Где престол сатаны. Престол сатаны. Большой фриз алтаря

За всю историю накопились тысячи тайн, которые окружали и поныне это делают большинство греческих островов и материковую часть Греции. Одни из них раскрыты, а другие так и манят историков и археологов, простых обывателей, которым интересно ворошить прошлое.

Все началось много веков тому назад, когда кельтские племена вторглись из Европы в малую Азию. Очередной жертвой стало небольшое богатое государство Пергам. Много дней и ночей пергамская армия держала оборону. Это у них получилось, войска под руководством Аттала I наголову разгромили галатов.

В честь великой победы жители города Пергама возвели алтарь Зевса, по обе стороны от которого были рельефы с изображением богов и гигантов, между которыми случилась битва. Это изображение стало символом мужества и великой веры в победу. Алтарь стал символом торжества справедливости, борьбы добра и зла, великого разума и грубой силы, напоминание потомкам о том, как их предки боролись с галатами за независимость их страны.

В центре алтаря возвышалась фигура Зевса. В ней было все — величие и сила, воинственная страсть и почти животная сила в борьбе с гигантами. Возле Зевса стоит Афина, рядом сражается бог солнца Гелиос и его верный друг и помощник Геракл.

Шло время, в начале I века до н. э. Пергам завоевали римляне и вывезли из этой страны много скульптур, но город продолжал развиваться до тех пор, пока не пал под натиском арабов. После разрушение продолжали византийские захватчики, потом турки, которые превратили город в руины.

В древности вокруг Пергамского алтаря распространялась дурная слава, а в XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь по преданиям был объектом поклонения языческих сект и на нем совершались жертвоприношения.

Новая информация об алтаре появилась в 1864 году, когда во время строительства дороги немецкий инженер Карл Хуманн на восточной окраине города нашел две крепостные стены и от рабочих узнал о проклятиях богов, настигающих всех, кто пытается нарушить покой духов.

Одни считали, что в горе живут дьяволы и охраняют древние камни. Другие твердили, что языческие дьяволы по ночам выходят наружу и содрогаются в пляске. Третьи считали гору волшебной, а по преданию в ней прятались боги древней языческой страны. Полученная информация давала понять, что здесь когда-то был древний город, о котором все забыли, и пришло время о нем вспомнить.

Оказалось, что холм скрывает древний Пергам и знаменитый алтарь. Восстановительные работы позволили открыть миру фризы и колонны алтаря Зевса.

    Столица греческой Фракии. Комотини

    Маслины-как их готовить?

    В этой статье, я постараюсь описать наиболее распространенные способы приготовления столовыx маслин. Чёрные маслины в рассоле. Собраем маслины когда они созреют, т. е. как только приобретут черноватую кожицу и крепкую мякоть. Промываем маслины тщательно для удаления всех чужеродных веществ и помещаем в деревянный или пластмассовый горшочек, добавляя туда рассол.

    Метеоры. Монастыри в Греции

    Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке.

    Из истории Спарты - города воинов

    Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

    Международные фестивали Греции

    В Греции ежегодно проводится множество фестивалей международного уровня, которые приглашают участников и зрителей окунуться в волшебные миры всех сфер культуры: театра, кино, музыки, танца. Самые известные международные фестивали, которых проходят в Греции, мы рассмотрим в нашей статье. Салоники: международный кинофестиваль Самый крупный кинофестиваль в юго-восточной Европе – это, несомненно, международный кинофестиваль в Салониках. На нем не только можно ознакомиться с новейшими кинокартинами греческих режиссеров, но и посмотреть творения молодых представителей кинематографа из разных стран. Это самый старый кинофестиваль на Балканском полуострове, впервые он был проведен в 1960 году в виде «Недели греческого кино». В дальнейшем кинофестиваль в Салониках превратился в международный лишь через 32 года – в 1992 году. Именно на этом фестивале большинство европейских молодых режиссеров представляют вниманию зрителей свои первые киноленты. Кинофестиваль в Салониках специализируется в основном на новаторском современном кино.

Самым выдающимся экспонатом античной коллекции является Пергамский алтарь, в честь которого и назван музей. Алтарь украшен грандиозным фризом с изображением битвы богов с гигантами.

Так выглядит Пергамский алтарь в зале музея (фото из Википедии)

Около 180—159 годов. до н. э. Мрамор. Основание алтаря 36,44 × 34,20 м

Что же представляет собой этот алтарь, почему он так называется и как он попал в музей в Берлине? Вот это я и хотела выяснить уже после того, как увидела его воочию. Интернет и Википедия помогли мне в этом.

Пергам — античный город у побережья Малой Азии (ныне территория Турции), бывший центр влиятельного государства династии атталидов. Основан в 12 в. до н. э. выходцами из материковой Греции.

Здесь - очень интересная статья Н.Н.Непомнящего о том, как образовался этот город, каким он был и что с ним случилось. http://bibliotekar.ru/100velTayn/87.htm

В память о великой победе над варварским племенем, которое называлось "галаты" (в некоторых источниках - галлы), пергамцы воздвигли посреди своей столицы города Пергама алтарь Зевса - огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков.

Рельеф, с трех сторон окружавший помост, был посвящен битве богов и гигантов. Гиганты, как гласил миф, - сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног, — однажды пошли войной против богов.

Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Эта борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

В Пергаме это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины. Постройка состояла из поднятого на пятиступенчатом фундаменте цоколя, в западной стороне которого была врезана открытая лестница шириною 20 м. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем — алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36 × 34 м покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м и длиною в 120 м покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Зубчатый карниз завершал верхний край фриза.

Легенда рассказывает, как гиганты, сыновья богини земли Геи, решились однажды напасть на Олимп и свергнуть власть богов. По предсказанию оракула, в этой борьбе боги могли бы победить только в том случае, если бы на их стороне выступил смертный человек. Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены, призван к участию в битве.

Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и совершенно особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря. Создатели алтаря как будто стремились придать картине единоборства богов и гигантов вселенский характер, на всем протяжении фриза не остается ни одного отрезка скульптурного пространства, не вовлеченного в активное действие ожесточенной борьбы.
Алтарь с его прославленным фризом явился памятником независимости Пергама. Но пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством.

Вот как описывает М.Л.Гаспаров в своей книге "Занимательная Греция" эти события:

Это был неприступный город на крутой горе, где когда-то царь Лисимах сложил свои сокровища и оставил при них верного человека из рода Атталидов. Лисимах погиб, Атталиды стали князьями Пергама, обстроили его на Лисимаховы деньги прекрасными храмами и портиками, завели вторую в мире библиотеку с ее пергаментными книгами. Пергамские богатства не давали покоя галлам: они двинулись войной на Пергам и были разбиты князем Атталом. И эта победа была увековечена по-царски: сын Аттала Евмен воздвиг в Пергаме небывалой величины алтарь с надписью «Зевсу и Афине, даровательнице победы, за полученные милости». Это была постройка величиной в половину Парфенона; поверху шла колоннада, окружавшая жертвенник, к которому вела лестница в двадцать ступеней высоты и двадцать шагов ширины, а понизу шел рельефный фриз высотою в рост человека, бесконечной полосой огибавший здание, и на этом фризе изображено то же, что было выткано на покрывале парфенонской Афины, — борьба богов с гигантами, победа разумного порядка над неразумной стихией. Здесь схлестываются руки, выгибаются тела, простираются крылья, извиваются змеиные туловища, мукой искажаются лица, и среди теснящихся тел вырисовываются могучие фигуры Зевса, мечущего молнию, и Афины, повергающей врага. Таков был Пергамский алтарь — все, что осталось нам от галльского нашествия.

Этот фрагмент фриза изображает Борьбу Афины с Алкионеем .

(Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря).

Афина - дочь Зевса. Надпись на карнизе сообщает нам ее имя. Богиня одета в широкий пеплос, подпоясанный двумя змеями. Амулет с головой Медузы Горгоны, отгоняющий злые силы, помещен на левой груди Афины. Вооруженная большим круглым щитом, она держит его так, что нам видна его внутренняя сторона. Богиня вступила в борьбу с крылатым гигантом — Алкионеем, схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Мучимый нестерпимой болью, юноша протягивает левую руку и левую ногу навстречу матери, Геи. Глазами, полными скорби, умоляет она Афину пощадить любимого сына. Но змея уже впилась своими смертоносными зубами в тело гиганта, а к Афине уже летит богиня победы Ника и венчает ее лавровым венком.

Это фрагменты фриза алтаря, которые я сфотографировала в музее

Что же случилось с алтарем Зевса в Пергаме?

Об этом написала в журнале №11 "Вокруг света" за ноябрь 2006 года Анастасия Рахманова:

Пергамское царство пало, храмы были разрушены, фриз разбит.
Более полутора тысяч лет пролежали его обломки в глинистой земле неподалеку от города Пергам (современная Бергама) на территории Турции. Местные жители потихоньку откапывали куски старого мрамора, чтобы пережечь их на известь в меловых печках. А в 1878 году в Пергам прибыла экспедиция немецких археологов под руководством инженера Карла Хумана. За несколько сезонов раскопок она изъяла из-под земли мощные колонны древнего храма. Разбитые куски фриза — руки, ноги, головы и хвосты титанов — сложили в деревянные ящики и отправили в Берлин. Причем, как не устают повторять немцы, с персонального дозволения тогдашнего султана.

Кстати, рыская по разным сайтам с целью получше разобраться, что именно я видела в музее Пергамон, я обнаружила, что пергамент тоже родом из Пергама, и вот немного о нем из сайта
http://maxbooks.ru/parchment.htm

П ергамент - материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.

При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.

Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи. Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.

А в Википедии указано, что алтарь был разрушен землетрясением.


Не менее бурно, чем Александрия Египетская, развивались другие эллинистические города, особенно те, которые имели выход к морю. В Малой Азии вырос город Пергам, названный так от местного слова в значении «город». Холм, на котором он находился, был на берегу судоходной речки Селинус. В начале IV в. до н.э. этим холмом владел некий Гонгил из Эретрии, а после завоевания Александра оказался во власти некоего Филетера. Будучи доверенным лицом одного из полководцев Александра, он сумел присвоить его казну. Этого было достаточно, чтобы город Пергам в Малой Азии, где укрепился вор, стал столицей небольшого царства. Преемники Филетера унаследовали его ловкость. Они умело лавировали между могущественными соседями. На их долю выпало тяжелое испытание - нашествие варварских полчищ галлов, создавших рядом с ними свое государство. Ценою невероятных усилий их удалось отбросить.

Царь Пергама, Эвмен II, прозванный за избавление от нашествия галлов Спасителем, в ознаменование победы украсил столицу мраморными колоннадами и дворцами. На западной стороне городского холма был сооружен монументальный алтарь. Павсаний, к несчастью для истории искусств, не посетил Пергама. Лишь в сочинении позднего автора Луция Ампелия «Памятная книжица» имеется единственная во всей античной литературе фраза, относящаяся к алтарю: «В Пергаме находится большой мраморный алтарь 40 футов высоты с мощными скульптурами, изображающими битву с гигантами». Кроме того, сохранилась запись византийского царевича Феодора Ласкариса, побывавшего в Пергаме в XIV в.: «Все здесь исполнено царственного величия, стены ни с чем несравнимые по своему великолепию, возносятся к бронзовым небесам». Этим и ограничивались бы наши сведения об одном из чудес света, если бы не удалось отыскать остатки алтаря и его скульптурных украшений.

В ряду европейских археологов и искусствоведов, много сделавших для изучения этого выдающегося памятника античного искусства, первое место занимает Карл Гуманн (1839-1896). Он мечтал стать архитектором и изучал архитектуру в Берлинской академии. Болезнь заставила его прервать занятия и отправиться по совету врачей для поправки здоровья на остров Самос (1861). В Константинополе визирь Фуад-Паша заинтересовал Гуманна проектом постройки новой дороги через Западную Малую Азию и дал ему ответственное поручение составить ее трассу. Это и привело Гуманна в 1864 г. в турецкий городок Бергама, сохранивший имя древней столицы Пергамского царства.

