Стиль модерн в архитектуре. Стиль модерн в русской архитектуре Направление модерн в архитектуре разных стран

Мода на новый архитектурный стиль, названный в России модерном, проникла в нашу страну в самом конце XIX в. Охлаждение к нему европейских заказчиков было связано с экономическим кризисом 1900-1903 гг., но в России мода на него продержалась до начала Первой мировой войны.

Архитектурные объекты этого стиля легко опознаются на улицах городов за счет оригинального фасада и высокой декоративности деталей, больших «магазинных» окон. Наиболее часто в этом стиле проектировались доходные дома, торговые ряды, заводы, вокзалы, выставочные залы. Внешний вид зданий, все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, и внутренний интерьер тщательно прорабатывались в едином эстетическом ключе. Сложность линий крыши, фасадов, окон определили потребность в использовании новых материалов: стали, бетона, стекла.

Модерн в России, как и в Европе, сразу же распался на несколько направлений: стилизаторский модерн (псевдоготика, мавританский и русский стили) и собственно модерн (новаторский модерн). Проявилось своеобразие региональных форм модерна – московского, петербургского, рижского, провинциального.

В столице в 1900-х гг. модерн формировался под сильным влиянием традиций петербургского зодчества XIX столетия: монументальности, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий; примером может считаться Дом Мертенса (арх. Лялевич, 1909). Влияние на петербургский модерн оказала близость к скандинавским странам и их вариант модерна, т.н. «национального романтизма»: отделка фасадов природным камнем (гранитом, мрамором), в избытке имеющимся в окрестностях столицы; древесиной и металлом.

Стилизаторский модерн отличается как новыми чертами, так и традиционными элементами композиций и форм исторических стилей, но значительно и произвольно переработанных. Например, здание Музея А.В.Суворова (1901-1904, арх. А.И. Гоген и Г.Д. Гримм) имеет облик средневековой крепости благодаря использованию трансформированных элементов средневековой русской архитектуры. Здание представляет национально-романтическую ветвь модерна. Примером этого направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902), построенный Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926). Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные машикули (навесные бойницы) и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Если архитектуре Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, то здание Третьяковской галереи (1900-1905, главный фасад – по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания.


Шехтель был ведущим архитектором русского модерна. В начале своего творческого пути Шехтель отдал дань ретроспективизму, искусно оперируя готической архитектурой (особняк 3.Г. Морозовой на Спиридоновке, 1893-1898). С 1900-х гг. он стал убежденным сторонником модерна, создавая проекты, отличающиеся простотой и рациональностью. Самым характерным модернистским произведением Шехтеля признан особняк С.П. Рябушинского на М. Никитской (1900-1902), явившийся своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль архитектуры. Облик небольшого живописного по объемам и художественному оформлению фасадов сооружения полностью порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного профиля и пр.

Архитектура конца XIX – начала XX вв. на окраинах Российской империи отличалась эклектически-стилизаторским характером. Это проявилось в проектах не только провинциальных, но и столичных архитекторов. Шехтель был автором особняка хлеботорговца Е. Шаронова в Таганроге. В этом проекте он довольно небрежно соединил детали более ранних своих построек. Здание Волжско-Камского банка в г. Ростове-на-Дону (арх. А.Н. Бекетов, 1906-1909) является образцом позднего подражательного модерна. Его проект не отличается стилистическим единством: атланты и грифоны на фасаде, кованная балконная решетка со стилизованными розочками и барочная лепнина внутренних помещений являются непереработанными элементами разнородных исторических стилей. Более зрелым архитектурным решением в стиле модерн является доходный дом ростовского градоначальника И.Н. Зворыкина (1914), выполненный в стиле псевдоготики.

Среди направлений провинциального модерна особенной самобытностью отличается т.н. ростовский, или ярославский, модерн , характерный для городов Северо-востока: Ярославля, Ростова Великого, Вологды. В нем как нигде проявилось такое свойство провинциального модерна как фасадность, т.е. использование декоративных приемов, характерных для него, исключительно в оформительских целях. Это – асимметричность зданий, построенных из круглых бревен или тесаных досок; овальные окна, эркеры, башенки, флористические узоры на наличниках, но все в деревянном исполнении.

Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890-1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.

Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы - бетон, сталь, стекло.

Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.

На смену эклектике

Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.

Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени - железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили - дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.

Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно "Удар бича" (в другом переводе "Удар хлыста"). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.

Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.

Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.




Особенности модерна в архитектуре

Принцип проектирования

В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.

Свобода творчества

Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Яркий пример - Каса Батло испанского мастера Гауди, здесь воплощена идея победы над драконом.

Силуэты

Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.

Цветовая гамма

Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.

Характерные элементы модерна

Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют.





Направление модерн в архитектуре разных стран

Модное течение получило несколько названий - его обозначали как "ар нуво" во Франции и Бельгии, "югендштиль" в Германии и Швеции, "модерн" в Российской империи, "сецессион" в Австрии, "тиффани" в США.

Бельгия

Виктор Орта первым при строительстве применил "удар бича" в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.

Его здания в стиле модерн - знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) - вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция

Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.

Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.

Австрия

Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.

Яркий образец австрийской архитектуры - особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.

Испания

Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн - с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей - привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.

США

Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна - один из основных элементов современного модерна.

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах - особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница "Астория", доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга - проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании "Зингер" (сегодня здесь располагается "Дом книги").

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла - один из самых узнаваемых символов города.





Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке - объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.

Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна - особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.





Современные дома в стиле модерн

Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 - начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.

Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение - каркасные стальные и стеклянные конструкции.

Признаки модерна как современного стиля:

  • Асимметрия композиционно-объемных решений.
  • Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
  • Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
  • Башенки, шпили и флюгера на крыше.
  • Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.

Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.

Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.

Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.

Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом

Другие - современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще - очень наглядно демонстрируют возможности компании.

Наш опыт проектирования и и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.

Во-первых, к новым архитектурным произведениям предъявлялись повышенные функциональные требования. Дизайн проекты предлагали не только эстетические решения, но также были направлены на удобство эксплуатации. В целом же политическая ситуация того времени сильно отражается на искусстве, что делает русский модерн чем-то особенным, сильно отличным от западного. Аристократия, слой населения, который всегда давал архитекторам заказчиков, пришла в упадок. Чуть позже на смену модерну придет конструктивизм, отражающий окончательную победу утилитаризма над эстетикой. Львиная доля заказов приходилась на государство, поэтому мы редко видим модерн в индивидуальном строительстве .

Пожалуй, русский модерн можно назвать смесью дани прогрессу с ностальгией архитекторов, технологий и декаданса. Большинство памятников выглядят величественными и мрачными. Тем не менее, основные характерные черты – растительные мотивы, плавные линии, асимметрия – сохранены, поэтому стиль остается узнаваемым. Итак, сегодня почитателям русского модерна будет сложно найти

Введение 2

Модерн в русском искусстве 3

Изобразительное искусство 6

Модерн в скульптуре 9

Модерн в архитектуре 9

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Сложная и необычайно напряженная духовная жизнь русского общества на рубеже XIX - XX столетия заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. Так появился модерн, или «новый стиль», в котором свободная планировка, новые строительные, конструкционные и отделочные материалы стали основой создания ярко индивидуализированных сооружений с асимметричными композициями, стилизованными формами прежних эпох, острохарактерными образными решениями.

Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.

Модерн сформировался на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, он представлял собой явление, в общем, космополитическое. Однако русский модерн имеет некоторые отличия от западноевропейского. В сущности, он представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.

Основополагающей для стиля модерн в России стала проблема синтеза искусств. Повышенная забота о красоте заметна в каждом предмете модерна (отсюда - огромное значение орнамента и декора). В современном искусстве, когда вновь идет формирование и поиски стиля, особенно важным является изучение формирования и характерных особенностей стилевых течений прошлого. А модерн, затронувший все сферы жизни человека, является вообще исключительным явлением в русском искусстве, до сих пор удивляющий людей своей удивительной гармонией. Стиль модерн был новым этапом в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств, музыки и литературы, по-настоящему объединивший их внутри единого стилевого направления. Поэтому мне кажется актуальным рассмотреть эту тему: это искусство, из которого сформировалось стилевое направление целой эпохи.

