Дом лопатиной. Дом лопатиной Особняк а в лопатиной

Всё в мире течёт - все изменяется. Туристы со стажем, желающие посетить Бразилию, никак не могли пройти мимо этого красивого здания, где расположилось посольство Федеративной Республики Бразилии в Российской Федерации. Полученная виза становилась пропуском в далёкую южноамериканскую страну, а здание своеобразными воротами в страну Пеле, кофе и диких обезьян, куда так стремился Остап Бендер, но его мечту залапали грязными руками на румынской границе.

Но с 7 июня 2010 года между Бразилией и Россией действует договор об отмене виз для краткосрочных поездок и туристы забыли дорогу к зданию. А ведь и без всяких виз оно красиво. Отлично выглядит до сих пор изукрашенный фасад здания. Яркость красок навевает мечты о зажигательной ламбаде.

Но строилось здание не для наших друзей из солнечной Бразилии, всё было гораздо прозаичнее. Это сейчас одним из раскрученных словосочетаний является "мЕдийный бизнес" и различные вариации на эту тему, а купчиха Анна Васильевна Лопатина занималась "мИдийным бизнесом" и поставляла мидий и устриц в московские рестораны. Дела шли хорошо и Лопатина воздвигла для себя многофункциональный особняк. Был особняк сначала двухэтажным, не считая подвала, затем надстроили третий мини-этаж.

В подвале здания располагался склад с холодильниками для скоропортящегося товара, на первом этаже контора, а на втором - апартаменты хозяйки и квартиры для сдачи внаём. Построил особняк в 1875 году архитектор Александр Степанович Каминский (1829 -1897), известный помимо постройки множества зданий в Москве и воспитания множества архитекторов того времени также скандалом с обвалившимся зданием доходного дома Московского купеческого общества в 1888 году и женитьбой на сестре Петра Михайловича Третьякова Софье (1839-1902).

Интересно, что кирпичи для строительства здания были произведены на заводе потомственного почетного гражданина Москвы Алексея Гавриловича Гусарева, который получил его в наследство в 1871 году от отца Гаврилы Никоновича, а тот в свою очередь от своего отца Никона Матвеевича, а создан был завод в 1784 году. Гусареву было предоставлено право использовать в качестве клейма на своих кирпичах государственный герб России вместе с буквами "АГ".

Очень красивы изразцы на здании. Часть выглядят хорошо, а часть пооблупилась.

Многие источники утверждают, что изразцы изготовлены мастерской Семёна Ивановича Масленникова. Вот с этим хочется разобраться поподробнее.

На самом деле при заводе Масленникова существовала скульптурная мастерская, которую возглавлял скульптор-самоучка Николай Васильевич Анненский, а рисунки для изделий создавал собственноручно Семён Иванович Масленников. Только вот завод был куплен Масленниковым в 1879 году у Николая Андреевича Гужева, который основал его в 1860 году. Просуществовал завод под руководством Масленникова 10 лет, с 1879 по 1889 год, а в 1889 году сгорел.

С учетом того, что здание построено в 1875 году, то изразцы скорее всего были изготовлены еще на заводе Гужева, где изделия выпускались в виде терракоты или раскрашивались обыкновенными красками. Второй вариант - они были размещены на здании после 1880 года, когда Масленников стал выпускать майолику. С точки зрения формальной логики первый вариант более жизнеспособен.

Чем-то особняк Лопатиной напоминает особняк Игумнова, в котором размещается французское посольство в Москве Легенды для жены французского посла .

А бразильцы появились в особняке только в 1963 году, но прижились.

************************************
Бывший дом А. В. Лопатиной.

Первые сведения о территории относятся к середине XVIII в. В это время на месте современного владения располагалось три небольших двора, вытянутых по всей ширине квартала, от Большой к Малой Никитским ул. Западное владение принадлежало капитану В. И. Фомину-Квашнину, а затем, с 1746 г. - выдающемуся русскому архитектору князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, получившему двор по купчей в приданое за женой. Два других владения были объединены к 1753 г. в одно, и хозяевами участка были князья Сергей Алексеевич и Пётр Иванович Гагарины. В 1753 г. князь П. И. Гагарин просил разрешения построить «две избы с сеньми и кухнею» на своём участке, окружённом «обывательскими погорелыми местами». Само владение числится «в приходе церкви Егория, что слывет на Спольи, на погорелом месте».

К 1789 г. владение, ранее состоящее из трёх участков, принадлежало княгине Марии Петровне Гагариной. Застройка носила усадебный характер с главным домом, вытянутым вдоль Большой Никитской ул., и хозяйственными объёмами, расположенными по периметру участка.

В 1805 г. княжна Гагарина просила дозволения московскую Управу Благочиния о постройке деревянной служебной постройки для размещения конюшни, сарая и погреба, о надстройке главного дома усадьбы одним этажом и ремонте остальных строений. Вокруг двора она просила устроить дощатый забор с воротами, выходящими на Большую Никитскую ул.

В середине XIX в. усадьба была разделена на два самостоятельных владения. Южный участок в 1861 г. принадлежал жене мичмана Александре Андреевне Новиковой. Объёмно-планировочная структура владения была характерна для небольшой городской усадьбы середины XIX в. - с главным домом по красной линии улицы, за которым в глубине двора размещались хозяйственные и вспомогательные строения. Западную часть владения занимал сад.

К 1875 г. владение перешло к жене потомственного почётного гражданина Анне Васильевне Лопатиной. Новая владелица вносит изменения в планировочную структуру участка. Она планирует выстроить вдоль северной и восточной границ владения новые хозяйственные объёмы. Проект разрабатывает архитектор Никитин. Однако был выстроен лишь каменный одноэтажный сарай с сеновалом (часть современного строения 2).

Существенные изменения в объёмно-планировочной структуре усадьбы были произведены в 1876 г. По проекту архитектора Александра Степановича Каминского был выстроен главный дом усадьбы (современное строение 1). Каменное двухэтажное здание располагалось по красной линии улицы с металлической террасой, выходящей в сад. По сторонам особняка по улице была устроена ограда с воротами. В северо-западном углу участка был выстроен одноэтажный корпус конюшни. Декоративное оформление фасадов было выполнено в псевдорусском стиле.

К концу XIX в. конюшня была реконструирована под небольшой жилой дом с квартирами, сдаваемыми внаём (часть современного строения 3). Дом был расширен и надстроен вторым этажом. Фасады получили новое декоративное оформление, перекликающееся с оформлением главного дома.

В 1900 г., в соответствии с «Оценочной описью владения», жилой флигель занимала квартира домовладельца, главный дом предназначался под доходное жильё, а в дворовых строениях располагались конюшни. Но уже в 1914 г. все строения владения сдавались внаём.

В 1924 г. были произведены ремонтно-восстановительные работы по флигелю усадьбы, возможно, пострадавшего от пожара. В здании предполагалось устроить квартиры для рабочих жилищно-строительного кооператива «Трудовой строитель». Для этого дом был надстроен третьим этажом и мансардой, протянувшейся вдоль восточного фасада здания. В стилевом решении фасадов было учтено решение существующего двухэтажного объёма.

В 1925 г. в главном доме располагалось общежитие старых большевиков. Бывший главный дом был реконструирован с изменением внутренней планировки для приспособления под небольшие жилые помещения.
В 1928 г. был выполнен проект надстройки для увеличения площадей по проекту архитектора Г. Суханова.

В 1963 г. домовладение было передано посольству Бразилии. В 1988 г. владение было выкуплено посольством и в настоящее время находится в его собственности.

Здание является одним из наиболее ранних примеров «русского стиля» в гражданской архитектуре Москвы. Третий этаж, трактованный как древнерусские «чердаки», и высокая кровля над средней частью дома придают ему теремной характер. Угловые колонки и килевидные наличники окон второго этажа воспроизводят формы архитектуры XVII в. Двухцветная керамическая плитка, покрывающая весь уличный фасад здания, имитирует своим рисунком вышивку крестом.
Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А. Гусарева (также, кстати, потомственного почётного гражданина Москвы), изразцы - в мастерской С. И. Масленникова. Оформление дома Лопатиной по технике исполнения и по орнаменту похоже на оформление дома Игумнова, в котором ныне размещается посольство Франции.
Также схожими элементами обоих домов являются ограда с воротами.

