Типы гармонических сочетаний цветов. Сочетания цветов Родственно контрастные цвета

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошедших столетий, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.

Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) "Труд о природе цвета" и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.

Колористика (от лат. color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Колорит

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства (каким является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.

Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.

Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.

2. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).

3. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Теория цветоделения В. Оствальда

Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

Цветовой круг

На основе этой фигуры был разработан цветовой круг - одна из цветовых гармоний. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.

Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.

Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.

Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.

Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.

Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.

Сочетание родственных цветов

Сочетание родственно-контрастных цветов

Сочетания родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Особой гармоничностью обладают сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.

Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней - вся холодная.

Гармоничные сочетания цветов

Как уже было сказано раньше, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный - зеленый, желтый - синий).

Cуществуют гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.

1. Гармония равностороннего треугольника

2. Гармония прямоугольника треугольника

Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.

1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды.

3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны.

Воздействие цветов

Мы уже говорили о том, что цвет имеет символическое значение и служит средством самовыражения. Кроме того, цвет обладает и сильнейшим психологическим воздействием. Еще Гете заметил, что различные цвета вызывают определенное душевное состояние: желтый вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает.

Уже в античные времена цвета имели символическое значение. Так, белый цвет был закреплен за аристократией, а зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый выражали печаль.

Проектируя костюм, дизайнер всегда должен помнить о том, что костюм - это самый "близкий" человеку предмет быта. Надевая на себя одежду, мы часто неосознанно формируем у себя определенное настроение.

Безусловно, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма. С помощью цвета мы способны получить дополнительную эстетическую информацию о функции костюма, о его предназначенности для той или иной социальной или возрастной группы и т.д.

Кроме того, цвет - это сигнал нашей личности, отражающий наше мироощущение, образ жизни и темперамент.

Пример
Люди, предпочитающие яркие цвета, чувствительны, эмоциональны. Если предпочтение отдается нейтральным цветам, то такой человек характеризуется строгим самоконтролем, педантичностью и малоэмоциональным отношением к миру.

Психическое воздействие цвета формировалось и развивалось вместе с эволюцией человека. В течение тысячелетий в сознании людей сформировались определенные взаимосвязи цветов с жизненными условиями.

Цвета являлись символами жизни и смерти, радости и горя. Но у разных народов один и тот же цвет служил выражением различных эмоций.

Пример
У европейцев белый цвет олицетворяет чистоту и невинность, а в Японии белая одежда - символ траура.

Восприятие цветов

Эмоциональное восприятие столь же сложно и многогранно. Так, цвета огня и солнца (красный и оранжевый) мы воспринимаем как теплые, а цвета воды и льда (голубые и синие) - холодные. Все светлые цвета кажутся нам легкими и воздушными, а темные - тяжелыми и основательными.

Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так, при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, "гаснут", а синие и сине-зеленые становятся более активными и яркими, при плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот светлеют и выходят на первый план.

Теплые, свежие, чистые цвета вызывают ощущение радости, бодрости и благополучия (это золотистый, желтый, оранжевый, и розовый), холодные и малонасыщенные цвета кажутся грустными, печальными и унылыми.

Давно известно, что реакции людей на цвет очень схожи и что цвета обладают вполне объективными свойствами, знание которых поможет правильно подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом, добиваясь создания с помощью одежды желаемого имиджа.

Значения цветов

Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.Темно-зеленый цвет - это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.Светло-серый костюм - это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым - элегантность.Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.

Конечно же, у человека существует огромное количество оттенков настроения, и столь же велико и количество цветовых оттенков. Многие художники обращались к проблеме воздействия цвета на психику и даже пытались построить теории, как с помощью колористического решения создать определенные эмоциональные состояния.

Советы

Еcли Вы создаете ансамбль из двух или более светлых оттенков, позаботьтесь о том, чтобы один из них был доминирующим, иначе Ваш образ будет расплывчатым.Белый считается цветом-хамелеоном: он легко сочетается со всеми остальными цветами.Следует помнить, что розовый цвет полнит. Его лучше использовать для отделки, а в качестве основного тона выбрать более темный.Не допускайте границ между цветом, фактурой или рисунком ткани в том месте, которое Вы хотели бы скрыть.

Завершая урок, отметим, что современная мода очень демократична и не оказывает предпочтения какому-либо цвету. Появляется огромное количество новых цветов: цвет металла, серебра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, блестящих поверхностей и светящихся "кислотных" цветов. Каждый дизайнер отдает предпочтение тому или иному цвету и имеет свою стратегию цвета.

Пример
Японский дизайнер И. Мияке использует только "радостные" цвета. Он считает, что одежда должна вызывать положительные эмоции и радость. Французский кутюрье К. Лакруа обладает редким колористическим даром. В своих моделях он применяет неожиданные сочетания тканей, рисунков и фактур.

Выбирая отдельные цвета, оттенки и сочетания, дизайнер придает костюму определенную эмоциональную окраску: праздничную, деловую, грустную или трагичную. Как мы уже неоднократно говорили, современная мода не диктует, а рекомендует. Поэтому, выбирая цветовую гамму, советуйтесь с модным направлением, но предпочтение отдавайте той цветовой гамме, которая Вам наиболее симпатична.

Урок №6.

Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания , по характеру психофизиологического восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:

Есть более сложные цветовые круги, например:

Первая группа гармоничных цветов это:

Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета , в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:

В палитрах дизайнеров это выглядит так:

Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.

Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.

Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.

Посмотрим примеры такого сочетания

Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада» . Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.

В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором некомфортно будет человеку.

Четвертая группа - это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им можно любоваться бесконечно.

Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Теплые:

Их можно назвать в целом родственными цветами , и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.

Холодные:

Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.

И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:


И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!

Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

Контраст


Контраст - это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала, так и пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий - низкий, большой - маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.

В ландшафте при работе с цветом важно учитывать:

Что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов;

Что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать размеры участка;

Что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций;

Что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона.

Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман - повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…»

Родственные цвета - гармоничный цветник

Родственные цвета - цветник на нюансах

Родственные цвета - яркий цветник

Противоположные цвета - контрастная композиция

Монохромная композиция из одного цвета

Монохромная композиция на основе одного тона.

Теория цвета

Хроматические цвета

Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других их свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью ахроматических цветов.

Насыщенность цвета
уменьшается с изменением светлоты цвета (темнее - светлее).

Одно из ключевых понятий в цветоведении. У нас постоянная потребность высветлять или затенять цвет. В обоих случаях цвет теряет свою яркость (насыщенность). Он, либо выбеливается, либо "чернится". Объект гасится, уводится от нашего внимания. Все внимание остается на самом ярком цвете! Кроме управления нашим вниманием, уровень насыщенности может создавать общую цветовую гамму, колорит работы (в приглушенных тонах, в ярких тонах, в серебристых и т.п.).

Основные цвета

Все разнообразие спектра белого света основано на взаимодействии - красного, желтого, синего и зеленого . Это основные цвета для красок, и они не содержат в себе посторонних оттенков цвета.

Оптическое смешение позволяет получать любой другой цвет, используя только три основных цвета - красный, желтый и синий .

Двухцветная юла (цвета на концах диагонали цветового круга) при вращении становится белой.

Дополнительные цвета

Каждая пара из четырех основных цветов в сумме образует белый цвет, поэтому их называют дополнительными. В круге они расположены друг против друга, красный напротив зеленого, а желтый напротив синего. Основные цвета не содержат примесей других цветов.

Любой другой промежуточный цвет так же является дополнительным к цвету, расположенному на противоположной стороне круга.

Зачем это знать? Если вы любите предельно яркие, звенящие работы, создавайте в каждом ее кусочке цветовой контраст, то есть, рядом с выбранным вами цветом помещайте дополнительный к нему цвет. Эти пары легко найти в цветовом круге (они на концах любой его диагонали).
Контрастные цвета , это и есть те самые пары из дополняющих друг друга цветов.

Родственные цвета

Все сочетания цветов, выбранных в пределах одной четверти цветового круга, представляют группу родственных цветов.

Кровное родство здесь подменяется родством по цвету. Оранжевая гамма в своих смесях содержит в разных пропорциях два основных цвета - красный и жёлтый, салатовая гамма содержит - жёлтый и зелёный, и т. д.

Смотрим, как меняется рисунок в кружках, в зависимости от выбора той или иной группы родственных цветов. Какую бы группу вы не выбрали, цветовая гамма будет мягкой и дружелюбной. Для детей, это самый понятный вид сочетания цветов.

Родственно-контрастные сочетания цвета

Данный принцип гармонизации цветов очень часто встречается в практике художников. Он напоминает действие цветного фильтра (или источника света), который своим цветом объединяет все, что сквозь него видно.

Родственно-контрастными отношениями связаны те цвета, которые находятся в двух соседних четвертях цветового круга.
Если взять любой основной цвет, то его соседние четверти можно использовать для получения родственно-контрастных сочетаний. Основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) не входят в эти сочетания. Почему? Они все чистые, без примеси других оттенков.

Группы родственные, так как в их составе присутствует один, общий для всех основной цвет, тот, что разделяет соседние четверти. Но группы и контрастные, так как одна из них содержит примесь, контрастную по цвету примеси другой группы промежуточных цветов.

Данные сочетания цветов привлекательны своей веселой, но не броской контрастностью.

И так, родственные сочетания принадлежат одной четверти цветового круга, а родственно-контрастные , двум соседним четвертям.

Холодные сочетания цвета

синий цвет и его оттенки, вызывает ощущения холода.

Как подобрать сочетание холодных цветов, не зная, где они находятся! Все знают о существовании теплых и холодных цветов. Какая в том польза? Художник постоянно говорит себе, это надо сделать теплее, а это холоднее, то же он часто повторяет и детям, или спрашивает их об этом. А еще говорят о теплой и холодной гамме (сочетании цветов).

Тёплые сочетания цвета

Половина цветового круга, которая содержит желтый цвет и его оттенки, вызывает ощущения теплоты солнечного света.

Обычно, такого объяснения детям достаточно. Тёплые и холодные, родственные, это те сочетания, которые не вызывают вопросов.

Ахроматические цвета

Если из цветов белого спектра исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только бесцветные серые тона, относящиеся к “ахроматическим цветам”. Черный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.

Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона).

Контраст тона

Явление контраста характеризуется взаимным усилением двух соприкоснувшихся противоположностей. Добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, все эти, и многие другие, крайности не могут обойтись друг без друга. Но это, именно, крайности. Их место на предельных границах какого-либо явления. И чем ближе случается им соприкоснуться друг с другом, тем заметнее нам их противоборство. Стремление к взаимному отторжению, аналогично взаимодействию магнитных полюсов с противоположными знаками. По мере их сближения, силы отталкивания возрастают.

Контраст можно ослабить или усилить.
Наибольший контраст возникает по линии соприкосновения тонов. Его называют краевым .

Размывание границ пятна или уменьшение его тонового различия с фоном ослабляет контраст .

Иллюзия

В искусстве все относительно. То, что на черном фоне смотрится белым, на белом фоне оказывается серым.

Требуется достаточный опыт, чтобы уверенно сказать, какой из представленного ряда серых квадратов, находится на черном фоне.

Корректирующее влияние мозга на зрительное восприятие с наибольшей очевидностью проявляется в том, как мы ощущаем контрастные цветовые и светлотные сочетания.

Требуется усилить то, что невозможно усилить, например белый цвет. Поместите его на черный фон и цель достигнута, белое станет казаться еще белее.

Правила сочетания цветов в одежде

При выборе платья можно ошибиться не только с фасоном, но и с цветом. У каждой из нас есть свои любимые цвета, но проблема в том, что цвета и краски, которые нравятся нам, не всегда совпадают с теми, которые нам реально подходят и делают нас более привлекательными.

Итак, чтобы эффект соответствовал нашим ожиданиям, необходимо соблюдать законы колористики, учитывать сочетаемость цветов между собой и с элементами окружения, нашим типажом, с ароматами, которыми мы пользуемся. В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа.

Для начала расмотрим главные характеристики цвета, так как это основа правильного его использования.

Все цвета делятся на хроматические , содержащие в себе красный, синий или другие цвета, и ахроматические —оттенки серого в диапазоне от белого к черному.


Из-за изменений яркости и насыщенности появляются оттенки цвета. Например, если к насыщенному красному добавить белый, получится бледный розовый, а если к отражаемому свету добавить черный, получится коричневый—все это изменения яркости и насыщенности цвета. Оттенки очень важны для гармонии в сочетании цветов.

3 характеристики цвета:

Яркость — указывает на то, светлый цвет или темный. Цвет с самой высокой явкостью—белый, это самый светлый цвет. Цвет с самой низкой яркостью—черный, это самый темный цвет. Среди хроматических цветов цвет с самой высокой яркостью—желтый.

Насыщенность — указывает на насыщенность или бледность. Два оттенка одного и того же тона могут отличаться степенью блеклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

Цветовой тон — указывает на различия оттенков красного, синего, желтого.
Указывает на оттенки спектральных цветов. Оттенки, плавно преходящие друг в друга от красного к фиолетовому, как в радуге, и замкнутые в кольцо, называют цветовым кругом . В этом круге показаны все цвета, которые можем увидеть в повседневной жизни, исключая ахроматические—белый и черный.

Цветовым кругом называют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета (цвета радуги), замкнутые в кольцо. Цвета спектра, плавно переходящие друг в друга, образуют огромное количество других цветов. Благодаря представлениям о цветовом круге, нам будет легче подбирать сочетания цветов.


Родственные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 30 градусов от того или иного цвета, становящегося основой для подбора цветов (ключевого цвета). При подборе цвета используется изменение яркости и насыщенности. Если в цветовом круге из 12 цветов в качестве ключевого цвета взять желтый, родственным цветом будет, собственно, желтый.

Контрастные цвета — это цвета, находящиеся в пределах 90 градусов от цвета, находящегося напротив цвета, являющегося основой подбора цветов (ключевого цвета). Подчеркнутые различия тонов дают эффект поддержки друг друга. Ели в качестве ключевого цвета взять желтый, контрастными цветами будут синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвет, находящийся напротив ключевого, также называют дополнительным, для желтого дополнительным цветом является синий.


Родственно-контрастные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 90 градусов, включая цвет, становящийся основой подбора цветов (ключевой цвет). Совмещение похожих цветов дает гармонию. Если в качестве ключевого цвета взять желтый, родственно контрастными цветами будут желто-зеленый, зеленый, желто-оранжевый и красно-оранжевый.


1. Родственно-контрастные цвета 2. Дополнительныц цвет

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они дают заряд бодрости, вызывают положительные эмоции.

Холодные цвета: зелено-синий, синий, фиолетовый. Они навевают меланхолию, тихое, задумчивое настроение.

Выбирая свой цвет, мы, сознательно или нет, учитываем свой тип внешности. Типов, как известно, четыре - Зима, Весна, Лето, Осень. Рекомендуют использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй — подчеркивать его и оттенять, а третий — расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

1. Монохроматическое сочетание

Используется только один цвет, но со всем многообразием тонов, от самых светлых до самых темных.

Очень важна так называемая созвучность оттенков. Они должны быть в одном цветовом ряду.

2. Ахроматическое. Используем черный, серый и белый. И расставляем яркие цветные акценты с помощью аксессуаров - броши, браслетов, шарфика. Самое приятное здесь то, что эти цвета гармонируют абсолютно с любым цветом. Для классического варианта хватит белого и черного.

3. Комплиментарное

Такое сочетание особенно нравится творческим людям, ведь оно позволяет сочетать контрастные цвета.
Творческие люди, как показывает практика и опросы, предпочитают в одежде три основные пары цветов: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Объединяя такие контрастные цвета, вы придаете образу динамику, привлекаете внимание к себе. Однако, многие, считают, что соединение красного и зеленого в одежде смотрится слишком безвкусно. Но в данном случае важно правильно подбирать оттенки.

4. Гармоничное. Такое сочетание цветов всегда строго выдержанно и радует глаз. Цвета уместно дополняют друг друга, создают баланс и гармонию в образе.

6 законов цветовых сочетаний в одежде, которые не следует нарушать

1 закон: Сочетание не более 4-х цветов
В образе должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов. В случае использования только 1-го цвета создаётся ощущение скучности и бледности. Используя более 4-х цветов, можно стать похожи на попугая. При виде такого образа взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться. Бессознательно это повышает тревожность людей и заставляет называть вашу одежду «наляпистой».

2 закон: Соотношение цветов не в равной степени: 1 или 2 основных цвета + дополнительные цвета.
В одежде обязательно должен быть основной цвет, которого больше по площади и какие-то дополнительные цвета, которых меньше.
Например, синее платье до колена, голубой шарф и чёрные туфли (синий — главный).
Имейте в виду, что большую роль играет не только цвет одежды, но и цвет колготок, волос, сумки, даже пакетов, которые держим в руках. Т.е. всего того, что в данный момент с нами или на нас.

3 закон: Чёрное, белое, серое сочетаются со всеми цветами.
Универсальные цвета, которые могут дополнять любой другой цвет-это серый, чёрный, белый. Имейте в виду, что визуально белый цвет расширяет, чёрный сужает.
Эти цвета лучше всего использовать для базовых вещей, которые потом будут дополнять яркие аксессуары или цветные вещи. Выбирая между красными, синими и чёрными туфлями, лучше выбрать чёрные. Они будут сочетаться со всеми вещами в гардеробе.

4 закон: Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым- единственный цвет, который полнит.

5 закон: Низ должен быть на 1-3 тона темнее верха (белый цвет-исключение) .
Важно правило, которое позволяет визуально сделать фигуру лёгкой и более стройной. Основание (низ) должен быть прочнее, устойчивее, а значит темнее. Верх должен быть легче, прозрачнее, светлее. Как, например, в природе: дерево, которое имеет коричневый ствол и светло-зелёные листья. Нарушая это правило, вы выглядите как перевернутый треугольник с широкими тяжёлыми плечами и узким тазом.

6 закон: Сочетаются родственные или контрастные цвета.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты- негармоничные.

Родственные -это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный)

Хорошо сочетаются между собой бежевые оттенки разной светлоты, кремовый, оттенки какао и кофе, насыщенные оттенки коричневого (шоколадным, каштановым).

Выбрать свой цвет, принт, фактуру и правильно сочетать цвета поможет таблица сочетания цветов.

Бежевый





Глухой желтый



Наверное, каждый, при создании одежды или при подборе гардероба, задумывался о цветовых сочетаниях тканей. Это очень важно, так как правильные цвета одежды создают гармонию с собственным колоритом.
Для правильного подбора цвета дизайнеры и стилисты пользуются теорией цвета Иттена. Эту теорию полезно знать всем, чтобы не ограничивать свой выбор одежды. Также теорию Иттена используют дизайнеры интерьера, художники, фотографы.
Итак, перед Вами круг Иттена. Он состоит из трёх групп цветов:
1 группа: основные цвета (красный, жёлтый, синий) – эти цвета существуют в природе самостоятельно, все остальные производные от них;
2 группа: вторичные цвета – это смешение двух основных цветов (оранжевый, зеленый фиолетовый);
3 группа: третичные цвета – это смешение первичных и вторичных.

Существует четыре группы цветовых сочетаний :

1. Родственные цвета (аналоговые) – любые три цвета, расположенные рядом в ¼ круга.

2. Контрастные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга. Это яркие сочетания, динамичные, настроенческие, бодрые.

3. Родственно-контрастные сочетания – расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Например, сине-зеленый и желто-зеленый родственны, потому что их связывает один из главных цветов (чистый зеленый), и одновременно контрастны: они содержат примеси дополнительных - синего и жёлтого.
Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:
1) жёлто-красный и красно-синий;
2) красно-синий и сине-зеленый;
3) сине-зеленый и зелено-жёлтый;
4) зелено-жёлтый и жёлто-красный.
Пример из интерьера, но то же самое можно делать и в одежде:

4. Монохромные цвета – это один цвет разной светлоты.

Виды цвета.
1. Хроматические (цветные).
2. Ахроматические (белый, чёрный, серый).

Восприятие цвета .
Чёрный фон делает цвет ярким.
Белый фон делает цвет темнее.
Оранжевый цвет делает красный цвет тусклым.

Характеристики цвета.

Существую 3 характеристики цвета:

2) насыщенность;
3) светлота.

Цветовой фон – главная характеристика цвета. Делится на тёплые и холодные тона. Тёплые цвета напоминают лето, солнце, огонь. Холодные – зиму, лёд, воду.

На этом рисунке разделены на тёплые и холодные цвета на круге Иттена, но можно каждый их цветов сделать тёплым или холодным: если к основному цвету добавим чёрный – цвет станет теплее, а если белый – холоднее. Также можно добавить к основному цвету жёлтый – получится тёплый цвет, или голубой – получится холодный.

Или яркость цвета определяется по двум характеристикам:
- яркий цвет;
- приглушенный цвет.
Серый цвет создает приглушенный оттенки:

– это глубина цвета, отличие от белого или черного.
Белый – осветляет цвет, придает мягкость, пастельность.
Чёрный цвет делает цвет тёмным, тяжёлым, отнимает яркость.


Особенности цвета.

Уменьшают, отдаляют – холодные, тёмные, матовые.
Увеличивают, приближают – тёплые, светлые, блестящие, перламутровые.

Исходя из этого, можно написать о свойствах ткани:
- блестящие ткани (сатин, атлас) – отражают свет (полнят);
- матовые ткани (шерсть) – поглощают свет (худят).

Гармоничное сочетание цветов:

Красный – зеленый, серый, синий.
Бордо – чёрный, голубой, бежевый.
Оранжевый – фиолетовый, бледно-голубой, ярко синий.
Жёлтый – фиолетовый, голубой, зеленый, коричневый.
Тёмно-зеленый – коричневый, бежевый.
Бледно-зеленый – тёмно-зеленый, серый, фиолетовый.
Фиолетовый – светлые и тёмные оттенки зеленого, жёлтый.
Коричневый – оранжевый, красный, бежевый, серый.
Синий – красный, серый, бордо, оранжевый жёлтый.
Розовый – голубой, бордо, коричневый, серый.
Голубой – красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Продолжение следует...