Какие вопросы по воспитанию ребенка вас волнуют. Родителям первоклассников. Вопросы, которые волнуют родителей больше всего. Как выбрать школу? Сколько часов в день ребенку можно проводить перед компьютером или телевизором

Родителям первоклассников.

Вопросы, которые волнуют родителей больше всего.


Как выбрать школу?

Выбор школы зависит от поставлен­ных вами целей. Можно отдать ребенка в общеобразовательную школу , гимназию или частный лицей. В любом случае хо­рошо, если школа будет располагаться недалеко от дома - это удобно для всей семьи.

Если вас интересует содержатель­ная сторона учебного процесса, то луч­ше всего поговорить на эту тему с заву­чем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.

Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особен­ностях вашего ребенка. Как опытный пе­дагог, он поможет вам подобрать канди­датуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет ре­шать возникающие проблемные вопросы.

Поступление в I класс - ответственный шаг не только для молодого гражданина, но и (в гораздо большей степени) для его родителей. Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ, - это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Только родители вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок вправе проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе вправе по решению родителей продолжить обучение уже в школе

Как правило, родители выбирают школу поближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении они вправе выбрать понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учреждении устанавливает максимальную наполняемость классов - 25 человек.
Во сколько лет можно привести ребёнка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кро­ме того, в шесть с половиной - семь лет у детей скла­дывается понятийный аппарат, необходимый для за­учивания и понимания правил.


На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Прежде всего - на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придет­ся не просто учиться в коллективе, но и взаимодей­ствовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство от­ветственности перед обществом - семьей, классом.

Встречаются семьи, где ребенку многое позволе­но. Он исподволь руководит родственниками, кото­рые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сна­чала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок.

Кроме того, будущий первоклассник должен вла­деть навыками самообслуживания: умываться, пе­реодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Вопрос о школьной форме решается в каждом пе­дагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоня­ется в пользу школьной формы . Форма дисципли­нирует детей, является атрибутом, отличающим до­школьника от ученика. А именно об этом, как прави­ло, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.


Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против приро­ды и переучивать ребенка. Это может повлечь за со­бой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для левору­ких детей, в частности «Прописи для первоклассни­ков с трудностями обучения письму и леворуких де­тей» автора М. М. Безруких. Последствия переучива­ния леворуких детей чаще всего носят психоневроло­гический характер: нарушение сна, повышенная воз­будимость, энурез.


Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику загибать пальчи­ки при счете: таким образом, он пересчитывает эле­менты множества, в данном случае - своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предме­ты - карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, что­бы число элементов в каждой группе ребенок обо­значал цифрой (знаком на письме) и не путал поня­тия «число» И «цифра»! Множества можно сравнивать (больше или меньше) и уравнивать - добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.


Можно ли давать ребёнку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребен­ку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутер­брод. Первоклассники могут израсходо­вать полученные от вас денежные сред­ства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.


Есть ли в 1 классе домашнее задание?

Домашних заданий в 1 классе нет. Од­нако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывай­тесь от тренировочных упражнений, ко­торые может предложить учитель, - на­учиться плавать в ванне еще никому не удавалось.


Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от админи­страции учебного заведения. Не ре­комендуется носить в школу мобиль­ный телефон первоклассникам - ве­лико искушение звонить маме по ма­лейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может воз­будить нездоровый интерес одно­классников.


Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не игровую пристав­ку! Игровая деятельность еще зна­чима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вме­сте с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые роли, обогаща­ющие их общение. Ребята подража­ют не всегда положительным геро­ям телевизионных фильмов, поэто­му советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.


Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребенка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспе­чивает безопасность учащихся во время их пребы­вания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей "с рук на руки», по окончании уроков или работы группы прод­ленного дня педагоги отдают детей только их родите­лям или близким родственникам.


Готовим к школе родителей.
Подготовка к школе ребенка ­это, как говорится, полдела. Вто­рая половина - это подготовка са­мих родителей. Когда в одном са­дике задали вопрос, какая пробле­ма волнует пап и мам при подготов­ке их детей к школе, родители отве­тили, что самыми неподготовлен­ными чувствуют себя они сами...

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Родителям на заметку .
1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Учитель – ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребёнка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4 . В случае необходимости оказывайте ребёнку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребёнка. Главная задача сейчас – помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребёнка на умение отвечать на вопросы «Почему?», «Как?», «Можно ли было это сделать по-другому?»

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребёнка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.

7 . Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

8 . Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи – регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг. Читайте сами и вместе с ребёнком. Личный пример – лучший пример для подражания.

Эмоциональная поддержка
1. Ни в коем случае никогда не следует срав­нивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной про­граммы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое дет­ство).
2. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучше­ние его собственных результатов. Если во вче­рашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как ре­альный успех, который должен быть оценен ис­кренне и без иронии родителями.
3. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в ко­торой ребенок мог бы реализовать себя и с под­держанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школь­ной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то по­степенно научится всему остальному.
4. Родители должны терпеливо ждать успе­хов, ибо на школьных делах чаще все­го и происходит замыкание порочного круга тре­вожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безу­словно, не за что-то, а вопреки всему.

К
ак помочь ребенку в первые месяцы обучения

О том, что начало обучения и школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит? Большая часть родителей считает, что главное при начале обучения в школе - перемены, так сказать, социально-психологические: новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль - ученика - со своими плюсами и минусами. Все это, конечно, существенно, но прежде всего – большие нагрузки.

Но первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так порой не хватает им терпения и снисходительности, спокойствия и доброты... Еще чаше из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в школе, так же как и дома, пытается капризничать, настаивать на своем; а когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться; а дома будет жаловаться на то, что учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, по вашему мнению, не совсем справедливы, не стоит обсуждать эту проблему с ребенком и при ребенке. Постарайтесь объективно разобщаться в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.

Кто-то быстро осваивается в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника («Ты ничего не понимаешь», «Я лучше тебя знаю», «Ты это не умеешь, а я умею» и т. д.); и тоже не находят общего языка с товарищами. А, получив отпор, часто ябедничают, жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.

Как быть в подобной ситуации? Прежде всего надо запастись большим терпением (и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого объяснения постоянно возникающим конфликтам. Нужно уметь увидеть в поведении ребёнка собственные недоработки; не «личные» недостатки, а именно нехватку готовности к школе. Потребуется длительное время, чтобы малыш осознал: он не «лучше всех», а такой, как многие другие. А лучшие умения или большие знания - еще не повод для демонстрации превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужно постараться объяснить ребенку: «Маша не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и много знает о животных» и т. д.

Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаше всего - глазами учителя. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников.

В первом классе учитель не использует отметки для оценки успехов ребенка, т.к. непривычная отметка может оказаться слишком сильным и психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе. Поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка - условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки и превращает ее в предмет желания и стремления. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.

Родителям следует не концентрировать внимание ребенка на оценке, а ценить его желание учиться, его старание в работе. Оценивая успехи малыша, попробуйте не сравнивать его с другими детьми, не подчеркивайте: кто-то делает это лучше, - особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Не скупитесь на похвалу!

В разгар учебного сезона многие родители задумываются о том, как уберечь ребенка от чрезмерного напряжения. Особенно актуальными становятся вопросы сохранения зрения, поскольку нагрузка на глаза происходит не только на школьных занятиях, но и в свободное время. Ведь прогулкам на свежем воздухе дети часто предпочитают просмотр фильмов и мультиков, компьютерные игры и мобильные приложения.

В этой статье мы ответили на самые популярные вопросы родителей о детском зрении. Разобраться в том, чего стоит опасаться и какие методы подходят школьникам, «Летидору» помогла Наринэ Аджемян, кандидат медицинских наук, офтальмолог КДЦ МЕДСИ в Грохольском переулке.

Сколько часов в день ребенку можно проводить перед компьютером или телевизором?

Несмотря на многочисленные рекламные сообщения о суперсовременных экранах, которые защищают глаза от любого излучения, верить им на сто процентов не стоит. Современные защитные экраны действительно могут поглотить излучение, но лишь частично.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок проводил у компьютера или телевизора не более 30-40 минут два раза в неделю.

Детям до пяти лет лучше полностью исключить использование гаджетов, чтобы избежать развития близорукости. Органы зрения еще не полностью сформированы в этом возрасте, внешние воздействия могут быть вредны для них. Помимо этого, есть риск переутомления и сильной невротизации, развития депрессий и страхов, а также снижения внимания.

Как часто нужно проходить профилактические осмотры у офтальмолога?

В случае отсутствия заболеваний, требующих постоянного наблюдения, детям можно проходить профилактические осмотры один раз в год. Если обнаружатся проблемы, график посещения специалиста будет спланирован в индивидуальном порядке.

Первый плановый осмотр проводится еще в роддоме. Повторный визит стандартно назначается через полгода после рождения. После этого родители должны привести ребенка к офтальмологу в один и три года.

Когда ребенку исполнится семь лет, осмотр будет проводиться ежегодно в рамках школьной диспансеризации.

Что лучше – очки или линзы?

Очки – это привычно, просто и удобно. Но у них есть недостаток – искажение изображения на периферии. К тому же в линзах удобнее заниматься спортом. Дневные линзы максимально приближают состояние зрения к «идеальному», не искажают форму и размер предметов, что характерно для очков с сильными диоптриями. Это отличный выход в ситуациях, когда есть значительная разница в диоптриях между правым и левым глазом.

Отрицательная сторона заключается только в риске занести инфекцию. Глаза надо постоянно увлажнять, чтобы избежать развития синдрома сухого глаза.

Основная проблема, связанная с коррекцией зрения линзами в детском возрасте, – это несоблюдение правил гигиены. Ребенок должен понимать, что к вопросу необходимо подойти ответственно: ухаживать за линзами, мыть руки перед тем, как надеть и снять их. В данном случае определяющим фактором является личная мотивация ребенка.

Но если проблемы возникли раньше, то никаких ограничений нет, при условии что ребенок подходит к вопросу осознанно.

Еще один метод безоперационной коррекции и один из наиболее прогрессивных сегодня – это ортокератология. Жесткие газопроницаемые контактные линзы надевают на ночь. Они «работают», пока человек спит. Под действием линзы роговица уплощается в центре, а на периферии утолщается. За счет перераспределения клеток эпителия световые лучи преломляются иначе, и фокусировка осуществляется на сетчатке. Утром линзы снимаются, и пациент отлично видит, поскольку глаз сохраняет приобретенную за часы сна форму в течение всего дня. При этом нет необходимости использовать ни очки, ни мягкие линзы.

Правила ухода за ортокератологическими (иначе их называют «ночными») линзами также чрезвычайно важны, чтобы избежать развития других заболеваний глаз.

Полезна ли гимнастика для глаз?

Эффект от упражнений для глаз достигается в том случае, если делать их на регулярной основе. Не стоит ожидать моментального результата. Для учащихся подобная зарядка полезна хотя бы потому, что помогает снять напряжение в течение школьного дня. Часто эти занятия проводит учитель.

Правда ли, что черника и морковь улучшают зрение?

Все мы наслышаны о невероятной пользе черники и моркови. На самом деле содержащиеся в них витамины действительно эффективны для поддержания здоровья глаз, питания сетчатки и профилактики заболеваний. Но избавить уже от имеющейся проблемы они не могут.

Например, для обеспечения сетчатки необходимым ей кератином в достаточном количестве в день надо съесть в среднем около 2–2,5 кг черники.

Вдобавок кератин усваивается организмом, только если его растворить в жирах – например, добавив ягоды в кефир, молоко или сметану. Даже если предположить, что черника поступает в организм в нужном количестве, это не панацея, поскольку на развитие многих болезней оказывает влияние масса других факторов.

Для профилактики глазных болезней рекомендуется употреблять лютеиносодержащие продукты, к ним относятся все овощи зеленого цвета. Но лучше принимать специальные препараты, в составе которых есть лютеин, антоцианы (вещества, которые обеспечивают окраску листьев и плодов) в нужной концентрации, поскольку съесть столько зелени, сколько требуется организму для четкого зрения, физически невозможно.

НЕ ИЗБАЛУЕМ ЛИ МЫ РЕБЕНКА, ЕСЛИ БУДЕМ ЧАСТО БРАТЬ ЕГО НА РУКИ?

Берите грудного ребенка на руки как можно чаще. И особенно, когда он плачет, так как плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения. Общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАСЫПАТЬ ОДИН?

Мама может посидеть рядом с ребенком, пока он не уснет. В течение этого короткого времени он спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы споете ему песенку или почитаете сказку, это окажет положительное эмоциональное влияние на ребенка. Возможно, что ребенок боится засыпать из-за возможного ночного кошмара. Чтобы предотвратить такие последствия, имеет смысл обеспечить большую эмоциональную безопасность: оставить приоткрытую дверь, включенный ночник, тихо играющую музыку. Бывает, что ребенок просыпается ночью от какого-то кошмара и прибегает в комнату родителей. В этом случае позвольте ему остаток ночи спать вместе с вами.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ, КОГДА РЕБЕНКУ СНИТСЯ ЧТО-ТО СТРАШНОЕ?

Обычно ребенок крепко спит, но при этом он может лежать с открытыми глазами, говорить, кричать, двигаться. Не старайтесь его разбудить в это время. Возьмите на руки, обнимите его, через короткое время он возвращается к нормальному сну. Дети в возрасте от трех до шести лет особенно подвержены этому и могут испытывать ночные кошмары 1-2 раза в неделю. Если это бывает чаще, обратитесь к специалистам.

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ РЕБЕНКА ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?

Прежде всего необходимо понять, почему он не хочет ложиться спать. Ребенок, например, может плакать и капризничать, потому что он плохо себя чувствует, голоден, а может быть, ему просто нужно снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь сделать укладывание спать церемонией. Например, читайте ребенку книжку или пойте определенную песню, предназначенную только для этого случая, или ведите разговор о том, что происходило днем. Главное, выработать у ребенка определенную модель поведения (условный рефлекс). Например, заканчиваете разговор о дне вопросами: "Что ты делал перед тем, как лечь спать?" и "Что ты собираешься делать сейчас?" Когда ребенок ответит на эти вопросы, пожелайте ему спокойной ночи, но так, чтобы это прозвучало как незыблемое правило (например: "А теперь спокойной ночи, спи до самого утра").

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕВРАТИЛОСЬ В АД?

Обычно трудности с едой возникают после двух-трехлетнего возраста. Именно с этого времени у ребенка происходит естественное снижение аппетита, а главное, ребенок становится личностью и начинает требовать к себе уважения. Ведь у него, как и у каждого человека, свой уникальный набор пищевых вкусов и привычек. Попытки родителей решить эту проблему силовым или обманным путем приводят к неприятным ситуациям. Поэтому главное условие - не создавать трагедий из плохих пищевых привычек ребенка. Не ведите вообще никаких разговоров с ребенком о проблемах с едой. Любое дополнительное внимание, даже негативно окрашенное, будет закреплять плохие пищевые привычки. Старайтесь делать процесс приема пищи как можно более спокойным, не вносите в него элементов соревновательности, не растягивайте еду больше, чем на 30 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Например, некоторые дети лучше едят после прогулки, некоторые - после купания и т. д. Не заставляйте вашего ребенка есть, когда он не хочет. Попытайтесь несколько раз спокойно убедить ребенка поесть, но примите во внимание окончательный отказ, не заталкивайте еду в рот ребенку. Это может только усугубить проблему приема пищи. Если ваш ребенок повторно отказывается от еды или ест, на ваш взгляд, слишком мало, предложите ему маленькие порции или то, что он любит больше всего. Сначала делайте все, что возможно, чтобы ваш ребенок ел с удовольствием и по своей инициативе. Если эта цель достигнута, можно обратить больше внимания на состав и количество пищи.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ ИЛИ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ РЕБЕНКА?

Нужно иметь в виду, что агрессивность или застенчивость - это нормальные индивидуальные особенности человека. Поэтому следует принимать ребенка таким, какой он есть. Если же речь идет о чрезмерной агрессивности или чрезмерной застенчивости в поведении ребенка, когда это препятствует общению со сверстниками или взрослыми, тогда очень осторожно следует корректировать такие проявления характера. Если ваш ребенок агрессивен (регулярно доводит других детей до слез, мешает всем собравшимся членам семьи, требуя постоянного внимания к себе):

Покажите, что вы осуждаете то, что произошло в данной ситуации, но не осуждаете самого ребенка;

Научите ребенка уважать права и потребности других людей. Например, воссоздайте в игре ситуацию, где ваш ребенок проявил неоправданную агрессивность, и затем предложите более подходящее ее разрешение. Например, ребенок с силой отобрал у сверстника игрушку. В вашем обыгрывании ситуации вы в роли вашего ребенка вежливо просите разрешения поиграть с этой игрушкой. Если разрешение не получено, вежливо попытайтесь найти компромисс (например, поиграть с игрушкой несколько минут). Если это не удастся, то вам придется найти для игры что-нибудь другое;

Прогнозируйте развитие напряженных ситуаций и дайте о них знать вашему ребенку. Обсудите с ребенком ситуацию и предположительное поведение в этой ситуации. Избегайте обвинительного тона. Просто объясните, что необходимо сделать для более благоприятного развития ситуации. Агрессивные дети обычно сначала действуют, потом думают. Поэтому такая подготовительная стратегия поможет сгладить агрессивность ребенка;

Если на ваших глазах ваш ребенок нарушает права другого, без колебаний вмешайтесь и разберитесь в ситуации;

Всегда поощряйте проявление самоконтроля, самодисциплины, чувства справедливости.

Если ваш ребенок чрезмерно застенчив (им постоянно управляет другой ребенок, он избегает общения со взрослыми, отказывается выходить из комнаты, когда кто-то приходит и хочет его видеть):
не стыдите ребенка за его робость, застенчивое поведение. Обсудите конкретную ситуацию, в которой ребенок проявил застенчивость, например, он не смог принять участие в детской игре. Сыграйте с ребенком в эту игру, убедите его, что он проявил бы себя в ней вполне достойно;

Больше занимайтесь с ребенком, чтобы он имел как можно больше опыта в различных играх и постоянно укреплял уверенность в себе. Предложите застенчивому ребенку в ролевой игре играть роль более уверенного ребенка;

Поддерживайте усилия ребенка в стремлении быть более независимым и настойчивым. Но акцент должен стоять на поступке, а не на самом ребенке;

По возможности облегчайте ребенку потенциальные трудности. Перед ситуацией, которая может стать для вашего ребенка стрессовой, обговорите с ним стратегию поведения, подготовьте его и помогите приспособиться к ситуации прежде, чем оставите его одного;

Тактично вмешайтесь в ситуацию, когда, на ваш взгляд, другой ребенок подавляет вашего. Ни в коем случае не входите в роль ястреба, наблюдающего за добычей. Этим вы только усугубите неуверенность в себе ребенка. Дети младше шести лет нуждаются в помощи взрослого для разрешения конфликтных ситуаций.

КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и тогда он готов противостоять любым попыткам взрослых как-то обуздать его. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются родители. Чтобы избежать этого, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того, как в нем проявится его "Я". Наказанием для ребенка будет лишение его чего-нибудь приятного (сладостей, похода за интересными покупками и др.).

ЧТО ЛУЧШЕ: ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ КРИТИКОВАТЬ?

Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Есть два общепризнанных метода воспитания - поощрение и наказание, которыми нужно пользоваться очень осторожно. Наказание, например, может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Поэтому по крайней мере необходимо объяснить ребенку, за что конкретно он наказывается.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЕМУ ЧИТАЛИ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ ПО МНОГУ РАЗ ПОДРЯД?

Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книгу. Часто родителей это раздражает. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом в силу того, что младенчество - лучшее время для усвоения информации, определяющее всю его последующую интеллектуальную жизнь. Запоминая стихи и песенки при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире. Любопытство рождает интерес, воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает к дальнейшему развитию. Повторяя, ребенок тренирует свою память. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ?

У ребенка до шестилетнего возраста часто проявляются различные страхи. Для каждого возрастного периода есть свои характерные страхи. От рождения до шести месяцев:

Любой громкий и неожиданный звук или шум;
- любое быстрое движение со стороны другого человека;
- падение, в том числе из рук взрослого;
- общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:


- любые незнакомые люди;
- раздевание, переодевание и смена обстановки;
- высота.

От одного до двух лет:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- любые незнакомые люди;
- засыпание и сон;
- травма.

Два-два с половиной года:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- незнакомые ровесники;
- ночные кошмары;
- изменения в окружающей обстановке (перестановка мебели, переезд и др.);
- плохая погода (особенно гром и молнии).

От двух до трех лет

Большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
- незнакомые сверстники;
- неожиданные события, изменения в укладе жизни;
- исчезновение или передвижение внешних объектов;
- ночные кошмары.

От трех до шести лет
:
- одиночество;
- незнакомые люди;
- наказание со стороны родителей;
- сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
- природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение);
- ночные кошмары;
- животные.

Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном отношении родителей:
- спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т. д.);

Обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);

Анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);

Предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий);

Постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам поведения в такой обстановке).

Если ребенок учится в школе, то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая — обучить и воспитать ребенка.

Именно, исходя из этой общей целевой установки, родители и учитель должны быть единомышленниками или как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.

Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому. На интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом у каждого из них своя правда.

Что же в основном волнует родителей?

Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.

Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе — это уже проблематично. Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.

Также беспокоит родителей отношение учителей к ученикам. Они отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.

К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.

Родителей также возмущает и тот факт, что учителя не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.

У учителей в свою очередь тоже есть немало претензий к родителям школьников.

Например, учителей очень беспокоит:

— отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;

— несостоятельность отдельных родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т.д.;

— повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например, учитель учит не тому и не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;

— неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые родители, общаясь с педагогом, смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.

Что же делать?

Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в сети Интернет. Главное – надо любить детей. Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона - ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Научиться слышать и слушать друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы - уметь преодолевать их.

Придерживаться элементарных правил общения.

Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.

P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из 40 регионов России обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка», что такое отношение надо менять, чтобы родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.