В 28 км от Эгейского моря при слиянии речек Селинуса и Кетиоса возвышался холм с живописными руинами. Гуманну бросились в глаза копошащиеся в них человеческие фигурки. Это были рабочие, занятые пережогом мрамора в известь. Это место было руинами византийской стены, частично сложенной из остатков древнего фриза. Гуманн извлек из него несколько фрагментов и отправил в Берлин для исследования. Пользуясь своими связями, Гуманн добился прекращения работ и этим спас Пергам от окончательного уничтожения.

В 1871 г. место раскопок посетила группа берлинских ученых; среди них был известный археолог Эрнст Курциус. Гуманн обещал своим коллегам раскопать «византийскую стену», частично сложенную из архитектурных и скульптурных остатков. Можно было рассчитывать на интересные находки, но тогда еще никто не предполагал, что в стене находятся части Пергамского алтаря.

Гуманн смог приступить к раскопкам лишь в 1878 г. Вместе с ним работал Александр Конце, директор скульптурного собрания Берлинского музея. Древняя «византийская стена», с которой началось исследование, содержала то целыми плитами, то в обломках значительную часть огромного фриза. К концу 1878 г. Гуманн извлек 39 плит. «Мы нашли целую эпоху искусства. Величайшее, оставшееся от древности произведение у нас под руками!» - писал Гуманн.

Для понимания последовательности рельефов важно было найти фундамент алтаря. Это открытие было сделано в том же 1878 г. на южном склоне городского холма. Фундамент в своем первоначальном виде имел почти квадратную форму (36,4 х 34,2). В западной его стороне была лестница из 20 широких ступеней, ведущая на верхнюю, окруженную колоннами площадку алтаря.

Наибольший интерес у археологов вызвали 11 плит, находившихся у фундамента. Карл Гуманн так описал их открытие: «Было это 21 июля
1879 г., когда я пригласил гостей пойти со мной на акрополь, чтобы посмотреть, как станут переворачивать плиты, обращенные лицевой стороной внутрь. Когда мы их переворачивали, семь громадных орлов крутилось над акрополем, казалось бы, предвещая счастье. Опрокинули первую плиту. Предстал могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистой спиной, голова повернута влево, с львиной шкурой на левой руке. «Она, к сожалению, ни одной известной плите не подходит», - сказал я. Взялись за вторую плиту. Великолепный бог, всей грудью обращенный к зрителю. С плеч свешивается плащ, развевающийся вокруг широко вышагивающих ног. «И эта плита ни к чему известному мне не подходит!» На третьей плите представлен сухощавый гигант, упавший на колени, левая рука болезненно хватается за правое плечо, правая рука как будто отнялась. Прежде чем он совершенно очищен от земли, падает четвертая плита: гигант прижался спиною к скале, молния пробила ему бедро - я чувствую твою близость, Зевс! Лихорадочно я обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени. Верхней части этой плиты, куда гигант простирает руку, обернутую в шкуру, недостает, но ясно видно, он сражается поверх павшего. Уж не сражается ли он с большим богом? И в самом деле, левая обвиваемая плащом нога исчезает за гигантом на коленях. “Трое подходят друг к другу!” - восклицаю я и стою уже около четвертой: и она подходит - гигант, пораженный молнией, падает позади божества. Я буквально дрожу всем телом. Вот еще кусок - ногтями я соскабливаю землю: львиная шкура - это рука испо¬линского гиганта - против этого чешуя и змеи - эгида! Это Зевс! Па¬мятник, великий, чудесный, был вновь подарен миру, увенчаны все наши работы, группа Афины получила прекраснейшее дополнение. Глубоко потрясенные, стояли мы, три счастливых человека, вокруг драгоценной находки, пока я не сел на Зевса и не облегчил свою душу крупными слезами радости».

Транспортировка рельефов, весивших до 60 центнеров, представляла большие трудности, особенно на участке узкой старой дороги. Карл Гуманн, опытный инженер, приказал соорудить из длинных стволов нечто вроде саней и уложить на них открытые сокровища. Приходилось иметь дело и с препятствиями другого рода. По турецким законам треть находок принадлежала владельцу участка, треть - государству, треть - организатору раскопок. Стоило немалого труда уговорить правительство Турции продать свою долю.

Так, 97 каменных плит и 2000 фрагментов были переправлены в Берлин. Началась работа реставраторов. Она показала, что высшие олимпийские боги занимали восточную сторону алтаря, дневные божества - южную, боги ночи, созвездий и преисподней - северную. Почти вся западная сторона отводилась широкой входной лестнице. Пониманию последовательности рельефов помогли знаки каменотесов на плитах (буквы греческого алфавита), а в некоторых случаях - имена богов.

В 1902 г. в Берлине появилось здание Пергамского музея с восстановленным алтарем. В 1908 г. в результате осадки фундамента плиты пришлось снять, тем более, что в это время стали известны новые обломки фриза, несколько изменившие представление о его композиции. Новое здание Пергамского музея было открыто для обозрения в 1930 г., но экспозиция продержалась недолго. В 1939 г. все берлинские музеи были закрыты. Война…

Есть что-то символическое в судьбах величайшего памятника античного искусства. Когда авиация союзников обрушила тысячи бомб на Берлин, боги и гиганты нашли убежище в одном из подземелий близ Тиргартена. Там они пролежали всю войну, лишь изредка содрогаясь от взрывов. К концу войны, когда весь Берлин представлял собой море развалин, трофеи были вывезены туда, где им ничто не угрожало.

Прошло еще несколько лет, и зал Эрмитажа с Пергамским фризом открылся для всеобщего обозрения. Это было большим событием в художественной жизни нашей страны. Может быть, за всю многовековую историю Пергамский фриз впервые нашел зрителей, которые могли так хорошо понять и оценить его идею. Каждый, кто входил в зал, оказывался в окружении мятущихся мраморных фигур. Фронтовику это напоминало поле боя, где даже «мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед». Древний рельеф казался таким же современным произведением искусства, как и возникшая в годы блокады 7-я симфония Шостаковича. В этом нагромождении тел была та же хаотичность и разорванность, тот же яростный порыв и титаническое звучание.

С передачи собственности Берлинского музея правительству Германской Демократической Республики начинается новая глава истории Пергамского алтаря - восстановление алтаря и установка фриза. С 4 октября 1959 г. музей Пергамского алтаря был открыт для жителей Восточного Берлина и его гостей.

Сюжет большого фриза алтаря - чудовища со змеиными телами и иногда с головами львов или быков, борьба богов с гигантами. Гиганты, сыновья Земли - Геи, подняли восстание против богов. Оракул обещал победу богам, если на их стороне будут смертные. Поэтому в качестве союзников богов выступает Геракл.

На восточном фризе изображена схватка олимпийских богов с гигантами. Головы сражающихся не сохранились, но выразительность могучих тел передает сверхчеловеческое напряжение борьбы. Обнаженный торс Зевса - олицетворение такой беспредельной мощи, что удары молнии, обрушиваемые на гигантов, воспринимаются как ее непосредственное излучение. Вождь гигантов Порфирион повернул к зрителю могучую спину. Это достойный соперник Зевса.

Столь же драматичен эпизод битвы с участием Афины. Схватив за волосы крылатого гиганта, богиня повергает его на землю. Тело гиганта напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке. Широко раскрытые глаза полны страдания. Мать гигантов Гея, поднявшись из земли, тщетно молит Афину пощадить ее сына. Но летящая Ника уже увенчивает Афину победным венком.

На южной стороне восточного фриза трехголовая Геката с факелом, щитом и мечом сражается против гиганта Клития. В бессильной ярости змея кусает щит богини. Справа от этой группы - Артемида, мужественная богиня-охотница, нападает на гиганта в тяжелом вооружении. Между ними другой поверженный гигант с телом змеи. Собака Артемиды схватила его за шею. Защищаясь, он вцепился в глаз животного.

За Артемидой - Латона, мать Аполлона и Артемиды. Она обратила свой факел против молодого крылатого гиганта, который, не выдержав стремительного натиска богини, упал. Одной рукой он судорожно поддерживает свое тело, другой - пытается отвести факел. В запрокинутой голове, выражении лица и глаз - предчувствие неминуемой гибели. Обнаженный Аполлон поверг гиганта на землю. Голова Аполлона не сохранилась. Но в позе чувствуется ликование победителя. Противник Аполлона - бородатый гигант. В выражении его лица ощущается удивление перед могуществом противника.

Сюжет северного фриза представляет собой продолжение сцен восточного, заканчивающегося изображением бога войны Ареса. Его супруга Афродита открывает северный фриз. Ничто не говорит о том, что это покровительница красоты и любви. Перед нами грозная воительница, занявшая место в строю сражающихся. Ее копье застряло в груди уже мертвого гиганта. Наступив ногой на его лицо, богиня пытается освободить свое оружие. Мать Афродиты Диона с такой же яростью сражается с юным гигантом. Ей помогает сын Афродиты крылатый Эрот.

Часть северного фриза занимает изображение богини в пеплосе и хламиде. В ее поднятой правой руке сосуд, из которого высовывается змея. Левой рукой она схватила край щита, которым прикрывается защищенный шлемом бородатый гигант. Величественный и мужественный облик богини позволил увидеть в ней богиню ночи Никту, чтимую самим Зевсом.

Справа от Никты - ее дочери мойры. В мифах это дряхлые старухи, прядущие нити человеческих судеб. Здесь же - юные воительницы, окружившие бородатого гиганта. Он уже не надеется на спасение. В его лице безнадежность и ужас. Правее мойр прекрасно сохранившаяся фигура неизвестной богини. Ее длинные волосы волной ниспадают на плечи. Вместе с богиней лев, обрушившийся на гиганта и терзающий его клыками и когтями. За богиней со львом упряжка Посейдона, бога морей. От нее сохранились жалкие обломки.

Посейдон открывает собой ряд морских божеств, продолжение изображения которых находим на западном фризе. Прежде всего, мы видим бога волн Тритона с человеческими лицом и верхней частью туловища, дельфиньим хвостом и копытами вместо ног. Тритон сражается сразу с тремя гигантами. Один из них уже повергнут на землю, другой припал на левое колено, третий защищается львиной шкурой. В этой же группе морских божеств супруга Посейдона Амфитрита и ее родители Нерей и Дорида. Дорида схватила юного гиганта за волосы и наступила ногой на его змеиный хвост. Вслед за противником Дориды можно видеть двух гигантов, преследуемых Океаном.

В продолжении западного фриза за лестницей изображены боги круга Диониса. Бога растительности и вина сопровождают два юных сатира и богиня в длинной одежде, шествующая за львом. Считают, что это Ниса, кормилица Диониса.

Ни одно из произведений эпохи, начавшейся восточным походом Александра Македонского, не отражает ее духа лучше, чем Пергамский алтарь. Страсть и упоение борьбой, делающей невозможными сострадание и жалость, пронизывают каждую фигуру. В гигантах, вступивших в безнадежную борьбу с богами, пергамцы могли видеть своих мужественных противников галатов. Но в равной мере они могли считать, что под видом гигантов изображены сторонники Аристоника, поднявшего борьбу против Рима, или воины Митридата VI Евпатора, одно время владевшего Пергамом. И то, и другое, и третье толкования не исключают друг друга. Алтарь - это художественное воплощение трагизма войн, в том числе народных бунтов и мятежей, которыми так богата история античности. Идея фриза - победа сил порядка над мятежными элементами, готовыми уничтожить разум и границы мироздания, разрушить божественную гармонию, ввергнуть мир в хаос.

Галаты были воинственным кельтским племенем, вторгшимся из Европы в Малую Азию. Могучие сирийские цари, считавшие себя наследниками Александра Македонского, предпочитали платить галатам дань, но не идти на риск сражения. Полчища галатов избрали очередной жертвой небольшое, но очень богатое государство Пергам, которое казалось им верной и лёгкой добычей. По численности пергамская армия уступала войскам Сирии Селевкидов и Египта Птолемеев, но по техническому оснащению явно превосходила даже их, не говоря уж о варварских ордах галатов. Царь Аттал I отказался платить дань кельтским пришельцам. В битве у истоков Каика пергамцы наголову разгромили галатов, после чего Аттал принял культовое имя "спаситель". На какое-то время маленькое государство стало столь влиятельным, что Аттал вмешался в борьбу за престол в царстве Селевкидов и достиг в этом начинании определённых успехов.

Разум и цивилизация пергамцев взяли верх над превосходящей численностью галатов и слепой жаждой грабежа. В память о великой победе пергамцы воздвигли посреди своей столицы, города Пергама, алтарь Зевса - огромный каменный помост для жертвоприношений. Рельеф, с трёх сторон окружавший помост, был посвящён битве богов и гигантов. Гиганты - сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но змеями вместо ног, согласно мифам, однажды пошли войной против богов. Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Это борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Всё его тело, каждая мышца, пронизаны страстью. Вооружённый молнией верховный бог ведёт бой сразу с тремя гигантами. Один из них обращён к зрителю боком, другой в фас, третий, главный - вождь гигантов Порфирион, повернул к зрителю могучую спину. Это достойный соперник Зевса, такой же гневный, такой же ненавидящий. Но если Зевс, как и остальные боги, - сильный и прекрасный человек, то Порфирион и гиганты - носители грубой, примитивной, почти животной силы, тупой и тоже животной злобы.

Около Зевса сражается его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой за волосы молодого четырёхкрылого гиганта, она отрывает его от матери-земли. Священный змей, неразлучный спутник Афины, впился зубами в тело гиганта. Богиня Кибела верхом на льве преследует гиганта со звериной головой. Бог солнца Гелиос топчет врагов копытами своих огненных коней. Геракл добивает противников дубиной, а Феба действует тяжёлым копьём.

К концу II века до н. э. Пергам был завоёван римлянами. Они вывезли из Пергама множество скульптур, а император Клавдий - библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре. И всё-таки до VIII века Пергам продолжал процветать, пока не пал под натиском арабов. Дальнейшее разрушение продолжили византийцы, вывозившие фрагменты храмов в Константинополь, а в начале XIV века Пергам захватили турки-османы, превратившие его в руины. Довершили же разгром города орды хромого Тимура в 1362 году, после чего Пергам перестал упоминаться в исторических хрониках.

Уже в древности Пергамский алтарь стал обрастать ореолом дурной славы. Апостол Иоанн Богослов в своём Откровении писал: "И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа".

В XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь на некоторое время якобы стал объектом поклонения некой тайной неоязыческой секты, действовавшей в недрах духовно-рыцарского ордена госпитальеров, более известного как Мальтийский орден. В это время на алтаре якобы совершались человеческие жертвоприношения.

В 1864 году турецкое правительство заключило контракт на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецким инженером Карлом Хуманном. Осматривая место будущего строительства, инженер заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трёхсот метров. Поднимаясь на него, Хуманн обнаружил остатки двух колец крепостных стен. Ему удалось разговорить рабочих, нанятых по окрестным деревням для строительства дороги. Один из них заявил:

Эфенди! Тут копать нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Аллах не раз наказывал тех, кто добывал здесь камень. Они покрывались струпьями, а затем их разбивал паралич. И мулла наказывает тех, кто здесь копает.

Другие твердили:

Ночью бесплотные духи языческих дьяволов выходят наружу и устраивают бесовские пляски. Если их потревожить днём, как рассказывали наши деды, начнётся землетрясение.

Гора волшебная, она скрывает богов очень древней языческой страны. Их проклятье над Бергамо длится тысячи лет. Но если их откопать и вывезти, то наш город снова будет процветать. Это я слышал в мечети.

Хуманн понял: когда-то здесь был город. Историки про него забыли, но он продолжает жить в народных преданиях. Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришёл к твёрдому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарём. Начав раскопки, он в числе прочего обнаружил части рельефной картины алтаря, из которых постепенно удалось восстановить целостный вид Титаномахии.

Отправленные в дар берлинским музеям части алтаря впервые в целостном виде со всеми фризами и колоннами были выставлены для всеобщего обозрения в 1880 году во временном помещении. Его посещал великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев и часами рассматривал сцены яростной битвы богов и гигантов. Писатель до конца жизни не мог забыть своего глубокого восторга. В дневнике Тургенев отметил: "Как я счастлив, что я не умер, не дожив до этих впечатлений. Я увидел всё это!"

Строительство же постоянного здания началось только в 1912 году, и даже к 1924-му оно едва ли было готово хотя бы наполовину. В построенном в конечном итоге специальном музее алтарь Зевса демонстрировался 12 лет - до 1941 года, когда фашистские власти распорядились закопать его в сырую глинистую почву под военным складом, который сгорел при очередной бомбёжке германской столицы. В 1945 году советские оккупационные власти вывезли Пергамский алтарь в СССР, но не как трофей, а как экспонат, требующий срочной реставрации, которую и произвели специалисты Эрмитажа. В 1958 году алтарь Зевса вернулся в Берлин.

Всё это время к восстановленному памятнику истории и архитектуры проявляли острый интерес члены оккультных обществ и откровенно сатанистских сект. Алтарь с интересом осматривал один из руководителей тайного общества "Золотой рассвет внешнего мира" Самюэль Мазерс и член этой же герметической организации писательница Мэри Виолетта Фет, публиковавшаяся под псевдонимом Дион Фортуна. В конце 20-х годов XX века Пергамским алтарём интересовался и другой адепт "Золотого рассвета", маг и сатанист, создатель антихристианского учения "телемизм" Алистер Кроули. Сам Кроули алтаря не видел, но по его заданию Лия Хираг, известная в оккультных кругах как Блудница в пурпуре, стоя перед древней святыней, мысленно совершила некий тайный обряд, призванный "освободить флюиды древних природных богов".

Немногим позже Пергамский алтарь подвергся настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов из О. Т. О. - общества, оказавшего существенное влияние на формирование оккультного мира национал-социализма. Среди них была некая Марта Кюнцель, некоторое время осуществлявшая связь между немецкими и британскими оккультными организациями. В тридцатых годах алтарь осматривал и знаменитый неоязычник Карл Мария Виллигут, личный маг и наставник в оккультных учениях рейхсфюрера Генриха Гиммлера. Пергамский алтарь вообще словно притягивал к себе приближённых шефа СС. Его, например, изучал Вальтер Дарре - один из создателей института "Аненэрбе". Восхищался алтарём и любимец Гиммлера журналист Гельмут д"Алкуен, редактор эсесовской газеты "Чёрный корпус". Любопытно, что ряд исследователей считает, что и оккультисты-большевики тоже использовали архитектурные идеи и элементы Пергамского алтаря при строительстве Мавзолея В. И. Ленина, благодаря чему мёртвый вождь мирового пролетариата продолжал мистическим образом жить среди живых.

Виктор БУМАГИН

#радуга#бумагин#графиня#Дюбарри

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА

Мы посетили один из главных центров притяжение туристов - Музейный остров. В северной части острова Шпрееинзель расположено пять знаменитых берлинских музеев. В их числе и Пергамский музей .

Музей был открыт в 1901 году. Но вскоре было решено его целиком перестроить. Современное здание было построено в 1910–1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря. Сейчас в Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. Ежегодно Пергамский музей посещает более миллиона посетителей - это самый популярный музей Германии.

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь - знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания - городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений - битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.


Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.


План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Ворота Иштар

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Музей исламского искусства

В Музее исламского искусства представлено искусство исламских народов VIII-XIX веков, проживавших на просторах от Испании до Индии. В основу экспозиции положены в первую очередь искусство Египта, Ближнего Востока и Ирана. Другие регионы также представлены значимыми коллекционными объектами, как, например, произведения каллиграфии и миниатюры эпохи Империи Великих Моголов или сицилийскими изделиями из слоновой кости.

Самые интересные экспонаты - Фриз из Мшатты, Алеппская комната, Купол из Альгамбры, Михраб из Кашана, Михраб из Коньи, а также многочисленные ковры с изображениями драконов и фениксов.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3.
Время работы: пн-вс: 10:00–18:00, чт: 10:00–20:00.
Билеты: 11 евро (при покупке через интернет), 12 евро (в кассе).

Добраться до Пергамского музея можно на общественном транспорте: метро U-Bahn U6 (остановка Friedrichstraße), S-Bahn S1, S2, S25 (Friedrichstraße), S5, S7, S75 (Hackescher Markt); автобус TXL (Staatsoper), 100, 200 (Lustgarten); 147 (Friedrichstraße); трамваи М1, 12 (Am Kupfergraben); М4, М5, М6 (Hackescher Markt).