Как зимуют деревья? Как зимуют травы, кустарники и деревья Как зимуют декоративные кустарники

Тема

Как зимуют травы, кустарники и деревья

Цель темы

Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить детей делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Планируемый результат

Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки.

Основные понятия

Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир»

school collection edu. ru

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД : осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать из для бережного отношения к природе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватного представления об учебной деятельности.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Разминка «Здравствуйте!»

Скажем «Здравствуйте» - руками,

Скажем «Здравствуйте» - глазами,

Вы в глаза нам посмотрите,

Левым глазом подмигните,

Подмигните правым глазом

Скажем «Здравствуйте» - мы рады»!

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

II этап. Актуализация знаний.

На интерактивной доске - зимний пейзаж.

Театрализованное представление.

Учитель: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).

Заяц: Ишь, сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.

Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»

Заяц: Ой, кто это?

Тетерев: Не бойся, это я - тетерев. Кого это ты так ругаешь?

Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает

Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.

Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и землю застудил.

Тетерев: А ты знаешь, заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

III этап. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).

А как одним словом назвать травы, деревья и кустарники?

Растения мы относим к живой или неживой природе? Докажите. (Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают. Это признаки живой природы.)

А теперь продолжим наш разговор. Начнём с первого вопроса тетерева (СЛАЙД). Давайте его прочитаем: «Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?»

А вы ребята, знаете?

В нашем классе есть ребята, которые заинтересовались этим вопросом раньше. Они лопаткой разгребли снег и вот что они увидели…(показ СЛАЙДОВ).

Правы мы были, когда отвечали на первый вопрос тетерева?

Что вызвало у вас удивление при просмотре слайдов?

Катя, расскажи, где тебе удалось увидеть такое чудо?

Какой вывод можно сделать? (Все ли травы умирают на зиму?)

А как же зимуют травянистые растения, и что их защищает от мороза?

Вы правы, но точнее об этом можно сказать так: между снежинками есть воздух, а он хорошо держит тепло, то есть не бывает под снегом сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Ребята, а ведь есть растения, которые высаживают осенью, то есть в зиму. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и концу лета принесёт урожай (СЛАЙД).

А какие растения высаживают ваши родители или бабушки на огороде осенью? (СЛАЙД)

Как вы думаете, какая зима лучше для растений снежная или бесснежная? Почему?

Давайте вспомним второй вопрос тетерева (СЛАЙД): «Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?».

Мы ответили на этот вопрос?

Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?

Вернёмся к теме урока. Прочитаем её ещё раз. Остановимся на вопросе: как зимуют кустарники и деревья.

Но сначала вспомним, какие растения относят к кустарникам, какие к деревьям.

Выполним задание. Пододвиньте листочки, рассмотрите их внимательно. Что вы видите с левой стороны листочка, с правой?

Соедините название растений со своей группой с помощью стрелок.

Берёза дерево

Ель кустарник

Смородина

Проверка у интерактивной доски

А на какие 2 группы делятся деревья? Как отличить лиственное дерево от хвойного?

На парте у каждого есть картинки с изображением лиственного или хвойного дерева. Ваша задача определить, какое это дерево хвойное или лиственное.

(рисунки ели, сосны, дуба, рябины, березы, дети прикрепляются на определенный участок).

На 1 участок посадите хвойные растения

На 2 участок посадите лиственные растения.

Все лиственные деревья на картинках изображены летом или осенью. А вот что же с ними происходит зимой, мы пронаблюдаем по вашим фотографиям (Демонстрация СЛАЙДОВ).

Физкультминутка «В лес на лыжах».

Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

Что же происходит с деревьями зимой?

Я хочу предложить работу в парах. Цель: проверить, действительно ли лиственные деревья остались без листьев.

Для этого из леса были взяты веточки березы. На них нет листьев, но есть бугорки – почки.

Возьмите лупы, рассмотрите почку целиком, что вы видите?

Какого цвета будущие листочки?

Откройте тетради на с.31. Раскрасьте разрез почки. Вашим помощником будет учебник с.42.

Когда закладываются почки на ветках?

(Почки закладываются весной, когда на ветках появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени они покрываются плотными чешуйками).

Продолжим работу в учебнике. Рассмотрим рисунок на с 42 в левом верхнем углу.

Что необходимо, чтобы из почки появились листочки?

Может ли мороз погубить дерево? (Если дерево промёрзнет все насквозь, то оно погибнет. Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Зимой соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно засыпает. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом. На каждом дереве под корой есть панцирь (специальный слой). Чем старше дерево, те толще такой слой. Тем легче пережить зиму. В снежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.)

Как же деревья зимой от мороза защищаются?

Продолжим работу по учебнику. Маша и Миша побывали и в зимнем лесу, и в поле, и в саду. Что ещё они увидели под снегом? (ягоды и цветущие растения).

Кого мы видим в саду семьи Ивановых? Что он делает? А зачем?

IV этап. Закрепление изученного.

Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? Много выводов мы сделали. Сравним наши выводы с выводом, который сделали авторы нашего учебника (вывод читается в учебнике на стр. 43)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше.

Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.

Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.

Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

Старохмелевской филиал

МБОУ Новоникольской СОШ

Урок-исследование по окружающему миру в 1-м классе

"Как зимуют травы, кустарники и деревья"

Разработала учитель начальных классов

Забелина О.В.

2013 – 2014 учебный год

Цели:
-формирование представлений обучающихся о жизни растений зимой;
-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ, поиск необходимой информации, классификация);
-развитие умений использовать свои навыки в индивидуальной и парной работе.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.
УУД:
Познавательные: проводить наблюдения, использовать лабораторное оборудование, выдвижение гипотезы, делать выводы на основании полученных результатов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.
Личностные: самоконтроль.
Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспеченье: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, микроскоп, иллюстрации деревьев,кустарников и трав, компьютерная презентация «Как зимуют травы, кустарники и деревья»
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, в котором вы
будите настоящими учеными.
-А кто такие ученые,чем они занимаются?
(Ответы детей)
Молодцы!
2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.
Учитель Давайте определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.
Дети Растение
Учитель. Почему так решили?
Дети. Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель. Что ещё скажете об этих предметах?
Дети. Это живая природа.
Учитель. Так что же будет являться объектом нашего исследования?
Если обобщить ваши ответы,то объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
Учитель. Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.
«Узнаем как зимуют травы, кустарники и деревья».
Учитель. Недавно вы изучали тему «Природа и ее сезонные изменения»
Отличаются ли их жизнь? (Ответы детей)
Учитель. Если обобщить ваши ответы,то можно предположить,что жизнь растений зимой отличается от осени и лета.
Предположение, которое делают дети, называют ГИПОТЕНЗОЙ.
Гипотеза обязательно нужно проверять. Проверяя гипотезу, ученые получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
3.Проверка гипотезы
Учитель. И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведем мысленный эксперимент. Для этого мы отправимся в путешествие в лес.
На доске открываются картинки.
(На каждой парте набор картинок)
Учитель. Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов.
Учитель. Как они выглядят летом и осенью?
Дети. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
(Остальные дети работаю парами)
Учитель. А как выглядят кустарники, деревья и травы зимой? (презентация)
Дети. Они стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег.
Откройте учебник с. 42-43
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?
Дети. Да.
Учитель. Что делает папа Маши и Миши?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Зачем?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель. Почему вы решили, что это плодовые деревья?
Дети. На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.
Учитель. Погибают ли лиственные деревья на зиму?
Ответы детей:
- Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.
- Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.
На этом наш мыслительный эксперимент заканчивается
4.Физминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
А теперь проведем реальное исследование.
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками. Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики. (На экране через микроскоп рассматриваем почку)
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Просмотр сказки или прослушивание на интерактивной доске «Где зимуют почки?» Н.Павловой
5. Работа в тетрадях.
Учитель. В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
6.Вывод по результатам исследовательской работы. Рефлексия.
Учитель. Мы предположили, что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
Молодцы! Уважаемые ученые, кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал, покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными.
7.Подведение итогов урока
Учитель. Ребята вы сегодня были настоящими учеными. Я хочу вас наградить за работу эмблемами ученых.

Сказка «Где зимуют почки»
Сейчас все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.
Где же зимуют эти почки?
У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному.
Вот у лесной звездчатки (см.1) они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.
А кошачья лапка (см.2), ясколка (см.3), дубровка (см.4) и много других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.
У всех этих трав почки, значит, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко.
У других – почки на зиму помещены иначе.
От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки (см.5) и калужницы (см.6) над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.
А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.
У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю. Там зимуют почки на корневищах ветреницы (см.7), ландыша, майничка (см.8), льнянки (см.9), иван-чая, мать-и-мачехи, в луковицах дикого чеснока и гусиного лука, в клубеньках хохлатки.
Вот где перезимовывают почки наземных растений. А почки водяных проводят зиму на дне прудов и озёр, закопавшись в ил.
Сноски
1. Звездчатка – род трав семейства гвоздичных. Ок. 120 видов, по всему земному шару. Звездчатка злаковидная (пьяная трава) ядовита для лошадей и рогатого скота, звездчатка средняя (мокрица) – сорняк.
2. Кошачья лапка (манжетка)– многолетнее травянистое стелющееся растение.
3. Ясколка – род травянистых растений семейства Гвоздичные, распространенных в зонах с умеренным климатом Северного полушария.
4. Дубровка (живучка) – род травянистых растений семейства Яснотковые.
5. Купальница (купавка) – род многолетних травянистых растений из семейства Лютиковые.
6. Калужница – небольшой род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые, обитающих во влажных или заболоченных местах.
7. Ветреница – род корневищных трав (изредка полукустарников) семейства лютиковых. Ок. 150 видов, по всему земному шару. Многие из них - ранневесенние растения, некоторые декоративны. 2 вида охраняются.
8. Майник – многолетнее травянистое растение, растущее в России по тенистым лесам.
9. Льнянка – род трав семейства норичниковых. Ок. 150 видов, во внетропической области Северного полушария, обычны на Кавказе и в Ср. Азии. Льнянка обыкновенная - сорняк; медонос. Некоторые виды декоративны. 1 вид охраняется.

Урок 37Окружающий мир

гля-дишь
«Всю-то долгую
на
зиму
снегом
засыпанную
землю да невольно и
задума-ешься: что там
под ним, под этим
холодным
сухим
морем снега? Осталось
А как вы
ли там, на дне его,
думаете, есть
ли жизнь под
хоть
что-нибудь
живое?»
снегом?

Б е с е д а «Как зимуют травы»
– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы
думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега,
что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают
себя: «Ну что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.
Почему у трав
зелёные листья
не погибают в
зимнюю стужу?

Факты
Потому, что под снегом не бывает сильного
мороза. Снежная шуба защищает землю от
зимней стужи.
сеют осенью. Вскоре
– Озимую пшеницу
появляются
подрастает,
Пшеница
всходы.
кустится и в таком виде перезимовывает под
снегом. Весной она продолжит рост и к концу
лета принесет урожай.

Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья»
– Какие кустарники и деревья растут в нашем
парке?
– Как вы думаете, живы ли эти растения?
– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как
они выглядят? Есть ли на них листья?
– Засыпаны ли они снегом?
– Может ли мороз убить дерево?
– Если дерево промёрзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно
умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало
деревьев, большей частью – молоденьких.

Всё лето деревья с усердием запасают в
стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал)
дерева становятся густыми-густыми, и движение
соков замедляется. Дерево словно бы засыпает.
Создав запасы такого питания, дерево готово
выдержать небольшие морозы. Первые морозы
закаляют его, делают еще выносливей; сок
дерева ещё более густеет. И деревья впадают в
настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у

В. Бианки «Лес зимой»
холод,
«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются
от еды, перестают питаться, перестают расти…
погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья!
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них,
чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А
кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья
сами дают тепло и предохраняют нежные корни
деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь,
защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год
откладывают деревья под кожицей своего ствола и
веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку.
Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться
теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем
толще в нем пробковый слой – вот почему старые,
толстые деревья лучше переносят
чем
молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями...
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное
покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно
пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца
снегом: так им теплее. В
и
многоснежные
снег, как пуховое одеяло,
забрасывают их
зимы

Будущие листья спрятаны зимой в
этих почках.
– А как человек может
помочь деревьям зимой?
Закрыть деревья
укрывным материалом
Засыпать приствольные
круги снегом.

с
Занимательная страничка
1) Какие природные явления
можно наблюдать зимой?
2) Что происходит в зимнее
время
лиственными
деревьями?
3) А почему не
хвойные деревья?
4) А вот кто из вас знает, почему
хрустит снег под ногами?
5) Какое хвойное растение
по
является
чемпионом
выделению фитонцидов?
6) О чем беспокоятся рыбы подо
льдом?
засыпают

За окном все холоднее, люди надевают теплые куртки. В саду наступает время для защиты растений от морозов! Почему важно знать, как правильно оберегать от холодов растения? В этой статье мы расскажем, какие растения надо защищать от морозов, и когда это лучше сделать, чтобы они хорошо справились с холодным ветром и низкими температурами. На фото можно увидеть, как зимнее покрытие может выглядеть эстетично и даже, в некоторой степени, обеспечить декоративный эффект!

Укрывание растений на зиму позволяет перезимовать наиболее чувствительным видам деревьев и кустарников. Иногда можно встретить мнения, что укрытие от морозов является ненужной процедурой, а иногда даже вредной. Такое предположение возникает, вероятно, из-за ошибок, которые могут быть сделаны в ходе защиты растений от морозов неподходящими материалами или если работы проводятся в неправильное время. Когда же и чем укрыть растения на зиму правильно?

Зимой, замороженная земля не позволяет растению потреблять достаточное количество воды, при этом холодный ветер усиливает эффект холода, в результате растение подвергается замораживанию и пересыханию. Это особенно опасно для вечнозеленых культур. Для защиты от морозов очень важно знать, при какой температуре укрывать растения оптимально, и для каких культур какой вид покрытия лучше. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Какие растения требуют защиты от морозов?

  • вечнозеленые, например, рододендрон, японская вишня, лавр;
  • розы, для которых следует сделать из холмик из почвы или компоста (при этом стараемся избегать торфа);
  • также подлежат укрытию магнолии, жимолость, гортензии садовые;
  • не забывайте о траве, и особенно о японской осоке.

Как защитить декоративные травы?

После того, как декоративные травы осенью отцветут, и начнутся первые заморозки, стоит задуматься, как обеспечить их зимовку. Многие виды требует дополнительного укрывания. Стоит отметить, что в первый год, защиты от морозов требуют практически все вновь посаженные декоративные травы.

Как связать декоративные травы?

Как только мы видим, что стебли и листья декоративных трав начинают чахнуть, следует начинать их подготовку к холодам. Лучше всего, выбрать для этого мероприятия день с сухой и солнечной погодой, если это возможно. В такой день листья травы легче связать в пучки. Если есть уверенность, что стебли декоративных трав сухие, можно переходить к их связыванию. Некоторые снопики надо связать в двух или трех местах, чтобы сформировать правильную форму связки. Правильная связка очень важна, потому что во время ветреной погоды и в морозные дни у некоторых культур отпадают листья, как это часто бывает, например, с листьями гигантского Мискантуса.


Для того чтобы связать листья декоративных трав лучше всего использовать джут или шпагат упаковочный (также это может быть простой шнур). Он прочный и хорошо удерживает связанные стебли, которые под собственным давлением в ветреные дни могут разорвать слабый узел.

Связывание декоративных трав должно быть двойным, как на фото. Очень важно не срезать увядшие листья осенью, так как они обеспечивают дополнительную защиту от мороза.

Кора, торф или лапник?

Если мороз сохраняется в течение более трех дней, целесообразно защитить декоративные травы холмиком из коры. Важно не делать это слишком рано, потому что стебли могут запариться и сгнить, что негативно сказывается на их здоровье и выживании зимой.

Обычно используется сосновая кора или сухой садоводческий торф. Следует рассыпать их вокруг травы и сформировать небольшую горку, которая надежно защищает корневую систему.

Насыпь сосновой коры у корней трав

Ветви и агроволокно

Вечнозеленые декоративные травы (например, осоку японскую или овсяницу) дополнительно стоит укрывать лапником на зиму, то есть ветвями хвойных деревьев или агроволокном. Для укрытия можно использовать только подходящее агроволокно белого цвета. Перед использованием этого материала вечнозеленые травы надо связать, но не слишком сильно, затем покрыть агроволокном и опять обвязать, чтобы сверху не проник снег.

Солома

Еще один материал, который поможет защитить декоративные травы на зиму – это соломенные маты. Маты размещают вокруг снопика и аккуратно привязывают. Для защиты от морозов стоит избегать использования бесцветной пленки, пакетов или мешков от хвойной коры!

Декоративные травы даже связанные в пучки, красиво украсят любой сад. Посыпанные снегом, они создают таинственную атмосферу в саду.

Защита растений в горшках

Защиты зимой также требуют растения, выращенные в горшках. Лучше всего они зимуют в светлом прохладном месте при температуре от 5 °С. Когда нет возможности перенести горшки в комнату, можно заглубить их в землю, предпочтительно в безветренном месте. Если и это сделать нет возможности, следует обеспечить хотя бы очень простую защиту от низких температур. А именно, надо сделать так, чтобы горшки не стояли непосредственно на бетонной или каменной поверхности. Для этого можно подложить под них слой пенопласта толщиной около 10 см, который изолирует горшки от бетона или камня. Такое расположение позволит предотвратить замерзание корней.


Обзор материалов

Для укрытия растений от мороза следует использовать проницаемые материалы. Не стоит использовать пленку или другие водонепроницаемые и воздухонепроницаемые материалы для укрытия, так как это приводит к перегреву растений, потере закалки, и последующему замораживанию. Отсутствие вентиляции также приводит к развитию грибковых заболеваний, поэтому стоит позаботиться о некотором доступе воздуха.

Для зимнего укрытия можно использовать:

  • белое агроволокно толщиной 50 г/м², которым растение обертывается два или три раза;
  • хвою и лапник (ветви) хвойных деревьев;
  • затеняющие сетки;
  • соломенные маты;
  • в некоторых случаях садоводческий торф;
  • листья, которые опадают с деревьев осенью.
Белое агроволокно, связанное декоративной лентой
Фото. Использование агроволокна и сосновой коры. Весь куст обвязываем белым агроволокном и завязываем декоративной лентой, а корни утепляем горкой из сосновой коры.
Фото. Розы, укрытые соломой

Зимой растения рискуют потерять много воды, потому что они не в состоянии получить ее через корневую систему в достаточном количестве, если почва сильно промерзла. Поэтому желательно выполнить мульчирование вокруг растений, тем самым защищая их от замерзания почвы. Можно сделать насыпь из земли, компоста или коры на высоту 20-30 см прямо у основания куста.

Чувствительные к морозу многолетники и небольшие кустарники можно укрыть лапником (ветвями хвойных деревьев). Здесь тоже можно добавить декоративные элементы для улучшения эстетического эффекта. Такие композиции часто становятся не только эффективной мерой зашиты, но и настоящим украшением спящего зимнего сада.


Вечнозеленые лиственные и хвойные породы требуют укрытия в молодом возрасте, особенно от морозных, сухих ветров и солнца, которое создает большие температурные перепады между днем ​​и ночью, что часто проявляется в феврале-марте. Для этого можно использовать веточки хвойных деревьев, агроволокно, солому или гофрированный картон.

Для покрытия не подходит пленка или другой материал, непроницаемый для воздуха, так как она способствует развитию грибковых заболеваний.
Укрывка выполняется после появления небольших заморозков – в ноябре – декабре, в зависимости от климатической зоны.

Высокие кусты (например, магнолии) менее устойчивы к морозу и требуют укрытия, особенно в молодом возрасте. Укрывать весь куст более 1 м в высоту довольно хлопотно. Поэтому, желательно защитить хотя бы основание куста на 30 см в высоту. В случае замерзания во время суровой зимы верхней части куста, основание со спящими почками перенесет морозы без повреждений и даст новые побеги, которые быстро смогут восстановить кустарник. Для этой цели подойдут:

  • древесные опилки;
  • кора;
  • почва;
  • мульча (опавшие листья).

Уход за розами

Для того чтобы укрыть розы на зиму, лучший и самый дешевый способ – это использование земли, которую подгребают в холмики, а затем обкладывают ветками, делая насыпь высотой 20-30 см. Нагребая холмики, следует проявлять осторожность, чтобы не оголить и не повредить корни. Поэтому в том месте, откуда мы берем землю для холмиков, рекомендуется рассыпать хорошо разложившийся навоз крупного рогатого скота, который весной мы покрываем землей, снятой с холмиков. Но для самих холмиков нельзя использовать навоз!

Полезно знать! Невысокие кусты роз можно пригнуть к земле и сверху насыпать горку земли для защиты от морозов.

Чтобы укрыть от морозов розы на штамбе, необходимо связать чашу и аккуратно наклонить ее к земле, затем следует укрепить ее палками, чтобы не распрямилась. После этого чаша (наиболее чувствительная к морозу) укрывается холмиком из земли, компоста, коры или опилок. Толщина холмика должна составлять около 20 см. Для полной гарантии можно также укрыть штамб.


Соблюдение сроков

Когда же и при какой температуре нужно укрывать растения? Срок, когда следует укрывать растения, зависит от климата конкретной местности, он наступает, когда начинаются первые морозы, в среднем – это середина ноября. Нельзя укрывать растения слишком рано, потому что зимнее укрытие поднимет температуру почвы, что может привести к дальнейшей вегетации растений, задерживая их вхождение в состояние зимнего покоя. В этом случае растения могут погибнуть от запревания. Поэтому укрытие нужно делать только тогда, когда наступили регулярные заморозки, и почва замерзла на глубину 3-4 см.

Все что нам пригодится для работ, например, агроволокно, защитные колпачки и другие материалы стоит подготовить заранее, чтобы все было готово и мы не пропустили нужный момент.

Многие виды и сорта растений не устойчивы к морозу и требуют укрытия. Существует много способов защиты, важно только выбрать наиболее подходящий в зависимости от вида насаждений. В дополнение к агротекстилю, также можно использовать другие материалы и сырье, доступные в саду: солома, сухие листья, опилки, ветви хвойных пород, соломенные маты и кора будут пригодны для покрытия от холода.

Важно также не пропустить сроки наступления заморозков, и в то же время не укрывать насаждения слишком рано, чтобы они не вошли в вегетацию и не запрели. Это надо делать, когда появляются первые морозы, а верхний слой почвы замерзает. В ноябре погода иногда играет шутки и, несмотря на несколько более прохладных дней, она также может удивить теплом и солнечными деньками. Поэтому важно дождаться, пока температура (в течение дня) не будет находиться на уровне около -5 градусов в течение нескольких дней подряд.

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен