Урок "правописание частиц не и ни ". Правописание не и ни с разными частями речи

урок по теме "Правописание частиц

НЕ и НИ"

Цель : потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Ход урока

I Организационный момент

Приветственное слово

Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.

I I Работа по теме урока

1. Опрос

Что такое частица?

Какие разряды частиц вы знаете?

Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

2. Выборочный диктант

Задание : запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки - только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек - Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим ! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)

Задание : выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим ! б (же), в (вот)

3. Распределительный диктант

Задание : запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

4. Синтаксический и морфологический разборы.

Задание : Сделайте синтаксический разбор предложения

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не - морфологический разбор

1. не - частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

Расскажите, как различить написание: не один - ни один, не раз - ни разу, немало - нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня ни мало не удивили.

Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно?

А когда НЕ пишется раздельно?

7. Объясните правописание

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Незакрытое окно.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания

Пусть, давай, да - формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни - смысловые отрицательные частицы.

12. Работа со словариком

Задание : запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания

Задание : расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Проверим !

Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.

I I I Итог урока

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.












Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.





КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»

Цели урока:

Вспомнить и закрепить правописание не и ни с различными частями речи;

Воспитывать самостоятельность, интерес к изучению предмета;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовская, тетради и ручки для записей учащихся, проектор для показа слайдов.

Основные виды деятельности: развернутые ответы по теме урока, письменная работа, самостоятельная работа учащихся.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На повторение изученного в 5-6 классах предполагается по программе 39 часов.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, сегодня, ребята, тему урока вы определите сами. Для этого запишем под диктовку словосочетания и определим общую орфограмму для записанных слов.А в конце урока, когда повторим правило, проверим правильно ли вы записали все словосочетания и объясним написание.

Не большой дом,

не думать ни о чем,

вовсе не интересно,

не сделав задание,

быть не ряхой,

не придуманная история.

Итак, нашей сегодняшней темой будет «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи». Запишите ее у себя в тетрадях. И сейчас мы постараемся систематизировать правила употребления частиц не и ни .

На слайде - таблица с примерами употребления частиц не и ни. Глядя на примеры, вы должны сами сформулировать правила, когда не и ни употребляются слитно или раздельно.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

деепричастие

1. - не навидеть, не годовать;

- не навидя, не годуя;

2. - не доумевать;

- не доумевая.

(не употребляется без не )

- не зная, не читав.

(в остальных случаях не употребляется раздельно)

Существительное,

прилагательное,

1. - не ряха, не вежа;

- не брежный, не ряшливый;

- не лепо, не брежно;

(не употребляется без не )

2. - не правда (ложь),

не друг (друг);

- не маленький (большой),

не молодой (старый);

- не глупо (умно);

(не

3. Весьма (чрезвычайно, крайне) не интересный фильм;

(не употребляется слитно, если есть специальные слова)

4. Не когда, не где, ни когда, ни где. (не и ни употребляются слитно с отрицательными наречиями)

1. - не друг, а враг;

- не большой, а маленький;

- не смешно, а грустно;

(не

2. - вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не правда;

Вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не умный;

Вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не смешно.

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

Причастие

1. Не законченное письмо,

не дописанный роман,

не тронутый снег.

(не употребляется слитно, если полные причастия не имеют при себе зависимых слов)

1. Не законченное вовремя письмо,

не тронутый птицами снег;

(не употребляется раздельно, если полные причастия имеют при себе зависимые слова)

2. Не законченное, а только начатое письмо;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

3. Письма не прочитаны,

роман не дописан.

(не употребляется раздельно с краткими причастиями)

Местоимение

1. - не кому, не чем, не кто;

(не употребляется слитно с неопределенными местоимениями без предлогов; частица не

- ни кому, ни чем, ни кто, ни какой.

(ни употребляется слитно с отрицательными местоимениями без предлогов; частица ни

1. - не для кого,

не о чем;

(не употребляется раздельно с неопределенными местоимениями с предлогами; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

- ни у кого,

ни о чём;

(ни употребляется раздельно с отрицательными местоимениями с предлогами; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

2. Не нам судить,

не мой кабинет.

(не употребляется раздельно с местоимениями других разрядов)

Теперь давайте проверим написание частиц в словосочетаниях, которые мы записали в начале урока.

Не большой (слитно, т.к. можно подобрать синоним маленький ) дом,

не думать (раздельно, т.к. не с глаголами употребляются раздельно) ни о чем (раздельно, т.к. отрицательное местоимение употреблено с предлогом; частица не под ударением, поэтому ни ) ,

вовсе не интересно (раздельно, т.к. наречие употреблено со специальным словом вовсе ) ,

не сделав задание (раздельно, т.к. деепричасия употребляются с не раздельно) ,

быть не ряхой (слитно, т.к. данное существительное без не не употребляется) ,

не придуманная история (слитно, т.к. данное полное причастие не имеет при себе зависимых слов) .

Сейчас на доске вы видите поговорки, в которых нужно выделить орфограмму на сегодняшнюю тему и определить правильное написание.

Друг познаётся в не счастье. (не употребляется без не )

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. (есть противопоставление)

У не ряхи да не пряхи нет и путной рубахи. (не употребляется без не )

Головня на шесток упала – не чаянный гость. (не употребляется без не )

Не большой дождишко, а лодырям отдышка. (можно подобрать синоним маленький )

И зубы есть, да не чего есть. (неопред. местоимение без предлога, под ударением)

Лодырю всегда не здоровится. (не употребляется без не )

Не давши слова – крепись, а давши – держись. (не с деепр. раздельно)

Не убив медведя, шкуры не дели. (не с глаг. и деепр. раздельно)

Итак, мы разобрали новый материал. В качестве проверки и закрепления сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу, а перед этим давайте еще раз повторим пройденный материал.

С какими частями может употребляться частица не ? (с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, наречием, причастием, местоимением)

С какими частями речи может употребляться частица ни ? (с наречиями, местоимениям) От чего зависит написание частиц не и ни в наречиях и местоимениях? (частица не употребляется, если она в местоимении или наречии под ударением, частица ни употребляется, если она в местоимении или наречии не под ударением)

В каких случаях употреблении частицы не зависит от синонима к слову, с которым употребляется частица? (существительное, прилагательное, наречие; частица не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

В каком случае не или ни употребляется с местоимениями раздельно? (не или ни употребляется раздельно с местоимениями с предлогами )

Тест

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Эта книга (не)интересная.

Б. Новая папка оказалась (не)нашей.

В. Я допустил (не)простительную ошибку.

Г. Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

2. В каком ряду во всех словах пишется НЕ? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал.

Б. н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чём н... спрашивал.

В. н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал.

Г. н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... отдыхать.

3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется раздельно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана.

Б. (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро.

В. (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья.

Г. совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Андреев Л.)

Б. Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

В. Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Тынянов Ю.)

Г. Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

Домашним заданием у вас будет упр. 25. В данном упражнении вы также должны будете определить правильно написание не и ни с разными частями речи и объяснить написание. Выполнить упражнение нужно письменно в рабочей тетради. (Комплексное употребление правил в предложениях; повторение материала, пройденного в классе; закрепление знаний и навыков)

В качестве проверки того, как учащиеся усвоили предыдущий материал, учитель проводить проверочную работу. Под диктовку учащиеся записывают несколько предложений (в тетрадях, в которых выполняли домашнюю работу), определяют орфограмму. Учащиеся меняются тетрадями с соседями по партам. Учитель точечно спрашивает у учащихся объяснить орфограмму, учащиеся должны исправить ошибки в предложениях соседа. Затем ученики сдают рабочие тетради на проверку домашнего задания и проверочной работы учителю.

Проверочная работа

1. Силы коняге набраться не откуда. (М. Салтыков-Щедрин)

2. В рот ни чего не возьму в вашем буфете! (М. Булгаков)

3. Короче говоря, полемизировать мне не с кем и не о чем. (Т. Толстая)

4. Не торопливым шепотом начала она объяснение.

5. Эти места почти не исследованы.

6. На столе лежала не прочитанная книга.

7. Ученик зашел в класс, не объяснив причину своего опоздания учителю.

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Цель:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

  1. Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 . :

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание.

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания.

4. В устойчивых выражениях

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

а)

Он не бывал за границей .(Отрицание)

(Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

б) .(Двойное отрицание)

в)

Заполняется пункт 3

г)

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4 ошибок - 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году написал стихотворение.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни

3. Кто не

4. Сколько бы ни

5. Сколько я еще не

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ - тема нашего следующего урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

Конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

Развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

    Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

    Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

    Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

    Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам :

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей .(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить .(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году , в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит .

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни