Где бить сет бога смерти. Бог Сет (Древний Египет). Амулеты и Сет

Сету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.

Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем , древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.

Также во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола , указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.

То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.

Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта - на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.

«Золотые периоды» поклонения Сету

Популярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым.

Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.

Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.

Борьба Сета и Гора за египетский трон

После смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет - боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта.

Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).

Египетские боги, обеспокоенные длительной враждой Сета и Гора, собрались на специальный трибунал для оценки претензий каждого на королевский титул. Совет богов объявил Хоруса победителем и сделал его правителем Нижнего и Верхнего Египта.

Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором.

Сет – олицетворение враждебного мира и зла

Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие.

На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.

Мир вне Нильской долины, пустыни, иностранные государства – то есть то, что было для египтян враждебным, опасным, проявлением хаоса и неорганизованности связывалось с Сетом как их персонификацией. В мире Сета божественный закон порядка - mаat - не действует.

Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид », ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт).

Нарушитель всех табу

Тексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных.

Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам.

В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота.

Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.

В Эдфу духовенство Гора праздновало день кастрации Сета в ответ на расчленение Сетом тела Осириса и вырывание глаза у Гора.

В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом.

Сет в роли военного бога

Однако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета».

Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета - гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем.

Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту , Михосу , Нейт и т.д.

Великий завоеватель фараон XVIII династии Тутмос III (ок. 1504 – 1450 г.г. до н.э.) – «Наполеон древности» - называл себя «любимцем Сета». Имеется изображение на рельефе из храма в Карнаке, на котором Сет помогает Тутмосу III поражать врагов стрелами из лука.

О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет».

Защитник и охранник бога Ра

Как и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон.

Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.

Да и само понятие «зла» для египтян было необходимо для того, чтобы обеспечить существование «добра». Борьба зла и добра, света и ночи, холода и тепла и т.д. является необходимой для существования всей вселенной с точки мировоззрения египтян. Конечно, это верная, по сути, философская идея могла быть выражена в те далекие времена только в мифологической форме. Поэтому Сет – важная фигура в древних мифах.

В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях.

Культовые центры бога Сета

Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом.

Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области.

Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта.

Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте.

Иконография Сета

Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы.

Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.

Наконец, Сет иногда предстает в облике животных, в отношении которых люди испытывали смешанные чувства, таких, например, как гиппопотам, крокодил или свинья. Также изображался в виде собаки, осла, антилопы и т.д.

Мифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета - цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета.

Амулеты и Сет

Амулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета.

Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта.

Которого также в литературе называют Сетх и Сутех, был одним из наиболее важных персонажей в пантеоне. С ним связано большое количество мифов и преданий, его просили о милости и боялись.

Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.

Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.

У этого персонажа древнеегипетской мифологии было много Но главным среди них был осел. Потому и самого Сета изображали высоким, стройным человеком с ослиной головой. У него были красные волосы и глаза, что считалось цветом мертвой земли - пустынь. В руках у бога изображалось копье.

Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.

Предательство Сета

Во времена, когда верили в и Сета, было принято заранее начать заботиться о своей загробной жизни. Еще в молодости заказывали саркофаги и строили гробницы. Когда строительство было закончено, можно было отпраздновать. Вот и Сет заказал для себя саркофаг. Но вот только он оказался богу не по размеру.

Как рассказывает мифология, Сет пригласил в свой дом гостей и сказал, что подарит прекрасный саркофаг тому, кому он придется в пору. Тогда все гости коварного бога стали по очереди примерять подарок. Но вот только подошел он лишь Осирису. Стоило ему лечь в саркофаг, как крышка закрылась. Сет облил саркофаг свинцом и бросил тело брата в воды Нила.

Жена Осириса Исида надела траур. Она долгое время искала своего мужа и скиталась по разным землям. Наконец она узнала, что гроб её супруга стал колонной в одном из дворцов. Исида скрыла свое божественное происхождение и стала няней, лишь бы быть рядом с телом мужа. Но её обман скоро открылся. И тогда Исида попросила отдать ей гроб.

Свое странствие и его исход богиня смогла скрыть от жестокого брата. Сету она также не рассказала и про свою беременность, а затем про рождение сына Гора.

Сет против Гора

Как рассказывает мифология, Гор вырос сильным юношей, могучим воином. И ничего он не желал сильнее, чем отомстить за отца.

Битва между двумя богами отражена в мифах. Изначально сын Осириса терпел поражения. Сет вырвал у своего племянника глаз. Тот же в свою очередь кастрировал дядю. Боги были обеспокоены этой кровопролитной битвой. И тогда они решили устроить суд, чтобы решить, кто прав - сын Осириса или Сет. Мифология рассказывает о том, что победа была отдана Гору. Ему вернули глаз, который и помог оживить Осириса. Сет был наказан за свое вероломство.

Оживший Осирис мог снова стать правителем. Но он не желал оставаться среди богов после пережитого. Тогда он стал правителем загробного мира, а свою прежнюю власть передал сыну Гору.

Сет — воин и защитник

Не только покровителем зла был Сет. Мифология редко включает в себя героев, в которых только отрицательные качества. Так и в боге с ослиной головой были черты, которые делали его привлекательным для древних египтян.

Сет был покровителем металлов, и в честь него было названо железо. А так как этот бог был еще и сильным, его своим владыкой выбирали воины. Он умел сражаться копьем и нередко одерживал верх над своими соперниками. Его сила привлекла внимание и фараонов. Потому Сет имел причастие и к власти. Его изображали рядом с фараонами.

Как рассказывает мифология, Сет играл важную роль при смене дня и ночи. Своим копьем он убивал змея, который хотел напасть на колесницу Несмотря на свой характер, Сет возвращал людям солнечный свет.

Истории богов включают в себя вечное противостояние добра и зла, как и любая другая мифология. Сет предстает в ней олицетворением дурного, но его не забывали и поклонялись ему. Считалось, что он способен на любое коварство. Но он же мог и защитить от зла. Его считали покровителем воинов, но и ассоциировали с загадочными землями за границами Египта.

Про Сета существует множество мифов. И не во всех он предстает злодеем. Одним из важнейших богов считается Сет. Мифология Египта рассказывает историю его взлета и падения.

Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.

Египетский бог Сет

Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.

Какую природную стихию олицетворял бог Сет?

Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.

Жена бога Сета

Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».

Чему покровительствовал бог Сет?

Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.

Как выглядит бог Сет?

Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.


Как почитали бога Сета?

Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.

Символ бога Сета

Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.

Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.

Трудно найти человека, которого бы не интересовала мифология. Красивая сказка, которая отражает предрассудки людей, живших еще до нашей эры. Туристы, посещая земли Египта, стараются не только обращать внимания на достопримечательности, архитектурные изыски и красоты этой земли, но и познать мифологию Египта.

Так как древний народ был достаточно набожен, то сразу появляется интерес к богам, которым они поклонялись, перед которыми трепетали.

Раскроем некоторую тайну о боге Сет.

Бог Сет, по египетской мифологии, представлен божеством пустыни, повелителем песчаных бурь. Кроме того, он является олицетворением зла, покровительствовал беспорядку и хаосу. По своему происхождению Сет относится к верховным богам. Его родителями были богиня Неба Нут и Геб. По мифу, жена Сета была богиня Нефтида, которая была четвертым ребенком этой божественной пары. Большим желанием Сета, согласно легендам и мифам древнего Египта, было отвоевать престол у Осириса, который был его братом.

Коварство Сета.

Для разрешения своих замыслов, Сет пошел на некоторые уловки. По его приказу был изготовлен саркофаг из золота (по некоторым преданиям это был сундук), который соответствовал габаритам Осириса. Пригласив гостей и Осириса к себе в дом, он предлагает этот золотой саркофаг тому, кто сможет в нем поместиться. Как только Осирис прилег в этот саркофаг, приспешники Сета закрыли его крышкой и сбросили в воды Нила. Некоторое время спустя, саркофаг пристал к Финикийским берегам. Здесь и смогла отыскать его жена Исида. Осириса тут же возвратили в дельту Нила. Но и теперь не оставил Осириса в покое коварный Сет. Улучив момент, он разрубает Осириса на многие кусочки. И, завоевав таким коварным способом трон, Сет становится полноправным хозяином Египта.

Месть за отца.

Бог Гор, сын Осириса, пытаясь отомстить Сету за смерть своего отца, вступает с ним в схватку. Он одерживает победу над Сетом при помощи бога Ра. Однако, бог Сет выживает и его противники обращаются в божественный суд, на котором решается вопрос царствования.

На протяжении восьмидесяти лет пытались найти правильное решение. Но только оживший Осирис дал возможность принять нужное и правильное решение. Сета лишили трона Египта, а бог Амон Ра, для воздействия на всех устрашающими мерами, забрал с собой Сета на небо.

Культ Сета.

Культ этого бога процветал в таких районах Египта как в Ком-Омбосе, в Омбосе, Гипселе, также в оазисах Харга и Дахла. Особенно его культ процветал на северо-востоке Дельты Нила. Оракул Сета существовал в оазисе Дахла до ХХII династии. Уже с 26 династии Сет стал самым ярым «злом».

Для всего, что было враждебно для долины Нила, Сет становился повелителем. Его почитали наряду с ассиро-финикийскими богинями Ашторет или Астартой и Анат, как покровителя чужеземцев и далеких стран. Уже во времена Нового царства этих богинь считали женами Сета.

Рождение Сета.

По сведениям Гелиопольской космогонии рождение Сета произошло в третий предновогодний день из бока своей матери богини Нут. Этот день для Египта считался несчастливым. Но даже тогда, египтяне не воспринимали Сета как нечто враждебное и злое, нежели змей Апоп или крокодил Мага. Хотя Сета считают повелителем хаоса и беспорядков = это в любом случае необходимое дополнение к порядку. Совершенные Сетом преступления и проигранный спор, не повлияли на то, что он единственный повелитель южной области в Египте. Он остался и повелителем только ему подвластной силы песчаных бурь и плохой погоды. Особенное почитание в качестве владыки воинской доблести и смелости Сет получал от Рамсессидов.

Изображения Сета.

Изображения Сета всегда были в образе животного. Интересно то, что в плане зоологического смысла очень сложно определить какое именно животное воплощал Сет. Эти толкования брали свое начало от трубкозуба через семейство собачьих и окапи, заканчивались эти толкования образом антилопы. Но чаще всего его образ походил на осла.

Даже образ этого животного для кочевников Верхнего Египта был олицетворением власти, а для земледельцев Нижнего Египта – это был главный символ беды. Это дало возможность Сету, наравне со своим партнером и племенником Гора править в другой части Египта.

Мифология Египта.

Не только в мифологии Египта, но и в любой другой, присутствует доброе начало и злое. В мифологии Египта богу Сету отводится злое начало. Правда, есть персонаж, который наделен еще большим началом зла – это змей Апоп. Но его отождествляют с различными стихиями, а Сет был наделен человеческими пороками – это зависть, жестокость, коварство. Его образ в мифологии предстает в образе богочеловека.

Надо отметить и нечто положительное в Сете. Примером этого может служить приписанные ему сила и доблесть. Эта легенда о том, как он спас бога Амона Ра от змея Апопа. В ней рассказывается как, расположившись в ладье бога Ра, Сет копьем поражает змея.

Со временем, Сет набирается злых качеств. Это позволило стать ему богом для стран враждебных Египту. Кроме того, его олицетворяют с вредоносным богом и властителем пустыни.

Скорей всего, что боги первоначально имели большую схожесть с людьми. То есть они как и люди были противоречивы. Все что для людей считается нормой, не уместно для божественных символов. По истечении некоторого времени, божественные и человеческие черты стали отделяться. И, таким образом, сознание египтян, в боге Сете, выражало процесс непрекращающегося опустынивания земли. Этот процесс, связан с активной деятельностью человека и тянется на протяжении нескольких тысячелетий.

Сопоставление Сета с другими богами Египта и божествами других народов.

Египетский народ отождествлял Сета с Бебаном. У ливийского народа – это был бог Аш. На полуострове Синай – Немти. Для хурритов – это был Тушеб.

Сета отождествляли с Ваалом при гиксосах, и город Аварис стал местом для его культа. Как предполагает Е.П. Блаватская Сета также отождествляют с богом Яхве. У сета были жены по именам Анат, Ашера или Астарта. Они отождествляют имена жен Яхве и Бала.

В мифологии Древней Греции – это Тифон. Эту же теорию поддерживали и теософы ХХ века, которые предполагают, что Сет – это Сиф, является сыном Адама, и это второе имя Тифона.

Немти, или в прежнем прочтении Анти – это самый почитаемый и известный бог Древнего Египта. Его изображение найдено в виде сокола, стоящий на полумесяце, который символизирует ладью. Он, считался символом для 18 верхнеегипетского нома (город Хут Несу). С большим почтением к нему относились в 10 и 12 верхнеегипетских номах. Для этих мест он был божественным перевозчиком.

Вот некоторая легенда о тяжбе между Сетом и Гора. В этой легенде Сет выступает как простой лодочник, который был соблазнен золотом Исиды. За это его признали виновным, и получил наказание от богов Девятки. Наказание заключалось в битье палками по пяткам. В папирусе Жумиляк освещено наказание с Немти - с него сняли весь кожный покров с костей. Пройдя, таким образом, некоторое «очищение» перед нами предстает Немти в новом качестве: это скелет из серебра, который стоит над своей плотью из золота. Согласно этим мифам Немти, после такого жестокого наказания, наложил проклятие на золото и в последствии в местах, в которых почитали Немти, на золото было наложено жесткое табу. Немти – считается одной из ипостасей Сета.

Египетский гороскоп.

Согласно данным этого гороскопа, люди, рожденные с 28 мая по 18 июня и с 28 сентября по 2 октября, обладают сверхъестественными возможностями, такими как возможность, читать знаки судьбы и, растолковав их сделать правильное логическое умозаключение. У них дар к гаданию, причем для этого они могут использовать различные средства: кофейная гуща, карты. Это люди, которым можно доверить даже собственную жизнь. Основными чертами этих людей заключается в том, что они сами создают себе препятствия, а потом, героически преодолев их стать несколько сильнее, они, находясь в вечной борьбе, стремятся к завоеваниям. Преодолевая созданные препятствия, они получают от этого громадное удовольствие. Они ждут лучшее завтра, нежели вспоминать вчерашнее. Они не готовы учиться на чужих ошибках, да и свои ошибки не учат этих людей. Поэтому они всегда все начинают с нуля или с «чистого листа». Свое внутреннее равновесие они добиваются за счет собственных противоречий. В каждом деле они могут положиться исключительно на себя. Не терпят никаких ущемлений, то есть неограниченное желание свободы в любви, в профессиональной деятельности.

Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье.

Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего он выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран».

По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок – Не фтида – по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения Сет мог претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего брата. Жажда власти подвигла Сета на преступление – убийство Осириса. По одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета к Осирису.

Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее замечательных легенд Древнего Египта – «О двух братьях» действие разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои имеют имена богов: Анупу (Анубис) и Бата – пастух, в последствии принимающий облик быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и выносливости). Коварная жена Анупу после неудачной попытки соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат в порыве ревности едва не убивает младшего брата…

Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они могут переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так называемые бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в страну. Один из них и связан с той борьбой за трон, которая образует центральное ядро истории Сета и Осириса.

Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего египетский трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око.

Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном случае Око написано с заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный, но и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком – Луну). Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Его носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек приобретал благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего силу, бодрость, здоровье, безопасность.

По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к головному платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой стороны, возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.

Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное, предельно логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом… А впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не связаны между собой единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и характеров. Это – не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются – порой в причудливой поэтической или фантастической форме – текущие события тех далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа, вводит порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в совокупности не обладают такими качествами.

Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении, их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал, что многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных сочинений. «Наиболее изощренный и пространный образец такого рода литературы, – писал он, – история борьбы Гора и Сета за право царствования в Египте. Она значительно расширяет наши знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории – божественные существа, как этого и следует ожидать в египетском тексте, но все они совершенно подобны людям, включая волшебницу Исиду.

Центром повествования является судебный процесс между неуклюжим, мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется, разумеется, из за наследия Осириса – царской власти, которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет – по праву сильного… Рассказ начинается с решения суда, и оно же в конце концов счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки – появление Сета, примирившегося со своей судьбой… Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра… чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье».

Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные судебные процессы и волокиту. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, но тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование – на ладьях – с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора.

По мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только известное явление природы – борьба злых сил пустыни с плодородием долины, – но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное начало против родового)». Как видим, эти версии не столько отрицают, сколько дополняют то объяснение, которое было предложено Антесом. Ведь даже если данный миф – преимущественно литературное, а отчасти сатирическое произведение, в нем могли проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.

Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где преобладают пустыни), а Гор – Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не был воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет поражал гарпуном этого врага.

Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф.

При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его порой отождествляли с Апопом!

Подобные «перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры. Считается, что и те животные, которые первоначально почитались как священные (отголоски тотемических верований) и мясо которых по этой причине запрещалось к употреблению, впоследствии превращались в «грязных», «нечистых», не угодных богам (возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками).

Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов богов от людей (а также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить своей особенной жизнью, а противоречивые предания о них потребовали определенной упорядоченности. В результате образ Сета, в частности, превратился в олицетворение зла, приближаясь к образу библейского Сатаны.

В этом смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего – выжиганием и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно творил и образ злого и жестокого божества, которое воплощало не столько природные, сколько человеческие черты.