Обучение аэрографии для начинающих. Что такое аэрограф и как им правильно пользоваться? Что нужно знать аэрографу

Аэрографическое искусство – это вид живописи, в котором изображения наносятся жидкими или порошкообразными красителями способом распыления. Вместо полотна используются любые поверхности (в частности, кузов автомобиля), а вместо кисти – аэрограф. Но аэрография для начинающих – это далеко не уроки живописи в школе искусств. Хоть и есть много общего в создании рисунков, но существует огромная разница между аэрографом и карандашом или кистью.

С чего начинается аэрография

Для новичков, которые решили научиться аэрографии, следует разделить эту науку на три основные составляющие:

  • технология покраски авто (краски, растворители, подготовка инструмента, поверхности и т.п.);
  • специфика владения аэрографом (умение создавать композицию, быстро и точно наносить ее на поверхность);
  • художественная составляющая (самостоятельное создание изображения на бумаге и его доработка в деле).

Основная ошибка многих начинающих – смешивание всех этих направлений воедино. Аэрография используется для локальной или полной покраски авто, поэтому нужно неукоснительно соблюдать общие требования к покраске. Необходимо хорошо знать технологию и правильно применять ее на практике. Без художественной составляющей можно вообще обойтись, но если есть желание полностью постичь аэрографическое ремесло, то стоит поискать уроки на страницах книг или видео соответствующей тематики в интернете.

Оборудование для аэрографии

Прежде чем брать уроки аэрографии, необходимо приобрести соответствующие инструменты и материалы. Для начинающих аэрографистов будет достаточно минимального набора, включающего:

  • аэрограф
  • краски
  • емкости для красок
  • растворитель.

При систематическом занятии этим ремеслом на профессиональном уровне дополнительно может потребоваться:

  • компрессор
  • краскопульт
  • сушильная камера.

В аэрографии можно использовать не только краски, специально выпускаемые для этих целей, но и обычные нитрокраски соответствующей концентрации. Не рекомендуется пользоваться акриловыми красками, поскольку входящий в их состав отвердитель трудно отмывается растворителем и инструмент будет быстро испорчен. Автомобильная аэрография предполагает особую специфику и применение более сложных красок – блестящих (с эффектом «металлик»), матовых, черных (поглощающих свет) и флуоресцентных (самосветящихся), а также двухкомпонентных лаков горячей сушки.

Аэрографы бывают разных видов, но они не имеют существенных различий, кроме цены. Поэтому нет смысла покупать дорогой инструмент. Он должен быть качественным и иметь регулятор двойного действия, позволяющий одной кнопкой регулировать одновременную подачу краски и воздуха. При нерегулируемой подаче воздуха работа значительно усложняется.

С чего начинать обучение?

При нанесении первых рисунков новичкам рекомендуется пользоваться трафаретами, а затем постепенно переходить на нанесение изображений без подручных средств. Более быстрый результат можно получить, если изучать движения мастера по видео и стараться в точности повторять их.

Если нет желания или возможности брать уроки аэрографии, можно просто взять аэрограф и последовательно выполнять соответствующие движения, чтобы они стали привычными до автоматизма. Потребуется доступная поверхность и хорошо разведенная краска. Дорогой инструмент для начинающих будет не уместен, лучше приобрести средней руки аэрограф.

Также и краски не обязательно брать специальные, подойдут любые, но разведенные до нужного состояния. Обычно рекомендуется разводить краску подходящим растворителем (подобрав его по инструкции к краске) в соотношении 3:1. Необходимую густоту следует подбирать в зависимости от полученного результата: краска не должна перекрывать дюзу или стекать с окрашенной поверхности.

Прежде чем начать уроки или тренировки, будет полезно посмотреть видео о работе аэрографа. Также желательно соблюдать следующие рекомендации:

  • перед началом рисования следует провести аэрографом без распыла краски, чтобы отрепетировать движение;
  • аэрограф нужно вести строго перпендикулярно поверхности;
  • дефекты и подтеки можно исправлять только после высыхания краски;
  • путь и распыл аэрографа не должны пересекаться, чтобы на одно место за один заход не напылялись два слоя;
  • чистку аэрографа растворителем (прогон средства без разбора инструмента) нужно выполнять дважды – до и после работы.

Сегодня очень часто аэрография для начинающих изучается с помощью специальных видео. Однако следует учитывать, что такие источники помогут отработать только технику, поскольку даже среди профессиональных аэрографистов хороших художников очень мало. Поэтому для понимания основ рисунка (пространства, композиции, света) необходимо либо брать уроки, либо изучать тему по соответствующим пособиям.

Можно избрать иной путь и заняться только ремеслом. Для начинающих мастеров вполне достаточно научиться владеть аэрографом. Тогда даже при отсутствии художественных навыков можно профессионально заниматься аэрографией, создавая изображения с помощью специальных программ редактирования.

Основы аэрографии

Качество рисунка определяется тремя составляющими:

  1. направлением струи краски;
  2. расстоянием между соплом и рабочей поверхностью;
  3. временем распыления краски над одним участком.

Следует помнить, что воздух опережает подачу краски. Струя должна быть направлена строго перпендикулярно поверхности. Площадь покрытия краской зависит от расстояния: чем ближе находится аэрограф, тем тоньше получается линия. Для создания полутона краску следует распылять в 30-50 см в течение очень непродолжительного времени. Чтобы получить яркий участок, надо увеличить длительность распыления и уменьшить расстояние. Хорошую базу знаний на эту тему дает видео о методах и приемах в аэрографии, поскольку обучаться на наглядном примере намного проще.

Кроме того, для начинающих аэрографистов очень важно набираться опыта, создавая линии и простые контуры. Нужно проводить много времени с аэрографом, используя для тренировок листы бумаги или любые подходящие поверхности. Первые уроки должны состоять из нанесения четких вертикальных и горизонтальных линий разной толщины и в разных направлениях.

Любое искусство, в том числе и аэрография, требует постоянной практики. Только продолжительные занятия позволят наработать опыт и добиться памяти движений на рефлекторном уровне. Прежде чем заниматься покраской автомобиля, нужно научиться выполнять качественную аэрографию на бумаге и постоянно подогревать свой интерес к делу, изучая собственные ошибки и хорошие работы других мастеров.

