В какой главе появляется тушин. Подлинный герой романа “Война и мир”. Чему научился князь Андрей

Образ капитана Тушина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Воссоздавая на страницах "Войны и мира" грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.

Читать этот роман - как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра - новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем не героический: "Маленький, грязный худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках". За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который "еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное". Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами "забытая батарея". При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: "Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой". Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.

Фигурку эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, "выглядывая из-под маленькой ручки", командует. "Еще две линии прибавь, как раз будет, - закричал он тоненьким голоском". Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, "к которому он имел большое уважение", заслуживают решительного "Хорошо!" князя Багратиона. Труднее помыслить награду выше этой.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен. "Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты".

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки - это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: - Вишь, пыхнул опять... теперь мячик жди. Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе - таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики. Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня "обязаны мы более всего действию этой батареи, и геройской стойкости капитана Тушина", но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: "Вот спасибо, выручил, голубчик".

В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: "Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей". Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости. Несомненно - это один из самых ярких героев книги.

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман – как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра – новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе – таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Глубокий патриотизм русских людей автор романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает как черту, соприрод-ную национальному характеру. Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны ты­сячи разных, порою незнакомых друг другу людей.

Читать этот роман - как листать семейный альбом или гулять в гале­рее, где на стенах представлены портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица про­стые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удиви­тельная, сделанная рукой мастера миниатюра - новелла о ка­питане Тушине.

Портрет Тушина совсем не героический: «Маленький, гряз­ный худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Тол­стой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то осо­бенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрез­вычайно привлекательное».

Второй раз на страницах романа капитан появляется во вре­мя Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литерату­роведами «забытая батарея». При начале Шенграбенского сра­жения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Ту­шин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигурой. Ав­тор подчеркивает, что Тушина со всех сторон окружают огром­ные, широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая пози­ции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, вы­бегает вперед батареи, под самый огонь, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует: «"Еще две линии прибавь, как раз будет", - закричал он тоненьким голоском».

Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед стар­шими офицерами. Его повадки напоминают нам о земских вра­чах или сельских священниках. В нем так много чеховского, до­брого и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое ува­жение», заслуживают решительного «хорошо!» князя Багратио­на. Труднее помыслить награду выше этой. И вот уже францу­зы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться ко­мическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о ма­леньком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен. «Маленький человек, с слабыми, неловкими движе­ниями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на францу­зов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, бога­тырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки - это не пушки, а труб­ки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пых­нул опять... теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представ­ляется себе в истинном своем образе - таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

Только князь Андрей оказался способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает сму­щенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выру­чил, голубчик».

В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей».

Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по от­ношению к персонам историческим и государственным. Но тро­гательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глуби­на и душевная простота мудрости. Несомненно - это один из самых ярких героев книги.

Апр 12 2010

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый , только воображающий себя сильным мужчиной? прошел осаду Севастополя и знал . Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?…» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • - Я… ничего… - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал . «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе , они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал смех, причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали…

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)

Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались…»

Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».

Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное” именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!

В романе "Война и мир" Толстой показал нам много разных образов, с разными характерами и взглядами на жизнь. Капитан Тушин противоречивый персонаж, который сыграл большую роль в войне 1812 года, хотя был очень труслив.

Увидев капитана впервые никто не мог подумать, что он может совершить хоть какой-нибудь подвиг. Он выглядел как "Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках", за свой вид даже получает выговор от штаб-офицера. В тот момент князь Андрей Болконский подумал, что этот человек не может быть военным, так как он выглядел очень комично и глупо. Тушин ещё до начала военных действий боялся всего что связано с войной: боялся взрыва снарядов, свиста пуль, боялся что его ранят и боялся увидеть других раненых и убитых, боялся осуждения со стороны сослуживцев и начальников. А в самый ответственный момент капитан отогнал свой страх, представив сражение в комическом свете и это достигло цели: батарея капитана Тушина практически одна удерживала оборону. Только князь Андрей заметил и оценил героический поступок Тушина и потом защитил его на военном совете, доказав, что успехом в Шанграбенском сражении они обязаны только правильным действиям капитана.

На войне Тушин теряет руку и не сможет больше защищать Родину, но на его примере автор показал, что не обязательно быть храбрым, просто для подвига нужно уметь побороть свой страх.