Цель работы - анализ характерных черт и особенностей стиля модерн в России.

Задачи работы:

1. Проанализировать понятие стиля модерн и обозначить его общие стилевые черты.

2. Рассмотреть основные черты модерна в архитектуре, скульптуре и живописи.

Оглядываясь на прошедшую эпоху, мы можем сказать, что новый стиль не просто «обновил» искусства, но и собрал, обобщил все, что было в предшествующих стилях. В модерне причудливо переплетаются орнаментальность и функциональность, утонченность и простота, образуя чрезвычайно своеобразный сплав. В результате же необычайно короткого время существования модерна, все его противоречия и сочетания оказались необычайно нагромождены друг на друга, сплелись в неоднозначный архитектурный, живописный узор. Так родился стиль индивидуальности - русский модерн.

Модерн в русском искусстве

Модерн (от французского moderne - новейший, современный) стиль в русском, европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. Новое движение ведет свое летосчисление с того момента, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации "Glaspalast". Отсюда происходит и наименование стиля: сецессион (от лат. secessio - отделение, уход), которое привилось в Австрии. В Германии для обозначения этого направления в искусстве бытовал и термин "молодой стиль", югенд-стиль (Jugendstil), во Франции - "новое искусство", арт нуво (art nouveau), в России и Англии - "современный стиль", "стиль модерн".

Основные принципы нового стилевого направления первым сформулировал активнейший идеолог и практик модерна Ван де Вельде. Ван де Велде становится одним из наиболее ярких выразителей новых тенденций, идеологии и практики новой художественной промышленности. Его отличает страстное увлечение техникой, машиной. Утилитарная конструкция, считает он, может быть красивой и без орнамента; орнаментальное, эстетическое начало заложено в самой форме предмета. Ван де Велде представляет "абстрактное" направление модерна; стилизованному растительному орнаменту так называемого "флореального" направления он противопоставляет динамический линейный орнамент, как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности.

Несмотря на необычайное разнообразие форм, произведения модерна характеризовались определенными стилевыми чертами. Основным идейным принципом нового направления был отказ от прямой преемственности стилей. Источниками, питавшими причудливый мир форм модерна, были, с одной стороны, фигурно-орнаментальные мотивы открытой в те годы крито-микенской культуры, с другой - архитектура, прикладное искусство и неповторимая по тонкости графика Японии. Это последнее, но, пожалуй, и самое глубокое влияние дальневосточного искусства на европейское.

Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека - от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители стиля отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко выразился в архитектуре частных домов-особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы.

Архитектура модерна тяготела к нескольким типологическим вариантам сооружений: небольшой особняк, многоквартирный доходный дом и общественное здание. Для архитектуры эпохи модерна характерны свободная композиция объемов, плавность, текучесть линий, использование в декоре разнообразных материалов, различных по фактуре и цвету, и т. п.

Весьма важным для нас является то, что модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в самых разных областях. В связи с этим большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды.

В изобразительных искусствах модерн проявил себя: в скульптуре - текучестью форм, особой выразительностью силуэта, динамичностью композиций; в живописи - символикой образов, пристрастием к иносказаниям; в литературе новые тенденции нашли выражение в появлении поэзии символизма и других литературных течений, для которых основной характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности.

Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта.

Изобразительное искусство

В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н.Бенуа и меценат С.П.Дягилев. В объединение входили очень многие художники: Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, М.А.Врубель, В.А.Серов и др. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискусники» отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники "Мира искусства" в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников рубежа веков социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков».

Модерн пронизывает все жанры живописи, в том числе и «передвижническое» искусство - крестьянские темы, восприятие образов Руси. Так, мы видим несомненное влияние нового стиля на М.В.Нестерова, который много занимался религиозной монументальной живописью. В его искусстве прослеживается стремление к плоскостной трактовке композиции, нарядности, орнаментальности, утонченной изысканности пластических ритмов - характерные черты русского модерна. Это можно наблюдать в одном из лучших полотен художника, посвященных женской судьбе, - «Великий постриг»: нарочито плоскостные фигуры монахинь, «черниц» и «белиц», обобщенные силуэты, как бы замедленный ритуальный ритм светлых и темных пятен - фигур и пейзажа с его светлыми березами и почти черными елями.