В интерьере дома особое внимание привлекает сводчатый потолок музыкального зала и пейзажные стенные обои в обеденном зале, которые наклеены по решению Правительства Бразилии более 30 лет назад.
В основе рисунка обоев - гравюры, опубликованные в 1827 г. в Париже, воспроизводящие акварели и рисунки баварского художника Моритца Ругендаса, который являлся членом научной экспедиции в Бразилии (1821–1829 гг.), организованной и возглавлявшейся бароном Григорием Ивановичем Лангсдорфом, Генеральным Консулом России в Рио-де-Жанейро.

Объект культурного наследия федерального значения.

Здание особняка было построено в 1876 г. по заказу жены потомственного почетного гражданина Л. В. Лопатиной. Автором проекта стал известный московский архитектор А. С. Каминский. Первоначально дом был двухэтажным, с подвалом и высоким чердачным помещением. В 1928 г. в здании размещалось общежитие старых большевиков. В это время для увеличения жилых площадей дома было решено надстроить его третьим этажом. Автором проекта был архитектор Г. Суханов. В этом виде здание находится по сей день. Уникальны выполненные в псевдорусском стиле фасады, они имеют шатровое завершение кровли, расположение которого соответствует слегка выступающим ризалитам главного и дворового фасадов. Гладкая плоскость стены главного фасада облицована керамической плиткой, составляющей цветом геометрический ромбовидный рисунок. Горизонтальное членение состоит из ряда оконных проемов. На первом этаже окна имеют полуциркульное завершение и обрамлены архивольтами, объединенными широкой лентой фриза. Окна второго этажа декорированы псевдорусскими наличниками. В восточной части фасада расположен портал главного входа. Углы дома и ризалита фланкированы колонками. В оформлении фасада широко использованы декоративные керамические вставки. Примечательно, что при надстройке третьего этажа архитектор Суханов выполнил проект декоративного оформления фасадов в стилевом соответствии с историческим художественным решением. Окна третьего этажа объединены сплошным рядом кокошников. Активно использована изразцовая плитка и такие декоративные элементы, как полуколонки с гирьками, поребрик и пр.
Внутренняя планировка и декоративное оформление интерьеров отличаются нехарактерной для особняка второй половины XIX в. планировкой. Подвал построен на мощных кирпичных сводах, расположение комнат первого и второго этажей абсолютно симметрично. Некоторые краеведы объясняют это функциональным предназначением дома. Хозяйка дома занималась поставкой изысканных морепродуктов для роскошных московских ресторанов, и в подвале был устроен ледник для их хранения. На первом этаже размещалась контора, а второй этаж использовался под жилые помещения. Надо сказать, что планировочная структура дома неоднократно менялась. В начале 1920-х гг. ее приспосабливали под небольшие жилые помещения Общества старых большевиков. Затем при надстройке дома третьим этажом в 1928 г. была устроена новая лестница в каменных стенах. В это же время менялись перекрытия на несгораемые.
После передачи дома для размещения посольства Бразилии временные внутренние перегородки 1920-х гг. были разобраны. С некоторыми изменениями была воссоздана историческая планировка, но дополнительно был устроен лифт, в личных апартаментах на втором этаже было сделано несколько внутренних перегородок, не искажающих исторической композиции. В настоящее время в здании сохранились цилиндрические и парусные своды подвала, цилиндрический свод с распалубками в музыкальной гостиной, парадная анфилада на первом этаже. Сохранились дверные и оконные заполнения с металлической фурнитурой конца XVIII ‒ начала XIX в. Представляют интерес металлические вентиляционные решетки того же времени.
Обращают на себя внимание обои обеденного зала, которые наклеены по решению правительства Бразилии более 30 лет назад и сохранились до настоящего времени в хорошем состоянии. Эти обои производятся с 1830 г. по старинной технологии с использованием оригинальных матриц французской фирмой «Зубер». В основе рисунка обоев гравюры, опубликованные в Париже в 1827 г. Они воспроизводят акварели и рисунки баварского художника М. Ругендаса, который являлся членом научной экспедиции, организованной и возглавлявшейся бароном Г. И. Лангсдорфом, Генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, которая путешествовала по Бразилии в 1821-1829 гг.
В 2015 г. на строениях владения Лопатиной были проведены ремонтно-реставрационные работы: укреплены фундаменты, выполнена гидроизоляция наружных стен, расчищены исторические своды, проведен комплекс работ по кирпичной кладке и т. д. Работы по реставрации и восстановлению памятника продолжаются и будут завершены в 2020 г.

Б.Никитская ул., 54
1876, арх. А.С. Каминский

Здание построено высоко ценимым среди московской элиты архитектором Александром Степановичем Каминским (1829-1897), зятем знаменитых братьев Третьяковых. Каминский был, можно сказать, учеником К. Тона, будучи его помощником на строительстве Храма Христа Спасителя. В конце жизни архитектор помогал становлению таланта Франца Шехтеля. Среди до наших дней сохранившихся работ Каминского в Москве - здание Купеческой биржи на Ильинке (сблизившись с Третьяковыми, Каминский стал главным архитектором Московского купеческого общества), резиденция Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре (сегодня Российский фонд культуры), башня с воротами Третьяковского проезда. Несколько особняков работы Каминского сохранились на Большой Никитской улице. В доме Лопатиной, который является одним их первых образцов так называемого "русского стиля" в городской гражданской архитектуре, наибольшую архитектурную и художественную ценность имеют главный фасад, покрытый разноцветной керамической плиткой, декорации вокруг окон, ограда и ворота из узорного металла, которые сохранились в оригинале.¨

На фоне "коврового" геометрического орнамента стены контрастно рисуются большие окнавторого этажа, заключенные в наличники. Верхний этаж, которому придан характер аттикового, декорирован килевидными арками, перекликающимися с более просто и монументально решённой аркадой в основании здания. Традиционная "палатка" - высокая пирамидальная крыша с ажурным гребнем на коньке - венчает дом, подчёркивая его центр. Каминский построил этот дом для предпринимательницы Анны Васильевны Лопатиной. В начале здание имело только два этажа. Архитектор предложил Лопатиной оригинальное решение - совместить в одном здании личные апартаменты, контору, жилье для сдачи в наем и склады. Так и получилось: подвал заняли склады и холодильники (что было очень кстати: хозяйка занималась поставкой устриц и мидий в московские рестораны); первый этаж - контора, а во втором поместились апартаменты самой владелицы и квартиры для аренды. Кроме того, к дому был пристроен флигель, а в сторону Малой Никитской раскинулся большой сад с прудом.Третий этаж был пристроен позже, но в строгом соответствии с оригинальным стилем и структурой здания. Окна третьего этажа объединены декоративным мотивом, напоминающим "кокошник".

В начале ХХ века дом уже не являлся личной резиденцией и был поделён на квартиры для сдачи в наём. Примерно в 1925 году дом переделывается и становится общежитием общества большевиков-ветеранов. Посольство Бразилии находится в этом здании с 1963 года. В интерьере дома особое внимание привлекает сводчатый потолок музыкального зала и пейзажные стенные обои в обеденном зале, которые наклеены по решению Правительства Бразилии более 30 лет назад и продолжают оставаться в прекрасном состоянии.

За фото спасибо

Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской April 15th, 2015

В конце Большой Никитской по чётной стороне стоит очень нарядный домик. Догадываетесь, кто сейчас обитает в доме № 54. Конечно, там расположилось посольство Бразилии. А вообще, этот особняк является одним из наиболее ранних примеров "русского стиля" в гражданской архитектуре Москвы. Его фасад выложен разноцветными изразцами, как будто вышит крестиком. Особняк был построен в 1875 году Александром Степановичем Каминским (1829-1897) - успешным и уважаемым столичным архитектором. Первой хозяйкой дома была Анна Васильевна Лопатина, знатная дама, супруга почетного гражданина Москвы.

1. Двухцветная керамическая плитка покрывает весь уличный фасад здания. Кладка стен дополнена керамическими наличниками, филёнками, колонками, горизонтальными поясками, отдельными цепочками изразцов.

2. Надстроенный третий этаж и высокая кровля над средней частью дома придают ему характер русского терема. Четырёхскатная кровля украшена декоративным металлическим гребнем.

3. Сначала здание имело только два этажа. Третий, "чердачный", был надстроен позже, но в строгом соответствии с оригинальным стилем и структурой здания. Окна третьего этажа объединены декоративным мотивом, напоминающим "кокошник".

4. Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А. Гусарева (также потомственного почётного гражданина Москвы), изразцы - в мастерской С.И. Масленникова.

5. Украшенный изразцами фасад, декор окон и узорчатая кованая ограда - детали, которые дошли до нашего времени в первозданном виде.

6. Угловые колонки и килевидные наличники окон второго этажа воспроизводят формы архитектуры XVII века.

7. Интерьер дома не сохранился - к началу прошлого века особняк перестал быть личной резиденцией, был поделен на квартиры и сдавался внаём частями. А в 1925 году в нём устроили общежитие для большевиков - ветеранов. Дипломатическая миссия Бразилии занимает дом с 1963 года, в 1991 году он стал собственностью бразильского государства.

8. Несколько слов об архитекторе - Александр Степанович Каминский родился в 1829 году в семье дворян Волынской губернии. В 1848 году окончил Киевскую гимназию и поступил в Императорскую академию художеств. Обучался в классе архитектора Константина Тона, по заданию которого участвовал в строительстве московского Храма Христа Спасителя. В то время руководил строительством храма брат Александра Степановича - архитектор Иосиф Каминский. В 1857-1860 годы Каминский стажировался в Риме, где познакомился с П.М. Третьяковым, который купил у него несколько акварельных рисунков с видами античных руин Рима. В 1862 году Александр Степанович женился на сестре Третьякова Софье Михайловне. Дальнейшая его деятельность была связана с этим богатым купеческим родом. Уже через Третьяковых к нему часто обращались богатые жители Москвы - Боткины, Морозовы, Коншины и многие другие.


Портрет работы В. Худякова (1850)

Каминский работал в основном в стиле поздней эклектики, но много строил с применением форм русского зодчества и элементов готики. Он использовал разные стили в соответствии с типом возводимого здания и пожеланиями заказчиков. В 1867-1893 годы А.С. Каминский состоял старшим архитектором Московского купеческого общества. В 1885-1889 годы занимал должность архитектора Императорского Московского технического училища.
Успешная карьера оборвалась внезапно в 1888 году. После обрушения дома Купеческого общества на углу Кузнецкого Моста и Неглинной его обвинили в нарушении норм безопасности при производстве строительных работ и приговорили к шестинедельному аресту. Через пять лет пришлось освободить и должность главного архитектора Московского купеческого общества. Восстановить свою репутацию Каминскому не удалось.
Среди многочисленных строений А.С. Каминского известны Спасо-Преображенский собор Николо- Угрешского монастыря, фасад Третьяковского проезда в Москве, собор архистратига Михаила в Сочи, Казанский собор в Казанском монастыре Вышнего Волочка, Троицкий храм Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря и Александро-Невский собор в Егорьевске. Последней его воплощённой работой стал храм преподобного Серафима в Сарове, освященной лишь в 1903 году.

9. Строил он и городские усадьбы, например, современный каменный особняк Носенкова - Балина (Поварская улица, 21), усадьбу Каратаевой - Морозова (Леонтьевский переулок, 10), дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой по Большой Никитской (современный Геликон-опера) и другие.


Особняк Носенкова - Балина. Поварская, дом № 21


Усадьба Каратаевой - Морозова. Леонтьевский переулок, дом № 10


Дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской