Презентация на тему культура древней руси. Презентация на тему "культура древней руси" Скачать презентацию на тему древнерусская культура

Устное народное творчество

Что мы подразумеваем
под термином УНТ?
Песни
Былины
Сказания
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный
добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в
стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко
городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не
проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А. Васнецов. Три богатыря.
Вы узнали отрывок?

Летописание

Каждый крупный город
вел свою летопись.
Вражда между князьями
приводила к тому, что
в летописях
искажались отдельные
события. Огромную
роль для нашей
истории сыграл,
написанный в н.12 в.
монахом Нестором,
труд «Повесть
Временных лет».
Страница из
летописи
Летопись – погодная
запись событий
Нестор

Письменность и грамотность.

Письменность у восточных
славян зародилась до
принятия христианства.
Славянскую азбуку создали
византийские монахи Кирилл и
Мефодий. При церквях и
монастырях были открыты
школы. Появляются первые
рукописные книги.
Алфавиты кириллица и глаголица
Миниатюра
из рукописной книги.

Письменность и грамотность.

Грамотность была
распространена не
только среди феодалов,
но и среди горожан. Об
этом говорят
многочисленные
берестяные грамоты, а
также надписи-граффити
на стенах.
Граффити – древние надписи
бытового характера, рисунки,
нацарапанные на стенах
зданий и пр.
Граффити

Берестяные грамоты

Зодчество и живопись.

Скандинавские историки
называют Русь страной
городов. Летописи
сообщают о 24 городах
в Киевской Руси.
Самый крупный из них –
Киев.
Город киевского князя
Ярослава Мудрого
окружали высокие
земляные валы общей
протяженностью 3,5
километра.
План Киева
в середине XII века.

Золотые ворота в Киеве

Золотые
Это- мощная
ворота
были с
боевая башня
возвышавшейся над
главным
нею церковью
въездом
в
Благовещения -
Киев.
вызывала восторг
современников и
навевала ужас на
врагов своей
неприступностью
Здесь находился парадный въезд
"в город Ярослава".

Софийский собор в Киеве. XI век.

Софийский собор был
построен по образцу
византийского.
В плане храма основу
составлял крест, образованный
основным и боковыми
нефами.
Центральный купол окружали
размещенные чуть ниже
четыре средних купола, за
которыми еще ниже стояли
восемь малых. Так
однокупольный византийский
храм преобразовывался в
многокупольную пирамиду.
Реконструкция.

Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Общий вид

Зодчество и живопись.

Собор Святой Софии
расположен в самом
центре города.
Сохранились и через
века дошли до нас 260
кв.м. мозаик и 3
тысячи кв.м. фресок.
Мозаика – картина из
вдавленных в сырую
штукатурку стекловидных
камешков (смальты)
Фреска – картина,
написанная водяными
красками по сырой
штукатурке
Мозаики Софийского
собора в Киеве

Иконопись
Иконы, как правило писались на
липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались
плоскими и неподвижными,
использовались особая
система изображения
пространства (обратная
перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде
круга (нимб).
Адриан святой. Фреска
Софийского собора в Киеве

Иконопись

Чтобы неукоснительно
следовать канону,
иконописцы
пользовались в виде
образцов либо
древними иконами,
либо иконописными
подлинниками.
Канон – свод
положений, норм,
правил.
Иоанн Златоуст. Мозаика
Софийского собора в Киеве.
Мог быть “лицевым” и
“словесным”

Софийский собор в Новгороде

Главный православный храм
Великого Новгорода, созданный
в 1045-1050 годах.
В Новгороде,
расположенном
на
Выстроена София
севере страны,
новгородская
в
втором
по
основном ииз камня, и
значению
величине
городе
только арки
Киевского
порталов, и оконных
государства, в
проёмов
выложены
1052
построен
из кирпича,
а своды
собор
Св.Софии.
в интерьере частично из камня,
частично из кирпича.

Художественное ремесло

Гривна Владимира Мономаха
Эпоха Киевской Руси
ознаменовалось расцветом
художественных ремесел,
среди которых видное место
заняла обработка металлов,
в частности ювелирное дело,
центром которого стал Киев.
Основы металлических
изделий выполнялись
техникой литья, которую
использовали для создания
как уникальных, так и
изделий массового
употребления. Для первых
применяли восковую модель,
для вторых – каменные
формочки.

Художественное ремесло

Сережкаподвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава
Всеволодовича
Воин в доспехах
Кольчуга оборонительный
доспех из продетых
друг в друга
железных колец.

Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)

Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.

Слайд 1

Культура Древней Руси

Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей №36»

Слайд 2

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

Слайд 3

Особенности культуры Древней Руси

1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

Слайд 4

«Феномен русской культуры»

1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

Слайд 5

Письменность. Существовала до принятия христианства.

1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.

Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

Слайд 7

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

Слайд 8

Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

Слайд 9

«Киевские глаголические листки».

Слайд 10

Кириллица создана на основе глаголицы.

На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.

Слайд 11

В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

Слайд 12

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

Слайд 14

Материал для письма.

Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

Слайд 15

Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

Слайд 16

Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

Слайд 17

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити - это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание - молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

Слайд 18

Образование

Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

Слайд 19

Литература

Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла.

Слайд 20

Михаил Врубель. Богатырь

Слайд 21

Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881-1898

Слайд 22

Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

Слайд 23

Илья Репин «Садко»

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Слайд 24

Летописание

«Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

Слайд 26

Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.

«Чтения о Борисе и Глебе».

«Хождения Даниила игумена в святые места».

Владимир Мономах «Поучение детям».

Даниил Заточник «Слово и Моления».

Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

Слайд 27

«…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

Слайд 28

(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,- известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Слайд 29

Художественное ремесло. Ювелиры

Слайд 30

Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Слайд 31

Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Слайд 32

Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

Слайд 33

Перегородчатая эмаль.

Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

Слайд 37

Русь – страна Гардарики.

Слайд 40

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Слайд 45

Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

Слайд 46

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045-1050 годах.

Слайд 47

Одежда: верхняя одежда, плащ.

http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u… http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg http://www.1salamandra1.ru/ind… http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg http://filessystem.ru/?con=res… http://hportodox.ucoz.ru/load/… 12)Илья Репин Садко http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. http://cinereo.zbord.ru/viewto… http://fineartblog.ru/%d1%80%d…

Слайд 50

Андрей Рябушкин. http://arena.in.ua/politka/215… http://referatyi.ru/tmpbfd-142… http://lno52.ru/index/0-215 http://bg.convdocs.org/docs/in… http://riga.europe.lv/?p=4871 http://toolxool.ru/69458.htmlhttp://900igr.net/fotografii/i… http://slovoopolku.ru/?item=2b… http://metod-sunduchok.ucoz.ru… http://finefact.ru/45473-dospe… http://hotelsuz.ru/helgikol4ug… http://spasskievorota.ru/old78…http://spasskievorota.ru/old49…..Киева. Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка 11... http://abunda.ru/6169-rus-veli… http://fin.pp.ua/prostye-dekor… http://www.help-rus-student.ru… http://forum.knitting-info.ru/… http://de.academic.ru/dic.nsf/… http://tvoj.kiev.ua/map/sofia/ http://all-art.do.am/news/2009… http://ikons-allart.do.am/publ… http://900igr.net/fotografii/m… http://www.liveinternet.ru/use… http://everdream.ru/forum/inde… http://swordmaster.org/2011/04…

– это социально
значимый опыт, накопленный
человечеством и передаваемый из
поколения в поколение, при этом
постоянно изменяющийся. Она
включает в себя традиции и
обычаи, нормы, идеалы.
Культура
Ценности,
унаследованные от
прошлого
Заимствования у
других народов
Вклад
современников
Культура
От лат. Cultura –
возделывание,
воспитание,
образование,
развитие,
почитание

Культура
Совокупность материальных и духовных ценностей
Материальные ценности:
Духовные ценности:
Техника производства
Технологии
Ремесло
Орудия труда
Предметы быта
Идеология
Наука
Образование
Литература
искусство
Искусство – художественное творчество
Пространственные
Архитектура
Временные
Музыка
Декоративноприкладное искусство
Театр
Изобразительное
искусство (живопись,
скульптура)
Кинематограф
Танцы
Телевидение

