои начались уже летом 1942 года, когда немецкая авиация и подлодки разгромили печально знаменитый Караван PQ-17, брошенный (по приказу Адмиралтейства) британскими конвойными судами. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошло всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который отплыл от британских берегов только в сентябре 1942 года.

Новый Караван PQ-18 потерял по дороге 10 транспортов из 37, и очередной конвой был отправлен только в середине декабря 1942 года. Таким образом, за 3,5 месяца, когда на Волге шла решающая битва всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом.

Между тем, с марта 1942 года, т.е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы составляли старики, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 102,5 тыс. танков и самоходок, более 125,6 тыс. самолетов, более 780 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.д.

Не только оружие. И не только союзникам…

Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут цифры получаются и впрямь солидные. В частности, мы получили 2586 тыс. тонн авиационного бензина, что составляло 37% от произведенного в СССР в годы войны, и почти 410 тыс. автомобилей, т.е. 45% всего автотранспорта РККА (без учета трофейных автомобилей). Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.

А еще были станки, рельсы, паровозы, вагоны, радиолокаторы и другое полезное имущество, без которых много не навоюешь.

Безусловно, ознакомившись с этим внушительным списком ленд-лизовских поставок, можно бы искренне восхититься американскими партнерами по антигитлеровской коалиции», если не один нюанс: одновременно американские промышленные корпорации осуществляла поставки и в нацистскую Германию…

Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. А венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин. Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах.

Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

Ленд-лиз — не благотворительность

Существует версия, что со стороны США ленд-лизовская помощь носила чуть ли не благотворительный характер. Однако при ближайшем рассмотрении и эта версия не выдерживает критики. Прежде всего, потому, что уже в ходе войны в рамках так называемого «обратного ленд-лиза» Вашингтон получил необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных материалов и вооружений. В частности, из СССР были отправлены 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды, значение которых в военной промышленности было крайне велико. Достаточно сказать, что когда в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции войск 3-го и 4-го Украинских фронтов в феврале 1944 года германская промышленность лишились никопольского марганца, то 150-мм лобовая броня немецких «королевских тигров» стала держать удар советских артиллерийских снарядов куда хуже, чем аналогичный 100-мм броневой лист, который стоял раньше на обычных «тиграх».

Кроме того, за союзные поставки СССР расплачивался золотом. Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн драгоценного металла.

Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело откровенным грабежом, поэтому И.В.Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг».

Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 722 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США при Л.И.Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, пресловутой «Поправки Джексона-Вэника» — авт.).

Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.

После распада СССР его технически долги были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб). Долг за ленд-лиз был долговым обязательством перед правительством США, то есть частью долга Парижскому клубу, который Россия полностью погасила в августе 2006 года.

По собственным оценкам

Президент США Ф.Д.Рузвельт прямо говорил, что «помощь русским — это удачно потраченные деньги», а его преемник в Белом доме Г.Трумэн еще в июне 1941 года на страницах «Нью-Йорк Таймс» заявил: «Если мы увидим, что Германиия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше»…

Первую официальную оценку роли ленд-лиза в общей победе над нацизмом, которая затем в разной интерпретации тиражировалась во многих энциклопедиях и научных работах, дал член Политбюро ЦК ВКП(б), председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский, который в работе «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (М., Госполитиздат, 1948) писал: «Если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%».

Сами американские ученые, военные и чиновники (Р.Голдсмит, Дж.Херринг, Р.Джоунс) признают, что «вся союзная помощь СССР не превысила 1/10 советского производства вооружений», а общий объем ленд-лизовских поставок, с учетом знаменитой американской тушенки «Второй фронт», составила порядка 10-11%.

«Валентайн» "Сталин" идет в СССР по программе ленд-лиза.

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ.

История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” - 1676 шт., легких М5 - 5 шт., легких М24 - 2 шт., средних М3 “Грант” - 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) - 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) - 2095 шт., тяжелых М26 - 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” - 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”- 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 - 100 шт., М17 - 1000 шт.; САУ: Т48 - 650 шт., М18 - 5 шт., М10 - 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” - 2560 шт. (в том числе из Канады - 1348 шт.) и американские М2 - 342 шт., М3 - 2 шт., М5 - 421 шт., М9 - 419 шт., Т16 - 96 шт., М3А1 “Скаут” - 3340 шт., LVT - 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.

По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании - 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.

По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя путями решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор на недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Маршруты поставок

Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок

Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Литература
1. Иванян Э. А. История США. М.:Дрофа, 2006.
2. /Краткая история США / Под. ред. И. А. Алябьев, Е. В. Высоцкая, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, Н. П. Зотников, В. Н. Цветков. Минск: Харвест, 2003.
3. Широкорад А. Б. Дальневосточный Финал. М.: АСТ: Трансиздаткнига, 2005.
4. Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. М.: Центрполиграф, 2003.
5. Темиров Ю. Т., Донец А. С. Война. М.: Эксмо, 2005.
6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы (http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html).
7. Морозов А. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом (http://militera.lib.ru/pub/morozov/index.html).
8. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. (http://www.rus-sky.org/history/library/w/)
9. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной Войне. Статистический сборник.(

Ленд-лиз – программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьём.

Чаще всего, однако, под «ленд-лизом» понимают именно поставки оружия, не уделяя внимания остальным товарам.

Причины и условия

Американское руководство обоснованно считало, что во Второй мировой войне следует помогать тем странам, оборона которых имеет жизненно важное значение для США.

Первоначально в программу ленд-лиза вошли Китай и Британская империя, но затем к ней присоединились и другие страны, в том числе СССР.

Принятый в марте 1941 года Закон о ленд-лизе устанавливал следующие правила поставок:

  • Техника, оружие, продовольствие, материалы и другие товары, использованные или уничтоженные в ходе войны, оплате не подлежали.
  • Оставшиеся после войны товары, если они могут быть пригодны в гражданских целях, оплачивались на основе предоставленных США кредитов.
  • Если США будут заинтересованы в возвращении того или иного товара после войны, он должен быть возвращён.

Таким образом, поставки были своеобразным «подарком» союзникам на время войны, а в мирное время они превращались в товар и могли быть куплены по вполне приемлемым ценам.

Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?

Известно, что большая часть ленд-лизовских поставок пришлась на период после 1943 года, когда в войне наступил перелом. То есть в самый страшный период войны, ранний, помощь союзников была минимальна, а в более успешные годы – не так уж заметна.

Находятся те, кто спрашивает: если союзники производили большое количество оружия, почему они не присылали его больше? На самом деле причина была не в скупости «капиталистических товарищей», а в тоннаже американского и британского грузового флота – он был весьма недостаточен для массовых поставок.

Есть и другая версия, что поставки просто задерживались. И еще одна, американцы выжидали кому помогать, или СССР или Германии. В зависимости от хода войны. Чем больше потерь у сторон, тем больше вложений. У них как всегда расчет.

Мог ли Советский Союз вообще обойтись без ленд-лиза? Вроде бы, мог. Достаточно было перераспределить собственные производственные мощности. Однако для этого пришлось бы мобилизовать огромное количество рабочей силы, что означает ослабление армии. Напомним, Америка была союзником СССР.

Можно было бы и закрыть на отсутствие нужной техники глаза, но тогда армия также была бы ослаблена. Война для СССР обернулась бы ещё более затяжным конфликтом, Советская Армия все равно бы выиграла войну, возможно позже. Р. Шервуд (американский историк) цитировал Гарри Гопкинса, который не считал американскую помощь важной в победе СССР над фашизмом. Он сказал: "Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Выгода американцев

Многие политологи, да и сами политики не скрывают выгоды штатов от поставок не совсем нового и исправного оружия. Но долг свой со времен 2 Мировой войны от России они получили. Истощенный и разрушенный СССР не смог его отдать, да и всякие другие причины были, напряженное отношение например, между двумя странами. Нажились сполна.

Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.

Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.

Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.

Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».

Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.

Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.

Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.

Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.

США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .

Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.

Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.

Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .

В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .

С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.

Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.

1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.

Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.

В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.

Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.

1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.

Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.

Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?

За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.

Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.

Ленд-лиз. Dodge WF32.

В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.

2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.

«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».

Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.

Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.

«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .

После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.

Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.

Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).

Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.