Творчество художника В.А.Серова фактически ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Собственно, весь творческий путь Серова - эволюция от импрессионистической достоверности портретов и пейзажей к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии.

Исторические композиции (Петр I) В.А.Серова основаны на принципах модерна: представлениях о плоскостности и повышенной декоративности. Это же принципы сказались в его портрете танцовщицы Иды Рубинштейн (и многих других), в его эскизах к «Похищению Европы» (и в самой картине) и «Одиссею и Навзикае».

Кстати, именно в картине «Похищение Европы» наиболее сильно проявился отход от классических канонов. Это полотно уже ничем не напоминает манеру раннего Серова.

Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С.И.Мамонтов, оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов.

Одним из характерных представителей русского модерна в живописи был М. А. Врубель. Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон», «Царевна-лебедь»), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма.

Цветовые сочетания его картин не отражают реальности отношения цвета, а имеют символическое значение. Все свои впечатления Врубель претворяет в глубоко символические образы (образ Демона), отражающие все своеобразие его мироощущения.

В живописных и графических произведениях Врубеля присутствует четкая организация и декоративно-плоскостная трактовка холста или листа. Соединение реального и фантастического, приверженность к орнаментальным, ритмически сложным решениям - таковы черты модерна в творчестве Врубеля.

Одним из основоположников русского символизма в живописи стал В.Э.Борисов-Мусатов, чьи исполненные элегической грусти, подернутые дымкой нереальности, сна произведения воплощали тоску по уходящему в прошлое миру дворянских усадеб, старых парков, тихому и задумчивому течению жизни.

Пространство в его произведениях решено предельно условно, плоскостно, фигуры почти бесплотны (как и все, что их окружает). Общее впечатление от его картин - как от чего-то тающего, исчезающего; это некий мираж, данный лишь в общих чертах и дающий лишь расплывчатый образ.

Блеклые, бледно-серые оттенки цвета («Водоем») усиливают общее впечатление хрупкой, неземной красоты и анемичности, призрачности, которое распространяется не только на человеческие образы, но и на окружающую их природу. Не случайно одно из своих произведений Борисов-Мусатов назвал «Призраки»: безмолвные и бездействующие женские фигуры, мраморные статуи у лестницы, полуобнаженное дерево, - блеклая гамма голубых, серых, лиловых тонов усиливает призрачность изображенного.

Творчество В. Э. Борисова-Мусатова положило начало еще одному художественному объединению - «Голубая роза», члены которого (Кузнецов, Сарьян, Сапунов, Петров-Водкин и др.) также работали в эстетике модерна. Их творчество объединяет плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов.

Модерн в скульптуре

Модерн проявился в скульптуре в меньшей мере, чем в изобразительном искусстве и тем более в архитектуре. Но все же определенные черты модерна можно отметить в творчестве таких скульпторов, как П.Трубецкой, А.Голубкина и А.Матвеев.

В работах Голубкиной и Трубецкого присутствует особая ритмика текучих линий и форм, символичность скульптурных элементов - черты, присущие «новому стилю».

Наиболее символичны такие известные работы, как бронзовый памятник Александру III Трубецкого, где тяжело сидящий на грузном коне всадник символизирует Россию покоя, устойчивости и силы, и символичный бюст Андрея Белого, столь любимый русскими символистами.

Мотив волны, который часто использовался в живописи и графике, можно найти и в скульптурах Анны Голубкиной.

Особенно популярным в то время в скульптуре был мотив развевающегося платья. Закручивающаяся линия волны, равно как и серпантинная линия движущейся во время танца драпировки, легли в основу многочисленных вариантов орнамента в скульптуре и архитектуре.

