О любви к родине, патриотизме и национализме. Родина. Патриотизм (ЕГЭ по русскому) Патриотическая тема любви к родине является

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока.

Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время поэт наполняет свои произведения большой сыновней любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Главным в цикле является мотив дороги, пути. Исторические пути страны прослеживаются с седой древности. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте. Огромной стране соответствует трудный, тернистый путь. Уникальность ее – в сосуществовании на одной территории множества различных народов с разными культурами, но с русской душой:

…где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

Трагическая история страны, ее народа – это крестный путь, который она должна пройти, чтобы достичь истинного величия.

В стихотворении «Коршун» образ хищной птицы – символ врагов России. Поэт соединил в этом стихотворении все ведущие темы цикла. Изображены природа страны, ее история, изнуряющий труд людей. Блок задается вопросом: «Почему так?»:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Блок воспринимал Родину как «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек». В древней, «неповоротливой», огромной России поэт видел мощные силы. Родина – это мать, которая любит и теряет своих детей. Блок предсказывал, что придет время, когда «границы сотрутся и родиной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная».

Недавно мной была опубликована коротенькая заметка на тему патриотизма, в результате её публикации выяснилось, что множество моих комментаторов так и не поняло разницы между патриотизмом настоящим и тем, который справедливо зовут последним прибежищем негодяев. Это заставило меня доработать тему до конца, причём в ходе работы и мои взгляды на этот вопрос несколько изменились.

Общепринято, что патриотизм – это любовь к Родине. Но слово любовь сейчас так затёрто, что нужно определить его истинный смысл. Все живые люди испытывают определённые привязанности, но и животные тоже. Кошки, например, к дому привязаны, но нельзя это считать любовью к Родине, даже если дом очень большой и дорогой. Аналогично – с какой-то конкретной местностью. Понятие Родина намного шире. Но прежде, чем говорить любви к Родине, нужно всё же разобраться, что есть любовь в широком смысле этого слова. И тут нам поможет апостол Павел, учивший, что Любовь есть совокупность совершенства. И умри, а лучше не скажешь, поскольку такая трактовка объясняет всё.

Итак, совокупность совершенства. Варианты перевода с оригинала следующие: σύνδεσμος -связь, союз, соединение, связка, т.е. совершенство во всём. Из сказанного должно быть понятно, что любовь не эмоция и не привязанность к кому-либо или к чему-либо, а именно - совокупность совершенства благих качеств личности, гармонично сочетающихся. Следовательно, Любовь не возникает сама по себе, способность к Любви следует обрести путём совершенствования себя самого, но удаётся это не всем. Отсюда и употребление слова не к месту, что приводит к искажению его смысла.

Например, половое влечение присуще каждому здоровому человеку, но в норме человек себя контролирует. Если же нет, он теряет волю, поддавшись страсти, доходящей до одержимости. Напротив, обретая Любовь, человек освобождается, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью человек обретает и свободу воли. Помните, у Киплинга: «И если ты своей владеешь страстью, а не тобою властвует она…» Тут стоит напомнить, что воля есть способность подчинять себя самого и внешние обстоятельства собственным целям, действовать исходя из собственной целесообразности. Но свободы воли без Любви не бывает, есть лишь свобода выбора и возможность проявить силу воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, давлением обстоятельств и т.п.

Любовь самодостаточна, поскольку содержит свои основания и цели (смысл своего бытия) в себе само́й, поэтому она никогда не требует награды. Она неповторима и неподражаема, вследствие чего её невозможно продать-купить как товар, в готовом к употреблению виде.

Любовь есть свободный и щедрый дар, который по отношению к избранному объекту проявляется в помощи в выявлении и разрешении именно его своеобразных проблем, прежде всего нравственного характера, не создавая одновременно проблем новых. Таким образом, избранный объект тоже совершенствуется, а при взаимной Любви – совершенствуются оба. Но для этого нужна и дееспособность, не в строго юридическом смысле, а как соответствующие знания и умения.

Разница между Любовью и страстью в том, что первая бескорыстна и самодостаточна, это идущее от щедрости души вдохновенное Свыше творчество, ведущее к развитию. Что касается страстей, то за них всегда надо платить, а результат - всегда деградация, разложение личности, часто ниже животного уровня. Отсутствие Любви как совокупности совершенства проявляется во всём:

Обязанность без любви - раздражительность.

Справедливость без любви - жестокость.

Правда без любви - критиканство.

Ум без любви - хитрость.

Приветливость без любви - лицемерие.

Богатство без любви - жадность.

Вера без любви - фанатизм.

Дар без любви – подачка.

Список можно продолжить, но нам достаточно, перейдём к любви к Родине. Но для этого следует понять, что такое Родина. Конечно, это некая территория, но это ли главное? Ведь любовь к Родине остаётся с человеком, когда он её покидает. Значит, есть что-то ещё, что-то главное. Это - менталитет, культура, родной язык и ещё множество нематериальных сущностей. Но все они имеют смысл только в рамках конкретного общества, точнее, общественных отношений. Именно они и определяют ту среду, которую принято называть Родиной, Отечеством.

Любое общество состоит из семей - не из отдельных людей, которые живут вместе в одном большом доме, на одной территории, а из семей, которые участвуют в едином труде друг для друга. Внутри семьи невозможен никакой рынок, там коммунизм: от каждого по способности, каждому по потребности (в рамках семейного бюджета). Конечно, в «развитых» странах уже не так, но пока мы до этого не дошли и обсуждать что там у них не будем. Однако за пределами семьи отношения уже другие, тем не менее, людей что-то связывает. Конечно, это общность исторического пути, языка, культуры но главное, что делает из людей общество - экономика. СССР распался не сразу, а только тогда, когда появились таможни и национальные валюты. Экономика является главным общим делом для всего населения страны. Конечно, не все это сознают, просто плавают, как рыбки в бассейне, в какой-то среде, но она и определяет образ жизни большинства населения.

Надо также понимать, что при наличии такой идеи много законов не нужно и в СССР, например, их было как минимум в сотни раз меньше. Но именно наличие общей идеи позволяло без судей и прокуроров понять, кто тут патриот, а кто нет. Но главное не это, а то, что любой чиновник в таких условиях вынужден действовать на благо страны, даже если это прямо не предусмотрено его должностной инструкцией или законом, поскольку он понимал, что бездействие во вред стране может быть легко пресечено окружающими. И наказание неотвратимо последует.

А теперь взял власть – гуляй всласть. Цель перестройки достигнута. К чему это неизбежно приведёт, мы видим на примере Пиндостана, под которым я понимаю не конкретную страну, а всю их цивилизацию. Но начну с того, что где-то до 80-х во всех этих странах, включая США, те или иные идеи в сознание масс внедрялись и весьма активно, например, Великая американская мечта, американский образ жизни. Но всё это было нужно исключительно как противовес СССР. Как только его не стало, то быстренько изобрели права меньшинств, мультикультурализм и т.д. Результат мы сегодня видим. О каком патриотизме может идти речь в этих странах, где все друг – друга ненавидят? А если выключить на пару часов свет, то они и перережут друг друга, что доказано на опыте. Произошла полная атомизация населения, как нации они уже перестали существовать. Идёт окончательное разрушение семьи. Но права личности – превыше всего. Надо полагать, им теперь хорошо. И вот глядя на них, мы уверенно идём тем же путём, потихоньку утрачиваем русскую ментальность и становимся европейской нацией, как украинцы. Ментально, разумеется. И не все сразу - кто уже европеец, а кто-то никак не перестроится.

Причина банальна – подавление Любви к Родине, невозможность её реализации. Да, вы можете проявлять величайшую Любовь к Отечеству и беззаветно трудится на его благо. Но результат вашего труда будет присвоен и вывезен в оффшор, поскольку сегодня цель любой экономической деятельности - прибыль, а она присваивается в частном порядке, вас туда не звали. Иначе говоря, от вашего труда страна не станет лучше или богаче, поскольку общественное благо никого не интересует вообще. Важен только личный доход. И тут нам объясняют, что патриотизм – это больше работать и больше зарабатывать. Кто больше заработал, тот и патриот. Понятно, что при таком подходе лучшие патриоты России – это Абрамович, Дерипаска и неутомимая труженица Настя Рыбка. Ладно, ещё Приходько. Но в чём же они проявили свою Любовь к Родине в изложенном выше смысле?

Ну хорошо, примем на минуту эту логику. Но вот вам город Струнино Владимирской области. Это где на прямой линии с президентом больницу закрывали. Там найти работу на 10 тыс. в месяц – за счастье. Так они, значит, не патриоты? И как они могут реализовать свою любовь к Родине? Может, они недостойны, не там родились? А сколько ещё таких городков в России? Какой-то странный патриотизм получается. Избирательный. Но он страну раскалывает и никакой Любви в нём нет, однако именно такой патриотизм навязывает народу российская элита. Этакий суррогат, как пивной напиток. Что, у вас от него рвотный рефлекс? Подавляйте, вы же патриоты!

Но и в такой ситуации Любовь к Отечеству может быть реализована. Например, в 1917 году российская элита свергла царя, развалила фронт, организовала экономический хаос. Оставалось нарезать страну на кусочки и уже приступили, но тут появился Ленин, который даже в таких условиях сумел страну собрать заново. Но он-то и предложил стране идею, в которой люди увидели для себя возможность реализации, в том числе – вчерашняя опора трона, офицеры императорской армии. А что могла предложить народу старая элита? Ничего, как и сегодня. И надо сказать, народ сделал правильный выбор. Большевики конечно попетляли, но в итоге вышли на путь строительства государства, в котором каждому была предоставлена возможность свою Любовь к Отечеству проявить на деле. И люди проявляли. Это – главная причина экономического взлёта СССР и его военных побед.

Этот пример я привёл чтобы показать разницу между государством и государственностью, т.е. конкретной культурой управления. И Любовь к стране просто обязывает каждого к работе по совершенствованию государственности , а не к демонстрации любви к начальству. Сказанное не означает, что не надо любить свой дом, город, быть патриотом предприятия или другого места работы. Но лозунг «Что хорошо для General Motors, хорошо для Америки» не может считаться патриотическим, поскольку очевидно, что на остальную Америку таким плевать. В силу сказанного Любовь к Отечеству требует формулирования идеи, на основе которой будут согласованы интересы всего населения и каждому будет предоставлена возможность творческого и свободного труда на своё и общее благо. Для простых людей важно то, что идея позволяет формулировать интересы, выявлять их конфликт и находить выход из них. Но главное, что при наличии идеи это можно делать в простой и общепонятной форме. Напомню: Любовь разрешает проблемы (конфликты интересов), не порождая новых.

Совсем не так с суррогатами патриотизма, однако тут надо подробнее. Я о двух механизмах власти: естественном и сучьем. Если есть сплачивающая общество идея, власть осуществляется через общественное согласие, что естественно. Во втором случае механизмом власти является захват (силой или обманом) и контроль ресурсов. Но в этом случае власть не способна сформулировать приемлемый для народа образ будущего, т.е. идею общего блага, и подсовывает ему погремушку, называемую патриотизмом. Сама же она любит не страну, а деньги, народ же презирает. Этот кастрированный (без Любви) или суррогатный патриотизм для элиты не более чем средство удержания власти. И тут совершенно прав Лев Толстой, написавший:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Не бывает патриотизма за чей-то счёт и народ у нас не настолько глуп, чтобы этого не понимать. Вот и статистика порадовала: по данным ВЦИОМ с 2014 года доля россиян, которые связывают патриотизм со стремлением к изменению положения дел в государстве, выросла на 5% и составила 39%. То есть людей, любящих Россию, становится больше. И их станет ещё больше, как только будет найдена идея, достойная нашей великой страны. Но не надо думать, что такая идея нужна элите. Понятно, что идея должна быть такой, чтобы за неё можно было отдать жизнь, поскольку без неё и жить незачем. Такая идея становится всепобеждающей «мягкой силой», которая была у СССР при жизни Сталина. Как пишет в своих мемуарах Судоплатов, зарубежная агентура работала на СССР бесплатно. Может ли сегодня невнятная идея «русского мира» вдохновить кого-то за рубежом на помощь России? Нет, только за деньги. Но мягкая сила проявлялась не только в этом, но и в том, что в парламентах Франции и Италии коммунисты занимали второе по численности место. Где прорусская партия в парламентах Европы? Вот в чём разница между наличием идеи и её отсутствием. И ещё. Есть ли у России сегодня союзники? На чём этот союз основан, на общности интересов или на получаемых из России дотациях?

В завершение надо сказать, что Любовь в человеческой душе убить нельзя. Проблема в том, что многие люди любить не научились, а потому и патриотами быть не могут. Они любят Родину также, как любят пиво. И их патриотизм без Любви – показной, как бы на продажу. На АШ таких полно. В недавней статье А. Хуршудов назвал их провластными пропагандистами с дефицитом мозгов. Это явление подтвердили и другие камрады в комментариях к той статье. Подобно бандарлогам, они скачут из темы в тему и визжат о своём патриотизме, порождая бесконечный срач. Но задайте им один вопрос: как они реализуют свою Любовь к стране? Какие проблемы страны они предлагают разрешить и как? Где они это написали? Конечно, внятных ответов вы не получите. Поскольку их показной патриотизм – форма истерии. Люди, любящие свою страну, о своём патриотизме не орут.

Почему я здесь это пишу? По той простой причине, что в комментариях к своим статьям я не раз получал благодарность от людей, которые мысли которых текут в общем со мной русле, но испытывают затруднения при их формулировании. Всегда рад помочь единомышленникам.

Второе. Вся эта буйнопомешанная масса суррогатных патриотов создаёт впечатление, что их большинство. На самом деле это не так, вменяемых людей на ресурсе существенно больше, но они незаметны на этом фоне. Я бы посоветовал им активнее выражать свою позицию, хотя бы знаками. С другой стороны, этих пропагандистов следует чмырить и троллить всеми доступными способами, поскольку они – просто фашисты. Почему? Не будем заморачиваться всевозможными исследованиями происхождения слова фашизм, важна его суть. Фашизм - это когда какой-то мелкий гадёныш возомнит себя элитой и на этом основании считает возможным грабить или даже убивать других ради собственного благополучия. И немецкий фашизм в это определение вполне вписывается, как и украинский. Разница лишь в том, как определяется группа «неполноценного» населения, подлежащего уничтожению во имя благополучия той или иной элиты. Когда эти гадёныши собираются в стаю, у них появляется вождь и приходит фашизм. Да, местные суррогатные патриоты пока никого не призывают убивать, но своё исключительное право на подлинный патриотизм активно декларируют. То есть это российская разновидность свидомости. Если их не останавливать, результат будет таким же.

А всем нормальным людям хочу сказать: у нас такая страна, какая есть, на другую не меняем. Наша задача - понять, как нам её обустроить и сделать лучшей в мире. А для этого нужно работать, в первую очередь - головой. И не ждите этого от правительства или Путина. Любовь к Родине обязывает брать ответственность за её судьбу.

Недавно С. Е. Кургинян совершенно правильно (с моей точки зрения) сравнил Путина с человеком, прилагающим огромные усилия чтобы вырваться из элитного террариума единомышленников (картинка наверху). Может, ему нужно помочь? Ведь и у народа проблемы такие же.

Вопрос года: можно ли быть патриотом, но при этом не одобрять «свинцовые мерзости русской жизни», с которыми мы каждый день сталкиваемся?

Эта коллизия всплыла не только в связи с недопуском РФ на Олимпийские игры. Ею пронизана история с так называемыми «иностранными агентами». Многие из них приносят больше пользы родине, чем любой властный бюрократ. Да и яростные споры вокруг украинской войны — тоже в сущности споры о патриотизме. Интеллигентные, умные, порядочные люди оказались перед выбором: или одобрить злодейские действия власти, или записаться в пятую колонну, признаться в ненависти к отечеству.

Расхожий мем: патриотизм — последнее прибежище негодяев. Категоричное высказывание. Язык не поворачивается отнести его ко всем, кто любит родину. Так не пора ли отделить казенный патриотизм от нормального, человеческого? Зачем отдавать такую хорошую вещь государству, она нам и самим пригодится.

Разве правильно стыдиться государственного флага, гимна, а саму страну презрительно называть «сраной Рашкой», как многие с удовольствием сейчас делают? Чем пещерный антипатриотизм лучше пещерного патриотизма?

Сегодня выросло целое поколение, которое утверждает, что ему все равно, где жить, а родина — это там, где хорошо, а не там, где родился: «Я не просил меня здесь рожать». Но зачем тогда бороться за свои права, сопротивляться беззаконию и вообще делать жизнь лучше, если место не имеет значения? Не означает ли такая позиция презрения не к власти, а прежде всего к своим соотечественникам, к тем, кто тебя окружает?

Вопросов много. Мы попросили ответить на них людей, которых с полным правом можно считать патриотами. Не в казенном смысле, а в человеческом.

Евгений Ройзман

мэр Екатеринбурга

издал в 2017-м книгу «Икона и человек»

— Появилось много людей, которые вдруг решили, что могут обучать нас патриотизму. Меня, например, не надо учить: мне родители и без них привили правильное отношение к родине. Это отношение, эта любовь у меня в сердце, а патриотизм — лишь демонстрация любви к родине.

Ходят и говорят: мы хотим заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи. Миленькие мои, а мирно-патриотическим воспитанием вы не хотите заняться?

Не хотят, потому что у них патриотизм напрямую связан с милитаризмом. Это полное замещение понятий: говорят, что любят родину, а на самом деле хотят воевать.

Такая подмена очень на руку власти: смотрите, идет война, ситуация сложная. А значит, все, кто думает иначе, чем мы — враги России. Простая логическая цепочка: если не согласен с официозом, значит, не любишь родину. То есть, предатель. Хотя на самом деле все ровно наоборот.

Любовь к родине невозможна без свободы, зачем противопоставлять их? Патриотизм в истинном его значении — проявление свободного человека. Только свободный может быть гражданином.

Кирилл Медведев

поэт, музыкант

на протяжении всего года поддерживал выступлениями бастующих дальнобойщиков, выпустил книгу «Антифашизм для всех»

— В истории каждого народа есть и достижения, и позорные страницы. Зачастую это неразделимые вещи. Октябрьская революция, победа над фашизмом — все это наше великолепное наследие, именно им мы по-прежнему интересны миру, а отказ от него превращает нас в унылых провинциалов.

И не надо нам рассказывать про европейские ценности ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Это мы раньше большинства так называемых цивилизованных стран дали избирательные права женщинам и декриминализировали гомосексуальность после революции, к ужасу западных правительств и русских патриотов с французской булкой в бороде.

Но это у нас был ГУЛАГ, переселение народов, насильственный раздел послевоенного мира, совместный с США, была позорная интервенция в Чехословакию 1968 года — и это поводы уже не для гордости, а для смирения и рефлексии.

Точно так же как великая демократическая идея Америки, которую воспевал Уитмен, в 20 веке оказалась неотделима от атомных бомбежек и чудовищных интервенций. Но прогрессивная ее сторона всегда жила в профсоюзном, антирасистском, антивоенном движении, в поэзии битников, в борьбе за гражданские права и за свободу слова. Именно такими борцами уникальна и прекрасна Америка, а туполобые ксенофобы и милитаристы везде одинаковы.

Нормальный патриотизм и интернационализм неразделимы. Настоящий интернационализм — способность уважать культурные различия, но не абсолютизировать их, видеть за всеми различиями ту человеческую и социальную материю, которая объединяет всех нас. Видеть бедность, угнетение, бесправие вокруг, а не забалтывать все это разговорами о национальных ценностях и менталитете.

Для большой части молодежи, выходящей сегодня на уличные акции, патриотизм — нечто естественное. Если собираешься жить в своей стране, странно молча смотреть, как псевдопатриоты с миллиардными счетами, особняками и детьми за рубежом используют ее как личную бензоколонку. Упертый антисоветизм, западоцентризм, элитизм в одном флаконе — все это скорее свойственно поколению за сорок и во многом поколению диссидентов. Но мы любим их не за это.

Вася Обломов

музыкант

выпустил в этом году альбом «Долгая и несчастливая жизнь» — как раз о патриотизме

— Я сторонник идеи открытого мира, в котором человек не обязан жить там, где родился, исходя из какого-то навязанного ему чувства долга. Жизнь одна, и неправильно осуждать человека за то, что он хочет уехать на другой конец страны/земли, где ему не придется терпеть того, что он терпит, находясь там, где родился. В конце концов место рождения — это стечение обстоятельств, которое от родившегося не зависит.

Нет ничего плохого в том, чтобы любить свою страну или край, но это не должно превращаться в ненависть к соседям. Патриотизм нередко используется правящим социальным классом для эксплуатации низших. «Идите, убивайте, жертвуйте собой, Родина в опасности!»— скажет циничная власть, сидя в уютном кабинете, отправляя на очередную развязанную ей бессмысленную войну невинных доверчивых людей.

Обнаружение и признание ошибок — первый шаг к тому, чтобы их исправить. «Враги России» — это не те, кто ее критикует, а как раз те, которые твердят, что все у нас нормально. Если ты десять раз повторишь человеку с гангреной, что у него просто синяк, это никак не решит вопрос, а в будущем может привести к летальному исходу.

Я родился в России, прожил здесь 33 года и имею полное право говорить про свою страну что угодно, а не внимать, как чиновник, получающий налоговые деньги, учит нас любить ее недостатки.

Если не любишь грязь, тупость, хамство и невежество — это не значит, что ты не любишь Россию. Не любят Россию как раз те, кто считает это нашей неотъемлемой частью,

хвалят любое действующее начальство и призывают нормальных людей с этим мириться.

Юрий Быков

режиссер

снял в этом году нашумевший сериал «Спящие», за который потом принес публичные извинения:

— Любовь к родине — чувство естественное, вшитое в ткань человеческого духа, как любовь к матери. Другое дело, что со временем взрослеешь и понимаешь все недостатки и достоинства того пространства, в котором ты появился на свет, и которое обречён любить. А патриотизм — слово архаичное, девальвированное по многим причинам. В основном потому, что многие приспособленцы и трусы прикрываются патриотизмом, чтоб сохранять ту систему, в которой им комфортно существовать.

Преклоняюсь перед Андреем Боголюбским, Иваном III, которые создали наше государство. Но сейчас цивилизация осознала, что главное благо — это счастье человека, а не лозунги. И всё, что мешает простому счастью человека, неизбежно сгинет само собой. В том числе и границы государств, как это не раз уже было в истории даже с самыми большими империями. Посмотрите, современные молодые люди, не чувствуя никаких угрызений, оставляют то место, где им плохо, поскольку для них главное — желание реализовать собственный потенциал. И тут неизбежно выигрывает та общественная формация, где это максимально процветает.

Неизменной останется любовь к малой родине, к конкретной земле, где ты родился и вырос. Но мне трудно туда приезжать и видеть, как тоскливо и несчастливо живут люди. Патриот ли я? Да. Но мне трудно отказаться от понятия государства, которое мне привили в юности. А будущее за другими людьми с другим мировоззрением.

«Во всем свете у нас только 2 верных союзника, - говорил Александр - третий своим министрам: - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Эти слова русского императора – Миротворца справедливы до сих пор. Иностранные соседи всегда ненавидели и боялись Россию за её огромность. Сейчас, как и во все времена своего существования, наша страна находится в окружении или недоброжелателей или врагов. И усилиями США и ее союзников, кольцо их сжимается всё больше и больше. Войска НАТО во многих местах уже вплотную приблизились к границам России.
В одном из моих стихотворений есть такие слова:

Нас боятся, когда мы в силе,
Только помнить надо всегда,
Нет в Европе друзей у России,
Нет, и не было никогда.

Чуть качнёмся мы – свалят сразу,
Загрызут, как медведя псы,
Ведь на Запад пришла зараза.
И Европа, как хвост лисы.

А лиса закопалась в нору
И, надев шутовской колпак,
У границ наших держит свору
Не голодных, но злых собак.

Да, такая сейчас эпоха...
И не надо потом реветь,
Если станет кому-то плохо,
Если схватит кого медведь.

В условиях международной полуизоляции очень важным фактором выживания для нас является сплоченность всех народов и народностей, проживающих на территории нашего огромного государства, воспитание в каждом гражданине чувства патриотизма и любви к своей Родине.
В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Каждый человек должен быть патриотом своей страны. Но патриотами не рождаются, патриотами становятся. И важнейшую роль в этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение. Особенно важна здесь роль писателей. Писатель – это учитель, «инженер человеческих душ», по выражению И. Сталина.
Любая страна – это, прежде всего, люди её населяющие. Поэтому политическое устройство, уровень жизни, экономическая безопасность любой, большой или маленькой страны зависят только от населения. И в наше трудное, переломное время надо бороться за каждого человека.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Чувство патриотизма, любви к своей Родине всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленения князей, острой ненавистью к врагам при описании разоренной Русской земли.
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”. Нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов.
Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.
19 век – век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен и много-много других писателей и поэтов поднимали тему патриотизма. В год своей гибели М. Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…

Ф. Тютчев. в одном из стихотворений пишет о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Стихи свои он читал немногим, но писал для всех!
Можно сказать, что в его стихах судьба Родины и судьба человека слиты воедино.

Вспомним знаменитые слова Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Высокое патриотическое чувство, небывалый патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. Мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Читатели отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у людей чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

В Советском Союзе система воспитания патриотизма начинала действовать с момента поступления ребёнка в первый класс, когда детей к одному из праздников (день рождения В. Ленина, 7 ноября) торжественно принимали в октябрята, с 4-ого класса – в пионеры. В 14 лет самых лучших учеников принимали в ряды ВЛКСМ. В каждом классе, школе, городе были комсомольские организации. Страшным позором было тогда для комсомольца (как позднее и для коммуниста) исключения из комсомола - "положить билет на стол". Можно было сказать, что на будущем поставлен крест.
Основная роль в воспитании будущего поколения всегда принадлежала писателям, и тема патриотизма в литературе стояла на первом месте. Поэтому, в годы Советской власти, развитие каждого человека с самых юных лет шло в этом направлении. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, - писал замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А.Сухомлинский, - зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.

В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта стало острым оружием в борьбе с ненавистным врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них А. Безыменский, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский, С. Михалков, М. Светлов, К. Симонов и многие - многие другие. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза.
Писатели-фронтовики героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа.
Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.
Уже 24 июня 1941 г. в газете «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны» В. Лебедева-Кумача. После их переложения на музыку композитором А. Александровым, песня «Священная война» стала гимном Великой Отечественной войны.
С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается боевая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотические статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература будила в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, волю к борьбе, патриотизма и любви к Родине в каждом советском человеке.
Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая тема ВОВ в литературе - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставаясь в одиночку среди вражеского множества».
Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Это признание отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы. На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Твардовского, М. Светлова. Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет.

Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Во многих из этих произведений видны черты народного богатырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти.
Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим личным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными они остаются в строю. Боец - коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».
Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

Литература первых послевоенных лет была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении от ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени - противоборство фашизма и антифашизма. Развитие литературы послевоенных лет было вызвано драматизмом, накопленной за военные годы жизненной информации и наиболее значительные произведения проникнуты благородным стремлением рассказать всей стране о заслугах её героев. Примером тому служат такие произведения, как, "От Путивля до Карпат" С.А. Ковпака, "Подпольный обком действует", "Это было под Ровно" Д.Н. Медведева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого. В своих произведениях писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. И здесь присутствовали реальные герои.
Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины - эти темы звучали в произведениях Твардовского поэма "Дом у дороги", в стихотворениях Исаковского "Я убит подо Ржевом", "Враги сожгли родную хату". Стихи, в которых освещены испытания военных времён, можно найти в произведениях К.Я. Ваншенкина, Ю.В. Друниной, М.А. Дудина, М.К. Луконина, С.С. Наровчатова и других советских поэтов и писателей.
Советской литературе на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В поэзии появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием. Оно выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе "Русский лес", автор (Леонов) рассмотрел в глубоком историческом и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время.
Появился ряд произведений художественно-мемуарного типа и среди них такие интересные книги, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры. В 1946 г. напечатана одна из лучших пьес советского репертуара послевоенных лет «За тех, кто в море» Б. Лавренева. В эти же годы началось активное вторжение литературы в послевоенную современность (повесть В. Овечкина «С фронтовым приветом», поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», роман П. Павленко «Счастье» и др.). Все более выделяется в поэзии, прозе и драматургии, как самостоятельная, тема борьбы за мир.
За короткое время вошло в большую литературу много новых писателей. Такие писатели, как В. Ажаев, Б. Полевой, Э. Казакевич, В. Панова, В. Тендряков и многие другие стали известны после войны. В новый, творческий этап вступили писатели старшего поколения. Произведения JI. Леонова, К. Федина, П. Павленко, Ф. Гладкова, М. Пришвина, А. Твардовского, В. Луговского, Н. Погодина и других о прошлом и современности заняли выдающееся место в истории литературы.

Конец 50-х обусловлен появлением нового поколения советских писателей (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов).
Юрий Васильевич Бондарев - русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером»), повестей «Юность командиров» , «Батальоны просят огня» ; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, «Последние залпы», «Родственники» , роман «Горячий снег» (1969) и др.
Романы и повести Бондарева многоплановы и многопроблемны, являются одновременно и военными и психологическими, философскими и политическими. В своих произведениях автор, поднимает ряд социально-философских проблем, связанных с мучительным исканием своего "берега", который определяет нравственную жизнь человека, учит гражданскому мужеству и любви к Родине.

Быков Дмитрий Львович. Русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского.
Если говорить о гражданской позиции Быкова, то он считает, что Россия - особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен». Он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому». Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд - Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» до радикально противоположных позиций в 2010-х годах.
Автор 82 книг.
Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами.

В шестидесятые годы поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из летаргического состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её лучшие представители - А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.
Литература тех лет отражала духовный мир сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.
Большинство «шестидесятников» - выходцы из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убеждёнными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы для большинства «шестидесятников» самоочевидна, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь.
Шестидесятники, как и те солдаты-матросы, сражались за прекрасный новый мир. Только сами они не всегда понимали, что не столько борются за новый мир, сколько постигают его, осмысливают, открывают.
Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения страны. Поэты этого периода, обладали настоящим гражданским мужеством. Они первые начали ломать стереотипы, сложившиеся в советской литературе сталинской эпохи. Особенно выделялась четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер этого направления.
Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликованное в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности.
Во многих своих стихах поэт стремится возродить гражданственность истинную, и, при этом, противопоставляет гражданственность истинную гражданственности казённой. По его словам: гражданственность - это нравственность в действии. Примером этому могут служить следующие крылатые строки:

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность - нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже реагировал на него.

Проза шестидесятых годов тоже претерпела значительные изменения. Появились авторы с новым мировоззрением, со своим, свежим, взглядом на происходящее,
Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои - такие же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают, устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-таки это люди особые. И в трудную минуту эти люди способны на подвиг. Патриотизм в произведениях Шукшина не выставляется наружу, он идёт, как фон всего произведения и действует по формуле «В жизни всегда есть место подвигу».
В это же время, что и Шукшин, творил шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях он больше делал упор на то, что “ быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт – это война, не знающая перемирия, и в этой войне человек всегда должен оставаться человеком.
Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики. Первым и, пожалуй, важнейшим из которых по влиянию на настроения в обществе на рубеже 1950-х/1960-х годов, стал, напечатанный в 1957 году, роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. Словно в подтверждение смелым мечтам фантастов это время было ознаменовано успехами в освоении космоса. Это способствовало повышению уровня общественного оптимизма. Ведь то, что первым в космос полетел русский человек, вызвало в стране такой подъём патриотизма, которого не видели со времени окончания великой войны.
Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы едва ли не самые важные.

После распада СССР с его идеями, идеалами и ценностями, патриотизм стал восприниматься достаточно односторонне, а порой и в ироничном, ругательном смысле. Многие ассоциировали патриотизм с любовью к Родине, выражающейся в любви к природе, родному краю, отчему дому; другие говорили о патриотизме, как любви к «малой» Родине, обычно национальной республике (что способствовало возрастанию сепаратистских настроений и росту социальной напряжённости). Некоторые связывали патриотизм с религиозным аспектом жизни, в том числе, говоря об исторической роли православия в становлении и развитии российской государственности.
Русская литература претерпела в это время существенные изменения. Грязным, мутным потоком на страницы книг и с телеэкранов хлынуло из – за границы восхваление воров и преступников. Не отставали и наши литераторы и кинематографисты. Что стоят только такие перлы, как «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бандитская Москва» и много- много произведений им подобных. Их авторы сделали себе имя на грязном ширпотребе. Алчность, богатство любой ценой – вот основная тема подобных книг. И эти произведения почти тридцать лет считались «новой» литературой.
Одновременно шло планомерное уничтожение структуры русского литературного общества. Усилиями зарубежных «друзей» Союз писателей России, объединяющий лучшие литературные силы страны, распался на «Союз российских писателей» и «Союз писателей России». Повсюду стали образовываться новые писательские союзы. «Союз писателей Сибири», «Союз писателей Урала», Союз писателей Дона» и другие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро в каждом городе появится свой союз писателей. Хочется привести один случай. В г. Армавир приехали два «писателя». Представившись членами «Союза писателей Москвы» они собрали в местном ДК людей, интересующихся литературой. После краткого вступительного слова был задан вопрос: кто хочет стать писателем? Желающих оказалось много.
- Хорошо! Внесите вступительный взнос 6.500 рублей и получайте красную книжечку писателя. Так в России стало на три десятка писателей больше. А вот образец одного из стихотворений новоявленных писателей:

Кому в сей жизни – розы,
Другому - хлеб сухой!
В фате кого-то косы,
Кому-то: муж чужой!

Звание «писатель» обесценилось. Теперь писателями стали футболисты, артисты, политики… Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей. Часто он бывает готов на любой пиар, любой эпатаж, чтобы сделаться знаменитым. Сейчас писатели и Юлия Высоцкая, и Ксюша Собчак, и Алла Пугачёва. А ведь писательство не профессия, а призвание, служение, и часто, даже - долг. Настоящий писатель - это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее. Многие авторы, написавшие два - три стихотворения, называют себя поэтами. Подвергают язвительной критике даже лучшие классические произведения русских писателей.
А ведь называть себя поэтом, и быть поэтом – это разные вещи. Да и нескромно размахивать на всех перекрёстках членским билетом одного из многочисленных союзов и кричать: - я поэт (или писатель).

Неужели руководители, стоящие у вершин власти не понимают, что идёт «размывание» основ русской литературы, литературы, прославившей себя во всём мире. Слово «писатель» теряет своё значение. И неужели нам придётся дожить до того времени, когда человек, только научившийся грамоте, будет гордо называть себя писателем.
Младшее поколение пишет обо всём подряд. Многие начинающие писатели оправдывают в своих произведениях всё: убийство, воровство, взятки, месть, издевательства, коррупцию, проституцию, наркоманию, предательство. В этом убеждаешься, побывав на форумах типа "АЛ". Язык этих авторов ужасен, нелеп, убог, но, сколько претензии в высказывании своего безапелляционного, невежественного мнения!
Последние 30 лет многие люди стали смотреть на жизнь с позиции личной выгоды, хотя были рождены в великой стране, которую наши предки создали и защитили в своё время. Наш долг - быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины. Ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям. Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героическими событиями прошлого: великими сражениями, походами, достижениями в дипломатии, знаменитыми людьми-символами, иногда преданиями и легендами.

Но, несмотря на все старания зарубежных «учителей», литература в нашей стране окончательно не погибла. Сегодня лучшие отечественные авторы продолжают традиции великих писателей, сохраняя живое русское слово и поднимая проблемы, актуальные для нашего времени. К таким настоящим писателям, писателям с большой буквы, относятся Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Михаил Веллер, Борис Акунин и многие другие. Русская душа – загадка, а потому современная русская литература обращена к самым разным темам, которые раскрывают сущность нашего менталитета. Жанровое разнообразие, яркие герои, глубокое содержание – все эти элементы формируют единую концепцию современной русской литературы.
Одним из крупнейших прозаиков нашего времени считается Захар Прилепин. В октябре 2014 года он вошёл в число ста людей года в России, по данным журнала «Русский репортёр». В ноябре занял восьмую строчку в списке самых перспективных политиков России, согласно исследованиям близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований. В апреле 2015 года Захар Прилепин поднялся уже на пятую строчку в аналогичном списке. В том же апреле роман Прилепина «Обитель» занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года. По результатам 2015 года роман «Обитель» самая читаемая книга. Последний акт драмы Серебряного века. Эта книга - широкое полотно с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего - и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа - и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви - и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Мощный текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Другой роман З. Прилепина «Санькя» может стать для поколения своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом «Как закалялась сталь» в новых условиях, с новыми общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Но автор в своих книгах не только учит молодое поколение истинному мужеству и любви к Родине, он подаёт личный пример беззаветного служения Родине.
С 2014 года Захар Прилепин принимал участие в вооружённом конфликте на востоке Украины. С декабря 2015 года он является советником Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.

Ещё одним ярким представителем русской прозы нашего времени можно назвать Скокова Александра Григорьевича. Известный ленинградский - петербургский прозаик (родился в 1944 году), автор книг, повестей, рассказов, публикаций в отечественной и зарубежной периодике, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, Всероссийской премии им. А.К. Толстого. Многие годы занимался темой героической битвы за Ленинград. Встречаясь с бывшими командирами и красноармейцами, краснофлотцами, зенитчиками, бойцами дружин МПВО, врачами, медсестрами госпиталей, водителями знаменитой Дороги жизни, путевыми обходчиками, ладожскими героями-водниками, учителями блокадных школ, литератор воссоздал обширное полотно великого народного подвига. За серию документально-художественных книг о ленинградской блокаде писателю присуждена премия им. маршала Л. А. Говорова.

К числу выдающихся прозаиков нашего времени можно отнести Бориса Акунина (Григо;рий Ша;лвович Чхартишви;ли). Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер » за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт - лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

О поэзии второй половины 20 века и начала третьего тысячелетия надо говорить особо. Много талантливых поэтов работало в это время, и каждый из них оставил яркий след в российской поэзии.
Изучая патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображает его индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты - любовь к Родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность в изображении патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Но всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.
Трудность исследования современной русской поэзии – ещё и в её чисто количественной составляющей: по свидетельствам критиков, с 1990 по 2000 год было выпущено не менее 5 тысяч (!) стихотворных сборников новых авторов. Многие из этих книг – отнюдь не графомания. Но они почти никем не только не осмыслены, но даже и не прочитаны. Тираж каждой из этих книг: 200 -300 экземпляров. Такое происходит потому, что государство отдало издание книг в руки частных предпринимателей. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете.
На поэзии нельзя заработать, поэтому поэты издателям неинтересны и свои произведе-ния авторы часто выкладывают в Интернет для бесплатного скачивания.
Как сказал писатель Николай Кофырин: - Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют! Все свои книги я выбрасываю в интернет бесплатно.

И всё - таки русская поэзия жила, живёт и будет жить вечно. Ростки её пробиваются в любом, даже самом отдалённом посёлке или городе. Везде создаются литобъединения. Они развиваются, крепнут, и порой дают России таких авторов, которым могут позавидовать даже наши столицы. Хочется рассказать о творчестве некоторых из них.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик. Своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо - французской литературы. ... В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.
Все ее творчество: лирика, поэмы, автобиографическая проза, критика, - как и сама ее великая жизнь, - отмечены неподдельным трагизмом. И, тем не менее, даже трагизм её произведений подчёркивает горячую любовь к своей Родине, к её сёлам, перелескам, городам, к её великому
народу.

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

НИКОЛАЙ РУБЦОВ. Глеб Горбовский назвал Николая Рубцова «долгожданным поэтом». Это удивительно точно сказано. Читатели уже устали от громких деклараций шестидесятников, формалистических экспериментов и словесных изысков, и подсознательно ждали именно таких стихов: искренних, естественных, импульсивных. Такие стихи не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе, возникают из неба и земли - как ветер, дождь, первый снег...
Рубцов привнёс в русскую поэзию своё состояние духа, не имевшее ничего общего с бодрячеством и казённым оптимизмом, выросшее и настоянное на военном сиротстве, бездомье, одиночестве, чуткое к чужой боли, отзывчивое на добро. Он и жил так, как писал. Взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни настолько тесна, что по его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь.
Тема Родины широко представлена в творчестве «тихого лирика» Николая Рубцова. Вместе с тем поэт создает цельный и многослойный образ страны. Россия Рубцова - сложное переживание, сотканное из глубокого понимания и чувствования национальной истории, культуры, природы.

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ. Её стихи идут из глубины сердца, они возникали из глубоко духовного восприятия людских судеб. Чуткости, с какой Петровых воспринимала природу, противостояла решительность, с которой поэтесса отвергала несправедливость, жестокость и закрепощённость окружающих её людей. Стихи Петровых о войне показывают, что поэтесса отвергает войну как таковую, скорбит о разлуках и страдает перед лицом насилия. Эти стихи выше любого сугубо национального мышления.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет». При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых - «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).

А.Тарковский говорил о поэзии М. Петровых:

«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».
В стихотворении «Домолчаться до стихов» она как – бы даёт наказ поэтам:

Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.

ЮРИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ КУЗНЕЦОВ. Поэт, переводчик. Его называли "сумеречным ангелом русской поэзии" и "самым трагическим поэтом России". После окончания школы в г. Тихорецке учился в Краснодарском пединституте, затем в Литературном институте имени А.М. Горького.
В 1971-1976 г. работал в издательстве "Современник" редактором. В 1974 г. вступил в Союз писателей СССР. За годы творческой жизни было издано 19 поэтических книг.
С 1987 г. и до конца своих дней Ю.П. Кузнецов вёл поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького. С 1990 г. - член правления Союза писателей РСФСР.
Гражданин, поэт, учитель Ю.П. Кузнецов ушёл из жизни 17 ноября 2003 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

ЗНАМЯ С КУЛИКОВА

Сажусь на коня вороного -
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моём.

Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.

ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ. Широко публикуется с 1985 г. В середине 1980-х годов стихи Вишневского стали песнями на музыку Вячеслава Добрынина, Татьяны Островской, Дмитрия Жарова и других композиторов. Эти песни не стали шлягерами, но вошли в репертуар Александра Абдулова, Николая Караченцова, Ольги Зарубиной Евгения Головина и других исполнителей. В 2016 Вишневский записал песню «Без дублёра» в собственном исполнении, и она вошла в одноименный фильм о поэте.
Широкую известность получили «одностишия» В. Вишневского к своим ироническим стихам.

Был отвергаем, но зато - какими!
- Как горько - потерять товарный вид.
- Тебя сейчас послать или по факсу?
- Мадам, да вам любой уступит место!..
- Ну сделай что-нибудь, хотя бы деньги!..

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ. Окончила Московский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Затем получила диплом переводчика японского языка. Много лет работала в качестве референта–переводчика в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи». С 1983 года начала поэтическую деятельность.
У стихотворений Ларисы Рубальской счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это ее стихи, – просто слышали песни на ее слова в исполнении Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева, Александра Малинина и Аркадия Укупника. Вот одно из её стихотворений:

Переведи часы назад

Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыпет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.

НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ. Один из крупнейших современных поэтов - Николай Зиновьев, пожалуй, является единственным, кто вполне преодолел затянувшуюся, уже на четверть века, информационную блокаду русской литературы. Будучи человеком непубличным, истинным затворником, он, тем не менее, стал самым цитируемым поэтом, если не в литературных статьях, то - в самой нашей устной речи от Сахалина до Калининграда.

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как - будто закрываю веки
Несчастной Родине моей...

Или (его же) "Россия":

Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.

И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.

А знаменитые строчки Н. Зиновьева о поэтах:

А поэты – те же люди,
Только больше в них Христа,
Сколько в душу им не плюйте,
Всё равно она чиста.

Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине.

Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать на тему «Образ России в лирике Лермонтова».

Вконтакте

Патриотическая лирика

Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений , неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:

  1. Единственной отчизной, которую он бесконечно любит, ее природную красоту и людей.
  2. Тираническим государством , которым управляет правительство, не заботящееся о своих людях.

Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.

Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», «Жалоба турка», «Два великана» – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу , относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.

Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.

Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.

Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати .

В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.

В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:

  1. «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью , метафорично называя Россию грязной.
  2. «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.

Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы…»

(«Бородино»)

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.»

(«Родина»)

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы :

  • ранний – с 1828 по 1837;
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью , живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом . Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица , но олицетворяют собой весь народ.

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства , ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр

Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа , и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства :

  • возмущение господами и их к простым людям;
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава» .

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Вывод

Контрастный образ России в лирике Лермонтова виден в каждом произведении с патриотическими мотивами. Он рад покинуть страну с молчаливым народом и бездушным правительством, но в то же время он простодушно любит Отчизну и своих соотечественников.