Скачать презентацию по чрезвычайным ситуациям. Презентация понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций

























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока. Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Учебно -наглядный комплекс:

  • Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”
  • Физическая карта мира
  • Презентация к урока

Ход урока

I. Организационный момент

1. Построение.

2. Рапорт командира взвода.

3. Приветствие учащихся.

4. Проверка внешнего вида.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают или пересказывают подготовленные выступления по теме “Правила поведения при криминальной ситуации”, делают выводы о гуманности законов УК РФ по отношению к отступившимся несовершеннолетним лицам.

III. Изучение новой темы

1. Вводная беседа по вопросам:

  1. Что понимается под стихийными бедствиями?
  2. Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?
  3. Приведите примеры значительных стихийных бедствий.
  4. Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности? (Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)
  5. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, приводящие порой к возникновению большого количества пораженных. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они также способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.
  6. Что такое чрезвычайная ситуация природного характера? (Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

2. Основная часть

Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

“Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.”

Учащиеся обсуждают данное определение, высказывают свои мысли по поводу его полноты и насыщенности, вносят возможные изменения и дополнения.

Как вы думаете, что включает в себя понятие “предупреждение чрезвычайных ситуаций”? (Учащиеся дают предположительные ответы.) Сравним ваши ответы с определением, зафиксированным в федеральном законе.

“Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.”

В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

  • Предупреждение возникновения и развития ЧС
  • Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС
  • Ликвидация ЧС

Учитель зачитывает выдержки из федерального закона, (приложение 1)

3. Рассмотрение примеров ЧС природного характера.

Учитель рассказывает о чрезвычайных ситуациях природного характера с демонстрацией презентации

Учитель подводит учащихся к необходимости детального уточнения примеров ЧС природного характера и действий при ЧС природного характера: (слайд 1-2)

  • ураганы; (слайд 3-4)
  • землетрясения; (слайд 5-24)
  • крупные природные пожары (слайд 25-37).
  • лавины: оползни; (слайд 38-43)
  • наводнения; (слайд 44-56)

4. Составление алгоритма действий при ЧС

  • получение сигнала
  • получение информации
  • знание сигналов оповещения
  • обращение за помощью
  • изготовление простейших средств защиты и спасения
  • действия по самоспасению
  • оказание помощи окружающим

IV. Итог урока

  1. Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?
  2. В чем сущность коллективного способа защиты?
  3. Для чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

V. Домашнее задание

Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности (приложение 1)

Глава IV. Права и обязанности граждан российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах: участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайньгх ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей /В редакции Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / /

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Экологическая катастрофа стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Классификация ЧС по масштабу возможных последствий по количеству людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; по размеру материального ущерба; по границам зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

К К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс. , но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0, 5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Любая часть земной поверхности может быть подвергнута воздействию природной катастрофы, т.е. определенному риску. Выведено простое уравнение, с помощью которого можно понять, от чего этот риск зависит: Риск = ф (Ра, Рв, Рсв, С), где ф - фактор, различный для разного рода катастроф; Ра - вероятность катастроф, вычисленная по числу катастроф предшествующих; Рв - вероятность возникновения качественно разрушительных процессов при катастрофах (высота волн цунами, скорость ветра в циклоне, амплитуда сейсмических волн); Рсв - внешние условия (плотность населения, характер построек, социальные и политические отношения); С - последствия катастроф. Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений является важнейшим условием эффективной защиты.

ЗаЩита от природных ЧС

МОДУЛЬ «Безопасность жизнедеятельности»
Тема №3.:«Чрезвычайные ситуации.
Единая
государственная
система
предупреждения
и
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций».

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика чрезвычайных
ситуаций мирного времени (определение,
классификация,
основные
понятия,
поражающие факторы, медико-тактическая
характеристика).
2. Основные задачи РСЧС.
3.
Принципы
построения
и
функционирования РСЧС.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

4. Организация Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций РСЧС.
5. Режимы функционирования РСЧС.
6.
Основные
мероприятия
по
предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций РСЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)-

Чрезвычайная ситуация (ЧС)обстановка на определенной территории,
сложившаяся
в
результате
аварии,
катастрофы, опасного природного явления,
эпидемии,
эпизоотии,
применения
современных средств поражения, которые
могут повлечь за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей и (или)
окружающей
природной
среде,
значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности
людей.

Авария

опасное
техногенное
происшествие, создающее на объекте,
определенной территории (акватории)
угрозу жизни и здоровью людей,
приводящее к разрушению зданий,
сооружений,
оборудования,
транспортных средств и нарушению
производственного или транспортного
процесса, а также наносящее ущерб
здоровью людей и (или) окружающей
среде.

Катастрофа – внезапное, быстротечное
событие,
повлекшее
за
собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей, разрушение или уничтожение
объектов
и
других
материальных
ценностей в значительных размерах, а
также нанесшее серьезный ущерб
окружающей среде.

Стихийные
бедствия

опасные
природные явления или процессы
геофизического,
геологического,
гидрологического,
атмосферного,
биосферного и другого происхождения
такого масштаба, который вызывает
катастрофические
ситуации,
характеризующиеся
внезапным
нарушением
жизнедеятельности
населения, разрушением и уничтожением
материальных ценностей, поражением
или гибелью людей.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

техногенные
(производственные):
радиационные,
химические, биологические аварии; взрывы; обрушение
сооружений;
аварии
энергосистем,
на
очистных
сооружениях; гидродинамические, аварии транспортных
средств и др.;
природные
(стихийные
бедствия):
землетрясения,
наводнения, ураганы, цунами, пожары, морозы, засухи,
извержения вулканов, оползни, селевые потоки и др.);
экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и
литосфере): резкое изменение климата, интенсивная
деградация почв, разрушение озонового слоя атмосферы,
резкая нехватка питьевой воды и пр.;
биолого-социальные: инфекционная заболеваемость людей,
заболеваемость
сельскохозяйственных
животных,
поражения сельскохозяйственных растений болезнями и
вредителями, голод, войны, терроризм и др.

По масштабам ЧС подразделяют на:

Локальные
Местные
Территориальные
Региональные
Федеральные
Трансграничные (глобальные)

природного и техногенного характера (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2

Классификация чрезвычайных ситуаций


от 21 мая 2007 г. № 304).

А) чрезвычайную
ситуацию локального характера, в
результате которой территория, на которой сложилась
чрезвычайная
ситуация
и
нарушены
условия
жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной
ситуации), не выходит за пределы территории объекта,
при этом количество людей, погибших или получивших
ущерб здоровью (далее – количество пострадавших),
составляет не более 10 человек либо, размер ущерба
окружающей природной среды и материальных потерь
(далее – размер материального ущерба) составляет не
более 100 тыс. рублей.

Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(согласно Постановлению Правительства Российской Федерации
от 21 мая 2007 г. № 304).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 376)
Б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в
результате которой зона чрезвычайной ситуации не
выходит за пределы территории одного поселения или
внутригородской территории города федерального
значения, при этом количество пострадавших составляет
не более 50 человек, либо размер материального ущерба
составляет не более 5 млн. рублей, а также данная
чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к
чрезвычайной ситуации локального характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2

Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(согласно Постановлению Правительства Российской Федерации
от 21 мая 2007 г. № 304).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 376)
В) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в
результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает
территорию двух и более поселений, внутригородских территорий
города федерального значения или межселенную территорию, при
этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо
размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
Г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате
которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы
территории одного субъекта Российской Федерации, при этом
количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более
500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5
млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2

Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(согласно Постановлению Правительства Российской Федерации
от 21 мая 2007 г. № 304).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 376)
Д) Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера,
в результате которой зона чрезвычайной ситуации
затрагивает территорию двух и более субъектов
Российской
Федерации,
при
этом
количество
пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более
500 человек,
либо размер материального ущерба
составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн.
рублей.
Е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в
результате которой количество пострадавших составляет
свыше 500 человек, либо размер материального ущерба
составляет свыше 500 млн. рублей.

Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

Накопление факторов риска. Накопление происходит в самом источнике
риска. Стадия зарождения ЧС может длиться сутки, месяцы, годы,
десятилетия и более длительные периоды.
Инициирование ЧС. Данная стадия развития ЧС представляет толчок,
пусковой механизм. В этой стадии факторы риска достигают такого
состояния, когда в силу различных причин уже невозможно сдержать их
внешние проявления.
Процесс протекания ЧС. На этой стадии происходит высвобождение
факторов риска-энергии или вещества, и начинается их воздействие на людей
и окружающую среду. В начальный период этой стадии продолжительность
процесса, его последствия трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации
и невозможности точной оценки обстановки.
Стадия затухания. Стадия хронологически охватывает период перекрытия
(ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факторов
ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Таким
образом, в развитии ЧС во времени можно выделить: предчрезвычайные
условия, этапы развития ЧС и постчрезвычайные процессы.

Поражающие факторы ЧС

факторы механического, термического,
радиационного,
химического,
биологического (бактериологического),
психоэмоционального
характера,
являющиеся
причинами
ЧС
и
приводящие к поражению людей,
животных, окружающей природной
среды, а также объектов народного
хозяйства.

Поражающие факторы ЧС

Динамические (механические) факторы в результате
непосредственного действия избыточного давления во
фронте ударной
волны,
отбрасывания
человека
скоростным напором и ударов о внешние предметы,
действия вторичных снарядов (конструкций зданий и
сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к
возникновению различных ранений и закрытых травм.
Термические факторы - в результате воздействия
высоких температур (светового излучения, пожаров,
высокой температуры окружающего воздуха и др.)
возникают термические ожоги, общее перегревание
организма; при низких температурах возможны общее
переохлаждение организма и отморожения.

Поражающие факторы ЧС

Радиационные факторы - при авариях на радиационноопасных объектах и применении ядерного оружия. В
результате воздействия ионизирующих излучений на
организм могут развиться лучевая болезнь (острая и
хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании
радиоактивных веществ в организм через дыхательные
пути и желудочно-кишечный тракт - поражения
внутренних органов.
Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие
вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на
людей при химических авариях, применении химического
оружия, вызывают разнообразные (по характеру и
тяжести) поражения.

Поражающие факторы ЧС

Биологические (бактериологические) факторы токсины,
бактерии
и
другие
биологические
(бактериологические) агенты, выброс и распространение
которых возможны при авариях на биологически опасных
объектах, а в военных условиях при применении
противником они могут привести к массовым
инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым
отравлениям.
Психоэмоциональное
воздействие
поражающих
факторов на людей, находящихся в экстремальных
условиях,
может
проявляться
снижением
работоспособности,
нарушением
их
психической
деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными
расстройствами.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации

комплексная характеристика ЧС, определяющая
содержание, объем и организацию медикосанитарного обеспечения (величина и характер
санитарных потерь; нуждаемость пораженных в
различных видах медицинской помощи; условия
проведения ЛЭМ в зоне ЧС; санитарноэпидемиологическая обстановка; выход из строя
или нарушение деятельности ЛПУ, а также
нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС
и др.).

Классификация потерь

Общие
людские
потери,
возникшие
в
ЧС,
подразделяются на безвозвратные и санитарные потери.
Безвозвратные потери – люди, погибшие в момент
возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап
медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и
пропавшие без вести.
Санитарные потери – пораженные (оставшиеся в живых) и
заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.
Структура санитарных потерь – это распределение
пораженных (больных) по степени тяжести поражений
(заболеваний) – крайне тяжелые, тяжелые, средней степени
тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам
заболеваний).

Классификация потерь в ЧС

ОБЩИЕ
Безвозвратные
люди, погибшие в момент
возникновения ЧС,
умершие до поступления
на первый этап
медицинской эвакуации (в
медицинское учреждение)
и пропавшие без вести.
Санитарные
пораженные (оставшиеся
в живых) и заболевшие
при возникновении ЧС
или в результате ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

предназначена
для
предупреждения
ЧС,
обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения и уменьшения ущерба народному
хозяйству, а в случае их возникновения – для
ликвидации последствий.
объединяет органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти,
субъектов
Российской
Федерации,
органов
местного
самоуправления,
организаций,
в
полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий от ЧС.

Основные задачи РСЧС:

разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и
повышение устойчивости функционирования организаций, а также
объектов социального назначения в ЧС;
создание и обеспечение готовности к действиям органов управления,
сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и
ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в

ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а
также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и

Принципы РСЧС:

защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без
гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты
экономики, материальные и культурные ценности РФ;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности;
реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС
осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и
ответственности между федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления;
заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по
защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в
мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и
сроков реализации;
согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по
защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
соответствие организационной структуры РСЧС государственному
устройству РФ и решаемым задачам.

Организационная
структура РСЧС
Территориальные подсистемы
республиканские,
краевые,
областные,
городские,
районные и др.
Функциональные подсистемы (службы)
служба медицины катастроф (Минздрав России);
служба охраны общественного порядка (МВД
России);
противопожарная служба (МЧС России);
служба защиты сельскохозяйственных животных и
растений (Минсельхозпрод России);
государственная спасательная служба (МЧС России);
служба надзора за санитарно-эпидемиологической
обстановкой (Минздрав России);
служба
мониторинга
окружающей
среды
(Росгидромет);
служба экологической безопасности (Госкомэкология
России);
противопаводковая служба (Минприроды России);
служба
резерва
материальных
ресурсов
(Госкомрезерв России);
служба поиска и спасения на море (Минтранс
России);
транспортная служба (Минтранс России);
служба защиты лесов от пожаров, болезней и
вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
служба мониторинга ЧС (МЧС России).

Уровни РСЧС

Федеральный
Территориальный
Местный
Объектовый

Все уровни управления РСЧС имеют:

постоянно действующие органы повседневного
управления, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и
территорий от ЧС (органы управления по делам
ГОЧС);
органы обеспечения оперативного управления
(пункты управления);
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов,
системы связи, оповещения и информационного
обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне - МЧС России;
на территориальном уровне, охватывающем территорию
субъекта Российской Федерации, - органы управления по
делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах

на местном уровне, охватывающем территорию района,
города (района в городе), населенного пункта, - органы
управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или
при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - отделы,
секторы (или специально назначенные лица) по делам
ГОЧС.

В целях координации деятельности территориальных и
функциональных подсистем на всех уровнях управления
РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям
(КЧС),
которые
являются
коллегиальными
(совещательными) органами:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по
предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные
(межведомственные) КЧС в федеральных органах
исполнительной власти;
на
территориальном
уровне
КЧС
органов
исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне - КЧС органов местного
самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС,
создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Режимы функционирования РСЧС

режим повседневной деятельности - при нормальной

радиационной,
химической,
биологической
(бактериологической),
сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при
отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;
режим повышенной готовности - при ухудшении
производственно-промышленной,
радиационной,
химической,
биологической
(бактериологической),
сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при
получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и
во время ликвидации ЧС природного и техногенного
характера.

военизированные и невоенизированные противопожарные,
поисковые,
аварийно-спасательные,
аварийновосстановительные, восстановительные и аварийно-технические
формирования федеральных органов исполнительной власти;
формирования и учреждения ВСМК;
формирования ветеринарной службы и службы защиты
растений Минсельхозпрода России;
военизированные службы по активному воздействию на
гидрометеорологические процессы Федеральной службы
России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды;
формирования
ГО РФ территориального, местного и
объектового уровней;

Силы и средства ликвидации ЧС

специально
подготовленные силы и средства войск ГО РФ,
других войск и воинских формирований, предназначенные
для ликвидации ЧС;
аварийно-технические
центры Министерства РФ по
атомной энергетике;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов гражданской авиации Федеральной авиационной
службы России;
восстановительные и пожарные поезда ОАО «РЖД»
Минтранса России;
аварийно-спасательные
службы
и
формирования
Федеральных служб морского и речного флотов России,
других федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства постоянной готовности МЧС России

Центр управления в кризисных ситуациях
(Москва).
Государственный Центральный аэромобильный
спасательный отряд («Центроспас», Жуковский).
Поисково-спасательные службы (ПСС), перечень
которых
утверждается
соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
Центр специального назначения (Москва).
Авиация МЧС России.
Сводные мобильные отряды соединений и
воинских частей войск ГО РФ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным
проведением органами управления, силами и средствами
федеральных органов исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления и организациями, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и
территорий от ЧС, комплекса организационных,
инженерно-технических и специальных мероприятий,
направленных на максимально возможное уменьшение
риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Данный комплекс включает:
организацию
мониторинга,
наблюдения
и
лабораторного
контроля
за
состоянием
окружающей природной среды и потенциально
опасных объектов;
прогнозирование ЧС;
оценку риска возникновения ЧС;
организацию государственной экспертизы в
области защиты населения и территорий от ЧС;
организацию и проведение государственного
надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от ЧС;

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Данный комплекс включает:

участие в лицензировании видов деятельности в области
промышленной
безопасности
и
декларировании
безопасности промышленных объектов;
планирование и осуществление комплекса превентивных
мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
создание и совершенствование нормативной правовой
базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
экономическое регулирование деятельности по снижению
риска возникновения ЧС;
создание и использование резервов финансовых и
материальных
ресурсов
для
предупреждения
и
ликвидации ЧС;

Защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):

локализация ЧС в целях снижения воздействия
поражающих факторов ее источника;
ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
укрытие в защитных сооружениях;
обеспечение средствами индивидуальной защиты;
медицинское (в том числе медицинские
мероприятия по защите) и другие виды
первоочередного жизнеобеспечения

обеспечение функционирования и развития службы
медицины катастроф Минздрава России, службы надзора
за
санитарно-эпидемиологической
обстановкой
и
поддержание их в состоянии готовности;
организация разработки научно-методических основ
подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медикосанитарных последствий ЧС, организация взаимодействия
входящих в нее сил и средств, а также подготовка,
усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;
создание и организация работы федеральной и
региональных
межведомственных
координационных
комиссий ВСМК;

Основными задачами Минздрава России являются:

разработка, внедрение и совершенствование методов и
средств оказания медицинской помощи и лечения
пораженных (больных) с учетом характера ЧС;
организация и координация работ по оказанию
медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;
координация работ по эвакуации пораженных (больных)
из зон ЧС;
обеспечение экстренных поставок лекарственных средств
для ликвидации ЧС;
сбор, обобщение, анализ и представление органам
государственной власти и органам управления РСЧС
данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;

Основными задачами Минздрава России являются:

участие в организации и осуществление оперативного
контроля измерений радиоактивного и химического
загрязнения в зонах ЧС;
наблюдение, оценка и прогнозирование санитарноэпидемиологической
обстановки
на
территории
Российской Федерации;
предупреждение, выявление и пресечение нарушения
требований санитарно-эпидемиологической безопасности
и охраны здоровья населения;

Основными задачами Минздрава России являются:

участие в организации и выполнении санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий в
зонах ЧС силами ведомственных формирований
постоянной готовности;
создание
резервов
медицинского
имущества,
лекарственных,
санитарно-гигиенических
и
противоэпидемических
средств,
рациональное
их
размещение и поддержание в готовности;
разработка методических основ обучения и подготовки
населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. 1. Основные понятия и определения 2. Последствия ЧС техногенного характера 3. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий 4. Перечень ЧС техногенного характера МБОУ «Гимназия № 10» Баглай Е.В.

1. Основные понятия и определения Авария Опасное техногенное происшествие Угроза жизни и здоровью людей на объекте, определенной территории или акватории Разрушение зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств Нанесение ущерба окружающей среде

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, Могут повлечь или повлекли Человеческие жертвы ущерб здоровью людей ущерб окружающей природной среде значительные материальные потери нарушение условий жизнедеятельности людей.

Крупная авария Большое количество жертв Крупный материальный ущерб Тяжелые экологические последствия Производственная или транспортная катастрофа П О В Л Е К Ш А Я

Производственные аварии и катастрофы ЧС техногенного характера П Р И В О Д Я Т Опасное явление Примерное количество в год Аварии на трубопроводах 60-80 Авиационные катастрофы 20-40 Крупные автомобильные катастрофы 120-150 Крупные крушения на ЖД 15-20 Гидродинамические аварии 4-8 Частота некоторых техногенных Чрезвычайных ситуаций в России

Чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют:

Чрезвычайные ситуации техногенного характера Транспортные аварии Аварии с выбросом биологически опасных веществ Аварии на очистных сооружениях Пожары и взрывы Внезапное обрушение зданий и сооружений Аварии с выбросом химически опасных веществ Аварии с выбросом радиоактивных веществ Аварии на энергетических системах Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Гидродинамические аварии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. 8 класс

8 класс. Конспект урока, презентация к учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс" под редакцией Ю.Л. Воробьева...