Распространение христианства. Полабские славяне и Поморские славяне. Социально-экономическое развитие. Распространение христианства Кто такие полабские славяне

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич .»
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич .»
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки

И чем дальше двигался Запад по временной оси, чем более образованным и просвещенным он становился, тем все более востребованными (и для внутреннего, и для внешнего использования) становились сказочки о диких славянах. Собственно говоря, на этих сказочках со временем выросла и русофобия. Она и сейчас живет – в массовом сознании западноевропейцев, в «научных» исследованиях о «татаро-монгольском и угро-финском» происхождении русских, о «небывалых в истории человечества» зверствах Ивана Грозного, об особой предрасположенности и даже любви русских к рабству и т.д. и т.п.

И в основе всего этого, повторимся, западноевропейские, немецкие в первую очередь, мифы о славянах, как о людях второго, а то и третьего сорта, не способных ни к развитию цивилизации, ни к самоуправлению. И если они чего-то и достигли, мол, в позднейшее время, то это только благодаря миссионерству Запада.

Появление славян в истории

Несмотря на многочисленные факты и свидетельства о том, что славяне в Европе в ранее Средневековье достигли очень высокого уровня развития, в исторической науке царит тишь и благодать. Сочинённая немцами и удобная германоязычным народам фальсифицированная версия стала такой монолитной и ничем не пробиваемой, что бороться с ней почти невозможно, да и усилия, предпринимаемые оппонентами, героическими никак не назовешь.

Между тем, что же говорит историография и археология о славянах? Начальная достоверно славянская археологическая культура – пражско-корчакская – возникла в V-VI веках нашей эры. Эта культура имеет прямое продолжение в таких же достоверно славянских более поздних культурах на территории Чехии, Польши, Балкан, Украины и России. Вплоть до древнерусской и русской культуры.

С момента своего появления, зафиксированного археологией, славяне появляются и в истории. И демонстрируют при этом завидную энергию. В течение двухсот лет, ничтожно малого срока по историческим масштабам, они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, верховья Дона, Оки и Волги на востоке, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы на западе. Занимают практически всю территорию бывшей ГДР и Эльба становится границей между славянами и германцами. И сегодня Берлин, Лейпциг, Мекленбург, Альтенбург и прочие города имеют славянскую этимологию – Медведев, Липск, Великий град, Старый град…

Между прочим, об этой западной славянской цивилизации в России знают мало. Она не столь «раскручена», как Киевская, Новгородская или Московская Русь.

Полабский Китеж

Что же собой представляла эта цивилизация? Примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён, которых сейчас называют полабскими славянами.

Занимали они обширную территории от устья реки Лаба (Эльба) и её притока реки Сала (Зале) на западе, до реки Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере. То есть, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги или ререки) и родственные им племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы.

Карта расселения полабских славян

По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли – обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители. Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Руян (ныне Рюген).

На территории каждого племенного союза возводились многочисленные крепости-замки. Археологические раскопки позволили установить, что они представляли из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов. Основным занятием поселян было земледелие и животноводство, ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и кости, а также рыболовство.

Некоторые города полабских славян поражали воображение современников своими масштабами. Например, северогерманский хронист XI века Адам Бременский писал о городе Винета: «Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе».

Археологи нашли множество творений ремесленников, ювелиров – ножницы, ключи, шпоры, замки, кольчуги, торговые гирьки. Более того, нашлись предметы, сделанные на токарном станке – жителям Винеты он был известен. Улицы города были замощены деревянными настилами. Есть свидетельство того, что город изначально был окружен плотиной. В общем, очень мало похоже на убогую культуру сидящих на деревьях славян.

Стоит добавить к этому, что у полабских славян была своя руническая письменность. По свидетельству немецких историков XVII века, венды продолжали учить своих детей рунической письменности наряду с латиницей еще в это время.

Судьба этой славянской цивилизации сложилась трагически – они исчезла, как легендарный град Китеж, в результате экспансии западных соседей – немцев.

Дранг нах остен

Попытки немецкого вторжения начал ещё Карл Великий в VIII веке, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена – как немецкие, например, саксов и тюрингов, так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург.

Долгое время эти войны шли с переменным успехом. Немцы нападали и если одерживали победу, обкладывали местных жителей «покорённых» областей данью. Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти. Затем также обычно происходило славянское восстание или приходили славянские отряды, и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались.

Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, сто и даже больше лет. Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали. Бывало что им давали успешный отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например, на месте Зверина – «Шверин», на месте Ратибора – «Ратцебург», на месте Дрежджан – «Дрезден» и т.д.)

Славянские рати часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами раз пятнадцать.

В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но со временем славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает. Полабские славяне воевали на уровне межплеменных конфликтов, так же, как воевали в течение предыдущих столетий, у них не было объединяющей идеологии и организующей политики, с которой немцы познакомились, приняв христианство, и усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя.

Тем не менее, полабские славяне сопротивлялись немецкой агрессии с оружием в руках около пятисот лет! Видимо, это были самые длительные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, – оборона какой-либо земли.

Женская национальная одежда лужицких сербов (сорбов)

Сегодня, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (сорбов) в современной Германии и остаток поморов – кашубы в Польше. Все остальные их собратья за прошедшие века либо онемечились, либо полонизировались.

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

На севере и северо-западе славянские племена, принадлежавшие к лехитской ветви, в VI–VII вв. придвинулись к Балтийскому морю, заняв прибрежные земли в нижнем течении Вислы, Одера и Эльбы. Остатки местного венетского населения, оказавшись в славянской среде, быстро слились с нею.

Германские поселения на Эльбе еще в V в. были полностью покинуты их жителями, ушедшими на запад, поэтому славяногерманского слияния в этом районе не произошло. Но, двигаясь вверх по Эльбе, славянские переселенцы густо заселили южно-датские (шлезвиг-гольштейнские) земли, оставив следы в тамошней топонимике и антропологическом облике местного населения.

На этих территориях возникло несколько славянских племенных объединений. Наиболее мощными среди них были союзы ободритов и вильцев (лютичей), каждый из которых, согласно Баварскому географу (середина IX в.), состоял из четырех племен. Союз вильцев-лютичей образовали кессины, жиржипане, толленсы (от озера Толлен) и редарии; в ободритский племенной союз входили вагры, полабы, собственно ободриты и варны (по названию реки Варнов). Каждое из этих племен управлялось своими вождями, имело своих богов и городища. В середине IX в. у вильцев насчитывалось 100 городищ, столько же имелось у ободритов. Скандинавы восхищенно называли славянское Поморье «Гарды», «Гардарики», то есть «страна городов». Так, «Сага об Инглингах» повествует о поездке бога Одина из легендарного Асгарда «сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов» (современная Саксония). Позднее название «Гарды» будет перенесено на Русскую землю.

По сведениям авторов VIII–IX вв., ободриты селились на землях нынешнего Восточного Гольштейна и Западного Мекленбурга, между реками Эльбой, Травной, Варной и Балтийским морем, являясь, таким образом, самой западной группой славян. Первое письменное упоминание о них содержится во «Франкских анналах» под 789 г. Власть ободритского князя распространялась на племена древан, линонов (глинян?) и смельдингов (смолинцев?), которые, правда, отложились от ободритов уже в 808 г. Политическим центром племенного союза ободритов был обширный и хорошо укрепленный город, возникший, как предполагается, не позже VII в. Его славянское название было Велиград («великий, большой, главный город»); саксы называли его «Михеленбург», в хронике Адама Бременского говорится о «Магнополисе» - в обоих случаях сохранено значение славянского названия. Позже в устье Одера возник знаменитый город Волин - крупнейший торговый центр Северной Европы.

На северо-запад от ободритов, на большом острове Ране (иначе Руе, Руяне, ныне Рюген), близ берегов Дании, обитали ране (руяне, руги). По сведениям немецких хронистов, они почитались главным, старшим племенем среди всех балтийских славян.

Вильцами (иначе велетами, а позже лютичами) раннесредневековые писатели называли соседствовавшую с ободритами обширную полабскую группу славянских племен, занявших земли между устьем Хафеля, Эльбой (Лабой) и Балтийским морем. Этноним «вильцы» имеет, вероятно, тотемное происхождение - от славянского слова vilci - «волки». Вильцам подчинялись слензяне, дедошане, гаволяне и некоторые другие племена. Самым известным городом вильцев была Ретра, где находилось общеплеменное языческое святилище Радогоста. Местные жрецы руководили всем племенным союзом вильцев, который никогда не знал сильной княжеской власти. В бою вильцы славились своей свирепостью, лютостью.

Междуречье среднего течения Одера и Вислы заняли поляне. Баварский географ насчитал в их землях «400 градов» (племенных и родовых городищ). Поляне создали свой племенной союз, в который входили гопляне (близ озера Гопло в Куявии), ленцицане (окрестности Ленчицы), сарадзане (окрестности Сарадза). В будущем ему было суждено составить ядро Польского государства.

Полабские славяне в VIII–X вв.

Севернее полян, на балтийском побережье между Вислой и Одером, жили поморяне. В союз поморян входили и кашубы - балтское племя, обитавшее на Кашубской возвышенности.

Все эти племенные объединения не обнаруживали никакой тяги к политическому сближению и зачастую жестоко враждовали друг с другом, как, например, ободриты и вильцы. Некоторое подобие единства наблюдалось только внутри племенных союзов, но и там племенные различия закреплялись особыми обычаями и религиозными культами, существовавшими у каждого из входивших в состав союза родов и племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Славяне в 550-е гг Осенью 551 г. последние отряды мощного словенского нашествия покинули пределы Империи Ромеев. Главным результатом событий для словен, помимо демонстрации силы и богатой добычи, стал оформленный союз с гепидами, которые за долю в добыче согласились

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

СЛАВЯНЕ В прошлых главах в центре нашего внимания находилось Причерноморье. Но не только из-за важности этого региона. А еще и из-за того, что он был связан со Средиземноморьем, и о нем сохранилось больше всего информации в иностранных источниках. Вроде пятна света под

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Славяне В настоящее время существуют две версии происхождения этого слова - либо от «славы», либо от «слова».«Слава»: славяне народ славы, славный. Византийцы и римляне называли их склавинами, склавами. Появление буквы «к» объясняют тем, что в греческом правописании в их

Из книги Хан Рюрик: начальная история Руси автора Пензев Константин Александрович

Рим и славяне Норманнист норманнисту глаз не выклюет. Это давно известно. Однако градус норманнического видения у того или иного историка может быть различным. Есть норманнисты, что называется «радикальные», которые утверждают, что славяне были завоеваны скандинавами, а

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

СЛАВЯНЕ Откуда производят Славяне это нарицательное имя своё - от «слова» или от «славы»? Стыдно вспомнить, что некоторые из наших отечественных историков колеблются в произведении этого имени от славы, выставляя как-то нерешительно и слово, и славу корнем ему. Имена лиц,

Из книги Декабристы. Беспредел по-русски автора Щербаков Алексей Юрьевич

2. Гей, славяне Речь идет о так называемом Обществе соединенных славян. Эта организация, созданная братьями Андреем и Петром Борисовыми и Юлианом Люблинским, возникла на Украине в 1823 году. На первый взгляд, довольно-таки «травоядная» тусовка, провозглашавшая уже знакомые

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Поморские славяне в «эпоху викингов» Первыми о наступлении этой эпохи узнали монахи из обители Святого Кутберта на острове Линдисфарн, близ нортумбрийского побережья (Северо-Восточная Англия). В один из июньский дней 793 г. к острову пристало несколько ладей, на носу

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Славяне Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

5. Славяне Славяне и их соседи. Пятнадцать столетий назад славянские племена занимали земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Впоследствии славяне, жившие в Восточной Европе, образовали три больших народа - русских, украинцев,

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Славяне Время появления славян в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье ученые относят к VII – VIII вв. Основная масса полоцко-смоленских курганов датируется VII – IX вв. Древнейшими погребальными памятниками кривичей являются длинные курганы. Это невысокие

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Славяне В I тыс. н. э. на историческую арену стремительно выходят славяне - одна из основных ветвей древнеевропейского населения. Об их происхождении и местах изначального проживания существует несколько версий. Первая из них - дунайская - была выдвинута еще Нестором

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Русско-поморские судовые термины "Проследите терминологию морских и судовых слов, употребляемые нашими плавателями, - писал П. Богославский, - вслушайтесь в этот язык, и вы найдете еще уцелевшие, свежие остатки старины.<…>Слова, относящиеся к оснащению и вооружению

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Славяне Сравнение языков, древних верований и обычаев европейских и некоторых азиатских народов показало, что славяне принадлежат к большой семье племен, которые ведут начало от одного праотца-народа – арийцев, в незапамятные времена живших в Азии, на Иранской

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

В) Полабско-поморские славяне Бодричи. Лужичане. Лютичи. ПоморянеК полабско-поморским славянам относятся западные славянские племена, которые проживали на территории между реками Лаба (Эльба) – «Белая река» (белая – в значении красивая) – и ее притоками Салой (Зааном)

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Славяне Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI - XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика) .

Кашубы (самоназвание - кашеби), потомки древних поморян, живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы занимали значительно большую территорию; они расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли также западную Поморянию .

С конца V - начала VI веков нашей эры в междуречье Салы (Зале), Лабы (Эльбы), Водры (Одера), Спревы (Шпре) и Нысы (Нейса) стали расселяться славянские племена, пришедшие с востока. Здесь они сменили восточногерманские племена, которые около IV века нашей эры двинулись на запад. Примерно с X - XI веков немецкие племена стали возвращаться обратно, сталкиваясь при этом с полабскими сербами. Постепенно в процессе острой борьбы подавляющая часть полабских славян была ассимилирована немецким этносом. Процесс ассимиляции наметился уже в XII-XIII веках и к сегодняшнему дню почти завершился. Численность жителей Германии, считающих себя лужичанами, постоянно сокращается. Что касается кашубов, то они считают себя самостоятельным этносом, отличным от польского, но и количество кашубов на протяжении ХХ столетия не увеличивалось, а сокращалось .

