Не оказывает негативное влияние окружающая. Подтверждение исключения нвос: инициирует владелец объекта, пользуются плодами все желающие. Воздействие человека на окружающий мир

07.06.2016 вступило в силу Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Постановление № 467).

Указанный нормативный правовой акт был издан в развитие п. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), освобождающего плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов) от обязанности рассчитывать и вносить соответствующую плату при размещении отходов на объекте размещения отходов (далее — ОРО), который не оказывает НВОС.

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

[…]
6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов […] подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды […]. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации .
[…]

Несмотря на непродолжительный период существования, перечисленные нормы успели обрасти мифами.

В частности, многие природопользователи полагают, что применение приведенных положений законодательства возможно только при соблюдении условия о том, что размещаемые отходы образуются в процессе деятельности именно того лица, которому принадлежит используемый ОРО.

Отметим, что приведенное утверждение ошибочно. Законодательство не связывает освобождение от обязанности внесения платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены. Иными словами, отходы могут быть переданы на размещение «образователем» отходов (за исключением твердых коммунальных отходов; далее — ТКО) на любой ОРО.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В рамках настоящей статьи мы анализируем случаи, при которых субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы.

При этом при подготовке материала учтено, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ внесение платы за НВОС при размещении отходов (за исключением ТКО) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения «образователя» отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

Для иллюстрации рассмотрим типовые ситуации, связанные с размещением отходов (за исключением ТКО) на ОРО, исключающем НВОС.

Ситуация 1

1. «Образователь» отходов имеет принадлежащий ему на законном основании (праве собственности, праве аренды и т.п.) ОРО, на котором осуществляет размещение образуемых отходов (за исключением ТКО).

2. «Образователь» отходов (он же владелец ОРО) подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.

Ситуация 2

1. «Образователь» отходов не имеет принадлежащего ему ОРО, в связи с чем образуемые им отходы (за исключением ТКО) передаются на размещение на объект, принадлежащий иному лицу (субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого отходы образовались).

2. Владелец ОРО подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3. «Образователь» отходов имеет право на освобождение от внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС (применительно к 2016 г.).

Итак, как мы указали, единственным условием для освобождения субъекта платы за НВОС от обязанности внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС, является подтверждение исключения НВОС.

Как удостоверяется подтверждение исключения НВОС?

В первую очередь отметим, что инициировать процедуру подтверждения исключения НВОС при эксплуатации ОРО невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО .

В соответствии с п. 6 Положения именно данное лицо должно подготовить отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

КСТАТИ

Любопытно, что Положение не конкретизирует, кто вправе представить данный отчет в территориальный орган Росприроднадзора. То есть потенциально в роли заявителя может выступить даже один из потребителей услуг полигона. Правда, отчет, представленный им в территориальный орган Росприроднадзора, должен быть подготовлен именно лицом, эксплуатирующим ОРО. Разумеется, лучше, если данный отчет представит в территориальный орган Росприроднадзора само лицо, эксплуатирующее ОРО.

Тем не менее, чтобы не зависеть от доброй воли лица, эксплуатирующего ОРО, можно заранее внести в договор с ним условие о том, что он обязан совершить действия, связанные с подтверждением исключения НВОС при эксплуатации ОРО (включая обращение в территориальный орган Росприроднадзора) — конечно, если проведенные анализы подтверждают факт исключения НВОС, — и (или) условие о том, что лицо, эксплуатирующее ОРО, обязано в определенный срок (ранее 15 января) представить контрагенту отчет о результатах проведения мониторинга (который в крайнем случае контрагент сможет представить в территориальный орган Росприроднадзора самостоятельно).

НА ЗАМЕТКУ

Не лишним будет контролировать работников компании, эксплуатирующей ОРО. Денежный интерес в рассматриваемой ситуации имеют в первую очередь те лица, в процессе деятельности которых образовались отходы (за исключением ТКО), размещенные на данном полигоне. Возможно, для компании, эксплуатирующей ОРО, цена вопроса — всего несколько сотен рублей платы за размещение собственных отходов, ради которых работники компании поленятся (либо просто побоятся) лишний раз обращаться в орган, осуществляющий госэконадзор.

Важно обратить внимание, что Положение понимает под лицом, эксплуатирующим ОРО, именно то лицо, которое является собственником ОРО либо во владении или в пользовании которого находится ОРО (это следует из п. 2 Положения).

Действия владельца ОРО, направленные на обоснование исключения негативного воздействия

1. Предварительный мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга , подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

Атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

Воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

3. Подготовка в двух экземплярах (на бумажном носителе) и в электронной версии отчета о результатах проведения мониторинга , содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

4. Ежегодное представление (до 15 января) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах проведения мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Извлечение
из Положения

[...]
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду [...].
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте .
[...]

Таким образом, о факте подтверждения исключения НВОС объекта размещения отходов на окружающую среду должно быть известно двум субъектам отношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

. направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

. получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При этом «образователи» отходов, обладающие правом на освобождение от обязанности внесения платы за НВОС при размещении отходов на объекте (в т.ч. чужом), исключающем НВОС, по умолчанию окажутся не осведомлены о результатах взаимодействия владельца ОРО и территориального органа Росприроднадзора.

Как «образователю» отходов получить необходимую информацию?

Существует два способа получения соответствующей информации.

Способ 1

Направить в территориальный орган Росприроднадзора запрос о предоставлении информации в части подтверждения исключения в таком-то календарном году НВОС объекта размещения отходов, на который передаются образуемые хозяйствующим субъектом отходы.

Способ 2

Направить владельцу ОРО (являющемуся контрагентом «образователя» отходов) запрос о получении (либо неполучении) владельцем ОРО информации о принятии территориальным органом Росприроднадзора решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

Целесообразно также запросить у контрагента копию соответствующего информационного письма территориального органа Росприроднадзора.

Напомним, что при отсутствии дополнительной информации оба варианта запроса информации целесообразно реализовывать таким образом, чтобы было допустимо формирование ответа после 21 февраля года, следующего за отчетным годом, учитывая, что:

Отчет о результатах мониторинга представляется владельцами ОРО в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным годом;

Территориальному органу Росприроднадзора отводится 30 дней на проверку представленных данных и 7 дней на принятие решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

При этом, разумеется, нет запрета на представление отчета о результатах мониторинга ранее 15 января (например, 10 января). Равно как и нет запрета на досрочное завершение территориальным органом Росприроднадзора проверки представленных данных (например, 24 января).

Думаем, что на практике для выяснения вопроса наиболее удобно будет не только вступить в переписку, но и поддерживать связь с представителем компании — владельца ОРО (с целью оперативного получения новостей о прохождении документов).

Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плату за НВОС по итогам года необходимо внести не позднее 1 марта (т.е. если ориентироваться строго на 22 февраля, можно не успеть получить ответ к крайнему сроку, что повлечет необходимость выбора между риском привлечения к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016; далее — КоАП РФ) плюс уплатой пени либо риском расходования излишних денежных средств, возврат которых из бюджета обычно бывает не быстрым и не простым (а главное — причины такой ситуации придется объяснять руководству).

Подводя итог, следует отметить, что в случае, если у «образователя» отходов отсутствуют достоверные данные о том, что в отношении ОРО, на котором размещаются образуемые им отходы, подтверждено исключение НВОС, у такого «образователя» отходов отсутствуют основания для невнесения платы за размещение отходов, исчисленной по итогам отчетного года.

Вывод

Невнесение плательщиком — «образователем» отходов (за исключением ТКО) — платы за НВОС при размещении отходов, основанное лишь на предположениях плательщика платы об отсутствии НВОС, оказываемого ОРО, может иметь следующие последствия в случае, если на самом деле исключение НВОС объекта размещения отходов окажется не подтвержденным:

Риск привлечения к административной ответственности — невнесение в установленные сроки платы за НВОС является основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ;

Экономические риски—согласно п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ за каждый календарный день просрочки в части невнесения платы за НВОС начисляется пеня в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России (но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки).

Природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни.

Вконтакте

Воздействие человека на окружающий мир

С самых первых дней появления человека он начал воздействовать на окружающую среду. А с изобретением все новых и новых орудий труда человеческая цивилизация увеличила своё воздействие до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед человечеством возникли несколько важных вопросов: как человек влияет на природу? Какие действия человека наносят вред почве, дающей нам основные продукты питания? Каково влияние человека на атмосферу, которой мы дышим?

В настоящее время воздействие человека на окружающий его мир не просто способствует развитию нашей цивилизации, но и часто приводит к тому, что внешний вид планеты претерпевает значительные изменения: осушаются и пересыхают реки, вырубаются леса, на месте равнин появляются новые города и заводы, в угоду новым транспортным путям разрушаются горы.

Со стремительным увеличением населения Земли человечеству требуется всё больше и больше продовольствия, а со стремительным ростом технологий производства растут и производственные мощности нашей цивилизации, требующие всё новых и новых ресурсов для переработки и потребления, освоения всё новых и новых территорий.

Растут города, захватывая у природы все новые земли и вытесняя оттуда их естественных природных обитателей: растения и животных.

Это интересно: в грудной клетке?

Основные причины

Причинами негативного влияния человека на природу являются:

Все эти факторы оказывают существенное и порой необратимое влияние на окружающий нас мир. И все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Не превратим ли мы в итоге нашу планету в безводную пустыню, непригодную для существования? Как человек может свести к минимуму негативные последствия своего влияния на окружающий мир? Противоречивость воздействия людей на природную среду в наше время становится предметом обсуждения на международном уровне.

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли - человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты . Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно - ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Безусловно, существование на планете человека приносит ей немалую пользу. В частности, именно люди проводят мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в окружающей среде . На территории многих стран человеком организуются природные заповедники, парки и заказники, позволяющие не только сохранить окружающую природу в её естественном первозданном виде, но и способствующие сохранению и увеличению популяций редких и вымирающих видов животных и птиц.

Созданы специальные законы, охраняющие от уничтожения редких представителей окружающей нас природы. Существуют специальные службы, фонды и центры, борющиеся с уничтожением животных и птиц. Также создаются специализированные объединения экологов, задачей которых является борьба за снижение выбросов в атмосферу, вредных для экологии.

Охранные организации

Одной из наиболее известных организаций, борющихся за сохранение природы, является «Greenpease» - международная организация , созданная для сохранения окружающей среды для наших потомков. Перед собой сотрудники «Greenpease» ставят несколько основных задач:

  1. Борьба с загрязнением мирового океана.
  2. Существенное ограничение китобойного промысла.
  3. Сокращение масштаба вырубки тайги в Сибири и многое другое.

С развитием цивилизации, человечество должно искать альтернативные источники получения энергии: солнечной или космической, для сохранения жизни на Земле. Также большое значение для сохранения окружающей нас природы имеют строительство новых каналов и искусственных водных систем, направленных на поддержание плодородности почв. А для сохранения чистоты воздуха на многих предприятиях устанавливаются специально разработанные фильтры для снижения уровня выброса загрязнений в атмосферу.

Такое разумное и бережное отношение к окружающему нас миру однозначно оказывает лишь положительное воздействие на природу.

С каждым днём положительное влияние человека на природу все увеличивается, и это не может не отражаться на экологии всей нашей планеты. Поэтому так важна борьба человека за сохранение редких видов флоры и фауны, сохранение редких видов растений.

Человечество не имеет права своей деятельностью нарушать естественный природный баланс и приводить к истощению природных ресурсов. Для этого необходимо осуществлять контроль за добычей полезных ископаемых, тщательно следить и бережно относиться к запасам пресной воды на нашей планете. И очень важно помнить, что именно мы несём ответственность за окружающий нас мир и от нас зависит, как будут жить наши дети и внуки!

Негативным признается всякое воздействие на окружающую среду, требующее какой-либо реакции биосферы или ее подсистем для восстановления экологического равновесия в локальном, региональном или глобальном масштабе, либо, тем более, приводящее к необратимому изменению окружающей среды на любом из этих трех уровней.

Негативные воздействия на окружающую среду от конкретного источника подразделяются на локальные (то есть, влияющие на ее состояние только в пределах сравнительно небольшой территории - город, пригороды, прилежащие местности) и региональные (территории, протяженностью в несколько сотен и даже тысяч километров). Кроме того, рассматриваются глобальные воздействия, которые определяют ухудшение состояния биосферы в целом (то есть, нарушения глобальных экологических балансов). Они не соотносятся отдельному источнику, но всегда являются суммативными. Региональные воздействия также обычно рассматриваются обобщенно, то есть как результат воздействия совокупности источников.

Локальными являются, как правило, загрязнения водных объектов местного значения, загрязнения воздуха тяжелыми частицами, оседающими на поверхность на незначительном расстоянии от источника, или короткоживущими веществами, быстро разлагающимися в атмосфере, или веществами, концентрация которых по мере удаления от источника достаточно быстро уменьшается до величины, не представляющей угрозы для здоровья человека и экосистем. Размещение твердых отходов обычно также является локальным загрязнением (за исключением случаев, когда оно дает региональный эффект через взаимодействие с протяженными водотоками). Загрязнение подземных вод поначалу всегда является локальным. Однако со временем, вследствие движения подземных вод (например, миграции линз нефтепродуктов) и их проникновения в поверхностные воды, может приобрести региональный характер. К локальным воздействиям относятся шум и электромагнитное излучение, а также очаговое загрязнение радионуклидами. Локальные нарушения окружающей среды, в том числе аккумуляция загрязнений, часто обусловлены уничтожением местных экосистем (прежде всего лесных и водных). В свою очередь, уничтожение или деградация экосистем может быть результатом загрязнения.

Негативные воздействия на окружающую среду, относимые к региональному уровню, связаны, прежде всего, с переносом загрязнений по воздуху на большие расстояния и протяженными водотоками. Наиболее известным примером региональных воздействий является выброс окислов серы и азота, приводящий к кислотным дождям на огромных территориях.

В частности, трансграничный перенос таких загрязнений из европейских стран ветрами, господствующих на Европейской части России западного и северо-западного направлений, является существенным отрицательным фактором для окружающей среды этого региона.

К глобальным относят те воздействия, которые влияют на климатическую систему Земли и на состояние озонового слоя, а также предопределяют снижение биоразнообразия, процесс опустынивания, загрязнение Мирового океана, накопление стойких органических загрязнителей, распространяющихся (в том числе по пищевым цепям) практически по всему миру. Самое существенное из глобальных воздействий - уничтожение естественных экосистем, которое приводит к размыканию круговоротов веществ, связанных с системой жизни на Земле, к деградации окружающей среды, ослаблению способности биосферы к саморегуляции, неспособности экосистем справляться с растущим потоком антропогенных загрязнений.

Биосфера в целом и составляющие ее экосистемы различных уровней обладают способностью к саморегуляции и самовосстановлению. Поэтому огромное количество негативных воздействий на биосферу и экосистемы благополучно компенсируются их ответными реакциями. Однако способность каждой экосистемы и биосферы в целом (глобальной экосистемы) к компенсации воздействий не безгранична. Общий объем воздействия на любую экосистему не должен превышать допустимого предела - так называемой несущей ёмкости (говорят также экологической, хозяйственной ёмкости) этой экосистемы. В противном случае она переходит в угнетенное состояние, начинает деградировать и в конечном итоге теряет способность к самовосстановлению, погибает или преобразуется в менее продуктивную экосистему.