Конденсат в трубе дымохода – причины появления и способы устранения проблемы. Конденсат в дымоходе и точка росы Как уменьшить конденсат в железном газовом дымоходе

Для того, чтобы отапливать частные дома, нередко используются различные печи, обязательным элементом которых является дымоход. По ходу эксплуатации внутри такой трубы может накапливаться сажа и оседать конденсат: если первую проблему можно решить методом чистки, то вот с влагой на внутренних стенках справиться куда сложнее.

Почему появляется конденсат

Конденсат в трубе дымохода может образовываться по следующим причинам:

  1. Дымоотводная труба засорилась. Накопление засоров приводит к снижению тяги, из-за чего нагретый газ проходит по трубе не так быстро, как следует. Как результат, он вступает во взаимодействие с воздухом, что приводит к выпадению конденсата.
  2. Перепад температур при выходе газа. В зимнее и осеннее время внутри дымохода устанавливается довольно низкая температура. Когда в него врываются нагретый газы, происходит образование влажного осадка.
  3. Значительная влажность топлива. Для отопления частного дома рекомендуется использовать хорошо высохшие дрова или другие виды топлива. В противном случае при воздействии огня начинается испарение внутренней влаги, с последующим оседанием ее внутри дымохода.
  4. Внешние воздействия. В основном это случается из-за атмосферных осадков, если они имеют возможность попадать внутрь дымохода.

Важно знать, как избавиться от конденсата в трубе дымохода. Устраняются данные проблемы в дымоходной трубе путем ее прочистки, утепления или защиты от осадков. Метод выбирается в зависимости от выявленной причины данного явления.

Прочистка трубы дымохода

Если конденсат в печной трубе возник из-за ее засорения, необходимо провести его прочистку.

Способы чистки дымохода:

  • При помощи специальных химических препаратов, в результате сжигания которых происходит разложение сажевых осадков. К таковым можно отнести средство «Трубочист».
  • Путем механической прочистки.
  • Народными средствами.


Ручная чистка осуществляется с использованием троса (веревки) подходящей длинны, гири (в качестве утяжелителя) и специального ерша. Данное приспособление необходимо плавно спускать внутри дымового канала сверху. Что касается народных средств, то для этого применяют обыкновенную соль или картофельные очистки, подбрасывая их в топку в время горения огня. Вне зависимости от выбранного способа, требуется соблюдение правил безопасности.

Утепление дымохода

Что делать, если дымоходная труба течет в основном в холодные периоды года? Причиной этого чаще всего служит ее недостаточное утепление. Теплоизоляционным материалом в этом случае может выступать минеральная вата, любой волокнистый утеплитель, пенополистирольные плиты, штукатурка. Минеральной ватой и волокнистыми материалами обычно отделываются трубы из металла или асбестоцемента. Для изоляции кирпичного дымохода лучше выбрать штукатурку.

Отделка дымовой трубы с помощью волокнистого утеплителя или минеральной ваты проводится так:

  1. Вначале осуществляется порезка материала на удобные для обертывания части.
  2. Приготовленные куски фиксируют на поверхность трубы, используя для этого металлическую проволоку или хомуты.
  3. Для внешней защиты уложенной термоизоляции обычно используют металлический короб или фольгу.


Чтобы оштукатурить дымоход из кирпича, потребуется провести следующие действия:

  1. Стенка кирпичной трубы должна быть предварительно оснащена штукатурной сеткой, для чего используются специальные болты, имеющие увеличенную головку. Делается это с целью увеличения адгезия раствора с отделываемой поверхностью.
  2. В состав первого накладываемого слоя входит цемент, известь, вода и мелкий шлак. Делают его обычно толщиной до 40 мм.
  3. Когда стартовый слой высохнет, можно наносить остальные, количеством 3-5 штук.
  4. По завершению штукатурки нужно дождаться полного высыхания материала, после чего провести его декоративное окрашивание в любой подходящий цвет. Считается, что утепляющая трубу штукатурка должна состоять не менее, чем из 7 слоев.

Защита дымового канала от осадков

Это делается при помощи специально разработанных для этих целей оголовков, которыми оснащаются верхушки дымоходов.

Внутри некоторых моделей оголовков есть встроенные дефлекторы: это позволяет изделию не только выполнять защитные функции, но и способствовать увеличению тяги. Таким же образом можно уменьшить конденсат в трубе дымохода газового котла.


Профилактические мероприятия

Чтобы снизить процент выпадения конденсата внутри дымохода, проводят следующие действия:

  1. Оснащают дымоходный канал из кирпича металлической трубой (т.н. «гильзование»). Таким образом значительно облегчается чистка канала от сажи. Кроме того, это его герметизирует и утепляет: конденсат в таком случае возникает в заметно меньшем количестве, и отводится он быстрее.
  2. Устанавливают специальное устройство для сбора конденсата. Лучше всего это сделать на месте, где пересекается вертикальная и горизонтальная часть канала: тут отбирать влагу из потока газа удобнее всего. В процессе обслуживания конденсатосборника потребуется время от времени удалять из него накопившуюся воду.
  3. Используют хорошо просушенное качественное топливо.
  4. Проводят регулярные очистительные мероприятия. Лучшее время для этого – середина осени, в преддверии начала отопительного сезона.
  5. При возникновении необходимости проводят ремонт дымохода.

Даже если строго соблюдать все вышеизложенные рекомендации, это не даст гарантию полного отсутствия конденсата в дымовой трубе, так как это явление в любом случае будет сопровождать эксплуатацию печного оборудования. Однако заметно снизить процент выпадения влаги – задача вполне выполнимая: это приведет к увеличению эффективности системы и продлит срок ее эксплуатации.


Нередко при топке печи из труб вытекает черная маслянистая жидкость с характерным неприятным запахом. Это значит, что в печи образуется конденсат. Конденсат образуется при оседании водяных паров на холодных стенках. Водяные пары всегда присутствуют в дымовых газах. Их источником является влага, содержащаяся в дровах. Чем более сырые дрова, тем больше образуется пара. Кроме того, вода образуется при горении углеводородного топлива при соединении двух частей кислорода с 1 частью водорода. При снижении температуры в трубе, дымообороте или колпаковой части печи на стенках, водяной пар конденсируется на стенках. Конденсат, смешанный с продуктами горения и образует черную жидкость, которая впитывается в кирпич и через некоторое время проступает на поверхности печи в виде темных пятен. Это ведет к быстрому разрушению кирпичной кладки.

Конденсат также является причиной «прогорания» металлических труб. Правда, трубы при этом не прогорают, а разрушаются вследствие коррозии. Дело в том, что в топливе присутствует сера. При его горении образуется сернистый ангидрид, который, смешиваясь с водой, образует серную кислоту. Разрушение труб происходит при этом не в нижней, самой горячей части, а в самом верху, где температура ниже. В металлических трубах практически всегда образуется конденсат. Поэтому для их изготовления необходимо использовать специальные устойчивые сорта стали. Наиболее распространенная марка стали, используемая для изготовления печных и каминных труб 304 нержавеющая. Она жаростойкая и устойчива к слабым кислотам. Но ее не следует использовать для котлов, где в качестве топлива используется уголь и газ. В этом случае применяется нержавеющая сталь марки 316. Это кислотоустойчивая сталь. И наиболее устойчива как к нагреву, так и к коррозии нержавеющая сталь марки 321.

В чем же причина образования конденсата? Вода испаряется и, соответственно конденсируется, при температуре 100 градусов Цельсия. Поэтому температура на выходе из трубы должна быть не менее 100 градусов. Лучше 120. На уровне верхнего шибера температура не должна опускаться ниже 200 градусов Цельсия.

Для определения температуры в шель верхнего шибера вставляется лучина. Через 30-40 минут лучину вынимаем и счищаем копоть. Если цвет лучины не изменился, то температура газов менее 150 градусов Цельсия. При температуре до 200 градусов лучина становится желтой. Если лучина коричневая, то температура до 250 градусов. При более высокой температуре лучина обугливается.

Снижение температуры газов в дымоходах происходит по следующим причинам:

Наличие щелей и трещин в кладке;

Подсос воздуха через прочистные дверки;

Подается слишком много или мало воздуха через поддувало печи. При правильно отрегулированной подаче воздуха пламя соломенно-желтого цвета;

Слишком большая длина дымооборотов или завышенный объем колпаковой части. В этом случае необходима частичная или полная переделка печи;

В холодное время года конденсат может образовываться при проходе трубы через неотапливаемый второй этаж. Или когда труба очень сильно возвышается над крышей. В этом случае необходимо утепление трубы путем ее оштукатуривания или иных способов отделки. Толщина стенки трубы проходящей в помещении должна быть не менее 12 см (кладка в пол-кирпича). Трубы, стоящие за стенами зданий, кладутся с толщиной стенки не менее 1,5 кирпича.

Во избежание охлаждения стенки трубы не следует увеличивать сечение трубы сверх необходимого. Для печей с мощностью до 3000ккал. ч необходима труба с внутренним размером 13х13 см (в пол – кирпича). Для более мощных печей размер дымохода 13х27 см (в кирпич).

Конденсат может образовывать при попадании воды в трубу. Для защиты от осадков необходимо защищать трубу колпаком.

В заключение хочу сказать, что всегда легче избежать таких неприятных вещей как образование конденсата, чем потом с ним бороться. А для этого требуется правильно класть печь. И лучше для этого пригласить опытного мастера, чем заниматься кладкой печи самостоятельно.

Конденсат в трубе дымохода образуется из водяных паров, содержащихся в воздухе и топливе. Эта влага соединяется с другими продуктами горения, образуя концентрированные растворы кислот, щелочей и прочих агрессивных химических элементов, разрушающих дымоходы. Поэтому все производители отопительных приборов настаивают на обязательном устранении конденсата из канала отвода продуктов горения.

Откуда берется конденсат в трубе дымохода?

Вы увидели конденсат в дымоходе – что делать, такое случается со всеми. Можно даже сказать, что дымохода без конденсата попросту не бывает.

На процесс образования конденсата влияют следующие факторы:

  • Степень влажности топлива. Причем абсолютно сухого топлива попросту не бывает. Порция водяных паров содержится даже в природном газе, более того, при сгорании это топливо разлагается на углекислоту и водяные пары. Поэтому конденсат в дымоходе газового котла – это вполне обычное явление.
  • Температура дымовых газов и самой трубы – если она меньше 100 градусов Цельсия, то источником водяных паров будет сам воздух в канале дымохода. При этом на старте любой отопительный прибор генерирует выхлопные газы с недостаточно высокой температурой, которые проходят по недостаточно разогретой трубе.
  • Слабая тяга в канале дымохода – при недостаточной скорости движения выхлопных газов по воздуховодам повышается риск перехода паров в воду. При высокой скорости (тяге) пары просто вылетают из трубы, не успевая сгуститься и трансформироваться в жидкость.
  • Большая разница температуры трубы и окружающей среды – в этом случае водяные пары конденсируются на наружной поверхности дымохода, а равно и в его торцевой части. Подобный эффект обостряется при каждом сезонном похолодании.

Конденсат – варианты устранения проблемы

Как видите: устранить эффект образования конденсата в канале отводы дымовых газов в принципе не возможно. Мы можем лишь снизить концентрацию этого вещества или усилить сопротивляемость трубы химической активности конденсата.

При этом для снижения концентрации конденсата мы можем использовать следующие приемы:

  • Использовать топливо с минимальной степенью влажности – подсушенные дрова, паллеты, каменный уголь, солярку и прочее. Однако с газовыми котлами этот метод не сработает – водяные пары образуются в процессе горения такого топлива, являясь частью выхлопа.
  • Утеплить трубу дымохода, сдвинув точку росы в тело канала. Подобная методика устраняет проблему разницы температур – воздуховод не контактирует с холодной внешней средой и не успевает остыть после прогрева.

  • Периодически чистить канал дымохода, устраняя все заторы на пути движения дымовых газов. Чем чище канал – тем лучше тяга. А при хорошей тяге водяные пары просто не задерживаются в трубе, вылетая наружу с дымовыми газами.
  • Установить на торце трубы дефлектор – особую насадку, усиливающую тягу в канале воздуховода и защищающую торец от атмосферной влаги, затекающей в дымоход во время дождя или снегопада.

Кроме того, мы можем просто установить в проблемном месте конденсатоотводчик для дымохода, спуская из канала загустевшие водяные пары до того, как они соединятся с продуктами горения, превращаясь в едкую жидкость.

Впрочем, указанные методики лишь снижают градус проблемы, не решая ее. Конденсат останется в трубе в любом случае. Утепление канала, насадка на оголовок и сухие дрова лишь снижают концентрацию химически активных веществ, продлевая срок эксплуатации дымохода.

Профилактические меры

Для повышения стойкости тела дымохода к агрессивному воздействию конденсата нам придется предпринять следующие шаги:

  • Вмонтировать в воздуховод канал из химически стойкого материала. Обычно асбестоцементные трубы или кирпичные дымоходы гильзируют вставками из нержавейки – высоколегированной стали, устойчивой к агрессивному воздействию химически активных веществ.
  • Установить в точке пересечения горизонтального канала (от топки) и вертикального участка (к улице) конденсатосборник для дымохода – стальной стакан, расположенный ниже узла сопряжения.

В итоге, мы не остановим процесс образования конденсата, но оградим основной конструкционный материал дымохода от агрессивных веществ, разрушающих целостность канала. Конденсат стечет по трубам в емкость для сбора, опорожняемую по мере необходимости. Поэтому указанная методика является одним из самых эффективных средств борьбы с конденсатом – она устраняет последствия, не влияя на сам процесс образования химически активных веществ.


Разумеется, изначальная сборка дымохода по конденсату, как источнику угрозы целостности канала, позволяет добиться существенно лучших результатов: ведь вставка-гильза снижает тягу, заузив сечение воздуховода. Однако монтаж кислотостойкой гильзы и конденсатосборника стоит намного дешевле демонтажа старого канала и строительства нового дымохода.

Конденсат, попадающий из дымохода способен оказывать разрушительное воздействие на конструкцию самой печи и трубы. Поэтому при строительстве дымохода своими руками на начальном этапе продумывайте конструкцию и модель, чтобы уберечься в будущем. Также помочь справиться с образующимся конденсатом поможет конденсатоотводчик, который монтируется еще на этапе строительства.

Что такое конденсат? Понять, что же это такое не так и сложно. Нужно всего лишь знать, что уходящие отработанные газы нагреваются до определенной температуры, а проходя через трубу, охлаждаются под воздействием холодной температуры, тем самым на внутренних стенках остается пар, постепенно превращающийся в жидкость. После взаимодействия с выходящими газами, через химическую реакцию образовывается соляная, азотная, серная кислота. Поэтому сегодня рассмотрим, что это такое и как избавиться от него.

В современных котлах применяется технология снижения температуры, которая практически всегда сопровождается образованием конденсата, потому что одновременно с этим происходит охлаждение газов. Если в обычных нержавеющих трубах, он попросту стекает по стенкам, то в кирпичных с шероховатой поверхностью жидкость попадает между кирпичей, что со временем приводит к разрушению.

Конденсат в дымоходе может образовываться по самым разным причинам, некоторые из них приведем ниже. Итак:

  • Осадки.
  • Низкая температура выводящихся газов.
  • Частично сгоревшее топливо.
  • Засорение труб.
  • Не до конца перекрытый канал.
  • Резкая смена температуры.
  • Смещение трубы или любое конструктивное нарушение.
  • Большая разница между внутренними и внешними температурами.
  • Сырое топливо.

Это одни из немногих причин, которые могут влиять на его образование. Зачастую, чтобы избавиться и бороться с конденсатом или же сократить количество стекающей воды, нужно знать конкретную причину.
Итак, как избавиться от конденсата в дымоходе? Запомните главное, полностью избавиться невозможно – это не зависит ни от типа котла, не от вида топлива.
Желательно изначально продумать в конструкции устройства – конденсатосборник. В некоторых случаях уместно качественно утеплить дымоход. Но, помните, что утепление дымохода должно производиться материалом, который не горит. Потому что температура все равно будет достаточно высокой и вероятность пожара огромная. Со стенками дымохода из нержавеющей стали немного сложней, ведь провести, как таковое утепление невозможно. Для сокращения испарения, вместо обычной нержавеющей трубы, устанавливается кислостойкий нержавеющий стальной канал, который дополнительно оснащен каплеприемником и отводчиком. В таком случае можно частично решить проблему.

Конденсат в дымоходе печи приводит к разрушению труб, образуются микротрещины, которые со временем увеличиваются. Даже небольшие сколы и трещины способны «затянуть» с текущей трубы отработанные газы в помещение. Чем это опасно объяснять не нужно, все прекрасно понимают, что углекислый газ человек не чувствует.

Первое время образование трещин даже сложно заметить, та как они образовываются под обшивкой стен. Насторожить может только специфический кислотный запах, появляющийся во время топки. Собирающееся испарение может доставить нешуточных проблем не только здоровью человека, но и наделать беды внутри помещений. Постепенно вся отделка комнат осыплется, стены покроются трещинами, что приведет к полному разрушению дома.

Профилактика образования конденсата

В качестве профилактики можно установить конденсатосборник для дымохода, он поможет скапливать воду в специальном резервуаре, не давая ей стекать по стенкам и попадать между швов. От вас потребуется во время удалять воду со сборника конденсата либо установка автоматического конденсатоотводчика для дымохода. Устанавливать подобное устройство необходимо только на уровне пересечения каналов, то есть это непосредственно у самого котла, что обеспечивает бес проблемный доступ.

С задачей, как устранить конденсат может справиться и установка трубы внутрь кирпичной шахты. Такой способ часто называют гильзованием. Но, помните, просто вставленной трубы будет не достаточно, полости между стенкой и сталью нужно хорошенько загерметизировать.
Кроме того, к профилактике можно отнести использование хорошего топлива, своевременной очистку, а также надлежащее проведение ремонта. Как уже говорилось, избавиться полностью невозможно, но проведя перечисленный комплекс действий, можно значительно снизить осадки на стенки.

При запуске котла в некоторых случаях может появиться небольшая лужица под ним, либо в топке происходит шипение или кипение. Здесь возникает аналогичная ситуация, как и с конденсатом в шахте обычного газового котла. То есть, с одной стороны стенки теплообменника обдаются холодной водой, а с другой горячими испарениями от отработанных газов, из-за чего и выпадает влага на стенках, с последующим образованием луж. Которые многие связывают с некачественными швами и герметизацией.

Чтобы избавиться от этого, твердотопливные и газовые котлы перед пуском рекомендуется прогревать без увеличения циркуляции. А когда в теплообменнике температура достигнет 55 градусов, можно включить циркуляцию, но на небольших оборотах. Кроме того, не советуют понижать температуру «обратки» ниже 30 градусов, в противном случае котел снова будет конденсироваться.

Наряду с газовыми плитами и каминами многие дачники все чаще отдают должное и разного рода печам — отопительно-варочным вариантам традиционной «русской».

Особенно в зданиях круглогодичного проживания. Оно и понятно: приятно в зимнюю стужу погреться на дышащей теплом лежанке.

Там, где отопление осуществляется преимущественно дровами, печи часто страдают одним и весьма серьезным недостатком: они конденсируютс я, то есть в их дымоходах накапливается черная жидкость со специфическим запахом, образующийся в результате оседания водяных паров и паров смолистых веществ на стенках дымохода.

Впоследствии конденсат пропитывает печную кладку, она становится сырой и черной, начинает разрушаться , а тяга дымовых газов снижаться. К тому же и запахи бывают настолько сильными, что в некоторых случаях проживание в доме становится невыносимой.

На внешних сторонах печи появляются пятна, полосы черного цвета, а бывает, что большая часть печи становится черной . Если кирпич пропитан неглубоко, то лучше его срубить и оштукатурить такие места цементным раствором. Но чаще кладку заменяющих: ведь в начале конденсат появляется у верха печи и нижней части трубы, то есть около чердачного или междуэтажного перекрытия — там, где кончается сама печь.

Почему образуется конденсат?

Даже в самом сухом топливе имеется небольшое количество влаги . Кроме того, водород, содержащийся в топливе, две весовые части которого соединяются с одной весовой частью кислорода, также образуют водяной пар.

Дымовые газы с невысокой температурой и некоторым количеством воды в виде пара, проходя по каналам печи и трубы, охлаждаются, соприкасаясь с холодными стенками трубы, и оседают на них каплями, которые стекают вниз. Количество стока зависит от количества конденсата.

Чтобы имеющаяся вода в горячих (дымовых) газах лучше испарялась, температура последних должна быть повышенной.

На хорошо нагретых стенках трубы осевшие капли влаги быстро испаряются.

Установлено практикой, что нормальная температура газов, отходящих из печи, перед входом в трубу имеют около 123 … 140 градусов , а при выходе из трубы в атмосферу — не ниже 100 ° С. Если дымовые газы у верхней заслонки (см. рис.1) достигают температуры около 250 ° С, то конденсата никогда не бывает, становится лучше тяга, печи быстрее нагреваются, потребляя при этом меньше топлива.

Рис. 1. Печь (вид спереди и ее разрез). справа показан разрез: 1 — топка, 2 — дымовые каналы и камеры, 3 — верхняя и нижняя заслонки.

Определить температуру выходящих газов можно простым способом, воспользовавшись сухой щепой, которую кладут поперек отверстия верхней заслонки во время топки. Если через 30-40 минут вынуть щепку и соскоблить с нее ножом закопченными поверхность, то по цвету трески можно определить температуру газов: окраска трески не меняется, при температуре около 150 ° С. Если древесина желтеет (до цвета корки белого хлеба), значит темтемпература дошла до 200 ° С, а если стала коричневой (цвета корки ржаного хлеба), то температура поднялась до 250 ° С. Треска превращается в уголь, когда температура достигает 400 ° С. Таким образом, при топке печи температуру газов можно регулировать, стремясь чтобы у верхней заслонки она была около 250 ° С.

Замечено , что в теплое время года конденсат либо совсем не образуется, либо образуется в небольшом количестве. В появлении конденсата большую роль играют многие особенности строения самой печи: размеры колосниковой решетки, уровень пода, строение горнила у русской печи, размеры канала, толщина стенок, длина и высота дымовой трубы, температура ее нагрева, влажности используемого топлива, температура выходящих газов и даже количество дымоходов в печи.

Различные трещины в трубе и печи, сквозь которые проникает холодный воздух, также способствуют охлаждению горячих газов, охлаждению трубы и образованию конденсата.

Когда сечение канала трубы выше требуемого для данной печи, то дымовые газы поднимаются по ней медленно, и холодный наружный воздух охлаждает их в трубе.

Большое влияние на силу тяги , т.е. на выход дымовых газов, имеет гладкость стенок дымоходов. Чем они глаже, тем сильнее тяга. Все шероховатости в трубе способствуют снижению тяги и задерживают на себе сажу.

Высота дымовой трубы должна быть не менее 5-6 м, считая от уровня зольниковой камеры или пода русской печи.

Толщину кладки стенок трубы следует выполнять в полкирпича (12 см): более тонкие стенки быстро нагреваются и быстро охлаждаются, что приводит к образованию конденсата. Такие трубы необходимо утеплять (рис.5 и 6) негорючими теплоизоляционными материалами (шлаковатой, стекловатой, теплобетонными плитами и т.д.).

Рис. 5. Теплоизолирующие утолщение в стенке дымовой трубы.

Рис. 6. Строение выдры (стык печи и трубы).

Иногда для улучшения тяги в печах приходится перекладывать трубы, уменьшая размеры дымоходов (см. рис.4).

Рис.4. Сечение дымоходов: а — обычный, б — зауженный.

С этой же целью снижают или увеличивают высоту трубы на крыше (см. рис З).

Рис.З. Размер дымовых труб: над двухскатной крышей (А), двухскатной (Б) и по кровле с уступом (В).

Делают это, пока не получают удовлетворительного результата. Причем трубу выше крыши во время проверки можно не класть из кирпича, а изготовить по размеру канала из кровельной стали квадратную, которая будет входить в кирпичную, изложенную в пределах чердака. Эту трубу поднимают или опускают при проверке, добиваясь лучших результатов и определяя ее высоту над уровнем кровли, после чего окончательно выкладывают трубу из кирпича.
В местах сужения дымоходов следует стесать или закладывать углы (см. рис.4), чтобы обеспечить более плавный переход газов, их надо хорошо закруглить и лучше заровнять, чтобы они были гладкими и менее разрушались от нагревания.


Рис.4. Варианты антиконденсатных устройств в отопителях (заштриховано).

Рис. 5. Варианты бетонного оформления трубы: А — выдра, Б — оголовок.

На тягу в трубе также влияет ветер. Лучше, когда он дует горизонтально: встретив трубу, поток отклоняется вверх, в сторону выходного отверстия трубы, где воздух разряжен, и газы лучше выходят из дымохода, как бы высасываются из него. Если ветер дует под углом вниз, то он задувает (опрокидывает) газы в трубу, и тяга снижается до минимума.

Чтобы уменьшить воздействие ветра на газы, выходящие из трубы, лучше накрывать ее сверху металлическими колпаками-парасолями со скошенными плоскостями. Ударяясь о них, ветер отклоняется от своего первоначального направления и не попадает в трубу. Кроме того, колпак предохраняет верх трубы от непогоды, а ее стенки — от намокания и размывания дождевыми струями. В сырых трубах сильно снижается тяга.

Что в печку кладете?

Большую роль играет и сам процесс сгорания топлива. Дерево воспламеняется при температуре не ниже 300 ° С, каменный уголь — при 600 ° С. Нормальный процесс горения протекает при более высокой температуре: дерево — при 800 … 900 ° С, каменный уголь — при 900 … 1200 ° С. Такие температуры обеспечивают непрерывное горение при условии, что воздух (кислород) поступает без перерыва в необходимом для горения количестве. Когда его подается слишком много, топливник будет охлаждаться, а горение ухудшаться, потому что для хорошего горения нужна высокая температура. Не следует топить печь при открытой топке.
При полном сгорании топлива цвет пламени соломенно-желтый , а дым белый или почти прозрачный. В этом случае сажа почти не откладывается на стенках каналов печи и трубы. При недостаточной подаче кислорода в печь топливо сгорает не полностью, дрова тлеют или горят темно-красным пламенем, а из трубы идет черный дым, который несет с собой несгоревшие мельчайшие частицы топлива. В этом случае на стенках каналов печи и в трубе эти частицы сажи оседают и быстро засоряют их.

Сажа образуется от различного топлива , но чаще — от такого, в котором есть смолистые вещества (древесина хвойных пород, береза, особенно ее кора; угля и особенно — жидкое топливо). Кроме того, она засоряет каналы, сажа может загореться, а это опасно. Когда применяются сухие осиновые дрова для топлива, то сажа почти не откладывается.

Поэтому при топке рекомендуется систематически использовать осиновые дрова — хотя бы раз в неделю, еще лучше — два, а если три-отлично. Сажа от такого топлива постепенно выгорает — и дымоходы очищаются.Единственный недостаток таких дров — что они «стреляют» (хлопают, и разлетаются искры).

А что на чердаке?

Стоит обратить внимание на утепление чердачного пространства и труб, находящихся там. На чердаке должно быть относительно тепло, тогда труба не так быстро охлаждается. Это обязательное требование для борьбы с конденсатом.

Образованию конденсата способствуют так называемые боровы (перекидные рукава) на чердаке. Кроме того, они опасны в пожарном отношении. Поэтому боровы рекомендуется устраивать только внутри помещений.

Утепление труб на чердаке делают шлаковатой или стекловатой , из которых шьют толстые (2-4 см) «одеяла», применяя и такие же нити. Трубу плотно обертывают этими одеялами. Можно изготовить на основе шлака плиты (1 часть цемента и 3-4 части шлакового песка). Эти плиты нужного размера толщиной 3-4 см крепят на глиняном растворе к трубам, хорошо промазывая швы.

Печь от печи отличается.

Несколько слов о самих печах.

Есть многоканальные печи или бесканальные , с большими внутренними теплопринимающими поверхностями. Таким печам горячие газы отдают много тепла, а сами выходят в трубу сильно охлажденными, образуя большую конденсацию. В этом виноваты не столько печники, сколько сами жители, требуя сложить печь с большим количеством каналов «для тепла».
Переделывать или перестраивать печи приходится для того, чтобы повысить температуру уходящих газов. Это достигается следующими мерами: сокращением внутренних тепловоспринимающих поверхностей печи или устройством небольших окошек-проемов с топливника в последний и предпоследний дымоходы.

Для перестройки таких печей приходится разбирать часть печной кладки с одной из сторон, часто с двух сторон, и после исправления заложить так, чтобы ремонтируемое место ничем не отличалось от ранее выполненной кладки.

Например, когда в печи имеется семь дымоходов , то для того, чтобы ликвидировать конденсат, один или два канала (последний и предпоследний) или только один из них отключают, перекрывая вверху и внизу, благодаря чему повышается температура отходящих газов.
Эти каналы можно не отключать , а устроить из топливника печи к ним небольшие каналы сечением примерно 5×5 см. их выкладывают квадратными в кирпиче, чтобы их площадь была не менее 25 кв.см. Этот способ также надежен, так как повышает температуру газов, отходящих к норме: потоки горячего воздуха из топливника попадают в каналы, поднимая в них температуру. Практика показала, что наибольший эффект дает небольшое сокращение каналов, а в оставленных двух (последнем и предпоследнем) устраивают окошки из топливника.