Тот, кто намерен овладеть искусством аэрографии, наверняка знает, что она собой представляет. Поэтому краткая характеристика этого вида изобразительного искусства приводится больше с целью ввести читателя в тему, нежели с целью его просветить.

Итак, аэрографическое искусство (есть еще один синонимичный термин – аэробрашинг), как и любой другой вид живописи, – это, в первую очередь, рисование. На отдельные виды и направления живописание разделяется в зависимости от используемой техники, материалов и инструментов. В аэрографии для создания изображения используются жидкие или порошкообразные красители, которые наносятся способом распыления с помощью сжатого воздуха. Вместо кисточки художника используется аэрограф, а вместо полотна – самые различные поверхности (панель мобильного, дверь холодильника, кузов автомобиля).

Аэрографистами не рождаются

Если аэрография – искусство, значит нужно иметь природные способности? Талант? Желательно, но не обязательно. Достаточно уметь рисовать в рамках школьной программы, научиться пользоваться аэрографом и приобрести необходимый инструментарий.

«Джентльменский» набор начинающего аэрографиста:

  • Аэрограф
  • Краскопульт*
  • Компрессор*
  • Сушильная камера*
  • Краски
  • Поверхность для рисования
  • Растворитель
  • Емкости для красок

Значком * обозначены позиции, которые в основном необходимы при систематическом и, в первую очередь, профессиональном занятии этим ремеслом. А овладеть тонкостями ремесла, коим является аэрография для начинающих, можно с минимальным набором инструментов и материалов.

Начальные навыки и умения:

  • Владение техникой традиционного рисунка (рисование на бумаге)
  • Владение программой Photoshop (или другими графическими редакторами) для создания предварительных эскизов
  • Развитое воображение и эстетический вкус
  • Терпеливость, усидчивость и настойчивость

Азбука начинающего аэрографиста

Краски. Бывают матовые и блестящие (с эффектом «металлик»), черные (поглощающие свет) и флуоресцентные (самосветящиеся).

Распылитель. Самый простой распылитель краски под давлением – обычный баллончик с пульверизатором.

Краскопульт. Овладев всеми основами «аэрозольного» мастерства, можно перейти к работе более тонкой и аккуратной. И тут уже понадобится специальный инструмент – краскопульт или аэрограф. Краскопульт (малярный) прост в использовании, стоит недорого, но подходит только для широкого распыления краски. Для более тонкого распыления потребуется аэрограф (небольшой пульверизатор, похожий на авторучку). Он использует сжатый воздух, снабжен регулятором и сменными головками, что позволяет распылять краску струйкой разной толщины и получать различную плотность напыления.

Аэрограф. Разных видов аэрографов много, но все они почти одинаковы и отличаются только ценой, производителем и комплектацией. Что касается качества, то за небольшие деньги (до 2000 рублей) можно приобрести весьма приличный инструмент. Если приходилось держать в руках авторучку, то к аэрографу долго привыкать не придется. Отличие касается только указательного пальца, который должен все время находиться на кнопке. Профессиональный аэрограф стоит недешево (5000–25000 рублей).

Но покупать дорогой инструмент совсем не обязательно, главное, чтобы он был качественным и имел регулятор двойного действия, когда с помощью одной кнопки регулируется подача краски и воздуха одновременно. В аэрографах одинарного действия подача воздуха не регулируется, что усложняет работу художника, особенно если рисунок сложный и включает переходные цветовые зоны. Важная деталь: диаметр сопла должен быть до 0,3 мм, не более. При диаметре больше 0,3 мм тонкие линии рисовать не получится.

Компрессор. За новый компрессор придется выложить не менее 3500 рублей. Хотя почему бы не накачать обычную автомобильную камеру? Она вполне способна обеспечить требуемое давление в диапазоне 200–500 г/см². Существует много разных видов и модификаций компрессоров, но основные характеристики, по которым они отличаются, можно свести к следующим:

  • Уровень шума: высокий (очень шумные в работе), средний (относительно тихие), низкий (бесшумные)
  • Размер ресивера (при его наличии): с большим ресивером и маленьким
  • Уровень мощности: высокий (мощные) и низкий (маломощные)

Какой выбрать, зависит от финансовых возможностей покупателя, от характера поставленных перед компрессором задач и от условий, в которых он будет эксплуатироваться. Если в качестве мастерской используется жилое помещение, да еще в многоквартирном доме с плохой шумоизоляцией, то нужно выбирать мембранную модель, рабочий звук которого не превышает 55 Дб. А еще лучше – масляный бесшумный компрессор.

Дополнительные приспособления. С помощью специальных насадок при нанесении краски можно получить эффект мрамора, натурального камня, дерева, водной поверхности и др.

От элементарного к сложному

Перед тем как решиться на масштабный проект в виде инфернального пламени на капоте или хищного льва на дверях автомобиля, нужно умерить творческий пыл и начать с выработки автоматизма движений, чтобы не думать, как держать аэрограф, куда приложить палец и под каким углом направлять струю краски. Настоящей тренировочной площадкой для оттачивания мастерства может служить собственная квартира (если, конечно, это не вызывает бурные протесты других ее обитателей). Разрисовка холодильника, компьютера и остальной бытовой техники в качестве дипломной работы не подойдет, но как курсовая для «студента»-первокурсника вполне сгодится.

Как на палочках и кружочках выписывается неумелая ручонка первоклашки, закладывая основы будущего каллиграфического почерка, так регулярное, неутомимое рисование простеньких фигур, линий и плавных переходов в начале обучения позволит будущему виртуозному мастеру освоить в совершенстве все премудрости искусства рисования аэрографом.

Можно постигать эту науку самостоятельно, выбирая путь проб и ошибок, в народе названный «методом тыка», бесконечно экспериментируя, пробуя, бросая и снова начиная. Если долго мучиться, возможно, что-то и получится. Вот только времени, сил и денег на краску уйдет немало. Не лучше ли учиться у настоящих мэтров аэрографического ремесла. Причем сделать это можно почти без финансовых вложений. В интернете есть информация об аэрографии, уроки для начинающих и готовые схемы с описанием техники исполнения для разных рисунков. Вот пример такого простого и весьма полезного урока, которых в интернете много.

Подготовка поверхности для аэрографии и приготовление красителя

Для урока понадобится три альбомных листа. Берем первый лист, крепим его на плоской поверхности с помощью скотча или магнитов (если поверхность металлическая). Лист желательно разделить линиями на несколько частей, чтобы создавать рисунок последовательно по фрагментам.

Примечание: альбомный лист подходит только для обучения, так как является самым дешевым материалом. Для создания неучебных рисунков нужны более долговечные материалы (металл, пластик, стекло).

Для серьезных проектов краски лучше выбирать дорогие, профессиональные, но аэрография для начинающих не столь взыскательна, и для урока можно использовать любые краски, даже самые дешевые. Рабочую смесь разбавляем в следующей пропорции: □(1/4) краски и □(3/4) растворителя. Растворитель подойдет отечественный 646. Предварительно процеживаем краску, очищая ее от мелких частиц пыли и инородных вкраплений. Это избавит в дальнейшем от необходимости часто чистить аэрограф, что потребует его полной разборки.

Учимся аккуратно наливать такое количество краски, чтобы при рисовании она не выплескивалась через край емкости и не портила рисунок. Урок предполагает рисование мелких деталей, краски понадобится немного, поэтому наполняем емкость примерно на 1/6. При необходимости краску доливаем.

Аэрографическая каллиграфия: прочие тренировки

Начинаем рисовать простые палочки с наклоном в одну сторону, потом подковки и кружочки. Продолжаем в том же духе, но только наклон палочек и направление подковок теперь в противоположную сторону.

В процессе учимся правильно рассчитывать силу при оттягивании триггера на аэрографе, чтобы соблюдать равномерное начертание линий. Также на этом этапе отрабатывается умение правильно определять и выдерживать подходящее расстояние от аэрографа до рабочей поверхности. Для палочек и кружочков это расстояние составит примерно 3-4 см.

Откладываем палочки, и на другом листе учимся рисовать градиент (плавные цветовые переходы), слегка распыляя краску. Объединяем полученные умения – придаем объем каждому квадрату на первом листе, делая его выпуклым. Также поступаем с каждой палочкой и кружочком в этих квадратах. Затеняем их края, накладывая слои краски разной интенсивности, аккуратно регулируя расстояние. Чтобы получить светлую тень, отдаляем аэрограф от листа, для эффекта густой темной тени – приближаем его.

Творческая и домашняя работа

Самостоятельно придумываем другие линии и фигуры, объединяем их в общий рисунок таким образом, чтобы в нем чувствовалось определенное настроение или идея. В зависимости от замысла и эмоционального наполнения будущего рисунка подбираем толщину и четкость линий, резкость/плавность градиента, насыщенность тени.

Тренироваться в создании рисунков и придании им объема на других поверхностях, применяя различные техники нанесения краски. Усваивать базовые основы техники рисования элементарных фигур, чтобы научить объединять их в одно впечатляющее изображение.

Перед теми, кто успешно овладел всеми необходимыми навыками на начальных уроках и в процессе практических занятий, свои секреты постепенно открывает настоящая, мастерская (с ударением на первой букве «а») аэрография – мастер-классы помогут значительно повысить свой уровень, овладеть всеми хитростями этого ремесла или же искусства (определение зависит от личного таланта и отношения). Они бывают групповые (занятие в небольших группах) и индивидуальные (обучение в соответствии с принципом «мастер – ученику»).

На базовых курсах можно научиться основам малярного ремесла и искусству смешивания красок, освоить аэрограф и «поставить руку», овладеть навыками пользоваться лекалами и трафаретами, научиться владеть кистью и создавать реалистические эффекты, суметь довести работу от начала и до окончательной обработки (лакировки поверхности). На специальных, авторских – учат какой-нибудь одной конкретной технике на примере какого-нибудь «гуру», достигшего совершенства в этом искусстве.

Только пройдя не обязательно длинный, но сложный курс обучения, реально перейти со временем из разряда «аэрографист-любитель» в разряд «мастер-профессионал».

Аэрографическое искусство разделяется на несколько видов в зависимости от техники, которую использует мастер, материалов и инструментов, выбранных для работы. Нанести изображения можно не только на кузов транспортного средства, но и украсить им разнообразные бытовые приборы, корпус мобильного телефона, выполнить аэрографию на ткани футболки или просто на бумаге.

Для работы используются специальные краски и красящие составы, которые могут иметь жидкую или порошкообразную форму, некоторые из них продаются в специализированных магазинах в уже готовом виде, а большинство необходимо разбавлять самостоятельно водой либо с использованием растворителей.

Некоторые производители выпускают специальную воду, с помощью которой можно разбавить краску до нужной консистенции. Уроки аэрографии все желающие могут найти в интернете на специализированных сайтах или же записаться на курсы.

Что можно выполнить благодаря аэрографу:

  1. Создать эффект объемного рисунка при помощи простых движений аэрографа и его приближения или отдаления от окрашиваемой поверхности.
  2. Изменить толщину струи краски и интенсивность ее распыления.
  3. Обрабатывать большие площади.
  4. Создавать практически незаметные переходы от фонового цвета к основному оттенку.
  5. Создавать различные эффекты с помощью обычной губки и прочих подручных средств.
  6. Максимально быстро прорисовывать силуэты или наносить на поверхность много одинаковых элементов рисунка благодаря использованию трафаретов.

Некоторые минусы аэрографии:

  1. Дороговизна. Для работы необходимо приобретать специальное оборудование (аэрограф, компрессор и расходные материалы), а выполнение всех работ в автомастерской тоже стоит достаточно дорого.
  2. Рисовать тонкие линии и мелкие детали довольно проблематично даже с использованием мини-сопел.
  3. Необходимо точно знать, как пользоваться аэрографом. Это непросто для новичка, а особенно для тех, кто привык работать кистью.
  4. Создавать новые оттенки проблематично, поскольку каждый новый цвет находится в отдельной баночке, которая прикрепляется к аэрографу.

Аэрография для начинающих подобна начальному курсу живописи для молодых художников. Процесс создания рисунка имеет очень много с обычным его выполнением при помощи кисти, но помимо этого существует множество особенностей и тонкостей работы. Обязательно необходимо внимательно изучить такие составляющие:

  • Технология нанесения рисунка на кузов автомобиля (какие краски использовать, как их разбавлять, необходимый для работы инструмент и как подготовить поверхность кузова к нанесению аэрографии).
  • Специфика работы с аэрографом (как управлять, из чего состоит прибор и каким образом создавать желаемый рисунок в максимально сжатые сроки).
  • Художественная составляющая (правила создания композиции и эскиза, его доработка и особенности перенесения на поверхность).

Смешивать все эти составляющие нежелательно, ведь аэрография – это сложнейший способ нанесения рисунка.

Соблюдать все требования и технологию нанесения аэрографии необходимо неукоснительно. Поэтому нужно внимательно ознакомиться с теорией и только после этого переходить к практической части.

Уроки аэрографии для новичков

Научиться наносить аэрографию можно даже в том случае, если умения рисовать ограничиваются школьной программой, но есть сильное желание ознакомиться с техникой выполнения работ. На начальном этапе необходимо приобрести все необходимые для работы инструменты и материалы:

  1. Аэрограф.
  2. Краскопульт и компрессор, обеспечивающий равномерную подачу краски.
  3. Специальные нитрокраски или другие виды красящих составов.
  4. Растворитель для удаления пятен.
  5. Специальные емкости для краски.
  6. Средства индивидуальной защиты.
  7. Поверхность, которую можно использовать как холст.
  8. Специально оборудованное для качественного выполнения работ помещение.

Все для аэрографии можно приобрести в специализированных магазинах, предварительно проконсультировавшись с продавцом.


А овладеть необходимыми навыками можно и без профессионального набора для аэрографии. При этом понадобится:

  • Хорошее владение техникой рисования на обычной бумаге.
  • Владение разными компьютерными программами, позволяющими создавать предварительные эскизы рисунка.
  • Хорошая фантазия и вкус.
  • Усердие и терпение, которые понадобятся в процессе работы.

Аэрография. С чего начать?

Для начала нужно ознакомиться со всеми разновидностями красок. Чаще всего художники пользуются обычными художественными красками, которые необходимо разводить водой. Они имеют массу преимуществ, позволяют получить хорошее качество рисунка (он также будет устойчив к негативным воздействиям окружающей среды), и стоят недорого.

Также в работе используются специальные нитрокраски, но одним из основных их недостатков является тусклый рисунок, который может получиться в результате. Новичку лучше начинать работать с художественными красками, их необходимо хорошо разбавить и залить небольшое количество в краскопульт для пробных занятий.

Краски могут быть обычные матовые или флуоресцентные. Работать с ними гораздо труднее, но они позволяют выполнить роскошную аэрографию, которая будет привлекать внимание к автомобилю даже в темное время суток.

Использовать акриловые краски не рекомендуется вообще, поскольку в их состав входит отвердитель, а вымыть его из аэрографа бывает достаточно проблематично. Если же своевременно не очищать прибор, его можно очень быстро испортить, поэтому специалисты не рекомендует оставлять красящий состав в аэрографе на длительное время.

Выполнять рисунки новичкам можно при помощи специальных одноразовых трафаретов, которые можно сделать своими руками, это значительно упростит задачу.


Можно приобрести обычную краску в баллончиках, но для выполнения качественного рисунка в большинстве случаев используется специальный распылитель для краски – аэрограф. После того как все азы распыления уже были пройдены, понадобится приобрести еще и краскопульт, чтобы выполнять более масштабные работы.

Малярный краскопульт очень простой в использовании и не будет стоить дорого. С его помощью будет гораздо удобней окрашивать детали большой площади, а краску он распыляет немного шире, чем аэрограф.

Сегодня в продаже имеется множество аэрографов от различных производителей по разным ценам. Новичку приобретать профессиональный аэрограф вовсе не обязательно, можно обойтись качественной, недорогой моделью с регулятором двойного действия.

При покупке нужно обращать внимание на диаметр сопла. Оптимальным вариантом считается диаметр в 0,3 мм с помощью которого можно прорисовывать мелкие детали. Диаметр 0,5 мм больше подходит для закрашивания объёмных частей рисунка.

Важным инструментом, при покупке которого не нужно экономить, является компрессор. Основной характеристикой, на которую следует обращать внимание считается получение давления (должно быть в пределах 200-500 г/). Также необходимо купить несколько баночек для хранения краски. Характеристики компрессора:

  1. Уровень шума (прибор может быть очень шумным, относительно тихим и практически бесшумным, но и стоить он будет дороже).
  2. Наличие ресивера и его размер.
  3. Уровень мощности (мощные и маломощные).

Как рисовать аэрографом

Начинать нужно с малого и не спешить выполнять масштабный рисунок на весь кузов авто. Лучше начинать работать с небольшими рисунками, включающими не более трех оттенков. Все движения художника должны быть отработаны практически до автоматизма, нужно знать, как держать аэрограф, под каким именно углом к окрашиваемой поверхности и как лучше направить струю краски.

Тренироваться можно на старых частях кузова автомобиля, попробовать свои силы, разрисовав дверцы холодильника или прочей бытовой техники. Новички набираются опыта, рисуя разнообразные простые фигуры, прямые линии и плавные переходы. Заниматься можно самостоятельно, а можно записаться на специальные курсы.

Аэрография уроки лучше брать у настоящих виртуозов, таким образом можно избежать трат расходного материала и освоить все нюансы гораздо быстрее. Обучиться возможно даже без особых затрат, просто просмотрев множество роликов в интернете, где мастера дают видеоуроки для новичков, а также раскрывают секреты выполнения разнообразных рисунков.

Даже освоив все основы аэрографии, не стоит спешить начинать работать со сложными рисунками. Необходимо стараться проводить как можно больше времени, обучаясь тонкостям управления аэрографом, а для тренировок можно даже создать специальный планшет.


Подойдёт металлический лист толщиной около 5 мм. Он покрывается лаком и на нем можно пробовать рисовать различные рисунки, их очень легко удалить и после этого наносить аэрографию можно еще много раз. В процессе работы нужно обязательно научиться расслабляться, ведь зажатость не позволит чётко выполнить рисунок.

Необходимо уметь рисовать линии разной толщины и в разных направлениях, а также по диагонали. Затем можно научиться рисовать «кинжальный удар» — линию, которая начинается широко и суживается к концу. Продолжительные упорные занятия позволят отточить мастерство и все движения хорошо запомнятся.

Обязательно необходимо научиться правильно подготавливать поверхность к нанесению аэрографии, ведь даже соблюдение всех правил нанесения рисунка не гарантирует его стойкость к ультрафиолету и воздействию негативных факторов. Краска не будет ровно ложиться на гладкую поверхность лакокрасочного покрытия, поэтому необходимо тщательно зашлифовать кузов и выровнять все сколы и вмятины.

Перед началом всех работ транспортное средство надо тщательно вымыть и высушивают, только после этого можно приступать к шпаклевке. Для каждого типа поверхности шпаклевка подбирается индивидуально, при этом нужно обязательно обращать внимание на ее свойства.

После высыхания слоя шпаклёвки поверхность зашкуривается и теперь необходимо нанести грунтовку. В большинстве случаев используется грунтовка в специальных аэрозольных баллончиках, которую нужно наносить очень аккуратно и равномерным слоем.

В процессе работы нужно обращать внимание на такие нюансы:

  1. Перед началом работ необходимо просто провести аэрографом по маршруту, не распыляя краску. Таким образом можно отрепетировать необходимые движения.
  2. Аэрографом нельзя прикасаться к окрашиваемой поверхности. Держать его нужно на небольшом расстоянии и строго перпендикулярно к кузову.
  3. Исправлять различные дефекты, которые проявились в процессе работы, и возможные подтеки разрешается только после того, как слой краски высох.
  4. На одно и то же место запрещено распылять краску в два слоя за один раз. Необходимо давать время для высыхания каждому слою.
  5. Обязательно нужно проводить чистку аэрографа. Делать это нужно перед началом и по окончании всех работ просто прогоняя через прибор растворитель (разбирать аэрограф для этого не нужно).

Нанесение аэрографии самостоятельно

После того, как вся теория была изучена и имеются некоторые практические навыки, можно переходить к более сложным техникам нанесения рисунка и ознакомиться с особенностями создания градиента (плавного перехода от одного оттенка к другому).

Нужно понимать, что объемное изображение имеет некоторые различия с обычным рисунком на бумаге и в первую очередь это отличие заключается в особенностях перехода от свету к тени. Чтобы правильно создать световую градацию необходимо придерживаться такого правила: на поверхность наносят две линии разного оттенка, затем краску распыляют с разного расстояния, одновременно накладывая распыления друг на друга.

Таким образом можно создать плавный переход между линиями. Темная тень получится, если аэрограф расположен близко к окрашиваемой поверхности, а светлая – если далеко.

В большинстве случаев новички пытаются добавить картинке объема просто затемняя ту часть рисунка, которая находится дальше. Применять такую технику можно только в том случае, если изображаются объекты, которые не отражают свет.

В остальных случаях создать объемный рисунок бывает достаточно непросто и для правильного его выполнения придется внимательно изучить справочник по натюрмортам. Когда градация будет получаться хорошо, можно попытаться перенести изображение на бумагу.

Для начала лучше выбирать рисунки геометрических предметов, ведь новичку будет гораздо проще соблюсти правильные пропорции при переносе. На первых порах не ошибиться помогут специальные трафареты, а более опытные мастера могут определить пропорции просто на глаз.

Выводы

Чтобы стать хорошим художником , нужно постоянно совершенствоваться. Обязательно нужно внимательно изучать свои ошибки, просматривать уже готовые рисунки аэрографии и постоянно практиковаться. Начинающему художнику, который хочет зарабатывать на жизнь аэрографией, нужно обязательно изучать специальные пособия и учиться безукоризненно владеть аэрографом.

Аэрография… Вы только вслушайтесь, как много в этом слове привлекательного! А уж как можно при её помощи преобразить внешний вид своего электронного друга своими руками !. Сейчас, конечно, можно отыскать студию, где вам с удовольствием (за энное количество дензнаков), сделают всё, что только можно представить. Но ведь гораздо интереснее всё сделать самому.

Сначала надо приобрести аэрограф. Выбор в художественных салонах большой, но все они в принципе одно и тоже. Отличие только в производителе и комплектации. Я приобрёл свой за 1200 русских рубликов, это устройство произведено в Тайване, но сделано вполне на совесть.

А ещё понадобиться компрессор. Тут уж придётся раскошелиться, самый дешёвый вариант стоит около 3500 рублей. Можно поискать и подержанный. А можно и вообще накачать автомобильную камеру – главное получить давление от 200 до 500 граммов на квадратный сантиметр.
Теперь, когда вы всё приобрели, изучите собственно сам аэрограф.
Снизу расположен штуцер для подачи воздуха, назначение понятно из самого названия. Имеется ёмкость для краски (в моей комплектации их несколько, но вполне хватает и одной). В передней части, при внимательном рассмотрении, можно обнаружить сопло, откуда, собственно, краска и проистекает. В хвостовой части расположен винт максимального расхода краски. А вот самое интересное, расположилось в центре. Это главная кнопка в устройстве – с её помощью регулируется подача краски. Кнопка может двигаться вниз, открывая воздух, а так же назад – подавая краску. Именно горизонтальное перемещение и ограничивает винт в хвостовой части тем самым изменяя количество подаваемой краски. Конечно, трудно всё сразу понять, но как только возьмёте аэрограф в руки – многое станет само понятно. Держать его следует как авторучку, только указательный палец находится на кнопке.

Рисовать аэрографом можно нитрокрасками (консистенцию придётся подобрать экспериментально) или готовыми для аэрографии (приобретаются в художественных салонах). Новичкам проще рисовать первые картинки по трафарету (что такое трафарет, надеюсь, объяснять не надо), я же на простом примере расскажу, как нарисовать пламя. Эта картинка рисовалась только как пример для новичков и никак не претендует на художественное произведение, вся её прелесть, что для неё надо всего три краски (для первого опыта больше и не надо).
Для этого я взял лист оцинкованного железа покрашенный чёрной краской.

И вырезал из картона несколько шаблонов.

Потом заправил аэрограф жёлтой краской нанёс первый слой используя разные участки шаблона (не прижимайте шаблон к поверхности, а держите его на расстоянии 5 – 10 миллиметров. Приблизительно вот как это должно выглядеть.

После высыхания первого слоя, надо удалить так называемый «перепыл», это излишки неприставшей краски. Для этого существуют специальные липкие салфетки, но можно воспользоваться и мягкой широкой кистью.

Замените краску на красную, тщательно промыв аэрограф, и прорисуйте центр пламени.

Не забывайте убирать излишки краски салфеткой или кистью. Если на краску попал волосок – не торопитесь его убирать. Дождитесь, когда слой высохнет, а потом отделите его острой иглой. В противном случае смазывание и потёки неизбежны. После этого смените краску на белую и подчеркните ей основание языков пламени.

Когда всё высохнет, уберите «перепыл» и покройте работу лаком. Лак не только защитит рисунок, но и сделает его ярче и контратнее.

Это только маленький пример применения аэрографа. Можно сказать, самая простая картинка. Более реалистично пламя можно изобразить, добавляя прозрачные краски, тёмно-красную и фиолетовую. Но это, в конце концов, дело вкуса. Дерзайте, и пусть вам сопутствует удача!

Нижеследующие советы помогут вам в этом нелёгком деле…

Краска .
При помощи аэрографа можно распылять практически любую краску, от водорастворимых акварелей, до масляных и алкидных эмалей. Но, основная работа проводится обыкновенными нитроцеллюлозными красками, эмалями и лаками. В ход идут как специальные импортные краски, например Humbrol или Revell, Tamya, Testers.., так и отечественные НЦ.., при умелой работе и смешивании практически ни чем не хуже: про разницу в стоимости я деликатно промолчу.. Собственно говоря, про акварели и масляные краски мы больше говорить не будем, всё что написано ниже — про нитрокраски. На всякий случай сделаю оговорку — автомобильная аэрография имеет свою специфику, свои особенности и краски, двухкомпонентные лаки горячей сушки и сложные для работ металлики… но, общего очень немало…

Грунтовка
Для того, чтобы краска хорошо держалась на поверхности, чтобы не откорябывалась ногтём, поверхность надо подготовить соответствующим образом. Кроме наждачной бумаги и обезжиривания, естественно, целесообразно использовать грунтовочный слой. Например, неплохо работает обыкновенная глифталевая ГФ на 646 растворителе: Среди импорта акже можно подобрать много вариантов. Излишне говорить, что для разных поверхностей существуют свои грунтовки, путь проб и ошибок поможет Вам подобрать нужный вариант.

Растворитель
По скорости испарения различают “лёгкие“ и ‘тяжелые‘ растворители. Лёгкие — эфиросодержащие, испаряющиеся практически моментально, тяжелые растворители содержат бензол, толуол, ксилуол и маслянистые ингредиенты, которые высыхают значительно дольше. Зачем именно используются те, или иные растворители, я сейчас не буду писать — это тема отдельной статьи.., да и не важно это для начинающих. На первых порах обойдёмся основными — 646 и 647 марками растворителей. Ацетон тоже всегда должен быть.

Аэрограф
Как было подмечено выше, их сейчас доступно великое множество: от 20-долларовых плевалок до аппаратов неземного качества, стоимостью 200-400 баксов.

Различают два основных типа аэрографов — с зависимым и независимым механизмом подачи краски. Разница этих моделей аэрографов в принципе работы, зависимый функционирует следующим образом — под давлением воздуха краска поступает из ёмкости к прямо к форсунке, где и разбрызгивается струёй воздуха. Всё просто.., больше воздуха — больше краски.

С ‘независимой‘ конструкцией всё сложнее. Кнопкой мы регулируем не только подачу воздуха, но и подачу краски к форсунке — ‘независимо‘ друг от друга, что позволяет иметь любую толщину красящего факела. Новичкам можно посоветовать аэрограф ‘двойного зависимого действия‘, где имеется и воздушный клапан, и клапан для краски. При нажатии на кнопку сначала подаётся воздух, потом краска.., слаженная работа этого механизма позволяет получить качественное распыление и избежать досадных промашек: но, не имеет столь широких возможностей, как независимая система.

Компрессор
Компрессор это устройство, которое снабжает сжатым воздухом наш аэрограф. Есть несколько видов компрессоров, самые распространённые — поршневые и мембранные. И те и другие подходят, множество фирм производят сие чудо техники. Самый дешевый китайский стоит чуть больше 100 баксов. Трещит такой компрессор так, что включать его в квартире проблематично, а в гараже — уши жалко. Качество низкое, быстро перегревается: ресурс смешной, можно и за неделю такой компрессор угробить, достаточно забор на даче покрасить Поэтому, для аэрографа часто приобретают что-то более подходящее.

Есть и специальные компрессоры для аэрографа. Цена колеблется от 300-500 баксов.

Более дешевый вариант выпускается в России из компрессора от холодильника. Видна модерновая система очистки воздуха — автомобильный масляный фильтр.
Дёшево, тихо и действенно. Ресурс почти бесконечный, в холодильниках такие моторы по 20 лет работают.

По такой же схеме делают и самодельные компрессора для аэрографа.., большинство так и работают на самодельных компрессорах, насколько я знаю: Небольшая доработка — реле давления, ресивер и регулятор давления с манометром, и такая самоделка «сделает» своих именитых конкурентов.

Промывка аэрографа
Большинство проблем с аэрографом из-за неправильного за ним ухода, небрежной чистки или неаккуратной разборки. Прежде всего, детально изучите инструкцию Разборку аэрографа всегда следует производить чистом месте, не на столе заваленном склянками с краской и прочим хламом. Протирать детали можно только мягким тампоном, промывать не жалея растворителя. Никогда не следует оставлять аэрограф с краской. При переходе с белой на чёрную краску достаточно (пыльнуть) немного растворителя, если наоборот — надо разбирать и протирать. Некоторые пигментные краски очень плохо вымываются, например, красная или серебрянка: Излишне говорить, что применение для прочистки металлических предметов недопустимо. Даже насмерть присохшую капельку краски не рекомендую отковыривать ничем. Замачиваем в растворителе и набираемся терпения..

Оборудование для аэрографии
Пузырёчки, пипетки, шприцы, стеклянная палочка для размешивания, старые ложки, тампоны, рулон туалетной бумаги, итд.

Прочие «советы», которые могут пригодится, если Вы первый раз берёте аэрограф в руки:

  • Всегда держите аэрограф перпендикулярно окрашиваемой поверхности, именно такой режим является оптимальным. Иначе не избежать разного рода косяков, типа «песка» .
  • Все движения должны быть плавными и ровными, без рывков и резких движений руки.
  • Единственное средство от подтёков — движение. Аэрограф должен всегда быть в движении! Перед работай возьмите прибор в руку, намотайте два витка шланга на руку, для удобства, и БЕЗ краски (но с воздухом) пройдите, отрепетируйте движения. В идеале — всё прокрасить за один проход и ОДНИМ слоем. Не ленитесь, проделайте тренировку несколько раз — это намного легче, чем всё смывать и переделывать заново.
  • Класть очередную краску следует только после высыхания предыдущего слоя.. Исправлений это касается тоже, не пытайтесь исправить какой-то косяк нанося больше количество краски — подтёки гарантированы… Если уж получилась такая оказия — быстро прокатываем специальным валиком, заранее смоченным в растворителе. Если такого валика нет — исправляем подтёк только после полного высыхания краски. Иногда это намного легче, чем кажется..
  • Начинаем рисовать с самой светлой части, закрасить тёмную краску светлой практически невозможно. Разные ядовитые цвета, типа красного, закрасить вообще не реально, может даже через день проступить..
  • Ряд трудностей возникает при работе светлой краской на тёмном фоне, проблематично получить ‘сочный‘ цвет: В таком случае приходится делать подложку из белой краски: Ох, да чего только не приходится, каких только ухищрений не приходится делать: трафареты приклеенные на мыло, пена для бритья, малярный скотч и даже мёд, который потом смывают водой..

Удачная аэрография на авто своими руками — предмет особой гордости. Техника востребована везде, где нужно равномерно нанести цвет тонкими слоями на поверхность. Краска под давлением подается из сопла распылителя, поэтому сам метод называется «рисование воздушной кистью».

На невпитывающие поверхности распыление производится соответствующей краской, иногда сами поверхности должны быть подготовлены к отделке специальной грунтовкой.

В первую очередь к этому относится аэрография на машину, мототранспорт, водный транспорт и другие металлические и композитные объекты.

Виды аэрографии

Идея! Если не хватает опыта реализовать задумку полностью - усилить контрасты, проработать нюансы… Можно выполнить работу в доступном объеме, затем пригласить на доработку профессионала.

Инструменты, необходимые для аэрографии

Самый удобный распылитель с гравитационной подачей. Резервуар для краски в таком устройстве расположен сверху. Выбирать краскопульт нужно с двойной настройкой, позволяющей управлять подачей воздуха и поступлением краски, то есть с регулировкой давления на самом пневмоустройстве.

Аэрограф

Продается в отделах с товарами для творчества, толщина сопла 0,3 мм , предназначен для прорисовки штрихов и линий.

Мини-краскопульт

Продается в отделах с товарами для автомобилей, толщина сопла 0,8 мм , для создания фона и градиента, не требующих детальной прорисовки.

Компрессор

Источники сжатого воздуха — это компрессор для аэрографа и шланг с соответствующими разъемами на концах:

  • распыление чаще всего производится при давлении 2–2,5 Атм , значит, компрессор должен обеспечивать этот режим;
  • шланг к компрессору есть в наборе, но если нужен более длинный, то его всегда можно купить отдельно.

Допустимая фаза - возможности мастерской должны совпадать с настройками компрессора, трехфазное оборудование не будет работать от двухфазного источника тока.

Важно! В работе пригодятся масло и влагоуловители.

Защита

Понадобятся: малярные очки, маска с угольными фильтрами, кепка или бандана, закрывающая волосы, и перчатки.

Место

Рабочая столешница оборудуется навесным защитным коробом, в который вмонтирована вытяжка. Если такого устройства нет, то трудиться придется в облаке краски. Дополнительно к помещению подключается система приточки воздуха извне.

Для разовых работ можно рассмотреть вариант с арендой. Подходящим объектом станет , мебельное производство, столярная (где производят и окрашивают рамы ) или художественная мастерская.

Базовые краски

В продаже есть автоэмали на разных основах. В последнее время появился большой ассортимент акриловых. Но новичку проще будет получить первый опыт с алкидными. Они более послушные благодаря пластичности и высокой укрывистой способности.

Хорошим выбором станут бренды MOBIHEL и COLOMIX .

Цвета и тонеры

Есть три способа получить ассортимент краски:

  1. Самый надежный. Купить набор красок для аэрографии или купить банками цвета, которых нужно много. Затем отправиться в магазин, где колеруют автокраски, и приобрести нужные готовые цвета по 50–100 мл . Их основы должны совпадать.
  2. Не для новичков. Купить базовые цвета - белый, желтый, красный, черный и синий. Затем смешивать в нужные. Готовые смеси некоторое время можно хранить в пластиковых бутылках.
  3. Самый сложный. Добавлять в основные цвета универсальные колеры. Такие составы необходимо тщательно фильтровать.

Лаки

Работы, выполненные на авто, покрывают двухкомпонентным автолаком, который состоит из основы и отвердителя. Такие лаки продаются комплектом, к ним прилагается инструкция с рекомендуемыми пропорциями смешивания. Для точности смешивания можно воспользоваться разовыми шприцами.

Важно! Смешанный с отвердителем лак не хранится. После нанесения нужно сразу разобрать и тщательно промыть краскопульт растворителем, затем подержать некоторое время в ацетоне.

Растворители

Есть специальные растворители для автоэмалей, они продаются в таких же жестяных банках, как и сами краски.

Универсальные растворители для алкидных эмалей - № 645 и 650 , ими же промывают пульверизатор при смене цвета. Растворитель № 646 тоже справляется с работой, но все же он предназначен для нитроэмалей. Автоэмали, смешанные с № 646 , будут лететь «суше» и ложиться «жестче».

Трафареты и лекала

Можно купить готовые, заказать плоттерную или лазерную резку, а также сделать самостоятельно:

  • одноразовые трафареты изготавливаются из тонкого картона, плотной бумаги, тонкого пластика, ненужных рентгеновских снимков. Но лучшим выбором станет клейкая пленка, она плотно прилегает к поверхности и не дает краске попасть на защищаемую поверхность;
  • многоразовый трафарет можно сделать, заламинировав одноразовый.

Аэрография на авто. Видео урок для начинающих:

Как крепить трафарет?

  1. Простой одноразовый крепится на малярный скотч. Полоску малярного скотча серединой прикладывают к краю трафарета и заворачивают края скотча внутрь. Тем не менее при окраске такой трафарет прижимают рукой, потому что воздух из распылителя его поддувает.
  2. Одноразовый из клейкой пленки обеспечит высокое качество. Такой трафарет незаменим, когда нужна аэрография на мотоциклах, а чтобы расположить его максимально точно есть маленькая хитрость. Поверхность нужно обрызгать водой из пульверизатора, приложить трафарет и расправить как требуется. Затем с помощью салфетки выгнать воду, разглаживая трафарет от середины к краям.

Этапы покраски

Подготовка

При необходимости поверхность шлифуют машинкой или наждаком вручную с добавлением полировочных паст, салфеток и других вспомогательных вещей, затем грунтуют. Обезжирить поверхность перед покраской можно спиртом или щелочным раствором.

Подготовка краски

Пигментны, обеспечивающие плотность и непрозрачность, оседают на дно банки. Поэтому любую краску обязательно перемешивают. Это удобно делать дрелью на малых оборотах с длинным сверлом или деревянной толстой шпажкой.

Нанесение краски

Если поверхность нужно загрунтовать, то это делается с расстояния 25–30 см , так, чтобы краска подавалась перпендикулярно. Для градиентных и художественных работ угол нанесения краски меняется.

Давление каждым мастером настраивается по-разному. Некоторые умеют ровно красить на маленьком давлении с близкого расстояния. Другим удобно наоборот.

Деталь под покраску должна располагаться горизонтально

Базовое нанесение краски выполняется в 1–2 слоя , затем поверхность должна высохнуть.

Время высыхания зависит от условий, включающих спецификации самой краски, и может занимать до 12 часов .

Идеально, когда краска совсем не липнет. Если продолжать работать по сырой краске - новый слой, особенно другого цвета, смешается с нижним. В результате получится бледный или грязный цвет.

Локальный рисунок - здесь слои высыхают быстро, за 10–15 минут .

Принцип

Краска наносится послойно начиная от светлых тонов. На готовом рисунке можно высветлить детали. Если в работе предполагается яркий белый цвет, то лучше защитить нужную область маской из клейкой пленки или малярного скотча.

Например, последовательность выполнения работы в синей гамме строится так:

Белые зоны, затем светло-голубые или светло-серые, темно-голубые, синие, темно-синие (для этого в синий добавляется черный цвет ) и, при необходимости, черные зоны.

Как получают живой цвет?

Многоцветная работа также выполняется от светлого к темному с учетом цветов. Задача: нужен огонь. Последовательность: белый, светло-желтый, желтый, желтый с каплей красного, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, черный.

Каждый следующий слой наносится на меньшую площадь. Угол распыления меняется для достижения разных эффектов, в том числе «прозрачности».

Внимание! Чтобы нанести ровный слой, нужно плавно вести руку не останавливаясь!

При этом начинать распыление следует за областью окрашиваемой поверхности и также заканчивать, отводя аэрограф в сторону. Иначе в начале распыления краска ляжет пятном.

Нанесение лака

Важно грамотно развести лак. Поскольку точных рецептов нет, придется подбирать «правильную» консистенцию, понемногу регулируя давление и добавляя растворитель. Обязательно пробовать на тестовой поверхности.

Лак наносится перпендикулярно. Если лак «заливает» поверхность, скорее всего, он получился слишком жидкий. Когда ложится «пятнами», значит, слишком густой или велико давление на подаче.

Очистка при смене цвета

Процедура довольно проста. Нужно промыть резервуар металлической щеткой с растворителем и протереть ветошью. Затем залить растворитель и распылять, пока аэрограф тщательно не очистится. При использовании темных и светлых цветов стоит рассмотреть вариант двух или более аэрографов, чтобы исключить перекрестное загрязнение цветов.

Закончив работать и промыв аэрограф и краскопульт, в них можно залить немного растворителя и оставить до следующего сеанса.

Ошибки

Обычно касаются пропорций краски или лака и разбавителя:

  • чрезмерно разведенный состав будет образовывать потеки;
  • недостаточно - грубый поверхностный слой, эффект, именуемый «шагрень».

«Шагрень» склонна образовываться и при других ошибках:

Обязательно! Должна быть тестовая поверхность для пробного разбрызгивания. Ею может стать лист картона или даже стена.

Хитрости

Для аэрографии характерна некоторая размытость. Если рисунок требует особенно проработанной точности, это достигается прорисовкой масляной художественной краской и тонкой кисточкой. Недостаток масла в длительном высыхании - до двух недель или 4–5 дней в сушильной камере с температурой 60 °C .

Ускорить процесс поможет смесь из растворителя (№646 ) и капли растительного масла, добавленные к краске. Этот прием обеспечит быстрое высыхание в течение суток или двух.

Важно! Прорисовывая маслом, следует избегать пользоваться белилами, они сохнут дольше всех остальных цветов. Быстрее всего высыхает черный цвет.

Красить машину автоэмалью из баллончика — плохая идея. Хотя бы потому что давление может быть каким угодно, в том числе и очень низким. Учитывая, что оно не регулируется, результатом станут зря потраченные средства или крупные капли краски на элементе.