Особенно характерно модерн проявился в творчестве скульптора Матвеева. Его творчеству характерна строгая архитектоника, лаконизм устойчивых обобщенных форм, состояние просветленности, покоя, гармонии. Эти черты прямо противопоставляют творчество Матвеева скульптурному импрессионизму.

В работах мастера есть музыкальность пластических форм, огромный художественный вкус и поэтичность.

Модерн в архитектуре

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «аранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. И после долгого господства эклектики и стилизации «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм.

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности. Возникают новые типы зданий: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа - кинотеатры. Это рождало новые объемно-планировочные решения, произошло решительное преобразование облика городской застройки. Переворот произвели также новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

Важным явлением в архитектуре II половины XIX в. было появление так называемых доходных домов, то есть многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Их целевое назначение вынуждало использовать новые приемы в композиции зданий.

Различают два этапа развития модерна в архитектуре: ранний - декоративный и более поздний - рациональный. Сами названия раскрывают их сущность. В первом случае это поиск новой орнаментации, сначала причудливо-декоративной, а затем обусловленной конструктивной формой. Во втором случае - применение в строительстве каркаса здания, поиски наиболее эффективного использования материалов и конструкций. Здесь использование орнамента не обязательно.

Для архитектуры эпохи модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Главное отличие новой архитектуры - динамичность, подвижность, живая пластика лучших зданий модерна. Доходный дом, особняк, общественное здание времени модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя - как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балкон ной решетки или дверной ручки. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала. Зодчие периода модерна успешно работали в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Одной из сильных сторон архитектуры этого времени были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий. Это так называемое проектирование «изнутри» (то есть от плана здания), которое стало важнейшим принципом проектирования в эпоху модерна.

Модерн избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строгого вертикализма поверхностей. Легкая кривизна всех линий помогает вдохнуть "жизнь" в объемы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости. Этим же объясняется любовь модерна к бесчисленным вариантам скользящих, извивающихся, волно-змееобразных, подвижных линий, к "пульсирующим", напряженным, стремительным или расслабленным "неустойчивым", сужающимся или, наоборот, словно растекающимся книзу формам, скругленным или срезанным углам, трапециевидным мотивам. Проекты зданий модерна как будто набросаны от руки. Поверхностям придана сознательно подчеркнутая плавность, легкая неправильность. Здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны, они как бы пребывают в непрестанном становлении.

Модерн предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Так, например, вход в особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке отмечен единственным декоративным цветным пятном на фасаде - вкомпонованной в портал мозаикой со стилизованным лиловым ирисом на золотом фоне - излюбленным мотивом стиля модерн, предвосхищающим появление через несколько лет знаменитого фриза из ирисов в особняке Рябушинского. Или, например, декоративная мозаика над входом - единственное красочное пятно на фасаде особняка Кекушева в Глазовском переулке.

Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Но это не ясность классической формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной. Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, где кончается одна и начинается другая - определить почти невозможно, каждая одновременно завершение и начало следующей. Очень характерный пример - знаменитая «застывшая волна» лестницы особняка С. Рябушинского, напоминающая скульптуру. Ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф - в скульптуру, витраж - в оконный переплет, а светильник - в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость - в объем, а объем - в пространство.

В эпоху модерна архитекторы впервые начинают обращаться к совершенно новым материалам и конструкциям - в частности, выполненным из железобетона. Однако техника как таковая - материалы и конструкции - не является в модерне стилеобразующим фактором. Она ценится в первую очередь как средство, предоставляющее богатейшие возможности воплощения новых художественных идеалов.

Модерн начинает с того, что делает видимой структуру здания, обнажает в интерьере металлический каркас (торговый дом Аршинова в Москве в Старопанском переулке, 1896, арх. Ф.О.Шехтель), убирает с поверхности фасада декор, чем передает уникальную выразительность фактурных сопоставлений разных материалов.

Это также лишний раз утверждает тезис о взаимосвязи в модерне "полезного и прекрасного". Архитекторы охотно подчеркивают особенности внутренней структуры, акцентируя живописность сочетания объемов, асимметрию расположения балконов и крылец в особняках, сплошное остекление лестничных клеток в многоэтажных жилых доходных домах, каркасность торговых, банковских, промышленных зданий.

Новые материалы, используемые смело, откровенно, оказались наиболее подходящим средством для воплощения идеалов модерна. Легкая, прозрачная конструкция из металла - антипод кирпичной. Функции собственно конструктивные, рабочие переходят к тонкой решетке внутреннего каркаса. Появляется возможность сделать стену не просто ограждением от внешнего пространства, но тонкой, прозрачной, легкой оболочкой здания, ввести в постройки огромные остекленные поверхности окон и потолков; железные фермы позволили устраивать громадные зальные пространства, перекрытые сквозной купольно-арочной конструкцией.

Отказываясь от имитации массивной каменной конструкции, архитекторы пытаются извлечь из новой конструкции новые эффекты, давая почувствовать невесомость, каркасность, просторность, вносимую ею в организацию внутреннего пространства. Строгая сетка вертикальных и горизонтальных членений при некотором акценте на вертикальных, проходящих через всю высоту фасада, огромные лежачие окна от одного вертикального простенка до другого и от одной междуэтажной тяги до другой - композиция, впервые получившая художественную законченность в постройках Ф.О.Шехтеля, представляет собой осмысление выразительных возможностей комбинированной металло-кирпичной и кирпично-железобетонной структуры, в которой столбы наружных стен делались из кирпича, а внутренние столбы и колонны - из металла или железобетона. Композиция торговых и банковских зданий позднего модерна переосмысляет совокупность черт каркасной конструкции - ее сетчатость, решетчатость, легкость и прозрачность. Русский модерн внес большой вклад в развитие этой схемы, ассоциировавшейся недавно лишь с постройками так называемой Чикагской школы в США. Основная заслуга в этом принадлежит зодчим Москвы.

Модерн обращает особе внимание на функциональные элементы - на ритм, расположение, чередование, форму, фактуру проемов и простенков, выражающих во внешнем облике сооружения особенности его конструкции и внутренней организации. Анализ любого из средств или приемов модерна вновь и вновь влечет за собой констатацию факта, что употребление их - результат воплощения в жизнь главного формообразующего отношения — "преобразования полезного в изящное".

Железные детали и конструкции используются модерном, как и всякий другой материал, функционально и декоративно сразу. Оказалось, что железо обладает богатейшей гаммой декоративных качеств - ковкостью, извилистостью, легкостью, прозрачностью, что соединение железного каркаса со стеклом таит неисчерпаемые художественные эффекты. Своеобразной инертности каменной конструкции противопоставляется напряженность динамического равновесия железного каркаса. Намечается переход от архитектуры объемов и поверхностей, отличающих каменное зодчество, к архитектуре линий. С этой тенденцией соседствует также тенденция к скульптурности, материальности, имеющая в основе стилизацию качеств еще одного нового материала - бетона и железобетона, его вязкости, аморфности, пластичности. Обе эти тенденции представлены в архитектуре образца раннего модерна - особняке Рябушинского Ф. О.Шехтеля (1900 г.).

Из органического единства полезного и прекрасного в модерне следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. Их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Здесь вновь отчетливо обнаруживается отличие модерна от эклектики, более того - от архитектуры нового времени в целом, где фактурная выразительность материала не играла активной роли, а цвет использовался как вспомогательное средство для выделения главного элемента композиции - иллюзорно-тектонического или изобразительного декора. В модерне же назначение цвета сугубо практическое - выявить, акцентировать архитектурную форму - стилеобразующую основу композиции.

Модерн как бы открывает заново выразительные возможности традиционных материалов, а также вводит в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или облицовочный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Богатый блеск и благородная поверхность зеркального стекла, переливы дутого, фактурного стекла таили возможности создания многообразных эффектов, особенно в соединении с грубой рваной поверхностью штукатурки набрызгом, лещатки, камня "под шубу", холодным блеском глазурованного кирпича, блестящей гладкой поверхностью полированного камня и матовой поверхностью камневидной или обычной штукатурки, аморфной мягкостью бетона, полированного или лакированного дерева в интерьере. Ассортимент облицовочных и отделочных материалов достойно дополняет металл - кронштейны карнизов, решетки оград балконов, козырьки над подъездами, перила лестничных клеток, дверные ручки - бронзовые, стальные, железные - металлическим блеском своих поверхностей и красотой форм оттеняют, вторят фактурно-цветовой гамме материалов и ритмике форм.

Чрезвычайно обогащается цветовая гамма модерна. В постройках раннего модерна тона светлеют; преобладают лиловато-серые, сине-лиловые, лилово-розовые, розовато-сиреневые, перламутровые, зеленовато-серые, оливковые, фисташковые, желтовато-белые, многочисленные оттенки серого. В позднем модерне совершается переход к ярким локальным тонам. Распространенным приемом, позволявшим острее почувствовать выразительность каждого материала, является сопоставление различных по фактуре, но близких или одинаковых по цвету материалов (разные виды штукатурки и кирпич), различных по цвету, но одинаковых по фактуре материалов (белый и цветной глазурованный кирпич), материалов, отличных друг от друга и по фактуре и по цвету (майолика и штукатурка; штукатурка, камень, майолика и кирпич). Как и форма деталей, граница, отмечающая использование различных материалов или окраску плоскости фасада в различный цвет, подчеркнуто декоративна, а с точки зрения привычных представлений о тектонике - произвольна.

Фасады особняков, освобожденные от традиционного архитектурного декора, стали местом размещения декоративных композиций - рельефов, росписей, майоликовых панно, изразцовых и мозаичных фризов. Так, строго симметричная композиция особняка Гутхейля (арх. В.Ф. Валькот) рассчитана на строго фронтальную точку зрения. За плоскостью парадного фасада почти не ощущается основной объем дома. Скульптурные рельефы фасада подчеркнуто графичны. Они читаются на светлой штукатурке как изысканный линейный узор.

В модерне, где даже утилитарная деталь трактуется декоративно, роль скульптуры и живописи как "чистого" украшения подчеркнута своеобразной "вольностью" размещения на плоскости стены. Местоположение живописи и скульптуры на фасаде не зафиксировано каноном, не является обязательным, заданным раз и навсегда. Оно определяется в каждом случае индивидуально, в соответствии с композицией именно этого сооружения. Такая "необязательность" размещения свидетельствует, как ни парадоксально, о возросшем значении синтеза искусств. В случае применения живопись и скульптура из второстепенного украшения превращаются в композиционное средство первостепенной важности, составляют (в идеале) нерасторжимое единство с архитектурой.

Композиция архитектурного построения модерна в корне отлична от таковой архитектурных стилей предшествующих веков. В модерне наблюдается отказ архитекторов от дифференциации компонентов архитектурного сооружения на активные элементы и нейтральный фон, элементы главные и второстепенные. В результате наблюдается построение и последующее восприятие особняка как абсолютно цельного сооружения, где одна деталь перетекает в другую, где все составляет единую структуру. Например, графически четкий, строго геометрический объем элегантно темного, с сочными "пятнами" изразцов, особняка М.Ф. Якунчиковой архитектора Валькота предельно лаконичен, сдержан, даже аскетичен по художественному языку. Тем не менее его компактный ступенчатый объем прекрасно вписан в историческую застройку, выразительно воспринимаясь с разных точек зрения. Отдельные скульптурные детали - барельеф над входом, маскароны на столбах ворот - подчеркнуто пластичны, контрастируя с четкими гранями внешних объемов.

Композиции модерна тяготеют к трем основным схемам. Наиболее простая сводится к вариациям главной, более или менее ясно воспринимаемой формы. Большая форма (макроформа) - силуэт здания, абрис плоскости фасада - повторяется в более мелких частях, сетке окон, рисунке оконных проемов, горизонтальных и вертикальных членениях, дополняется и поддерживается декором, линиями карнизов, балконов, эркеров.

