Гедда габлер краткое содержание брифли. Спектакль гедда габлер. Все характеристики по алфавиту

Обратите внимание: в спектакле звучит ненормативная лексика.

Современный жесткий взгляд на известную пьесу потребовал новой сценической редакции. Действие происходит в наши дни, в стильном комфортабельном мире «без проводов», где жизнь идеально проста. Множество модных приспособлений наполняют квартиру молодоженов - Гедды и Йоргана Тесмана. Постепенно здесь появятся новые знакомые и люди из давнего прошлого героини, завяжется странная история с появлением на свет гениальной книги, и персонажи откроются с неожиданной стороны. Но Гедда Габлер и ее поступки выходят за рамки обыденности и пошлости окружающего мира.

Режиссер Тимофей Кулябин:
- В мире нашего спектакля Гедда - это раковая опухоль. И с избавлением от нее организм выздоравливает. В мире, где все просто, понятно и однозначно (и чем примитивнее, тем идеальнее), она человек сложный, с комплексами, страхами. Она лишняя в обществе, где все существуют в жестких рамках социальных ролей, обществе телешоу, телесериала. Здесь среда нашпигована кучей приспособлений, призванных еще больше упростить жизнь. С Геддой же сплошные сложности.
Муж женится на ней не по любви. Она нужна ему для статуса. И это, может быть, ее личная трагедия, но трагедия эта случилась уже давно - далеко за рамками действия и до начала пьесы. Само существование такого персонажа, как Гедда, в подобном мире - бессмыслица, абсурд, смех. Ее все пытаются втиснуть в какую-то простую социальную рамку (жена, любовница, мать), а она не может встроиться в это по самой своей природе.

В спектакле используются фрагменты фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера, а также музыка:

  • фрагменты оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда»;
  • Eminem "Lose Yourself";
  • Alberto Iglesias "Valsetto", "Soy Marco".

Десять фактов, которые не помешает узнать перед тем, как вы посмотрите спектакль «Гедда Габлер»

  • Факт первый
«Гедда Габлер» (Hedda Gabler) – пьеса норвежца Генрика Ибсена, творчество которого питалось социальными процессами «крушения старого мира» и темой «сильного человека». Драма написана и опубликована в Мюнхене, в 1890-м судьбоносном году отставки «железного канцлера» Отто Бисмарка, когда началась внутренняя консолидация Германии, результатом которой стал ад Первой мировой войны. Притом что первая постановка пьесы, состоявшаяся почти сразу после публикации, была принята зрителями прохладно, сегодня произведение является признанным венцом творчества Ибсена и одним из столпов классической европейской драматургии. Героиня - подлинная личность, презирающая рамки и ожидания «реального» мира, в котором любовь способна только разрушать. Непонятая мужем, соблазняемая похотливым другом семьи и непринятая «добрым товарищем», в своем бунте против мещанской пошлости и ограниченности Гедда видит выход только в самоубийстве. Ибсен скажет: «Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова «идеал». Скажите просто, по-нашему: “ложь”».

  • Факт второй
«Меланхолия» (англ. Melancholia) - психологический фильм-катастрофа Ларса фон Триера. Премьера состоялась 18 мая 2011 года на Каннском кинофестивале. Меланхолия - это название планеты. Она в десять раз больше Земли, приближается к ней и может разнести ее в пух и прах. За этим процессом наблюдают Жюстин и Клер, сестры и антиподы. Первая только что вышла замуж и уже во время свадьбы впала в тяжелую депрессию, поняв, что ее тошнит от мужа, семьи и будущих детей. Вторая имеет мужа и ребенка, в отличие от сестры эмоционально и психически стабильна, боится смерти и хочет жить.

Чем ближе конец света, тем более искренней и настоящей становится Жюстин и тем быстрее рушится мир стереотипов Клер. В финале Меланхолия накрывает Землю и погибают все - женщины, мужчины, дети. Но для Триера, как и для Жюстин, это не только катастрофа и трагедия, но и момент подлинного освобождения человека. «Меланхолия» - очень личный и честный фильм самого лукавого режиссера на свете. И уж точно первый, в котором апокалипсис без всякой иронии является хеппи-эндом, величественным и очень эффектным.

На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер в шутку назвал себя «нацистом» и выразил свою симпатию к Гитлеру, за что был объявлен персоной нон-грата на Каннском кинофестивале.

Награды и номинации. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь (номинация), Лучшая женская роль (награда);
Hamptons International Film Festival: Лучший актер (награда);
Приз Европейской киноакадемии: Лучший фильм (награда), Лучший режиссер (номинация), Лучший сценарий (номинация), Лучшая актриса (номинация), Лучшая операторская работа (награда), Лучший художник-постановщик (награда).

  • Факт третий
Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) - название последней книги Нового Завета. В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мертвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно.

  • Факт четвертый
Синдром Аспергера является одной из форм психического расстройства, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Характерными чертами синдрома Аспергера являются: социальная наивность, чрезмерная правдивость в сочетании с нормальным либо высоким интеллектом. Страдающие синдромом не воспринимают шутки и сарказм. Среди людей с этим синдромом гораздо чаще встречаются злоупотребление алкоголем, агрессивное поведение, суицидальные мысли, самоубийство. Симптомы: трудности с «контактом глаз» (очень мало смотрят в глаза, так как это эмоционально перегружает индивида); навязчивые и/или пугающие мысли, от которых больной пытается избавиться с помощью успокаивающих действий-ритуалов; мизофобия (страх загрязнения, при котором каждое соприкосновение с «грязными» предметами вызывает дискомфорт и как следствие избыточно частое мытье рук); арифмомания (иррациональная потребность подсчитывать предметы).

Исторические личности, возможно имевшие синдром Аспергера:
физик Альберт Эйнштейн,
физик Исаак Ньютон,
экономист Вернон Смит (лауреат Нобелевской премии),
режиссер Стивен Спилберг,
художник Энди Уорхол,
натуралист Чарльз Дарвин.

Людям с синдромом Аспергера может не хватать социального познания, но одновременно они могут оценить то, что не замечает остальной мир.

  • Факт пятый
«Lose Yourself» («Потерять себя») - песня Эминема (Eminem), признанного в результате голосования на сайте журнала Vibe лучшим рэпером за все время существования хип-хопа. Парадокс в том, что Eminem единственный белый рэпер, получивший мировую известность. Песня была выпущена в 2002 году в сборнике 8 Mile (OST) как саундтрек к имеющему автобиографичные мотивы фильму «8 миля» (8 Mile), в котором Eminem сыграл главную роль. Мотивы песни и фильма близки каждому у кого был шанс изменить свою жизнь, кто был честен перед собой, кто надеялся, сомневался и все же обрел жизнь в подлинном творчестве. Позднее Lose Yourself была переиздана на альбоме лучших хитов Eminem’а Curtain Call: The Hits. За эту песню он получил множество наград, в том числе и Оскар в 2003 году в номинации «Лучший саундтрек». Песня возглавила Billboard Hot 100, также заняла 166 позицию в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone.

Награды:

  • Оскар (2003 год),
  • Золотой глобус (2003 год),
  • Грэмми (2003 год),
  • Кинонаграда MTV (2003 год),
  • BMI Film Music Award (2003 год),
  • Most Performed Song from a Film (2003 год),
  • Critics Choice Award (2003 год),
  • Teen Choice Award (2003 год),
  • ASCAP Award (2004 год).
  • Факт шестой
«Краткая история времени» - научно-популярная книга о природе пространства и времени, черных дырах, о том, откуда взялась Вселенная, как и почему она возникла, каков будет ее конец, если вообще будет. Ее автор Стивен Уильям Хокинг является, пожалуй, единственным живущим в настоящий момент физиком-теоретиком, известным широкой общественности. Практически всю жизнь он неизлечимо болен, давно потерял способность говорить и почти полностью парализован. Он общается с внешним миром через подключенный к телу компьютер. Калека, с точки зрения большинства людей, Хокинг считает, что человек не является венцом эволюции и должен совершенствоваться с помощью научно-технических средств (киборгизация, генотерапия и др.), также он убежденный атеист и пытается научно доказать невозможность существования Бога. Основная область исследований Хокинга - космология и квантовая гравитация. Основное достижение - популяризация науки. Его главной книге уже почти четверть века, а она остается бестселлером и сегодня, так как написана живым языком фактически без единой формулы и рассчитана на обыкновенного читателя.
  • Факт седьмой
«Mr. Brainwash» или «Мистер Мозгоправ» - псевдонимы Тьерри Гетта (фр. Thierry Guetta), бывшего торговца подержанной одеждой и любителя видеосъемки, одного из самых продаваемых и богатых современных художников, ставшего таковым, предположительно, в результате общения с лучшими представителями стрит-арта, такими как Бэнкси, Шепард Фейри и другими. Его первая выставка под названием Life is Beautiful прошла в Лос-Анджелесе 18 июня 2008 года. В 2010 году Phillips de Pury & Company Contemporary Art Sale провело в Лондоне аукцион, Mr. Brainwash был представлен двумя «уникальными» работами: в стиле портретной живописи была показана модель Кейт Мосс, а следами художника стали несколько мазков кисти и брызги от красной, розовой, и белой краски - и всё это на золотом фоне. На другом холсте на фоне стены с надписями был изображен Альберт Эйнштейн. В итоге работы продали за цену большую, чем составляла предаукционная оценка. Конечной ценой были примерно $67 000 и $120 000 соответственно.

Предполагаемая история творческого становления Mr. Brainwash показана в фильме «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop, Banksy, 2010).

Художественные работы, приписанные Тьерри, настоятельно подражают стилям известных уличных художников. Он использует известные изображения, многие из которых защищены авторским правом, при этом постоянно изменяет оригиналы разными способами, действуя через специально нанятых помощников, которым он описывает свои идеи. Например, один из наиболее характерных приемов - преобразование в штрих-код известного иконографического произведения.

В свете всего вышеописанного феномен «Мистера Мозгоправа» выглядит удивительным результатом неспособности современного человека отделить подлинное искусство от наглой конъюнктуры.

  • Факт восьмой
Закон Королевства Норвегия об огнестрельном оружии и боеприпасах от 01.04.1963, последние изменения от 28.12.2009.

Глава 2. Приобретение оружия § 7

Тот, кто хочет купить или иным образом приобрести огнестрельное оружие или части оружия, должны иметь разрешение от начальника полиции... Разрешение может быть выдано только трезвым и надежным людям, имеющим серьезную причину для владения огнестрельным оружием, в случае отсутствия таких причин разрешение не может быть выдано...

Глава 8. Штрафы и санкции § 33

Любой человек, который умышленно или по грубой неосторожности нарушает положения, предписанные настоящим Законом, наказывается штрафом или лишением свободы на срок до 3 месяцев... Незаконный ввоз, продажа, приобретение или хранение огнестрельного оружия или боеприпасов, карается штрафом или лишением свободы на срок до 2 лет... При принятии судебного решения о преступлении особое внимание обращается на то, каким именно оружием преступление совершено, также учитываются мотивы преступления, в том числе социально опасные мотивы... Соучастие наказывается таким же образом.

  • Факт девятый
Правда - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

  • Факт десятый
Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и ее анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена

КТО ВЫ, ГЕДДА ГАБЛЕР?

– В кого ты стреляешь, Гедда?
– Я просто убиваю время!

Для меня «Гедда Габлер» – абсолютно «чеховская» пьеса. Разве что – написанная другим драматургом. Так бывает – неожиданно у разных авторов оказывается много общего. Есть какая-то странность в этом ибсеновском женском образе, и непонятность эта самоубийством героини только усугубляется. Если жизнь проистекает (произрастает) не по твоим лекалам – достаточный ли это повод для того, чтобы покончить с собою? Сходство «Гедды Габлер» с «Чайкой» Чехова заключается не только в большом количестве неизлечимых любовных треугольников, но и в большом количестве не очень мотивированных самоубийств. Это нечто на грани: Треплев мог как покончить с собой, так и жить дальше. То же самое с Геддой Габлер. Маленький проигрыш – не повод для расставания с жизнью. Можно ведь, в конце концов, попытаться взять у судьбы реванш. Но великие писатели на то и гении, чтобы настоять именно на таком, не очень сценичном, финале. И в этом плане «Чехов из Норвегии» ничем не уступает своему русскому коллеге.

На примере пьесы Ибсена хорошо заметно, что великая русская литература середины и конца ХIХ века окружена сходными писательскими исканиями западных авторов. В «Гедде Габлер», с одной стороны, изображена роковая женщина, что роднит эту пьесу с «Идиотом» Достоевского. С другой стороны, почти все герои пьесы Ибсена мучаются неразделённой любовью, что роднит её с уже упомянутой «Чайкой». Но это ещё не всё! Здесь ещё и местный Моцарт (правда, не по музыкальной, а по учёной части) соперничает с норвежским Сальери. А ещё театральные критики сравнивают Гедду Габлер по непостижимости и немотивированности поступков ни много ни мало с Гамлетом Шекспира. Может ли русский зритель пройти мимо такой пьесы? Конечно же, не может!

В последнее время много говорят о кризисе театра. И такой кризис действительно существует. Выражается это в том, что режиссёры из кожи вон лезут, чтобы потрафить малообразованному зрителю и привлечь его таким нехитрым способом в театр. В двух московских постановках «Гедды Габлер», которые я смотрел, спектакль театра им. Моссовета с Сергеем Юрским и Натальей Теняковой смотрелся намного солиднее, это ведь ставилось ещё в советское время. Там ещё был шикарный, импрозантный Эйлерт Левборг в исполнении блистательного Геннадия Бортникова. А вот в относительно недавней постановке Театра на Таганке Гедде Габлер приписали даже лесбийские наклонности, что является полным вздором, уводящим в сторону от реальной проблематики пьесы. Я неоднократно ловил себя на мысли, что режиссёр Гульнара Галавинская некоторыми своими «находками» просто мешает мне слушать Ибсена. Хотя, справедливости ради, должен сказать, что есть в спектакле и удачные режиссёрские находки. То есть дело не в отсутствии таланта у современных постановщиков. Вся беда в потакании современного театра вкусам черни.

Но я немного отвлёкся. В чём же заключается феномен Гедды Габлер? Часто говорят о том, что недолюбленность в детстве потом кардинальным образом сказывается на взрослой жизни. Но «перелюбленность», избалованность влияют на характер человека не меньше. Сам Ибсен говорит, что Гедда – «особенная». Мне кажется, Гедда – особа взбалмошная и чересчур эмансипированная. В 19 веке такой тип женщины был ещё в диковинку. Образ мыслей Гедды маргинален и ни на кого не похож. Например, о самоубийстве Левборга она говорит, что «в этом есть красота». Некоторые её воззрения просто чудовищны, с точки зрения морали. Она высказывает их прямо, открыто, не таясь. И нет ощущения, что она «запуталась» в своей жизни. Может быть, это происходит потому, что у неё нет ничего, чем она дорожила бы. Она не дорожит ни мужем, ни семьёй, ни дружбой, ни любовью. Всё это для неё не более, чем элемент игры. В ней нет ничего святого. Но, по большому счёту, нет и дьявольского. Она просто играет в жизнь сама с собой. Такой её сделали родительское воспитание и «безмужье». Рядом с ней нет настоящего мужчины, все эти учёные мужи, занятые только своей наукой, не в счёт. Но верно и обратное. В характере Гедды явно прослеживается стремление доминировать над влюблёнными в неё мужчинами. Дочь генерала, она ведёт себя с ними по-мужски. С мужчинами по-мужски, с женщинами – по-женски: коварно. Поэтому так трудно представить рядом с Геддой доминирующего мужчину. Она ведь хочет ни много ни мало «держать в своих руках судьбу человека». Гедда – великий провокатор. Её реплики и действия всё время провоцируют. Да, пожалуй, в ней есть что-то от Хулио Хуренито, героя романа Эренбурга. Это её забава и единственное развлечение – быть тайной пружиной происходящего. Она пытается «руководить» проистекающей вокруг жизнью, но терпит поражение и добровольно уходит в «отставку».

НЕПРИМИРИМАЯ

У Ибсена Гедда Габлер больше, чем просто эксцентричная героиня. Это какое-то иное, на своём оголённом нерве, переживание действительности. Она пробует быть как все, выходит замуж, но всё в ней вдруг восстаёт против необходимости быть женой и матерью. Как странно это ни прозвучит, Гедда – это протест героического мироощущения против пошлости окружающего мира, включая и так называемую семейную жизнь. Она живёт в другом мире ценностей и не может резко перестроиться на банально-общечеловеческое. Почему она такая – «не такая, как все»? Я не знаю. Это какая-то болезненная чистота, которая очень агрессивна в своём неприятии «грязи» окружающего мира. Это красота, которая не спасает мир, а, наоборот, творит произвол. Если бы в этом норвежском городе, где происходит действие пьесы, происходили какие-нибудь революционные волнения, мы наверняка бы увидели Гедду в рядах революционеров. А, может быть, даже террористов. По своему мышлению Гедда – потенциальная террористка. Таких молодых женщин в наше время пытается завербовать ИГИЛ. Им ничего не стоит убить себя или других. Главное – чтобы это происходило «красиво», как на картинке. Современная Гедда наверняка бы прыгала от счастья и хлопала в ладоши, наблюдая, как самолёты прошивают башни-близнецы Нью-Йорка. Сентябрьские американские теракты 2001 года были спланированы и осуществлены людьми схожего с Геддой образа мыслей.

Творчество любого писателя нельзя рассматривать отдельно от контекста эпохи. В этом отношении «Гедда Габлер» является ещё и реакцией норвежского драматурга на засилье декадентских течений в современной ему западной литературе. А главную героиню пьесы можно смело назвать «декадентом в юбке». Настоящее в пьесе Ибсена соседствует и контрастирует с «ненастоящим»: нелюбовь Гедды с любовью Теа, посредственность Тесмана с гениальностью Левборга. Но даже эти характеристики не абсолютны, они склонны к миграции. По ходу пьесы мы замечаем, что Теа не столько любит как женщина, сколько любит вдохновлять мужчин на творчество и в этом видит своё призвание. Она не столько женщина, сколько муза. «Посредственный» Тесман, очень смешной со своей любовью к домашним тапочкам, на самом деле очень крепкий учёный, который живёт в мире своих научных исследований и редко выходит за его пределы. И «Сальери» – Тесман пребывает в полном восторге от творчества своего Моцарта – Левборга. Только однажды – совсем ненадолго – в нём шевельнулось нечто вроде зависти. И то, убеждён, это была белая зависть. Не случайно после кончины Левборга Тесман заявляет о решимости попытаться восстановить по черновикам выдающуюся работу коллеги. Он – настоящий подвижник. И, может быть, самая симпатичная фигура в пьесе Ибсена.

В конечном итоге, в мире, как правило, выживает то, что не склонно к экстравагантности или гениальности, породнившейся с пороками. Выживает трудолюбивая посредственность, вдохновлённая музой. Рядом с учёным (поэтом, музыкантом et cetera), чтобы он был успешным, должна быть женщина, которая не станет тянуть одеяло на себя, а, наоборот, сможет встроиться в жизнь талантливого человека таким образом, чтобы это был тандем, а не соло. Яркая маргинальность, вроде Гедды Габлер, по большому счёту, не жизнеспособна. Может быть, именно поэтому автор и «убивает» её в финале пьесы.

СГОРЕВШИЕ РУКОПИСИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Никто из героев пьесы не может постигнуть истинных мотивов поступков Гедды. Они просто ставят в тупик и вызывают headache (головную боль). Hedda – headache. А ещё Ибсен в своей пьесе словно бы предвосхищает Михаила Булгакова. Да, да, речь идёт о рукописях, которые «не горят». Пьяный Эйлерт Левборг настолько безответствен, что теряет в гостях рукопись своей жизни. Почему это происходит? Стечение обстоятельств. Он жаждет поддержки со стороны Тесмана, понимая, что только специалист может по достоинству оценить его творение. И в этом плане Тесман был лучшим слушателем. Но Левборг пьян. Ему нельзя пить. Он «развязал», умело спровоцированный Геддой. Думаю, любовь Гедды была ему важнее гениальной рукописи, о которой Тесман говорит, что «это, может быть, лучшее, что было когда-либо написано человеком». Я не возьмусь утверждать, что любовь к женщине оказалась у Левборга сильнее любви к науке. Но любовь к Гедде оказалась важнее, она напрямую влияет на его труды, он не может без неё жить. Это какая-то роковая предопределённость, вроде страсти Рогожина к Настасье Филипповне у Достоевского. И, зная об этом, Гедда словно бы издевается над его чувствами. Опьянев, он теряет свою драгоценную рукопись. И здесь важно понять, где именно он её теряет. Если в доме у асессора, это одно. Если же на улице, это совсем другое. В одном случае подобравший рукопись Тесман – почти вор. В другом – спаситель сокровища. Авторы знаменитой экранизации пьесы, где Гедду играет Ингрид Бергман, трактуют этот эпизод как почти воровство. И сама рукопись в этом фильме – это листки, отпечатанные на пишущей машинке. Но как же велико искушение присвоить плоды чужого труда! И оно тем сильнее, чем беззаботнее относится к нему автор рукописи, Эйлерт Лёвборг.

Когда я пришла сегодня в театр имени Пушкина и нам сказали, что покажут только первый акт спектакля "Гедда Габлер", я думала, что всех убью, потому что вовсе не собиралась смотреть кусочек спектакля. Я не фотограф, я не могу оценить постановку, увидев лишь ее половину. Но через час я готова была организаторов целовать. Спасибо, огромное спасибо, дорогие мои, что я потратила на это недоразумение лишь час своей жизни. А ведь могла потерять в три раза больше. Понимаете, есть старые пьесы, которые вполне можно перенести на современную почку. Баз Лурман это вполне доказал, ибо подростки и сейчас совершают самоубийства из-за любви. А есть пьесы, которые перенести нельзя, ибо мир изменился и проблемы, поставленные в них, нынче не актуальны. Режиссер А. Шульев решил, что историю генеральской дочки Гедды можно ставить в реалиях наших дней. Так вот, нельзя. Ибо пьеса эта - о положении женщины в обществе. А оно за 100 лет кардинально изменилось. Так что ходит Гедда по сцене и мучается фигней, которая сейчас уже не может существовать. Эту пьесу надо играть в корсетах и длинных платьях. Так чтоб мундиры, аксельбанты, перья на шляпах и пр. А не в кроссовках, пиджаках и солдатских ботинках. В общем, получилось крайне скучно, невнятно и невразумительно.

К вопросу о ботинках. Только я собралась было сказать хорошее слово о художнике по костюмам М. Яцовскисе, как поняла, что не могу. С какого перепуга Гедда дома носит говнодавы? Нет, это очень хорошая обувь. У меня берцы тоже есть. Да, из военного магазина. Слава богу, их на 39 размер делают. Использую, чтобы добраться до дачи, когда погода такая, что приходится одеваться по принципу "Танки грязи не боятся". Но чтоб это добро дома носить... Это хорошо надо с головой не дружить и сильно ноги не любить. Нет, я понимаю, что тем самым хотели сказать. Была задумка выделить героиню. Но с таким же успехом ее можно было в королевскую мантию завернуть: так же нелепо, так же не к месту. Если что у Ибсена ремарка звучит так: "Одета со вкусом, в свободное утреннее платье.". То есть, одета к месту и не вызывающе. А тут?

ЙОРГЕН ТЕСМАН: Алексей Воропанов
ГЕДДА ТЕСМАН (ГАБЛЕР): Александра Урсуляк
ЮЛИАНА ТЕСМАН: Наталья Николаева
ТЕА ЭЛЬВСТЕД: Анна Бегунова
СУДЬЯ БРАКК: Борис Дьяченко
ЭЙЛЕРТ ЛЕВБОРГ: Александр Матросов

Играют отлично все, все же театр с именем. Кроме Александры Урсуляк. Она переигрывает и крайне нелепо декламирует там, где этого делать не нужно. Вот представьте: смотрите вы постановку, в которой играют очень академически, прямо по Станиславскому. И только одна героиня мечется по сцене, делает какие-то странные движения и едва не подвывает к месту и не к месту. Я могу допустить лишь две ситуации, когда такое могло произойти: актриса не умеет играть (но об Урсуляк, закончившей в 2003 школу-студию МХАТ это вряд ли можно сказать), либо такова задумка режиссера, но тогда встает вопрос: зачем? Выглядело это так, как будто рядом с нормальными людьми бегает пациентка, сбежавшая из психушки. У Гедды, конечно, характер сложный, но не настолько же. Я не поняла, зачем понадобилось делать из Гедды то ли идиотку, то ли дурно воспитанного человека, то ли наркоманку, которая не осознает своих поступков. Что за странный эпизод со специально испорченной шляпой тетушки Юлианы?

В общем, плюсов у спектакля я не нашла. Точнее, они были, но все затмила ужасающая режиссура. А при таком раскладе спектакль смотреть невозможно, будь там трижды прекрасные актеры и интересные костюмы.

Уважаемые представители PR-служб театров, пожалуйста, сообщайте, если вы намерены показать лишь часть спектакля. Потому что, повторю еще раз, я не фотограф, мне нужно оценить постановку целиком. В данном случая то, что я увидела меня вовсе не впечатлило и ничего хорошего написать не могу. Возможно, положение спас бы второй акт, хотя в чудеса я перестала верить лет в 10. Но вдруг?

Гедда Габлер

ГЕДДА ГАБЛЕР (норв. Hedda Gabler) - героиня драмы Г.Ибсена «Гедда Габлер» (1890). Ключ к пониманию образа содержится в заглавии пьесы. ГГ., прежде всего, дочь своего отца, генерала Габлера, который, по-видимому, в отличие от всех прочих окружающих ее мужчин, был незаурядным человеком. Она бы хотела стать такой, как он. Но женская несвобода ей мешает: не только в широком социальном контексте - сфере, куда ее бессознательно тянет, но и в частном, личном. ГГ. могла бы выбрать своим девизом «Noli me tangere» - «Не тронь меня». Она из тех, кому органически отвратительно не только физическое, но и душевное человеческое «прикосновение», даже если речь идет о мужчине, в которого, как ей самой кажется, она влюблена, - Эйлерте Левборге. Все земное для нее пошло и уродливо. Ей необходима красота. Она ищет героя, которого, конечно, нет в уютно-мещанском мире ее окружения. Став женой Тесма-на, она попадает в ловушку ситуации семейной жизни - родственники, гостеваний, возможная беременность. Но жизненное амплуа Г.Г. - трагическая героиня. Во всяком случае, ненависть ее к агрессивно-вещному миру - трагедийных, античных масштабов. Она и поступает, как одна из классических античных героинь - Медея. Г.Г. кончает жизнь самоубийством, убивает не только себя, но и нерожденного ребенка. Это месть миру мужчин, сконцентрированному в Тесмане, который совсем не Язон, но месть ему так же страшна - умерщвление потомка. Но Г.Г еще убивает и «дитя» Левборга - уничтожает его рукопись, созданную с другой женщиной, ненавистной Tea. Сам Левборг для нее недоступен. Поэтому один из пары пистолетов (деталь, по-чеховски неотвратимо сопровождающая Г.Г. до конца пьесы) предназначен Лев-боргу для самоубийства, на которое тот не пошел и погиб лишь случайно. Г.Г. - разрушительница не только мужского мира. Меньше всего в ней феминистских умонастроений. Подлинные женщины, такие, как Tea с ее пугливой женственностью, пушистыми кудрявыми волосами, ей отвратительны почти физически. В себе самой ей тоже невыносима женщина. Ее она и убивает, использовав второй пистолет.

Лит.: Andersen Butenson H. Наг Ibsen i Hedda Gabler skildret virkelige kvinder? Kristiania, 1891; Nurtham). The Substance of Ibsen’s Idealism // Contemporary Approaches tj Ibsen. Oslo, Bergen, 1966. P. 9-12; Host E. Hedda Gabler: En monografi. Oslo, 1958.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Современная, провокационная режиссерская трактовка пьесы родоначальника новой драмы (конца XIX — начала XX веков) Г. Ибсена.

Одна из основных тем драматурга — столкновение иллюзии и действительности — тема вечная. Гедда — красивая, самолюбивая женщина, от природы свободная, и тотально скованная — не только происхождением, положением, воспитанием и условиями жизни, но изнутри, там, где она сама себя скрутила. Итог — безысходное положение: тиски, одиночество, крах попыток найти собственные ценности — этические, эстетические — для Гедды это некая надуманная красота, которую она пытается навязать окружающему ее миру. Положение, в котором тонет ее естество, нивелируется личность, ведет героиню к обыкновенному вызову обществу. И жажда жизни, свободы, непримиримость — все реализуется единственно возможным для нее трагическим и нехитрым способом.

Для режиссера эта пьеса — возможность предложить зрителю экстремальное сценическое решение.
Для актрисы Ирины Линдт Гедда Габлер — знаковая и желанная роль, на которую надо иметь право отважиться.

Продолжительность спектакля — 2 ч 15 мин, без антракта
18+



Гульнара Галавинская

Режиссер-постановщик Гульнара Галавинская была приглашена в Театр на Таганке Валерием Золотухиным. Выбор пьесы для постановки Валерий Сергеевич предоставил ей.
Гульнара Галавинская окончила Высшие режиссерские курсы Романа Виктюка в 2006 году, в 2010 — Театральное училище им. Щукина, режиссерский факультет, мастерская Александра Михайловича Поламишева.
Первой по окончании режиссерских курсов постановкой Гульнары Галавинской стал спектакль «Александр Блок» в Московском Областном театре юного зрителя. Когда началась реконструкция, спектакль не прекратил своего существования, его пригласили в Музей «Серебряного века» (дом Брюсова), и несколько лет «Александр Блок» шел с большим успехом на музейной площадке.
В основу постановки легли две линии: стихи Блока, посвященные Любови Менделеевой и пьеса «Балаганчик», в которой, судя по переписке Менделеевой, поэт вывел себя в образе Пьеро, ее - в образе Коломбины, и в образе Арлекино — Андрея Белого. Режиссер ставила спектакль по письмам Менделеевой и стихам Блока в соединении с музыкой Шнитке. Она выстроила драму знаменитого трагического любовного треугольника, и до сих пор считает этот спектакль своей лучшей работой.
Гульнара Галавинская — своего рода театральный подвижник, самоотверженно прокладывающий свою сценическую тропу, человек, который все время трудится, ищет, учится, совершенствуется, открывает для себя новое, углубляется в это новое, постигает его творчески, осмысляет и неустрашимо старается воплотить. Маленькая, хрупкая и очень целеустремленная женщина с мужской профессией, энергичная и твердая в осуществлении собственной идеи.
Ни для кого не секрет, насколько тернист этот путь, тем более, когда все приходится делать самому, самой — от поиска площадки до полной организации постановочного процесса. Надо быть одержимым профессией, безоглядно верить в себя, верить в зрителя, в удачу, а в помощь тебе — зато помощь эта бесценная — только автор, которого ты выбрал, и в общении с которым провел много ночей и дней, идя к пониманию.
Сейчас в Москве идут несколько постановок Гульнары Галавинской. Например, в театре Луны можно посмотреть два спектакля: «Дориан Грей» по О. Уайльду — постановка, в которой режиссер объединила знаменитый роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» с его «Тюремной исповедью», получилась необычная собственная трактовка; и «Орфей и Эвридика» — спектакль по мотивам драмы Ж. Ануйя «Эвридика» — тоже в оригинальной сценической версии Г. Галавинской.
В «Другом театре» третий сезон идет «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, одна из наиболее сложных режиссерских работ Галавинской.
В качестве педагога Г. Галавинская поставила в ГИТИСе два дипломных спектакля по Шекспиру: «Сон в летнюю ночь» и «Отелло». Три года она возглавляла свою театр-студию, в которой работала и с детьми, и с взрослыми, поставила несколько спектаклей, в числе которых поэтический спектакль по поэтам Серебряного века и «Дом Бернарды Альбы» Гарсия Лорки. Были еще работы в других городах, другие авторы.
Посмотрев спектакль «Орфей и Эвридика», Валерий Золотухин пригласил Гульнару в Театр на Таганке. Сейчас репетиции спектакля «Гедда Габлер» Г. Ибсена в женской и при этом острой режиссерской трактовке подходят к завершающему этапу.