Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Образование

Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

4 мая 2015

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять - их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере - кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои черты лица в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

Видео по теме

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на физическую подготовку бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с солидными мужчинами и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение - свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа - в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев - познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского - изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа - открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты - изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами греческого языка, и в основном их приставляли к маленьким детям.

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали семейные традиции через философские учения.

Демокрит изучал сознание человека и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание - это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания - и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища - дети.

Прежде всего остановимся на одной школе, охватывающей три поколения. Сократ, Платон, Аристотель - эти имена вам, конечно, знакомы.

Родоначальником педагогики Древней Греции совершенно справедливо считается Сократ. Он жил в 470/469-399 г. до н.э. в Афинах и известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре, был первым космополитом, человеком мира, гражданином мира. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Обладая прекрасным логическим мышлением, Сократ учил своих учеников логически мыслить (возьмем это себе на вооружение!). Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться (последнее было взято на вооружение К. Марксом).

Целью Сократа была борьба с софистами и воспитание молодежи. Слово «софист» происходит от греческого sophistes - «умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец». Софисты, с одной стороны, призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, что само по себе хорошо и важно для воспитания молодежи, а с другой - занимались софистикой (от гр. sophistike - «умение хитро вести прения»), рассуждениями, основанными на преднамеренном нарушении законов логики. Вот этого-то и не мог терпеть Сократ. Он резко критиковал софистов за лжемудрствование, а заодно монархию и тиранию, аристократию и демократию, выступая против нарушения справедливости и воспитывая молодежь в том же духе. Естественно, это не нравилось власть предержащим. Сократа арестовали, заточили в тюрьму, хотели его казнить, но слишком многие ценили Сократа за его взгляды, новый подход к воспитанию молодежи, и власти решили спровоцировать его самоубийство, Сократ принял яд. Так окончилась его плодотворная, но полная трагизма жизнь.

После Сократа не осталось ни одного письменного источника (он был, так сказать, педагогом-практиком), но остались его благодарные ученики, Платон и Ксенофонт, которые слушали и записывали произносимое им. Благодаря им мы получили представление о педагогических приемах Сократа.

Вот отрывок из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. К Сократу приходит юноша Эвтидем, желающий стать государственным человеком. Между ними происходит следующий разговор:
«Сократ:
- Ты стремишься к самой высокой и самой важной добродетели. Это - добродетель царей и называется царской добродетелью. Не думал ли ты, что можно быть справедливым* не будучи добрым?

Эвтидем:
- Разумеется, нельзя, точно так же, как без справедливости невозможно стать хорошим гражданином.
- А достиг этого? - спросил Сократ.
- Я думал, Сократ, что могу считаться справедливым нисколько не меньше, чем всякий другой».

Далее Сократ показывает, как ложь, обман в одних случаях может быть справедливостью, а в других - несправедливостью.
«- Так вот, - говорит Сократ, - здесь напишем Д, а здесь А; затем то, что признаем делом справедливости, будем относить к Д, а что признаем делом несправедливости, - к А.
- Пиши, если считаешь нужным, - сказал Эвтидем.

Тогда Сократ, написавши, как сказал, спросил:
- Между людьми встречается ложь?
- Разумеется.
- Куда ее причислить?
- Конечно, к несправедливости.
- Обман также встречается?
- И очень.
- Его куда причислить?
- Тоже к несправедливости.
- Злоумышленность?
- Тоже.
- Продажу ближнего в рабство?
- Тоже.
- И к справедливости ничего не будет причислено?
- Да, и странно было бы, если бы было иначе.
- Теперь, если кто-либо, будучи избран в стратеги, обращает в рабство жителей враждебного, неприятельского города, скажешь ли ты, что он поступает несправедливо?
- Конечно, нет, - ответил Эвтидем.
- Не должны ли мы сказать, что он поступает справедливо?
- Разумеется.
- А если он во время войны с неприятелем прибегал к обману?
- Это также можно считать справедливым, - отвечал Эвтидем.
- А если бы он похищал и уносил их собственность, не было бы это справедливым?
- Конечно, было бы. Но я сначала думал, что ты спрашиваешь меня об этом только по отношению к друзьям.
- Значит, все, что ты причислил к справедливости, должно быть причислено также к несправедливости?
- Кажется, это так, - сказал Эвтидем.
- Значит, - продолжал Сократ, - мы теперь, после такого распределения, сделаем вторичное различение, именно, что подобные действия в отношении врагов справедливы, а в отношении друзей несправедливы, и что в отношении последних следует поступать как можно добросовестнее?
- Несомненно.
- Если стратег, - продолжал Сократ, - видя малодушных солдат, сообщит ложные известия, будто приближаются союзники, и этой ложью прекратит малодушие, куда причислишь.этот обман?
- Я полагаю, к справедливости.
- А если кто обманет своего сына, нуждающегося в лекарстве и не принимающего лекарства, и даст ему лекарство под видом обычной пищи и этой ложью сделает сына здоровым, куда причислишь этот обман?
- И этот туда же.
- Еще, если кто в случае малодушия друга, опасаясь, чтобы он не покончил с собой, тайно унесет или вырвет меч или что-либо подобное, это куда причислить?
- И это, разумеется, к справедливости.
- Так ты говоришь, что и в отношении друзей не во всем следует поступать без обмана?
- Разумеется, не во всем. Но я переставлю сказанное, если это можно.
- Да, это гораздо лучше, чем поставить неверно. Но из двух человек, обманывающих своих друзей с целью вреда, который тебе кажется более справедливым: нарочно обманувший или ненарочно?
- Да я, Сократ, уже не полагаюсь на то, что отвечаю, ибо все прежде сказанное выходит совсем иначе, чем я думал раньше. Впрочем, я могу сказать, что обманувший нарочно виновнее того, кто обманул ненарочно.
- Ты знаешь, что некоторых людей называют рабскими душами?
- Знаю.
- За мудрость или за невежество?
- Очевидно, за невежество.
- Но за невежество, например, в кузнечестве получают они это имя?
- Конечно, нет.
- А за невежество в плотничестве?
- И не за это.
- И за невежество в сапожничестве?
- Нет, ни за что подобное. Напротив, бывает очень много рабских душ из людей, знающих это.
- Следовательно, это название принадлежит таким людям, которые не имеют понятия о добром и справедливом?
- Я полагаю.
- Значит, мы должны всячески стараться не оказаться низкими душами.

Скажем Ксенофонту спасибо за то, что дал нам возможность побывать на беседе с Сократом.

Как видите, Сократ заставлял своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения. Затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод поиска истины и обучения получил название «сократический». Таким, на мой взгляд, не совсем благозвучным, он встречается в современной педагогической и методической литературе. Гораздо лучше, по-моему, назвать его «сократовским» или «методом Сократа».

Итак, главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Думается, что и вы пользуетесь таким же методом обучения.

Одним из самых восторженных учеников Сократа был Платон (428 или 427-348 или 347 г. до н.э.). Он был философом, но внес большой вклад и в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов, причем беседу в большей части ведет Сократ. Тяжело пережив смерть своего учителя, Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет, Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины, Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). Она сыграла видную роль в развитии античного идеализма, находясь под влиянием пифагореизма, значительно способствовала развитию математики и астрономии. Как видим, Платон пошел дальше своего учителя. Важным для нас является его педагогическая теория, в основе которой лежит идея: восторг и познание - единое целое, познание он не отделяет от любви, а любовь - от красоты. Вот вам и информация к размышлению. Да если учесть, что слово «школа» (в пер. с лат. и гр.) означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, то нетрудно догадаться, что же должно лежать в основе высшей и средней школы. Стоит и нам задуматься над тем, как сделать познавательный процесс во всех отношениях приятным и полезным для студентов.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его талантливейший ученик, философ и ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.) /4/. С 367 года в течение 20 лет он был участником Платоновской академии, вплоть до смерти Платона. В 343 г. царь Македонии Филипп пригласил Аристотеля воспитывать своего сына Александра (Македонского), будущего великого завоевателя, который с 335 г. до н.э. захватил Грецию, Персию, Египет, Среднюю Азию, дошел до Индии, Пакистана и основал огромную империю со столицей в Вавилоне. В 335 г. до н.э. Александр Великий отправился завоевывать страны, а Аристотель вернулся в Афины и создал там Ликей /5/, так называемую перипатетическую школу (от гр. peripateo - «прохаживаюсь») /б/. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями, отсюда и название. Написав трактаты по философии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний. Как видим, он был эрудированным ученым, поэтому неудивительно, что в его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много нового в педагогику: впервые в истории педагогики ввел возрастную периодизацию; рассматривал воспитание как средство укрепления государства (как современно это звучит!); считал, что школы должны быть только государственными, и в них граждане, исключая рабов (он ведь дитя своего времени), должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого.

Главное в его системе - природолюбие. Имея двадцатилетний опыт участия в Платоновской академии, большой жизненный опыт естествоиспытателя, биолога, будучи страстным и увлеченным натуралистом, «любя природу, осмысливая отношения человека к ней, выводя их на уровень философских обобщений, он закладывал основы природосообразности образования», принцип, который дошел до нашего времени, естественно, в преобразованном виде. «Сегодня мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания. Стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет, а то и с самого раннего детства. Но у Аристотеля это уже было».

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». (Не мешало бы знать это нашим студентам. Как считаете?) В целом, он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному».

Итак, Сократ, Платон, Аристотель - представители трех поколений одной школы (школы-досуга), в основе которой был заложен принцип свободного общения учителя и учеников в неформализованной обстановке.

Однако сведения о педагогике Древней Греции будут неполными, если умолчать о спартанском воспитании. О нем вы, конечно, слышали еще в школе. Благодаря Плутарху (ок. 46 - ок. 127 г.), выдающемуся греческому писателю той эпохи, когда Греция находилась под римским владычеством, до нас дошла научно восстановленная им картина воспитания в Древней Спарте (VI-I вв. до н.э.). Он известен, главным образом, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Стремясь утвердить свои идеалы, Плутарх искал образцы в истории. Он обратил внимание на то, что правители Спарты придавали большое значение рождению здоровых детей. Так, Ликург постановил, чтобы «...девицы также упражнялись в беге, в борьбе, в бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были рождаемые ими дети». «Воспитание ребенка не зависело от воли отца - он приносил его к старшим членам филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался сильным и пропорционально сложенным, его отдавали на воспитание отцу..., а слабых и уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгейта» /2, с. 9/.

«Спартанские дети не имели купленных или нанятых «дядек», и родители не могли воспитывать своих детей, как им хочется. Но все дети, которым только исполнилось 7 лет, собирались вместе и делились на агелы («кучка»). Они жили и ели вместе, приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливей других и более смелым в гимнастических упражнениях; остальным следовало брать с него пример и исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нарочно доводили их до драки, ссорили их и при этом прекрасно узнавали характер каждого - храбр ли он, не побежит ли с поля битвы».

В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное.- одна цель: беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать. Суровое воспитание: «Им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе обыкновенно без одежды. На 13 году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой, они не брали теплых ванн и не мазались маслом - только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по «плам» (отделениям) и «are лам» на постелях, сделанных из тростника, который они собирали на берегах Еврота, причем рвали его руками, без ножа. Зимой клались под низ подстилки» /12, с. 10/.

«Старики выбирали себе «достойных юношей», наблюдали за ними, становились их наставниками. Воровство там процветало, но, главное, чтобы они не попадались. Хитрость высоко ценилась, «пища была всегда скудна» /2, с. 10/.

Из числа лучших, достойных граждан к ним «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном». А сами старики выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого, так называемого эйрена. «Двадцатилетний «Эйрен» начальствовал над своими подчиненными в примерных сражениях, дома же прислуживал за обедом». Эйрену разрешалось налагать наказания на детей, но в отсутствие мальчиков его самого подвергали наказанию, если он наказывал их слишком сильно или слишком слабо /2, с. 12/. Отсюда и пошло название «спартанское воспитание», оно стало нарицательным для обозначения строгого воспитания в суровых условиях. Кстати, в ряде школ и вузов Великобритании придерживаются до сих пор основных черт спартанского воспитания, не копируя его, но и не позволяя детям и студентам жить в роскоши, приучая их в учебном процессе к труду. Из спартанской школы они взяли главное: послушание, выносливость, науку побеждать.

Вот такова вкратце педагогика Древней Греции. Ее заслуга в том, что она заложила основы для формирования педагогической теории и практики обучения молодежи. Многое, как видим, в преобразованном виде сохранилось до сих пор.

1. Когда, по мнению ученых, возникло воспитание как сознательная

передача опыта собирательства и охоты?

а) 5 млн лет тому назад в) около 1 млн лет тому назад

б) 2-3 млн лет тому назад г) 50 тыс. лет тому назад

2. Укажите две традиционные концепции происхождения первобыт-

ного воспитания как процесса постепенного приспособления детей к

существовавшему тогда порядку вещей

[а] Эволюционно-биологическая - происхождение воспитания у перво-

бытных людей связано с присущей высшим животным инстинктив-

ной заботе о потомстве

[б] Трудовая - происхождение воспитания связано с развитием и ус-

ложнением трудовой деятельности первобытного человека как не-

обходимым условием его дальнейшего существования

[в] Психологическая - происхождение воспитания связано с проявле-

нием у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым.

3. К какому периоду относится зарождение воспитания как особого

вида человеческой деятельности в первобытном обществе? Факто-

 Несколькими буквами показаны правильные ответы на тестовое задание типа

«Несколько вариантов ответа».

ром такого становления оказалась эволюция материальных связей

между людьми первобытной эпохи

а) 50 тыс. лет назад в) 20-15 тыс. лет назад

б) 40-35 тыс. лет назад г) 5-4 тыс. лет назад

4. Укажите четыре отличительных признака воспитания в раннюю

первобытную эпоху

[б] Цель и содержание воспитания стали сословно-семейными, т.е. дети

воспитывались на примере родителей, а воспитание представителей

различных социальных слоев приобретало заметные различия

[в] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[г] Воздействие воспитания было минимальным.

[д] Появились дома молодежи (по сути, предшественники школ) для де-

тей и подростков

[е] Основной формой воспитания были совместные игры и занятия

[ж] Воспитание постепенно сосредоточивалось в руках специально на-

значенных для этого лиц, т.е. появление зачатков организованных

форм воспитания

5. Укажите четыре основные черты воспитания на исходе первобыт-

но-общинного периода

[а] Воспитание готовило к повседневной жизни всех одинаково, т.е. ос-

нову составляло групповое, коллективное начало

[б] Воспитание представителей различных социальных слоев (вождей, жре-

цов, воинов, рядовых членов общины) приобретало заметные различия

[в] Дети воспитывались на примере родителей. Они воспринимали опыт и

информацию предшественников со слов родителей, путем подражания

[г] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[д] Для детей элиты увеличился срок детства и соответственно усили-

лось воспитательное воздействие

[е] Действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл

6. Как в первобытном обществе называлась процедура посвящения

детей во взрослые? Подготовка молодежи к проведению этого рели-

гиозного обряда представляла собой своего рода прообраз школы

а) Возмужание в) Канонизация

б) Причастие г) Инициация

7. В каком обществе широко использовались инициации?

а) Рабовладельческом в) Феодальном

б) Первобытном

Тема 2. Воспитание и обучение в условиях

цивилизаций Древнего Востока

1. В какой из древних цивилизаций воспитание и обучение детей ос-

новывалось на идее, согласно которой каждый человек должен раз-

вивать свои нравственные, физические и умственные качества, что-

бы стать полноправным членом своей касты?

а) Древний Китай в) Древний Египет

б) Древняя Индия г) Древняя Месопотамия

2. Кому из мыслителей Древнего мира принадлежит едва ли не первая в

истории человечества идея всестороннего развития личности, где преи-

мущество перед образованностью отдавалось нравственному началу?

а) Соломон в) Платон

б) Сократ г) Конфуций

3. Школы Древнего Востока, где готовили писцов клинописных тек-

стов (по-шумерски «эдуббы»)

а) Дома ячеек в) Дома табличек

б) Дома клинописи г) Дома карточек

4. Древнейший тип письма

а) Пиктограмма в) Клинопись

б) Иероглифы г) Фонетическое письмо

5. Назовите мыслителя Древнего мира, чей подход к обучению за-

ключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег-

кость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям

а) Соломон в) Кришна

б) Конфуций г) Сократ

6. Что согласно идеям буддизма было главной задачей воспитания в

Древней Индии?

а) Красноречие в) Совершенство в искусстве войны

б) Физическое воспитание г) Внутреннее совершенство человека

7. Как в Древней Индии называли учителя?

а) Декан в) Мудрец

б) Гуру г) Благородный муж

8. В начале I тыс. до н.э. писцы Междуречья для написания исполь-

а) Глиняные таблички в) Бересту

б) Папирус г) Деревянные таблички, покрытые воском

9. Мыслитель Древнего мира, центральным элементом учения кото-

рого был тезис о правильном воспитании как непременном условии

процветания государства

а) Аристотель в) Соломон

б) Конфуций г) Сократ

10. Одна из высших каст в Древней Индии, имеющая наиболее ши-

рокую программу образования

а) Вайшьи в) Шудра

б) Кшатрии г) Брахманы

11. Государство Древнего Востока, особо уделявшее внимание выра-

ботке у детей и подростков нравственных качеств и, прежде всего,

умения слушать и слушаться

а) Древняя Месопотамия в) Древний Египет

б) Древний Китай г) Древняя Индия

Тема 3. Воспитание и школа в Античном мире

Средиземноморья

1. В каком из древних государств воспитание полноправных граждан

было целиком и полностью в ведении государства? Здесь был осуще-

ствлен один из первых известных человечеству опытов огосударст-

вления личности

б) Древний Китай г) Город-государство Спарта

2. Древнегреческий деятель, которого Платон называл первым вос-

а) Плутарх в) Гесиод

б) Гомер г) Евклид

3. Мыслитель Древнего мира, главным дидактическим достижением

которого называют его «майевтику» («повивальное искусство») -

диалектический спор, подводящий к истине посредством продуман-

ных наставником вопросов

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

4. В каком из древних государств целью воспитания стало всесторон-

нее гармоничное формирование личности, прежде всего с развитым

интеллектом и культурой тела?

а) Древний Рим в) Город-государство Афины

б) Древний Египет г) Город-государство Спарта

5. Кто в Древнем мире впервые поставил в центр нравственного вос-

питания вечные общечеловеческие ценности и где система воспитания

разительно отличалась от других систем следующими чертами: преоб-

ладание веры над наукой; доминирование нравственно-религиозного

воспитания над обучением; осознание высокой важности трудового

воспитания; выдвижение идеала взаимопомощи, смирения, аскетизма?

а) Древние римляне в) Ранних христиане

б) Древние греки г) Древних индийцы в эпоху буддизма

6. Философ, создавший первую теорию воспитания, в которой госу-

дарство является доминирующим и определяющим фактором

а) Платон в) Сократ

б) Аристотель г) Эпикур

7. Где целью государственного воспитания было воспитание войнов?

а) В Афинах в) В Риме

б) В Спарте г) В Египте

8. Создатель первой в истории образования Академии

а) Аристотель в) Квинтилиан

б) Ломоносов г) Платон

9. В Древней Греции «палестра» означала

а) Начальную школу в) Музыкальную школу

б) Массовую школу г) Гимнастическую школу

10. Кто из древнегреческих философов в основу своей философской

концепции положил тезис «Познай самого себя»?

а) Демократ в) Платон

б) Сократ г) Аристотель

11. Какие науки изучались в школе кифариста?

а) Словесные науки в) Музыка

б) Гимнастика г) Религия

12. Кто из философов Античности впервые высказал идею необходи-

мости государственного дошкольного воспитания?

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

13. Тривиальная школа в Древнем Риме означала

а) начальную школу в) школу пятиборья

б) среднюю школу г) музыкальную школу

14. Создатель первого в истории образования Лицея

а) Коменский в) Платон

б) Аристотель г) Сократ

15. Какой из предметов не входил в «семь свободных искусств»?

а) Грамматика в) Риторика

таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»

а) Демокрит в) Платон

б) Аристотель г) Эпикур

17. Как назывались учителя высшего ранга, странствующие по Древ-

ней Греции?

а) Схоласты в) Эфоры

б) Эпикурийцы г) Софисты

18. Кого в учебных заведениях Афин называли «педагогом»?

а) Воспитателя в) Учителя

б) Детоводителя г) Грамотного человека

19. Доминирующий очаг воспитания детей в Древнем Риме

а) Семья в) Школа

б) Храм г) Форум - место общественных сборищ римлян

20. Учебное заведение в Древнем Риме, готовившие ораторов и поли-

тических деятелей

а) Грамматическая школа в) Риторская школа

б) Тривиальная школа г) Палестра

21. Основной принцип в организации воспитания и обучения в Древ-

них Афинах

а) Агонистика в) Аскетизм

22. Какое воспитание преимущественно давали девочкам в Древней

а) Семейное в) Хозяйственное

б) Военное г) Кулинарное

23. Государственное воспитательное учреждение в Древних Афинах,

посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой,

гимнастикой, философией и т.д.

а) Мусическая школа в) Эфебия

б) Школа грамматиста г) Гимнасий

24. Учитель в школе грамматиста в Древних Афинах, который обу-

чал детей чтению, письму и счету

а) Дидаскал в) Педагог

б) Кифарист г) Пайдоном

25. Как назывались в Древней Греции и Риме приспособления для

упражнения в счете?

а) Счетные палочки в) Стило

б) Разноцветные камешки г) Абак

Тема 4. Воспитание и школа в Византии

и на Ближнем Востоке (VII-XVII вв.)

1. Величайшая из добродетелей в Византийской империи

а) Покорность в) Образованность

б) Скромность г) Выносливость

2. Как в Константинополе называлась высшая школа, которая была

организована при императоре Феодосии II в 425 г.?

а) Квадривиум в) Аудиториум

б) Тривиум г) Ликей

3. Язык культуры и воспитания в Византийской империи

а) Латинский в) Славянский

б) Греческий г) Арабский

4. Государство, унаследовавшее эллинско-римскую культуру и обра-

зованность, славившееся во всем средневековом мире высокой куль-

турой домашнего воспитания

а) Византия в) Англия

б) Франция г) Исламский мир

5. Свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю

жизнь мусульманина

а) Коран в) Шариат

б) Адат г) Сунна

6. Одно из основных качеств человека, воспитываемого в исламской

традиции, как в семье, так и вне неё

а) Образованность в) Жестокость

б) Покорность г) Скромность

7. Частная религиозная школа начального обучения в исламском мире

а) Калам в) Китаб

б) Фикх г) Медресе

8. Что, по мнению арабо-мусульманских ученых и мыслителей, надо

избегать в воспитательном процессе?

а) Энциклопедизм в) Аскетизм

б) Самовоспитание г) Фанатизм

9. Священная книга, содержащая более 50 тысяч кратких поучений

(хадисов), четко регламентирующих религиозную и светскую жизнь

мусульманина, служащих ему образцом поведения

а) Коран в) Адат

б) Шариат г) Сунна

10. Что для мусульман являлось важнейшим институтом воспитания?

а) Государство в) Семья

б) Мечеть г) Школа

Тема 5. Воспитание и школа в странах Западной Европы

в эпоху раннего Средневековья

1. Религия, главным образом определяющая специфику школы вос-

питания в средневековой Европе

а) Язычество в) Ислам

б) Христианство г) Буддизм

2. Обучение в средневековой Европе с V в. по XVII в. шло на

а) Латинском языке в) Французском языке

б) Греческом языке г) Старославянском языке

а) Пятью свободными искусствами в) Семью свободными искусствами

б) Шестью свободными искусствами г) Восьмью свободными искусствами

4. Естественное и богоугодное дело в школах средневековой Западной

Европы, создаваемых церковью

а) Физическое воспитание

б) Жестокие наказания

в) Развитие свободной личности

5. Человек, получивший образцовое воспитание в Западной Европе в

раннее Средневековье

а) Рыцарь в) Монах

б) Ремесленник г) Купец

6. Чем определялись цель и содержание каждого предмета в период

Средневековья?

а) Всесторонним гармоничным формированием личности

б) Служебным отношением к религии

в) Развитием науки и стремлением к прогрессу

7. Какие предметы входили в полный курс средневековых наук, на-

зываемых «свободными искусствами»?

а) Грамматика, риторика, диалектика

б) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, музыка

в) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, медицина

г) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия

8. Главные типы церковных учебных заведений в раннесредневеко-

вой Европе

[а] Городские школы [г] Епископальные (кафедральные) школы

[б] Монастырские школы [д] Гильдейские школы

[в] Университеты

9. Учебное пособие средневековой Европы, написанное на латыни,

напоминающее современный букварь

а) Абецедарий в) Библия

б) Псалтырь г) Веды

10. Что в период Средневековья называли «венцом наук»?

а) Грамматику в) Богословие

б) Диалектику г) Медицину

11. Основная форма обучения в среде ремесленников и купцов в пе-

риод Средневековья

а) Монастырь в) Профессиональная школа

б) Университет г) Ученичество

12. Когда в Западной Европе при соборах и монастырях стали появ-

ляться первые университеты?

а) В IX в. в) В XIII в.

б) В XII в. г) В XV в.

13. Как в эпоху средневековья назывались школы для детей купцов?

а) Гильдельские в) Городские

б) Ремесленные г) Цеховые

14. В университетах Западной Европы образовались первые факуль-

теты, какой из перечисленных лишний?

а) Артистический г) Филологический

б) Богословский д) Медицинский

в) Юридический

15. В воспитательной системе рыцарство юным рыцарям необходимо

постичь: «основные ……, войны и религии».

а) начала чести в) начала любви

б) начала жизни г) начала семьи

16. Школы в эпоху Средневековья, организованные и содержащиеся

на средства ремесленников, дававшие общеобразовательную подго-

товку на родном языке

а) Гильдельские в) Городские

б) Цеховые г) Ремесленные

17. Какой факультет выполнял функции подготовительного отделе-

ния в средневековом университете?

а) Начального обучения в) Филологический

б) Артистический

18. Что в рыцарском воспитании являлось средством воспитания на-

стойчивости и способности правильно ориентироваться?

а) Участие в турнирах в) Игра в шахматы

б) Фехтование г) Умение петь и слагать стихи

19. Педагог в средневековой Европе, нанятый общиной на контракт-

ной основе для открытия городской школы

а) Магнискола в) Схоласт

б) Ректор г) Дидаскол

20. Идеология в Западной Европе, стремившаяся примирить, сбли-

зить науку и богословие, светское знание и христианскую веру

а) Патристика в) Теология

б) Философия г) Схоластика

Тема 6. Школа и воспитание в Западной Европе

в эпоху Возрождения и Реформации

1. Какая страна стала родиной эпохи Возрождения?

а) Германия в) Англия

б) Франция г) Италия

2. Критика схоластического образования содержится в книге

а) «Утопия» Т. Мора в) «Город Солнца» Т. Капанеллы

б) «Опыты» М.Монтеня г) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле

3. В какой строке все имена представляют эпоху Возрождения?

а) Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Локк в) Т. Мор, Т. Кампанелла, Сократ

б) Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень г) В.де Фельтре, Т. Мор, Я.А. Коменский

4. Сторонники римско-католической церкви, определившие в качестве

основных средств борьбы с Реформацией инквизицию и воспитание

а) Иеронимиты в) Гуманисты

б) Иезуиты г) Схоласты

5. Кому принадлежит следующий труд: «Золотая книжка, столь же

полезна, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о но-

вом острове Утопии»?

а) Томмазо Кампанелло в) Томас Мор

б) Франсуа Рабле г) Эразм Роттердамский

6. В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам,

а потом - учителям гуманистам?

а) «Город солнца» в) «Гаргантюа и Пантагриель»

б) «Облака» г) «Эмиль, или О воспитании»

7. Движение передовых мыслителей Западной Европы, поставивших

в центр своего мировоззрения человека, идеала духовно и физически

развитой личности

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

8. Учебное пособие на немецком языке для начальных народных

школ Германии

а) Катехизис в) Абецедарий

а) Франсуа Рабле в) Эразм Ротердамский

б) Томас Мор г) Томмазо Кампанелло

10. Кто написал знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюель»?

а) Франсуа Рабле в) Ян Коменский

б) Жан-Жак Руссо г) Томас Мор

11. Общественное движение в Западной Европе (XVI в.), выдвинувшее

лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

12. Учебное заведение повышенного общего образования, впервые

появившееся во Франции в середине XV в.

а) Дворцовые школы в) Коллежи

б) Гимназии г) Школы иезуитов

13. «Отец» первых гимназий в Германии, едва ли не лучших типов

учебных заведений повышенного общего образования Западной Ев-

ропы XV-XVII вв.

а) М. Лютер в) Ф. Меланхтон

б) И. Штурм г) А. Агрикола

14. Как назывались общественные школы в Западной Европе, одной

из целей которых было научить совместно работать и уважать труд?

а) Дворцовые школы в) Гимназии

б) Школы иезуитов г) Школы иеронимитов

Тема 7. Воспитание, обучение и педагогическая мысль

в славянском мире, Киевской Руси и Русском

государстве (до XVII в.)

1. Высшая социальная и нравственная ценность при воспитании ря-

довых общинников у предков восточных славян

а) Подготовка к ратному делу

б) Умственное воспитание и овладение культовым знанием

г) Ученичество и наследственная передача профессиональных навыков

2. Писчий материал начального обучения в Древней Руси

а) Глиняные таблички в) Береста

б) Пергамент г) Папирус

3. Как назывался обычай восточных славян отдавать детей знати в

другую семью до 7-8-летнего возраста?

а) Наставничество в) Инициация

б) Кумовство г) Крещение

4. Государство, ознакомление с практикой образования и педагогиче-

ской мыслью которого оказало огромное воздействие на воспитание

и обучение в средневековой Руси

а) Англия в) Франция

б) Византия г) Италия

5. На Руси первая «школа учения книжного» открылась в 988 г. в городе

а) Новгород в) Москва

б) Рязань г) Киев

6. Особый дом у восточных славян, где с 12-летнего возраста жили и

совершенствовались в военном деле будущие дружинники

а) Дом молодежи в) Гридница

б) Урочище г) Училище

7. Первое высшее учебное заведение в истории России, основанное в

1687 г. в г. Москве

а) Типографское училище в) Школа математических и навигацких наук

б) Киево-Могилянская академия г) Славяно-греко-латинская академия

8. Хрестоматийное собрание поучений и проповедей из ряда религи-

озных источников, используемое в Древней Руси при обучении и вос-

питании детей

а) Абецедарий в) Изборник

б) Псалтырь г) Часослов

9. Где осуществлялась подготовка ребенка к взрослой жизни в Рус-

ском государстве XIV-XVI вв?

а) В монастырских школах в) В государственных школах грамоты

б) Вне школы г) В военных учреждениях

10. Письменный памятник средневековой Руси XIV-XVI вв., содер-

жащий сведения об идеалах, программе, формах воспитания и став-

ший вершиной русской педагогической мысли того времени

а) «Домострой» в) «Послание Геннадия»

б) «Поучения детям» г) «Русская правда»

11. Где впервые на Руси появилось высшее учебное заведение?

а) в Санкт-Петербурге в) в Киеве

б) в Москве г) во Львове

12. Какой из подходов к воспитанию и обучению в Русском государстве

призывал придерживаться достоинств русской педагогической традиции?

а) Латинофильский в) Славяно-греко-латинский

б) Византийско-русский г) Старообрядческо-начетнический

а) Владимир Мономах в) Ярослав Мудрый

б) Кирилл Туровский г) Княгиня Ольга

14. Первая государственная школа повышенного образования в Рос-

сийском государстве, основанная в 1681 г. в г. Москве

а) Типографское училище

б) Училище при Андреевском монастыре

в) Школа в Богоявленском монастыре

г) Славяно-греко-латинская академия

Тема 8. Школа и педагогика в странах

Западной Европы (XVII - XIX вв.)

1. Крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII в.,

основоположник педагогики Нового времени, автор трудов по вопро-

сам обучения и воспитания детей - «Материнская школа», «Великая

дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа».

а) Френсис Бэкон в) Вольфганг Ратке

б) Жан-Жак Руссо г) Ян Амос Коменский

2. Исторический период эпохи Просвещения, характеризующийся небыва-

лым для того времени подъемом новых педагогических идей, трактатов

а) Вторая половина XVI - конец XVII в.

б) Последняя треть XVII - конец XVIII в.

в) XVIII - первая треть XIX в.

3. Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию?

а) Фридрих Дистервег в) Жан-Жак Руссо

б) Ян Амос Коменский г) Хуан Луис Вивес

а) Ян Амос Коменский (1592-1670) в) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Фридрих Фребель (1782-1852)

5. Ян Амос Коменский стоял на философских позициях

а) Позитивизма в) Сенсуализма

б) Метафизики г) Религиозного идеализма

6. Какие факторы, по мнению Ж.Ж.Руссо, влияют на воспитание че-

ловека и какому должен быть отдан приоритет?

а) Культура, религия, школа. Религиозное воспитание

б) +Природа, люди, вещи. Воспитание, даваемое природой, - главное

в) Труд, коллектив, школа. Трудовое воспитание

7. Какие 4 типа школ были предложены Я.А. Коменским?

а) Тривиальные, элементарные, коллегиумы, университеты

б) Материнские, родного языка, латинские, академические

в) Материнские, пропедиа, педиа, философские

8. Кто был непосредственным предшественником Я.А. Коменского в

выработке дидактических принципов?

а) Хуан Луис Вивес в) Ратихий (Ратке)

б) Эразм Ротердамский г) Мартин Лютер

9. На сколько периодов, по мнению Ж.Ж. Руссо, делится воспитание?

10. Какая из нижеперечисленных работ принадлежит Ж.Ж.Руссо?

а) «Великая дидактика» в) «Мир чувственных вещей в картинках»

б) «Мысли о воспитании» г) «Эмиль, или О воспитании»

предоставлять для восприятия чувствами»

а) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

12. Согласно теории Дж. Локка

а) Все идеи и принципы имеют врожденную основу

б) Все человеческие знания протекают из опыта

в) Происходит припоминание «высших идей»

картинках»

а) Л.Н. Толстой в) К.Д. Ушинский

б) Я.А. Коменский г) М. Монтессори

гавшей программу воспитания «джентльмена»

а) И.Г. Песталоцци в) Дж. Локк

б) Д. Дидро г) Ж.-Ж. Руссо

15. Кто из названных педагогов впервые научно обосновал дидакти-

ческие принципы и правила?

а) Дж. Локк в) К.Д. Ушинский

б) И.Г. Песталоцци г) Я.А. Коменский

16. Кто является основателем теории и практики дошкольного вос-

а) М. Монтессори в) Ф. Фребель

б) А.С. Симонович

17. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного

языка в первоначальном воспитании и обучении ребенка?

а) К.Д. Ушинским в) Я.А. Коменским

б) В.Ф. Одоевским

18. Формирование характера ребенка, по мнению Дж. Локка, должно

происходить

а) В семье в) В состязаниях

б) В школе

19. Кто из названных педагогов - основоположник классно-урочной

а) Фридрих Дистервег (1790-1866)

б) Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

в) Ян Амос Коменский (1592-1670)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

20. Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обу-

чение с производительным трудом?

а) Ж.Ж. Руссо в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский г) Дж. Локк

21. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.

Коменского?

а) Принцип научного образования в) Принцип свободной творческой личности

б) Принцип добровольности г) Принцип природосообразности

22. Какую цель преследовал Дж. Локк, создавая систему «воспитания

джентльмена»?

а) Воспитать атеиста, свободного от предрассудков, умеющего соеди-

нять личное счастье с благоденствием нации

б) Воспитать делового, практичного юношу с манерами аристократа,

будущего предпринимателя

в) Воспитать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не су-

цесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов

и постепенно восходить ко все более сложному?

а) И.Г. Песталоцци в) Ф. Дистервег

б) Ф. Фребель г) И.Ф. Гербарт

а) Ф. Фребель в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский

25. Какая из нижеперечисленных систем является системой взаимно-

го обучения?

а) План Трампа в) Йена-план

б) Белл-ланкастерская

Тема 9. Школа и педагогика в России в XVIII-XX вв.

1. Какое учебное заведение было создано в Петровскую эпоху?

а) Смольный институт в) Кадетский корпус

б) Цифирная школа г) Московский университет

2. Кто впервые в России ввел классно-урочную систему в академиче-

ской и университетских гимназиях?

а) М.В. Ломоносов в) Петр I

б) И.И. Бецкой г) Екатерина II

3. В каком городе России и когда учреждается Академия наук?

а) Москва, 1687 г. в) Москва, 1755 г.

б) Петербург, 1725 г. г) Петербург, 1752 г.

4. Видный общественный деятель времен Екатерины II, руководив-

ший делом реорганизации образования и его развитием в России

а) М.В. Ломоносов в) Н.И. Новиков

б) Л.Ф. Магницкий г) И.И. Бецкой

5. Один из инициаторов и активный участник создания Московского

университета (1755 г.)

а) Л.Ф. Магницкий в) М.В. Ломоносов

б) Н.И. Новиков г) И.И. Бецкой

6. В каком году в России была впервые создана государственная сис-

тема преемственных школ?

а) 1764 в) 1917

7. Первое государственное среднее женское учебное заведение в Европе

а) Женская гимназия (1864 г.)

б) Смольный институт благородных девиц (1764 г.)

в) Царскосельский (Александровский) лицей (1811 г.)

г) Императорский женский лицей (1755 г.)

8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?

а) И.И. Бецкой в) Петр I

б) М.В. Ломоносов г) Николай II

9. Какая книга стала основным учебным пособием для русской шко-

лы в конце XVIII в.?

а) «Российская грамматика» в) «Закон Божий»

б) «О должностях человека и гражданина»

10. Учебное учреждение в России XIX в., дававшее законченное сред-

нее образование и право поступления в университет

а) Уездное училище в) Гимназия

11. Какое учебно-воспитательное учреждение было организовано на

основе активности, творчества, свободы учеников?

а) Смольный институт

б) Яснополянская школа

в) Морской кадетский корпус

12. С какого периода основой политики России в области просвеще-

ния стал лозунг «православие, самодержавие, народность»?

а) Конец XVIII в.

б) Конец XIX в.

13. Основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею

народности

а) М.В. Ломоносов в) Я.А. Коменский

б) К.Д. Ушинский г) Л.Н. Толстой

14. В каком учебном заведении Российской империи на изучение

древних языков отводилось 40% учебного времени?

а) Университет в) Классическая гимназия

б) Духовная семинария г) Лицей

15. Какая из нижеперечисленных работ написана К.Д. Ушинским?

а) «Родное слово» в) «Лебединая песня»

б) «Общая педагогика» г) «Домострой»

16. Какое учебное заведение Российской империи занимало в системе об-

разования промежуточное положение между гимназией и университетом?

а) Прогимназия в) Духовная семинария

б) Лицей г) Дворянский институт

17. Основатель новой школы в хирургии, крупный общественный

педагогический деятель России

а) К.Д. Ушинский в) Н.А. Добролюбов

б) В.И. Водолазов г) Н.И. Пирогов

18. Мыслитель, писатель, вошедший в историю образования России

книг для начального обучения

а) Н.Г. Чернышевский в) Н.В. Гоголь

б) Л.Н. Толстой г) Ф.М. Достоевский

а) Я.А. Коменский

б) П.Ф. Лесгафт

в) К.Д. Ушинский

20. Что, по мнению Л.Н.Толстого, должно быть основным принципом

организации обучения?

а) Соревновательность в) Свобода

б) Наглядность г) Принуждение и наказание

21. Продолжите слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы ученик учился

хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился

охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...

а) наглядно и понятно

б) понятно и занимательно

в) просто и осознанно

22. Что провозглашалось основой школьного обучения в первые го-

ды советской власти?

а) Нравственность в) Свободное развитие личности

б) Труд г) Всестороннее развитие личности

23. В какой период в советской школе получили распространение

комплексные программы?

а) 1920-е годы

б) 1940-е годы

в) Послевоенный период

24. Советский педагог, ядром теории которого являлось его учение о

коллективе (идея воспитательного коллектива)

25. Выдающийся советский педагог, занимавшийся обоснованием

принципов марксистской перестройки педагогической науки и раз-

работкой основ трудовой политехнической школы

а) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

б) Павел Петрович Блонский (1884-1941)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934)

а) Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

б) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)

Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».