Второй вариант композиции основан на сопоставлении нескольких форм, подчиненных и сводимых к "главной" форме. Таков особняк А.И. Дерожинской (арх. Шехтель), композиция которого строится вокруг объема "двусветного" огромного холла, высокий витраж которого, фланкированный двумя башнями, определяет выразительность главного фасада. Нарочитое смещение масштабных соотношений в архитектуре холла подчеркнуто размерами камина, почти вдвое превышающего обычные. Здесь как бы доведен до предела тот прием контраста огромного камина и небольших парадных покоев, который был применен Шехтелем еще в собственном особняке. Огромный масштаб холла лишь подчеркивает уют и камерность остальных помещений, образующих вокруг него круговую анфиладу.

Наконец, модерн прибегает к еще одной разновидности композиции, когда отдельные относительно завершенные в себе элементы образуют благодаря внутреннему ритмическому единству художественное целое. Между этими тремя вариантами множество переходных форм, часто они выступают в сочетании.

Стилизация, любовь к линейности, силуэту и орнаментации, орнаментально-графическая трактовка форм несут отрицание эстетического идеала эклектики. Недаром один из крупнейших представителей и теоретиков модерна Ван де Вельде избегал применять по отношению к произведениям нового стиля слова "скульптура" и "живопись", предпочитая им слово "орнаментация". Живопись и скульптура принадлежали иной эпохе, и цели их были иными, чем те, которые вызвали к жизни орнаментацию. Орнаментация и орнаментальность, линейность - воплощенный протест против тяжеловесной роскоши уходившей в прошлое эпохи и материализация мечты о мире, свободном от помпезности и представительности, демократичном по своей сути.

Мир легких, подвижных, но от этого не теряющих живой пластичности массы, сравнительно малочисленных вещей модерна - чувствительная противоположность домам и интерьерам второй половины XIX в., заполненным вещами, похожим на склады и музеи.

Линейность, ведущая к орнаментализации формы, явилась не только важным средством формирования концепции модерна, но и оказала ощутимое воздействие на преобразование окружающей среды. С ее помощью и в сочетании с другими излюбленными модерном приемами - компактным планом, прозрачными и полупрозрачными перегородками (железные решетки, занавеси из стекляруса, витражи, матовые стекла), широкими нишами в комнатах, огромными окнами во всю стену - достигается единство пространства отдельного помещения с системой внутреннего пространства всего здания, а также связь его с природным или городским окружением.

Заключение

XIX век в истории России часто называют серебряным веком русского искусства, и это не случайно. Это время небывалого культурного взлета, затронувшего все виды искусства: архитектуру, живопись, музыку, литературу. Это время бесконечных художественных исканий и взаимодействия новаторства и традиции. И наконец, это время укрепления русского национального самосознания.

Именно в русле споров о судьбе России и её исключительной миссии развивалась вся русская культура XIX века, зарождались новые тенденции в искусстве, складывался так называемый неорусский стиль эпохи модерна.

В конце XIX - начале ХХ века, когда особенно остро стали ощущаться упадничество и подражательность архитектуры, традиции национального зодчества творчески перерабатываются мастерами русского модерна, которые пытались придать общеевропейскому стилю национальные черты. Появление нового стиля было обусловлено не только подъёмом патриотических настроений, но и эстетикой романтизма с её стремлением к национальным истокам и самобытности.

Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн - это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса.

Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры - от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих, конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей.

Парадоксальность модерна состоит в том, что он смог произвести как бытовые, индустриальные сооружения, законченные в своей рациональности, так и фантастические, сказочные особняки, каждый из которых - уникальное произведение искусства.

Модерн не зря затронул абсолютно все жанры русского искусства (в большей или меньшей степени): он явился необходимым звеном в эволюции искусства рубежа веков. К сожалению, то, что модерн был слишком индивидуальным, то, что вызвало его к жизни, явилось и причиной его гибели. Фактически модерн погубил сам себя, но дав при этом возможность существования множества других, более устойчивых стилей в русском искусстве.

Список использованной литературы

1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. М, 1998.

2. Зотов А. Русское искусство с древнейших времен до начала ХХ века. М, 1979.

3. Ильина Т.В. История искусств. М., Высшая школа, 2000.

4. Нащокина М.В. Сто архитекторов Московского модерна. М, 2000.

5. Федотова Е. Русский модерн. Воплощение прекрасной мечты // «Salon», №4, 1999г.