Особенности древнерусской
культуры
ее синкретический (смешанный) характер. Она
сочетала в себе элементы культур различных этносов,
участвовавших в формировании древнерусского общества;
традиционализм и консерватизм. Это была культура,
преимущественно обращенная в прошлое, именно там
находившая большую часть своих идеалов и ценностей;
религиозный характер. Культура Киевской Руси
опиралась на многовековую историю развития
восточнославянского язычества. При этом испытывала все
усиливавшееся влияние византийской христианской
традиции;
анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего
числа культурных памятников Древней Руси. Это связано
не только с тем, что от средневековья нас отделяет
несколько столетий, но и с тем, что христианское
мировоззрение расценивало смертного автора как
инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной
ситуации являлась естественным проявлением «страха
Божьего» и смирения.

Славянский поселок
Изучаем карту и иллюстрации. Какую особенность расположения древних
городов вы заметили. Как это можно объяснить?

Основным
строительным
материалом у жителей лесной
полосы было дерево. Постройки
сооружались из бревен, крышу
покрывали
соломой
или
камышом. Бревенчатые дома
образовывали круг или стояли
рядом по одну и другую сторону
мощенной бревнами улицы.

Сельскохозяйственная культура славян
Основным занятием славян было земледелие. Орудиями
труда служили борона – суковатка для того, чтобы боронить
вспаханную сохой землю. Зерно толки в деревянной ступе
или мололи на ручных жерновах.
?
3
1
5
7
2
4
6

1
3
2
2
1
4
3

Слово «скот» означало деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих
поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно
быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют
до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными Стада
крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Второе
место принадлежит костям свиньи, третье - мелкого рогатого скота, четвертое лошади.

Охотились на кабана, оленя, медведя,
бобра, лисицу, куницу, зайца и других
животных. На охоту брали лук со
стрелами и копья
Охота в лесу была не только важной
отраслью хозяйства, но и местом, где
молодые соплеменники проявляли
свою силу, храбрость, охотничью
сметку. Добыча пушного зверя давала
мех, необходимый для пошива
зимней одежды и для торговли.
Занятия славян

Ловили в реках щуку, сазана, судака,
леща, сома, осетра и других рыб. Рыбу
ловили крючками, сетями, неводами и
разнообразными плетёными
приспособлениями
Для ловли рыбы, в изобилии
водившейся в прозрачных водах рек и
озер, применялись гарпуны, остроги,
плетеные сети и верши.

Лес, где охотился человек, река, где он
удил рыбу, в представлениях наших
предков, были частью живого мира.
Белку или волка надо
было бить стрелой точно
в глаз. И не только для
того, чтобы не испортить
шкуру, но и для того,
чтобы не доставить
мучений животному.
В лесу охотник мог брать
ровно столько, сколько нужно
для прокорма семьи. Лишнего
зверя убивать нельзя, ибо в
этом случае недобрый хозяин
чащобы - леший, не только
уведет с пути охотника лесных
зверей и птиц, но и самого
заведет в чащу, откуда уже не
будет возврата. Нельзя было
ловить
рыбу
больше
необходимого - водяной мог
принести несчастье.

Борть –
природный пчелиный
улей в дупле дерева.
?
Одним из важных занятий славян
было бортничество –
сбор меда диких пчел.
Какое значение имел этот вид
деятельности?

Бессилие и
страх человека
перед
таинственными
явлениями
природы
Складывание
пантеона
языческих
богов у
восточных
славян
Сварог (бог неба и огня)
Перун
(бог грома и молнии)
Язычество
Человек стал
связывать явления
природы с некими
невидимыми
всемогущими
сверхъестественными
силами
Выделение
прослойки
языческих
жрецов
(волхвов)
Создание
капищ с
идолами
Зарождение
веры в
природных
духов и богов
(язычество)
Даждьбог (бог солнца)
Стрибог (бог ветра)
Род
(бог плодородия и семей)
Макошь (богиня земли,
покровительница женщин)
Ритуальные
праздники,
жертвоприношения,
магические
заклинания,
ношение амулетов
Неумение
древнего
человека найти
естественное
объяснение
явлениям
природы
Вера восточных
славян в
существование
злых и добрых
духов (домовых,
русалок, леших,
водяных,
упырей,
берегинь,
кикимор,
вурдалаков)

Языческие обряды

Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» - идол –
изображение бога из глины, камня, дерева); место для костров;
требище – место для принятия жертвенной пищи;
жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли
идолов, произносили языческие заклинания…
погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для
загробной жизни – зажигали священный костер – делали
погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.