В средние века главными племенами полабских и поморских славян были лужицкие сербы (делеминцы, мильчане, гломачи, дечане, лужичане); ободриты (бодричи, вагры, полабы, древане); лютичи (вильцы, ротари, долечане, чрезпеняне, хижане); поморяне (кашубы, словинцы, кабатки). Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, которые не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Группы были независимы друг от друга. Полабские и поморские славяне были язычниками. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни. В 1168 году на острове Рюгене (Руяне), располагающемся в Балтийском море, датчане разрушили святилище Святовита, Аркону, что явилось концом славянского язычества в Полабье .

Только опасность заставляла иногда полабских славян на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова выступают против Аварского каганата, участвуя в походах Карла Великого .

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. Немецкие феодалы, назначая в полабских землях своих мелкопоместных князей, проводили политику "разделяй и властвуй". Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям, которые постепенно захватывали все новые и новые земли .

Поморские славяне в VI-X веках вели оседлый образ жизни, занимаясь рыболовством, земледелием, солеварением. На рубеже VIII-IX веков у них активно начинает развиваться торговля со Скандинавией и славянскими племенами, живущими вдали от Балтийского моря. В X веке происходит объединение восточной группы лехитских племен (мазовшан, вислян, полян и др.), а в 960 году они образуют польское государство. Мешко I начал борьбу за овладение устьем Одры и выход к Балтийскому (Венедскому) морю. Во второй половине Х века Поморяния была присоединена к Польше .

Основным занятием полабских и прибалтийских славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия. Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие, подвижные суда .

О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна, занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до 20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров, мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли. Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника. Хронист Титмар Мерзебургский пишет: "Есть в земле ротарей некий город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей. Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано его имя" .

Около Х века как среди поморских, так и среди полабских славян распространяется христианство. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией, а затем и Польшей, у полабских славян - вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины .

В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян .

Положение славян усугубляется тем, что в их землях обнаружены богатые месторождения серебра. С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Дольше всего славянское население со своим языком и обычаями удерживалось в герцогстве Мекленбург (до конца XVII века) и в Ганноверском Вендланде (до первой половины XVIII века) .

Население Нижней и Верхней Лузиции находилось в иных условиях. Их земли в IX - начале Х вв. входили в состав Великоморавской державы, а с 1373 по 1635 годы - в состав Чешского королевства. Традиционно немецкое население здесь было в меньшинстве, поэтому сербский язык не изгонялся из официального употребления. Самоидентификации серболужичан со славянским населением и росту национального самосознания способствовало и Гуситское движение. Однако с утверждением в Чехии власти Габсбургов (с 1526 года) и с переходом Лужиц в ленное владение Саксонских правителей (с 1635 года) процесс германизации лужичан усилился. В ходе геополитических изменений Верхняя Лужица с главным городом Будышином (нем. Bautzen) вошла в состав Саксонии, Нижняя Лужица с главным городом Котебузом (нем. Kottbus) - в состав Пруссии. Вспыхивающие время от времени на лужицких землях восстания ни к чему не приводят. Однако во второй половине XVIII - XIX веках большой интерес к Лужицам, их культуре и языкам, проявляют просветители .

апреля 1897 года в Будышине был заложен "Сербский Дом", в котором позже разместились культурные организации лужицких сербов, музей, редакции, типография и библиотека. В начале ХХ века создается первая лужицкая политическая организация "Деревенское избирательное общество" (1910), а в 1912 году - одно из наиболее известных обществ - "Домовина" ("Родина"), деятельность которого прерывалась во время первой мировой войны, но с 1920 года возобновилась .

Последовательному онемечиванию подверглись и поморские славяне. В начале XIV века из земли были захвачены Тевтонским орденом и на протяжении XIV - XVIII веков в них проводилась политика, в соответствии с которой славянам выгоднее было признать себя немцами и забыть свою исконную культуру .

В 1466 году с Польшей воссоединилось Восточное Поморье, где проживали кашубы и словинцы. Дальнейшая история этих народов была связана с историей Польши и Речи Посполитой. По первому и второму разделам Польши (1772, 1793) земли кашубов и словинцев отошли к Пруссии. Они были возвращены Польше только по Версальскому договору 1919 года. Несмотря на длительную насильственную германизацию, кашубы сохранили свою культуру. Словинцы утратили свою национальную самобытность, полностью слившись с немецким населением .

Отсюда следует, что внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.