Устное народное творчество Киевской Руси
Песни и пляски на
праздновании Коляды и Купалы,
Масленицы, русалиях.
Причитания во время
поминального обряда («плач»).
Бытовые пословицы («Не
погнетши пчел, меду не едать»).
Исторические пословицы
(«Погибли аки обры»).
Загадки (этот жанр создавался
не для развлечения, а как
тайный иносказательный язык,
понятный далеко не всем).
Сказки.
Местные сказания.
Заговоры, заклинания
Были и былины.
Былины -
героические
сказания о
защитниках родной
земли от врагов.
Народные сказители
воспевают подвиги
Ильи Муромца,
Добрыни Никитича,
Алеши Поповича,
Вольги, Микулы
Селяниновича и
других былинных
богатырей (всего в
былинах действуют
более 50 главных
героев). К ним
обращают они свой
призыв: «Вы
постойте-тко за веру,
за отечество, вы
постойте-тко за
славный стольный
Киев-град!»

С принятием
христианства азбука,
письменность, книга стали для
крещеных славян священными,
Слово, текст должны были
раскрывать христианские истины,
приобщать к Божественному, к
религии. Отсюда – равнодушие к
мирской, светской литературе,
отношение к ней, как к
«неполезной» - этим объясняется
отсутствие в древнерусских
рукописях любовной лирики,
романов, поэм, драм. Не было и
поэзии: фольклорные лирические
и богослужебные тексты пелись,
но не являлись поэзией в
общепринятом смысле слова.
Отсутствовали и сатирические,
пародийные сочинения – к смеху
относились настороженно.

Материал для строительства:
Дерево (+: много лесов;
легко поддается
Архитектура – искусство проектировать и строить
обработке; быстрое
сооружения и их комплексы в соответствии с их
строительство; легко
разобрать и перевезти на
назначением, современными техническими
место;
возможностями, эстетическими воззрениями общества.другое
гигиеничность – дышит
зимой, в прохладное
Формула архитектуры:
время – тепло, летом –
прохладно; - - влага,
Прочность
Польза
Красота
огонь).
Плинфа – тонкий
Технологичность Функциональность
Эстетичность
плиткообразный плоский
большой кирпич (40 х 40 х
3 см) + раствор (известь,
Ветрувий
песок, толченый кирпич).
Архитектурные
Камень: серый известняк
сооружения
(Новгород), белый
известняк (Владимир,
Суздаль).
памятники
произведения искусства Кирпич (глина, песок,
материальной культуры
вода) 30 х 14 х 7 см
Архитектура Древней Руси.
(точные расчеты общих габаритов, толщины
стен, формата камней или кирпичей,
радиусов арок; использование различных
материалов, конструкций, приемов и
технологий)
(архитектурные особенности, пропорции,
вовлеченность в окружающий ландшафт,
единение с природой)
В настоящее время известны 150 памятников архитектуры
домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было
монументального каменного строительства, постройки были
деревянные или деревянно-земляные.

Первые деревянные
церкви:
церковь Ильи в
Киеве,
собор в Ростове,
Церковь Бориса и
Глеба в Вышгороде,
13-главая
деревянная София
Новгородская.
Первые известные мастерадреводели (зодчие):
Миронег (нач. ХI в.), Ждан-Никола
(конец ХI в.).
Дворцы
Часовни
Хоромы
Избы
Храмы
Палаты
Монастыри
Культовые
Жилые
Строительные
сооружения
Защитные
Крепости
Кремли
(детинцы)
Хозяйственные
Трапезные
Конюшни
Амбары
Мельницы

Архитектурные детали
купол
барабан
пилястра
закомара
аркатурный
пояс

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Святая София Киевская.
Когда построена?
В честь какого события?
При каком князе?
Перестроена в XVII
веке в
псевдоукраинском
стиле

Каменные сооружения:
конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в
Киеве в честь Богородицы
1037 г. – Софийский собор в г. Киеве – 13 куполов
Золотые ворота в Киеве.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Храм Святой Софии в Новгороде
Золотые ворота во Владимире
Успенский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире
Остатки светского дворца князя Андрея в
Боголюбове
Церковь Покрова на Нерли
Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале,
Юрьеве-Польском.
Русские мастера
внесли в каменное
строительство
элементы
национального
деревянного
зодчества:
многоглавие,
пирамидальность,
башенность.

«Что слово сообщает через
слух, то живопись
показывает молча, через
изображение».
фреска
Мозаика
Формы
живописи
Миниатюра
Инициал
Иконопись
Заставка

Живопись
в Древней Руси
Фреска
Фреска – живопись водяными красками по сырой
штукатурке.
Требует быстроты и точности в работе.
Зависит от качества штукатурки (известь
+ вода).
Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и
нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой
выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель –
вывести «емчугу» - светлый налет, который мог
проступить на поверхности штукатурки и испортить
фрески.
Красками для фрески служили мелко
растертые цветные глины и камни, растворенные в
известковой воде. Писать – только пока не высохла
штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт,
приходилось высохшую штукатурку сбивать и
начинать сначала.
Недостаток: со временем известь частично
съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
Очень сложная и дорогостоящая техника.
Только 5 древнерусских храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она
сохранилась.
Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу
добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.
Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим
раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1
кв.дм = 400 кусочков).
Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через
окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177
оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого).
Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели
мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения.
Богоматерь Оранта. Мозаика
Софийского собора в Киеве. ХI в.

Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали
рукописи.
Миниатюра = книжная иллюстрация.
Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью
и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги
(евангелистов), иллюстрации к тексту.
Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с
иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги,
содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно
ценились.

Иконопись – с греч. –
«изображение, образ» (на Руси –
«образа») – изображения ликов
святых на деревянных досках.
Предмет культа,
поклонения.
Первые на Руси иконы написали
греческими мастерами.
Развешивались по стенам,
углам, составлялись в
иконостасе. В домах – в красном
углу. У развилок дорог, у
колодцев, на воротах при
въезде в город. Нельзя
«купить» - только «выменять на
деньги». Нельзя по ветхости
уничтожать --- закопать,
пустить по воде.

Изображения святых
Христианское имя при крещении
покровительство святого.
Покровительство различным
категориям населения:
Св. Георгий – воинам и
земледельцам
Параскева Пятница –
торговцам и купцам
Николай – плотникам,
строителям,
путешественникам, купцам
Федор Тирон – колодцам
Святой Христофор – хранит
от эпидемий, от мора
Козьма, Демьян – кузнецам,
лекарям
Фрол, Лавр – коневодам…
Мерные иконы (в рост родившегося
царевича + образ святогопокровителя)

Иконопись

Иконопись – работа сложная
и трудоемкая
Плотник:
а) Дерево: липа (мало
сучков), сосна, ель,
лиственница.
б) Долго (несколько лет)
высушивали.
в) Выглаживали топором.
г) Вырезали ковчег –
неглубокую прямоугольную
выемку.
д) На тыльной стороне –
поперечные пазы + шпонки
(брусочки) – чтобы не
коробилась.
Мастера: ХI в. –
Алимпий, Олисей,
Георгий
Самые известные
ранние иконы:
«Петр и Павел»,
«Святой
Георгий», «Ангел
Золотые Власы»,
«Богоматерь
Владимирская»,
«Богоматерь
Оранта», «Спас
Нерукотворный».

Иконопись

Иконописец:
а) Холстина (паволока)
наклеивалась на лицевую сторону,
защищала живопись от трещин на
дереве.
б) Левкас – грунт – рыбий клей +
толченый мел
в) Полировка пемзой, медвежьим
зубом, хвощем – до блеска
г) Краска – темпера: яичный желток
+ красочный пигмент – цветные
глины и минералы. Сочные,
звучные цвета – на века.
Иконопись
Требования к
иконописцу:
должен быть
праведником (писание
икон – богоугодное
дело),
иметь
талант художника и
знания богослова. Не
допускались
женщины и еретики.
«Стоглав»: «подобает бо
бытии живописцу смирну
и кротку, благоговейну,
не празднослову, не
смехотворцу, не
сварливу, не завистливу,
не пьяницы, не убийцы,
но же всего хранити
чистоту душевную и
телесную со всяким
опасением… в посте же
и молитве пребывати…»

Особо почитаема
на Руси иконопись,
изображающая
богоматерь с
младенцем.
Владимирская
Богоматерь ХII в.
Греческий
художник – радость
материнства,
нежное любование
своим ребенком,
предвидение мук,
ожидающих ее
дитя.
Иконопись
Перед началом работы
над иконой художник
постился, воздерживался
от хмельного, накануне
ходил в баню, облачался в
чистую рубаху. Приступая
к работе, иконописец
возносил молитву Богу,
испрашивая у него
благодати на труды свои.
Артели художников, получая заказ, распределяли
работу между собой. Порядок работы: набросок
обугленной лучиной общей композиции,
подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы
пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь –
лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой –
конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли
и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть.
Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска:
несколько новых слоев – расчистка икон.

Народное музыкальное творчество

Обрядовое пение
и танцы во время
языческих
ритуалов,
сопровождавшие
ся игрой на
различных
музыкальных
инструментах, о
которых можно
судить по
фрескам и
книжным
миниатюрам –
это дудки,
деревянные
рожки, трубы,
бубны, гудки,
свирели и гусли.
Носителями народной музыкальной
традиции выступали скоморохи –
бродячие музыканты, акробаты,
фокусники, танцоры и сказители. Свое
искусство скоморохи могли
демонстрировать и на деревенском
празднике и при княжеском дворе.
Несмотря на усиливавшиеся гонения
со стороны церкви они были любимы
и популярны во всех слоях
древнерусского общества.

Церковно-певческое
искусство
Единственным
музыкальным
инструментом,
допускаемым восточным
христианством в храме,
был живой
человеческий голос.
Особое место в русской
музыкальной культуре
традиционно занимает
колокол. Еще в языческие
времена люди использовали
колокольчики для того, чтобы
отгонять злых духов. Перезвон
церковных колоколов смирял
беса, прославлял Господа,
объединял людей во время
праздников и бедствий.

Письменность

До появления на Руси славянской
азбуки, во времена язычества у
восточных славян была своя
письменность. Известны знаки-символы
в виде рисунков («Черты» пиктографическое письмо: круг –
солнце, волнистая линия – вода, крест огонь) и зарубок («Резы») на коре или
дощечках, а также «русськие письмена»
на буквенно-звуковой основе.
Болгарский писатель Черноризец Храбр
называет славянское письмо «Черты и
ризы».
О наличии у восточных славян
письменных навыков
упоминают древнегреческие
и арабские авторы.
922 г. – договор Олега с
Византией – на греческом и
русском языках.
1\2 Х в. – Гнездово (под
Смоленском) – найден
сосуд с надписью
«гороухча» (много версий:
«горчица», «Горух писал»).

Берестяные грамоты

В 1951 г. в Новгороде найдены
берестяные грамоты. Горожане для
записей пользовались не дорогим
пергаменом, а берестой. Значительное
количество берестяных грамот найдено
археологами при раскопках в Новгороде,
Пскове и других городах.
История письменности и образования на
Руси связана с распространением
христианства.

Кирилл и Мефодий

Во второй половине IX в.
Болгарские монахимиссионеры Кирилл (в миру
Константин) и Мефодий
создали первую славянскую
азбуку для перевода
священных христианских
текстов с греческого. Самые
ранние сохранившиеся до
нашего времени образцы
применения этого письма
относятся к началу X в.
Договор между Византией и
Олегом был написан на
двух языках - греческом и
славянском.

Кирилл и Мефодий

Существовали две азбуки - глаголица и
кириллица. Глаголица имеет более
раннее происхождение и происходит из
греческой скорописи VIII-IX вв., а также
древнееврейских и других восточных
алфавитов. Вероятно, именно глаголица
была создана Кириллом.
Кириллица имеет в своей основе
греческое уставное письмо с
добавлением нескольких букв.
Создавалась она, как считают ученые,
учениками Кирилла и Мефодия в конце
IX - начале X в. Названа в честь св.
Кирилла, оставшегося в памяти славян
создателем славянской азбуки.

Кириллица
До появления на Руси
арабских цифр (XVI век) для
счета использовались
буквы.
Чтобы отличить цифры
от букв, сверху ставился
особый знак - ~ - титло
(отсюда и пошло слово
«число»).
Особым образом
записывались числа от 11
до 19: в них вначале
писались единицы, а затем
– десятки (например, 16 =
SI, 18 – NI, 19 – ДI).
Остальные числа писались
так же, как сейчас: вначале
десяток, затем единицы (NД
– 54, ЛА = 31).
Чтобы отличать буквы от
цифр, на письме с обеих
сторон ставились точки.
Знак ‡ обозначал одну
тысячу (.‡ АЦГ.= 1903)

Центры образования

Центрами
образования в
Древней Руси
были монастыри
(в первую
очередь КиевоПечерская
обитель).
Центры образования
При них
создавались
школы, в них
переписывались
книги и возникали
библиотеки.
При Владимире Святом начали
переводиться и переписываться
книги.
Его сын Ярослав Мудрый возвел
это дело в ранг государственного. В
построенном при нем Софийском
соборе в Киеве создали
мастерскую по переписке книг и
книгохранилище при ней –
библиотеку.

Грамотность

До принятия христианства
умеющих читать и писать на Руси
было мало, но с 988 г. грамотность
начала быстро распространяться.
Грамотным было духовенство,
выучились писать князья, многие
бояре и горожане.
Учить на Руси в школах
стали при Владимире I. Ярослав
Мудрый повелел создавать школы
для мальчиков «из лучших людей»
и поповичей. Первую в
средневековой Европе школу для
девочек основала сестра
Владимира Мономаха Янка,
монахиня Андреевского
монастыря. В школе учили писать,
считать и читать. Княжеских детей
обучали дома.
Специального образования
не существовало. Зодчие,
художники, военные, врачи
учились на практике.

Всю древнерусскую
литературу можно
разделить на переводную
и оригинальную. Выбор
С принятием христианства в X в.
переводных книг был
началась история русской
обусловлен религиозным
литературы, складывался единый
древнерусский язык.
влиянием.
Первые книги были рукописными,
написанными на пергамене
(выделанная кожа) с помощью
чернил или киновари (красная
краска из минералов) гусиными
перьями. Переплет наиболее
ценных (как, например,
«Остромирова Евангелия» XI в. и
«Мстиславова Евангелия» XII в.)
оковывался серебром и золотом,
украшался драгоценными
камнями и финифтью (эмалью).
Высокая стоимость книг делала
их доступными только для
высших слоев общества.

Летопись – погодная запись событий («год» - «лето») - "Повесть временных лет"
историческое повествование, в котором события
условное название
расположены по определенным годам. В Европе –
общерусского
хроники, анналы.
летописного свода,
летописи – хронологические записи с основными
составленного во втором
датами, событиями, героями, воспоминаниями
десятилетии XII века
очевидцев. Занимались этим обученные монахи
монахом Киеволибо по своей воле, либо по поручению князя.
Печерского монастыря
Летописи: общерусские и местные.
Нестором.
Дошли до нас в более поздних списках.
Авторы – чаще всего монахи. Писали по
повелению князя или епископа или по
благословению настоятеля монастыря.
Каждый летописец по традиции начинал
повествование с глубокой древности и затем
переходил к событиям последних лет.
«Се повести временных лет, откуда есть
пошла земля русская, кто в Киеве начал
править первее и откуда Русская земля
стала есть»
Нестор закончил свой труд, доведя повествование
до современных ему событий первого десятилетия XII в.
"Повесть временных лет" легла в основу большинства
дошедших
до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

Оригинальная древнерусская литература
Самым известным литературным памятником домонгольской
Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.)..
Автор призывает к единству русских
земель, выступает против усобиц. Его
называют эпической поэмой,
исторической повестью, политическим
трактатом - в нем сплелись все
жанры древнерусской литературы
Хождения («хожения») описание
путешествий,заморских земель,
впечатления, перечисление
«святынь» (гора Афон,
Царьград). Рассказ о
путешествиях,
достопримечательностях,
природе, обычаях других стран
(«Хожение игумена Даниила в
Палестину»).

Жития святых
жития (агиография) –
жизнеописания
духовных и светских
лиц,
канонизированных
(признанных святыми)
христианской
церковью.
«Сказание о Борисе и
Глебе»
Жития святых –
сборники,
содержащие
назидательные
рассказы о
добродетелях и
пороках, праведности
и неправедности,
описание жизни,
страданий и подвигов
людей,
канонизированных
церковью.
В Житиях прославляется
кротость,
самоотречение,
духовная чистота.
Описываются чудеса –
исцеления больных.
Жизнь святых
уподобляется жизни
Иисуса Христа.
«Житие Феодосия
Печерского»

Поучения

«Слова» («поучения»)
- произведения,
относящиеся к
риторическому жанру.
«Поучения» - о
необходимости
покаяния, о суетности
мирской жизни,
Страшном суде,
обличении пьянства,
жадности, лени, лжи и
других пороков.
«Слово о Законе и Благодати»
митрополита Илариона,
обосновывающее значимость
принятия христианства и
прославляющее Русскую землю и
князей.

«Поучение Владимира Мономаха» написано одним из самых известных князей
Древней Руси в зрелом возрасте. Это единственный в древнерусской литературе
пример политического и морального наставления, написанного не духовным
лицом, а князем, политическим деятелем.
Требования соблюдать христианскую
мораль (кротость, покорность старшим),
мир между князьями, без притеснений и
кровопролития, не поддаваться
гордыни, лени…
Содержит
две
части:
обращение
к
сыновьям
и
грамоту
(письмо) к черниговскому
князю Олегу.

Летосчисление

Система счета больших промежутков времени
На Руси в древности – до 1700 г.
византийская система
от сотворения мира
5508 лет до Рождества Христова
С 988 г. до конца ХV в.
мартовские годы
С конца ХV в. –
сентябрьские годы
Вычисления:
С 1 января до 31 августа – 5508 лет;
С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.

Развитие ремесла
В этот период – более 60 специальностей
Деревообработка (+ резьба):
Посуда (ложки, чашки, ковши)
Наличники, коньки на крыше
Корабли (нос и корма)
Узорная мебель
Игрушки
Кузнечное дело.
Замки из 40 деталей –
пользовались спросом даже
в Европе.
Самозатачивающиеся ножи
(из 3 металлических
пластин).
Литье колоколов.
Гончарное ремесло.
Производство многоцветной
керамики: посуды, кирпич,
плитки для декора.
Орнамент – линейноволнистый.
Резьба по камню:
Иконы
Плиты (рельефы)
Производство
стекла.
Стеклянные
браслеты.
Секреты были
утеряны после
нашествия
монголо-татар.

Оружейное дело
Производство
кольчуг, колющих
мечей, сабель.
ХII в. – появление
арбалетов (арбалет
– стальной лук,
укрепленный на
деревянном станке,
тетива натягивалась
воротом.

Зернь – покрытие
Ювелирное ремесло
ювелирного изделия
миниатюрными
Украшения: колты (подвески к
металлическими шариками
головному убору, полые внутри – (до 0,5 мм в диаметре)
пахучие травы, ароматизированные
вещи), бармы (роскошные оплечья),
медальоны, кресты, перстни,
широкие браслеты, ожерелья,
Чернь –
диадемы, оклады книг…
черные или темно-серые
Техники: литье, чеканка, зернь,
изображения, нанесенные
скань, чернь, разные виды эмали,
на металл (золото,
резьба, гравировка.
серебро) путем
гравировки и заполнения
штрихов так называемым
черным сплавом
(серебро, медь, сера…).
Эмаль –
особый сплав стекла, окрашенный в
различные цвета окислами металлов
(прозрачные и непрозрачные)
Скань –
ажурный узор,
выполненный
из тонкой
золотой или
серебряной
проволоки,
скрученной из
двух нитей

Вывод
Ремесло Киевской Руси было очень развито и
находилось на высокой ступени развития,
изделия русских ремесленников находили
широкий спрос по всей Европе.
Высоко развитая культура Киевской Руси погибла в
пламени монгольского нашествия: горели города, рушились
храмы, население угонялось в далекие каракорумские
степи. Дальнейшее развитие культуры было прервано,
прежде всего, внешними факторами. Но культура не
исчезла.
В период феодальной раздробленности в русских
княжествах появились разные школы живописи и
архитектуры, появились памятники, ставшие
сокровищницами мировой культуры.
Культура была сохранена, сбережена народом и стала
воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра –
Москвы.