Цель учебной литературы. Виды и особенности учебной литературы. Функции учебной книги

Функции учебника

Учебная литература - это произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

Учебник - это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Это основной и ведущий вид учебной литературы, который по своей структуре и содержанию полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. Но учебное пособие может не содержать всех тем и разделов программы или наоборот, в нем могут присутствовать новые, непредусмотренные программой темы. Учебное пособие дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его. Учебные пособия - все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках.

Рассмотрим «классический» учебник, его структуру и функции, особенности по сравнению с не учебной литературой.

Предметом учебного издания учебника является - специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания. Структура и содержание предметной области учебника включает не только знания, а так же представления, навыки и методы их практического использования. Не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Предметная область учебников обеспечивает выполнение ряда функций, свойственных учебной литературе. Содержание каждого учебника реализует те функции, которые призвана выполнять система образования в целом.

Зуев Д.Д., в монографии «Школьный учебник», выделяет 8 функций учебника :

1. Информационная - фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объема (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитанности школьников.

Формирование информационной функции учебника в процессе его создания предполагает в первую очередь высокое качество учебного материала, его высокий научный уровень.

2. Трансформационная - связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

Так же Зуев Д.Д. перечисляет трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала, которые несомненно относятся и к визуализации учебного текста в пособиях :

  • · обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории - дидактическая переработка учебного материала;
  • · установление значимых для данной категории учащихся связей изученного материала с жизнью, с практикой;
  • · оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления его убедительности, интересности и эмоциональной выразительности.
  • 3. Систематизирующая - обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приемами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога.
  • 4. Закрепление и самоконтроль - целенаправленное под руководством учителя формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи им в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нем и опоре на него в практической деятельности.

Функция закрепления направлена на умение учащихся работать с учебной книгой, посредством разнообразных методов. Одним из таких методов является вводная часть визуализации в учебную книгу, т.к. визуализация необходимый элемент любого учебного издания. Визуализация и ее грамотный ввод в учебную книгу, может стать важнейшим инструментом в руках учителя, призванного помочь сформировать у обучающегося потребность овладевать не только содержанием дисциплины, но и умением обобщать, проверять достоверность, применять знания в разных ситуациях.

  • 5. Обучающая (самообразование) - формирование у учащихся желания и умения самостоятельно приобретать (добывать) знания, помощь в самостоятельном восполнении пробелов в знаниях, стимуляция у них учебно-познавательной мотивации и потребности в познании.
  • 6. Интегрирующая - помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний.

Визуализация способна усиливать данную функцию, т.к. она способна стать координирующей в процессе обучения.

  • 7. Координирующая - обеспечение наиболее эффективного, функционального использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимся при помощи внеучебных средств массовой информации.
  • 8. Развивающе-Воспитательная - содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности.

Определение функций учебника дает целевую ориентацию для всей дальнейшей работы по созданию учебника, имеет первостепенное значение и является основной составной частью при разработке концепции учебников.

За многолетнюю историю книгоиздания, от одного поколения другому, от педагога прошлого к педагогу сегодняшнему, выработаны проверенные способы трансляции знаний с помощью книг, к которым трудно что-либо добавить для их совершенствования. Это подтверждают работы, написанные еще в 1988 гг. по теории книги Беспалько В.П. .

Беспалько В.П. пишет, что «…к книге, целью которой является фиксация и хранение общечеловеческого знания для безадресного потребителя в будущем, выработались определенные, хотя и не всегда явно выраженные, требования: понятность, последовательность, иллюстративность и т.д.» .

Эти требования выражены во многих книгах, издаваемых для высшей школы и не только. Но никто не может сказать точно, что зафиксированные в книге знания, будут усвоены обучающимися.

В этом процессе всегда участвуют три составных элемента обучения: преподаватель - учебник (пособие) - студент.

Подготовленный и умелый читатель (обучаемый), всегда сможет усвоить такой материал. Но какие критерии у подготовки читателя?

Только работа в связке преподаватель - студент дает результат. Книга, изданная именно для этой связки, будет способствовать обучению, т.к. преподаватель видит проблемы в обучении именно этих студентов, именно в этом вузе. Такая книга будет сама говорить студенту, как по ней учиться. И никакое обучение работе с книгой не позволит студенту точно узнать, как извлечь информацию из нее.

Скаткин М.Н. пишет о том, что «в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения… В этом смысле учебник представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения» . Подтверждает это утверждение Оксфордский университет (University of Oxford), который создает такие сценарии будущего обучения на «входе» в книгу, давая все ее значимые этапы и составляющие в оглавлении. Но для того чтобы создать «сценарий» книги, необходимо ее спроектировать, создать план.

Зуев Д.Д., так же подтверждает, что любая составляющая книги, любой ее элемент необходимо рассматривать как помогающий при обучении, следовательно необходимо подбирать элементы, исходя из запросов обучающихся. «Теория учебника опирается прежде всего на теорию содержания образования, ибо учебник является конечным проектом реализации этого содержания. Реализуя способы воплощения содержания образования в определенной книжной форме, теория учебника тем самым активно участвует в организации процесса обучения, теснейшим образом взаимодействует с теорией средств обучения и другими педагогическими науками. Вместе с тем законы, характеристики, правила книжной формы составляют предмет книговедения. Возможности книжной формы, их максимальное использование - это то, без чего теория учебника мертва. Поэтому теория учебника призвана использовать все достижения книговедения: типологию литературы, правила архитектоники и формирования внешней структуры книги, способы обеспечения эффективности ее элементов» .

Таким образом, теория учебника - это стыковая наука, вбирающая в себя в соответствии со своей целью и с помощью выбранных средств определенные компоненты как системы педагогических наук, так и книговедения.

В учебнике, под редакцией Батышева С.Я., Новикова А.М. «Профессиональная педагогика» , предназначенного для студентов ВУЗов и колледжей, обучающихся по профессионально-педагогическим специальностям говорится о том, что «неотъемлемой частью учебного процесса в профессиональной школе является учебное проектирование, так как:

  • - процесс обучения строится на основе создания учащимся, студентом собственных образовательных продуктов и овладения опытом продуктивной деятельности;
  • - появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
  • - процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса» .

«Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку обучающимися (группой обучающихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно-практических и других задач. Данный подход позволяет добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательный процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их способностей, склонностей и интересов» .

Проектируя учебную книгу, обращая внимание на средства обучения в данной книге, можно управлять образованием, а значит иметь возможность повысить качество образования.

«В области развития учебно-материальной базы профессиональной школы будущего можно наметить несколько направлений, наиболее эффективно учитывающих потребности современного учебного процесса, направленного на развитие личности и ее индивидуальности:

  • - возможность свободного доступа обучающихся к различным источникам информации, в том числе удаленным базам данных, всем информационным ресурсам Интернета и т.д.;
  • - возможность различных видов деятельности с этой информацией, в том числе ее переструктурирование, монтаж, использование различных видов наглядности (вербальной, графической, звуковой);
  • - наличие интерактивных характеристик в соответствующих обучающих системах. Указанные направления развития учебно-материальной базы могут иметь различные решения в зависимости, например, от форм обучения (очное обучение, дистанционное обучение, базирующееся на компьютерных телекоммуникациях или на интерактивном телевидении)» .

Ни одно из средств обучения в отдельности не способно решать задачи образовательного процесса, поэтому рассмотрим композицию и структуру учебника.

Вывод: Исходя из исследования Батышева С.Я., основным требованием к учебным пособиям для магистрантов можно считать такой аппарат организации усвоения учебного материала, который позволяет обучающимся самостоятельно выбирать способ работы с пособием.

Структура учебника

Композиция и аппарат издания, определяющие его структуру, являются важными средствами реализации учебных задач. В основе разработки структуры издания лежат информационные, дидактические, педагогические начала, отражающие специфику учебного процесса.

Структура учебника должна отражать логику предметной дисциплины, обеспечивать полноту представления информации по предмету. Конструирование учебника предполагает выбор оптимальной композиции учебного материала. Необходимо учитывать и использовать функциональные возможности всех элементов издания, определять их значение и место в книге. Выбор характера структуры определяется особенностями учебной программы, а особенности композиции определяют специфику восприятия предмета.

Зуев Д.Д. выделяет следующие структурные компоненты учебника :

  • 1. Тексты как главный компонент :
    • а) тексты-описания;
    • б) тексты-повествования;
    • в) тексты-рассуждения.
  • 2. Внетекстовые вспомогательные компоненты :
    • а) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);
    • б) собственно иллюстративный материал;
    • в) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Произведение учебной литературы включает: введение; основную часть, разбитую на разделы; части; главы; параграфы; выводы из разделов, частей, глав; заключение, в которых последовательно излагается содержание дисциплины. Композиция основной части учебника реализуется в перечне названий его частей и отражает учебную программу. Отражая название части или главы в содержании, усиливает возможности запомнить содержание программы в целом. Поэтому название частей глав должны быть краткими, ясными и полностью охватывать содержание раздела, хорошо запоминаться.

Введение учебного пособия может быть как структурная часть учебного пособия или как вводный материал.

Основной текст несет базовые знания по дисциплине.

Пояснительные тексты содержат необходимую для понимания дисциплины информацию. Выполняют функции самостоятельной деятельности учащихся.

Дополнительные тексты помогают расширить кругозор учащегося.

Заключение, которое завершает изложение учебного курса, может иметь методический характер. Его цель - помочь обучаемому подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном.

Аппарат издания (учебника), как аппарат ориентировки, имеет огромное значение для усвоения материала учебной дисциплины. В аппарат ориентировки учебника входят элементы: предисловие, дополнения, данные в виде примечаний, заключение, оглавление, рубрикация, сигналы-символы, указатели, библиографические материалы, колонтитулы. Все эти элементы позволяют учащимся успешнее овладеть знаниями по данному предмету, дисциплине.

В учебном пособии высшей школы значительное внимание уделяется основному тексту и наименьшее аппарату ориентировки. В средней школе одинаково важно как основной текст, так и ориентировка с помощью перечисленных элементов по изданию. Но студенты, это вчерашние школьники и им трудно ориентироваться и воспринимать сплошной научный текст после школьного учебника ориентированного усвоение пройденного материала.

Так же, в школьном учебнике, для лучшего усвоения материала существует аппарат организации усвоения материала. Его задачи заключаются в обеспечении дополнительной проработки материала, формирование у обучающегося стремления к самостоятельности. Рассмотрим особенности элементов аппарата учебника в целом.

Аннотация - краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения, читательского адреса, формы и других особенностей .

Указатели отражают термины и понятия по данной дисциплине (имена, названия, и т.п.). Указатели дают возможность более полного усвоения содержания дисциплины за счет дополнительной информации.

Вывод: Визуализация учебных текстов относится к дополнительным вспомогательным элементам учебника и может выполнять те функции, которые характерны для аппарата ориентировки учебника и аппарата организации усвоения материала.

Иллюстрации в учебном издании

Особое место в учебной литературе занимает иллюстративный ряд. Иллюстрация может помогать в изучении дисциплины, а значит нести функции созвучные с функциями учебника. Рассмотрим понятие иллюстрации, а затем ее функции.

Иллюстрация - изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать

в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее.

По способу отражения действительности, представленной в учебной литературе, различаются иллюстрации:

  • · художественно-образные (созданный писателем, автором произведения художественной литературы мир передается в них изобразительными художественными образами, помогающими читателю осваивать этот мир, воздействующими главным образом на его чувства);
  • · научно-познавательные (изображения, отражающие мир, научно, логически рассматриваемый автором, цель которых - помочь читателю научно познать его).

В работе Антоновой С.Г., в части «Иллюстрации в учебном издании» , определены функции иллюстративного ряда учебника:

  • - познавательная;
  • - дополняющая;
  • - углубляющая;
  • - систематизирующая;
  • - воспитательная;
  • - мотивационная;
  • - эстетическая.

Самой главной функцией в учебной литературе является познавательная, т.к. она несет информационные качества. Зрительное восприятие учащегося созданные конкретным представлением (иллюстрацией) способствуют более правильному пониманию предмета, дисциплины. В прямом смысле формируется «картина мира», характеризующая изучаемый предмет.

Благодаря наглядности, иллюстрация в учебном издании значительно облегчает понимание текста. Графическими средствами иллюстрации, возможно передать содержание яснее, чем при помощи слов - иллюстрации могут заменять текст. Иллюстрации в учебной литературе всегда тесно связаны с текстом и очень часто являются неотъемлемой, даже равноправной (наряду с текстом) частью учебной публикации.

При подготовке иллюстративного ряда, необходимо учитывать некоторые факторы выбора иллюстрации :

  • - особенности содержания учебной дисциплины;
  • - особенности восприятия иллюстраций учащимися определенной возрастной группы;
  • - дидактические задачи иллюстративного ряда;
  • - специфика и функциональные возможности самих иллюстраций.

По отношению к иллюстративному ряду все основные дисциплины подразделяются на две группы :

  • 1. дисциплины, содержание которых может быть выражено исключительно текстом (например, иностранный язык);
  • 2. дисциплины, содержание которых равноправно отражается и текстом и иллюстрациями (география, история, естествознание, физика, химия и пр.)

Полный набор функций реализуется в изданиях второй группы. В такие издания включаются следующие по содержанию иллюстрации :

  • · сюжетны, соответствующие сюжету выбранной части текста;
  • · сюжетные, имеющие указание в тексте на их использование (дополняющие, углубляющие содержание текстов);
  • · предметные, раскрывающие особенности иллюстрируемых объектов определенной тематики;
  • · репродукции произведений искусства;
  • · планы, схемы, карты, на которые опираются различные описания, данные в тексте.

В учебниках и пособиях учащихся высшей школы наиболее часто употребляются предметные иллюстрации и всевозможные схемы. Все это обусловлено спецификой обучения, направленным на самостоятельное изучение материала.

Иллюстрации подбираются непосредственно к дисциплинам. Для исторических дисциплин имеет значение подлинность, для естественно-научных - сущность явлений, применение законов и т.п. Научные знания отображены не только в текстах, но и в изображениях. Эти изображения переносятся из одного учебника в другой практически не изменяясь в длительный период времени. Таким образом, они теряют современность и могут не отражать действительность, не точно показывают «картину мира» учащемуся. В таких случаях при восприятии иллюстрации у учащихся практически не включаются эмоции. При этом, такая иллюстрация имеет отражение предметного поля науки и обеспечивает достоверность.

Цвет в иллюстративном материале также имеет значение. Так «устарелые» рисунки, фотографии, схемы, не менявшиеся давно, но отражающие суть материала, могут также не верно отображать современную «картину мира». Современный учащийся может не воспринимать изображения, не соответствующие его времени.

Мало изучены, но все же имеют значение, возрастные особенности восприятия иллюстративного материала обучающимися. И чем меньше учащийся, тем больше и подробнее, красочнее должна быть «картинка». Чем старше, тем более познавательный характер имеет иллюстрация. Поэтому для группы старших классов и высшей школы особенно важны иллюстрации, отражающие реально существующие объекты, процессы, явления в изучаемой науке. И тем более для высшей школы, где учебник является средством самообучения.

Следует учитывать, что иллюстративный ряд является важнейшим звеном дидактической системы учебника. Поэтому важно, чтобы он создавался автором совместно с профессионалами (редактор, методист), способными выявить дополнительные дидактические возможности визуальной части учебника .

В разделе «Специфика и функциональные возможности иллюстраций» Антоновой С.Г. отмечено, что важнейшей функциональной возможностью иллюстративного ряда является обеспечение единства подхода в оформлении, обеспечивая тем самым целостность издания. Поэтому иллюстративный ряд и оформление издания необходимо рассматривать в единстве, определять требования к отдельной иллюстрации, исходя из свойств визуального ряда в целом.

Можно сказать, что иллюстрации приобретают самостоятельное значение, имея собственный сюжет, демонстрируя конкретный, важный с точки зрения овладения данной дисциплиной маршрут изучения.

Единство подхода обеспечивают :

  • · единый принцип манеры исполнения иллюстраций;
  • · иллюстрирование определенных, с функциональной точки зрения, фрагментов текста (для ориентировки в учебнике);
  • · общий подход тематических линий содержания;
  • · общий подход к расположению иллюстраций на полосе.

Все перечисленные правила оформления обеспечивают комфортное восприятие иллюстративного ряда и учебного материала в целом, понимание ориентации в книге. Нет необходимости перестраиваться на различные формы и манеры исполнения иллюстраций. Иллюстрации можно рассматривать как своеобразный визуальный путь познания.

Чтобы обеспечить дидактическую, познавательную, дополняющую, углубляющую и систематизирующую функции иллюстрации, необходимо обеспечить активное участие иллюстраций в развитии содержания учебного текста. Необходимо при разработке текста параллельно создавать сценарий иллюстрирования учебного материала.

Вывод: Визуализация учебной информации не только обеспечивает те же функции что относятся к иллюстративному ряду, но и является научно-познавательным видом иллюстрации. Изображением, которое научно и логически рассматриваются автором, целью которого является помогать читателю научно познавать мир.

Функции иллюстративного ряда учебника могут быть реализованы полнее, если соблюдать единство подхода к оформлению иллюстративного ряда к визуализации учебного текста.

Современные требования к качеству учебной литературы

В настоящее время формируется представление об учебнике нового поколения, который, прежде всего, должен создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей его от уже имеющихся в системе образования.

Коллективом преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена проведены исследования учебной литературы. Были выявлены критерии качества отвечающей современным требованиям учебной литературы :

  • 1. информативность;
  • 2. целостность структуры текста и ее смысловое понимание;
  • 3. иллюстративность.

Таким образом, еще раз можно сделать вывод, что визуальный ряд может создавать дополнительную функцию повышения эффективности работы с учебником, уменьшать затрат на работу с текстом.

Задачами современного учебного пособия являются :

  • · формирование общеучебных навыков средствами конкретного учебного предмета;
  • · развитие когнитивных способностей учащегося (память, внимание, мышление и др.);
  • · овладение учеником умениями и навыками, необходимыми для самообразования (работа со справочной литературой, умения составлять план и конспект и др.);
  • · развитие коммуникативных навыков (формирование речевой культуры учащихся);
  • · развитие навыков постановки вопросов различных типов;
  • · формирование навыков группового взаимодействия, умение участвовать в дискуссии и т.д.).

Вывод: Исследование учебных изданий показывает, что издатели учебной литературы слабо представляют себе контекст жизни современных обучающихся. Поэтому предметная область аппарата в большей степени ориентирована на контекст жизни обучающихся прошлых лет и не соответствует картине мира современного учащегося.

Можно предположить, что на этапе формирования нового поколения учебной литературы потребуется учитывать особенности нового поколения учащихся, котовые отличаются своими запросами, и мотивами образовательной деятельности, а так же познавательными возможностями. Разработка учебников и учебных поколений нового поколения потребует совершенствования и постановки новых задач.

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. – Учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Б. Г. Тяпкин.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/bse/82899/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Учебная литература в Большой Советской Энциклопедии;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Учебная литература в Большой Советской Энциклопедии.

ВВЕДЕНИЕ

История учебника начинается в глубокой древности.

Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.), служили учебниками геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах).

Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. .

В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.

Для этого и существуют различные методы анализа учебной литературы.

Но не все они просты и доступны для преподавателя, у которого не так много времени для их изучения.

Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.

Задачами работы являются:

1. Ознакомиться с видами учебной литературы.

2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.

3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.

4. Изучить методы анализа учебной литературы.

5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.

6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Объектом работы является учебная литература в системе профессионального образования.

Предметом: подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.

Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий.

Рисунок 1 - Классификация видов учебной литературы

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения.

К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом .

Конкретное содержание учебных программ отражены в учебной литературе - учебниках, пособиях, справочниках и др.

учебники - книга, содержащая основы научных знаний по определенной учебной дисциплины согласно цели обучения, определенной программой и требованиями дидактики. Учебник по своему содержанию и структуре должно быть четко в направленным на выполнение определенных функций: образовательной, развивающей, воспитательной, управленческої.

И. П. Подласый выделяет следующие функции учебника

Мотивационная - предусматривает создание таких стимулов для студентов, которые обусловили интерес определенным предметом числе и процессом обучения в целом;

Информационная - отражает дидактические цели и задачи обучения, описывает содержание, определяет систему познавательных действий с материалом, формы обучения и способы контроля;

Контрольно-корректирующая - предполагает возможности проверки, самооценки и коррекции процесса и результатов обучения, а также выполнения тренировочных заданий для формирования необходимых умений и навыков. Во дручникы должны отвечать определенным требованиямимогам:

Наводить научные сведения, но быть доступными для студентов, учитывая особенности их возрастных и индивидуальных показателей развития;

Быть информативными и одновременно лаконичными, связывать учебный материал с дополнительной литературой, побудить к самообразованию и творчества;

Формулировка основных положений, выводов должны быть предельно ясными и четкими;

Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения учебного материала, способность учебника развивать познавательные интересы учащихся и стимулировать их творческое мышление

Структура учебника

Тексты - основной, дополнительный, пояснительный;

Внетекстовые компоненты - аппарат организации процесса усвоения содержания, вопросы и задания, инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач, примеров) таблицы; упражнения; иллюстративных й материал (фотографии, рисунки, планы, карты и др.та ін.).

По характеру отражения действительности тексты могут быть эмпирическими (отражать факты, явления, события, содержать упражнения, правила) и теоретическими (содержать закономерности, теории, методологические знания)

По основным методом изложения материала тексты могут быть: репродуктивные, проблемные, программируемые, комплексные

Репродуктивные тексты - высокоинформативные, структурные, понятны студентам, отвечают задачам объяснительно-иллюстративного обучения

Проблемные тексты подают в форме проблемного монолога, в котором для создания проблемных ситуаций обозначают противоречия, решают проблему, аргументируют логику формирования мнения

Программируемые тексты содержание подано частями, а для усвоения каждого информативного блока является контрольные вопросы

Комплексные тексты - содержат определенные дозы информации, необходимые студентам для понимания проблемы, а проблему определяют по логике проблемного обучения

Материал учебника необходимо дополнять дополнительной информацией, потому что его содержание слишком конспективно и знания, полученные только из него, будут ограниченными. Поэтому, кроме учебника, стад использовать добавляют аткови источники, в том числе учебные пособиеи.

Учебное пособие - книга, содержание которой полностью соответствует учебной программе или же рассматривает отдельные темы учебного предмета; может содержать эмпирический материал, служит закреплению основного теор ских материала. Материал пособия расширяет границы учебника, содержит дополнительные, новые и справочные сведенияі.

В учебных пособий относятся: хрестоматии, словари, сборники задач и упражнений, справочники, комплекты карт, таблиц и т.д.

Учебники и учебные пособия способствуют формированию у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля, является средством руководства их познавательной деятельностью

Контрольные вопросы и задания:

Раскройте сущность термина"содержание образования"Назовите основные компоненты содержания образования

Какая разница между учебным планом и учебной программой?

Назовите принципы построения учебных планов

Какие требования предъявляют к составлению программы учебной

дисциплины?

В чем разница между учебным учебником и учебным пособием?

Охарактеризуйте особенности структурирования учебного учебника

Назовите положительные и отрицательные аспекты использования электронных учебников

Лекция 3

Виды учебной и научной литературы

Виды учебной литературы

Виды научной литературы

Правила поиска литературы. Библиографические указатели

Реферативные журналы

6. Реферативно-библиографические базы данных

Виды учебной литературы

Литература, используемая при обучении в вузе, очень разно­образна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, что­бы правильно ими пользоваться. Представим наиболее важные и распространенные виды литературы, с которыми придется работать студенту во время учебы.

Учебник - основной вид учебной литературы. Он представ­ляет собой книгу, содержащую систематическое изложение зна­ний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в со­ответствии с учебной программой. Учебник официально утвер­ждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материа­ла обязательно учитываются закономерности и приемы его ус­воения обучающимися, а поэтому необходимо принять во вни­мание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьни­ки, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных ка­тегорий учащихся должны быть различными.

Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его созда­нии принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.

В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относитель­но быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в до­полнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.

Курс лекций - разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Каждый преподаватель вуза - это всегда ученый, имеющий свои собственные научные взгляды. Поэтому один и тот же курс лекций, предусмотренный образовательной про­граммой, разными преподавателями читается не просто по-раз­ному, а иногда с совершенно разных научных позиций, как го­ворят, в рамках различных научных школ. Такие авторские курсы лекций могут иметь общенаучное значение. Опубликован­ные, они становятся доступными не только для тех, кто имеет возможность прослушать его сам, но и для студентов и препода­вателей других вузов, широкого круга ученых и специалистов - как современников ученого, так и последующих поколений.


Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учеб­ного курса, или больше ориентировано на практическую сторо­ну усвоения материала, содержит больше практических реко­мендаций. В отличие от учебника, который должен представлять наибо­лее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогатель­ного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

Методическое пособие - это издание, содержащее практи­ческие рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содер­жит конкретные советы по выполнению каких-то учебных зада­ний и используется на лабораторно-практических занятиях. Адресатом методического пособия могут быть также препода­ватели. Тогда в нем раскрываются методики обучения, преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее разделов. Та­кие издания, хотя и не предназначены непосредственно для сту­дентов, часто могут быть полезны им в самостоятельной работе по изучению данной учебной дисциплины.

4.2. Виды научной литературы

Монография - научное или научно-популярное книжное из­дание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам, рассматривающим проблему с одних научных позиций. В последнем случае она называется коллек­тивной монографией. Монография - это ведущий жанр научной литературы. Обыч­но она содержит обширные научные данные, справочные сведе­ния, а также указатель литературы по данной проблеме.

Сборник научных трудов (статей) - также один из самых распространенных видов научных изданий. Он представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы науч­ного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сбор­ник посвящен одной научной проблеме, но в отличие от коллек­тивной монографии, она может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций раз­ных научных школ.

Широко распространены периодические сборники , выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами или ассоциаци­ями, а также учебными заведениями. Если в таком сборнике принимают участие представители разных вузов, он называет­ся межвузовским.

Материалы конференции - научный сборник, издаваемый по итогам конференции (съезда, симпозиума, семинара). Обыч­но он содержит наиболее значительные и интересные доклады и сообщения, а также принятые участниками решения и реко­мендации. В сборник могут быть также включены тезисы от­дельных докладов, стенограммы круглых столов и обсуждений, состоявшихся на секциях или в рабочих группах. Такие материалы дают возможность ознакомиться с работой конференции тем, кто не был ее участником. Кроме того, мно­гие конференции становятся этапным событием в развитии науки, и материалы их работы приобретают высокую научную ценность.

Тезисы докладов (сообщений) - это сборник, содержащий материалы научной конференции, семинара, съезда или симпо­зиума, опубликованные до начала его работы для предваритель­ного ознакомления. Тезисы представляют собой краткое изло­жение содержания доклада, отражающее только его основные идеи. Обычно объем тезисов составляет 1 - 2 страницы. Поскольку конференции, семинары имеют очень важное зна­чение для развития науки, а прочитанные на них доклады и со­общения не всегда публикуются, сборники тезисов, которые дают представление о работе конференции и обсуждавшихся на ней проблемах, тоже считаются научными изданиями, а тезисы до­клада - научной работой автора (или авторов).

Научный журнал - периодическое издание, содержащее ста­тьи и другие материалы научного характера и имеющее постоян­ную рубрикацию. Практически каждая сравнительно крупная научная отрасль имеет свой центральный журнал, который рас­пространяется по подписке и поэтому легко доступен для боль­шого числа специалистов в данной области. Это делает его очень важным источником научной информации, позволяющим опе­ративно делать достоянием широкой общественности материа­лы, содержащие самые новые, актуальные идеи, проводить на страницах журнала дискуссии и обсуждения по различным про­блемам, регулярно сообщать о наиболее значительных событи­ях научной жизни: открытиях, конференциях, новых издани­ях и т. п.

Помимо центральных научных журналов достаточно широ­ко распространены журнальные издания вузов, научных об­ществ, ассоциаций и др., которые тоже играют заметную роль в научной жизни страны и часто содержат важную научную информацию.

Диссертация - научная работа, которая дает право на полу­чение ученой степени кандидата или доктора наук, - является важным источником научной информации. Самостоятельную научную ценность имеет также автореферат диссертации - ее краткое изложение, оформленное в виде брошюры. Эти виды научных работ существуют на правах рукописи, т. е. не являют­ся в полном смысле слова изданиями. Однако с ними можно оз­накомиться в библиотеках тех вузов, где есть диссертационные советы по защите докторских или кандидатских диссертаций, а также в других крупных библиотеках. Сноски на их использование в качестве источников обязательны.

3. Справочно-информационная литература

Энциклопедия - научное или научно-популярное справоч­ное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий - универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности, и отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания. К первым может быть отнесена Большая советская энциклопедия в 30-ти томах; примером отрас­левых энциклопедий могут служить многотомные Физическая энциклопедия, Медицинская энциклопедия, Педагогическая энциклопедия и другие. Существуют и другие разновидности, например 10-томная Детская энциклопедия.

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных ста­тей, каждая из которых содержит основную информацию по су­ществу вопроса: изложение научной теории, исторического собы­тия, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи могут располагаться в алфавитном порядке их заглавий или по опреде­ленному систематическому принципу. Энциклопедии, несмотря на свои большие объемы, являются очень компактным и удобным для пользования источником ин­формации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколь­ко часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы.

Конечно, пользоваться энциклопедией не всегда бывает про­сто. Иногда трудно сразу представить, каким образом может быть сформулировано заглавие статьи, которая вас интересует, а значит где, на какую букву нужно ее искать. На этот случай необходимо знать, что любая энциклопедия снабжена системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимую инфор­мацию. Если вы освоитесь с этой системой-помощницей, то эн­циклопедии перестанут пугать вас своим объемом и станут не­заменимым источником информации.

Энциклопедический словарь - справочное издание, пред­ставляющее собой краткий, обычно однотомный вариант энцик­лопедии, материал в котором расположен в алфавитном поряд­ке. Энциклопедические словари также бывают универсальные (это, прежде всего, Большой энциклопедический словарь) и от­раслевые. Пользоваться энциклопедическими словарями очень удобно, особенно если вам нужна краткая информация по какому-то во­просу, относящемуся к другой области знания. Не будучи в ней специалистом, вы не сможете найти нужную вам информацию в море специальной литературы. В этом случае проще всего и на­дежней обратиться к отраслевому энциклопедическому слова­рю, в котором представлены наиболее бесспорные взгляды по разным специальным вопросам.

Справочник - издание, содержащее краткие сведения науч­ного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. Существует огромное множество различных справочников. Их структура, т. е. расположение ма­териала, определяется назначением справочника (его адресатом могут быть учащиеся, специалисты-практики, любой интересу­ющийся и т. д.), характером содержащейся в нем информации и может быть самой разной. Но пусть вас это не пугает.

В любом справочнике вы найдете вступительную статью, в ко­торой объясняется, как им надо пользоваться. Кроме того, каж­дый справочник обязательно снабжен вспомогательными указа­телями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. А вот умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся не только во время учебы, но и в вашей последующей профессио­нальной деятельности.

Терминологический словарь (глоссарий) - справочное из­дание, в котором разъясняются значения специальных слов - терминов, используемых в какой-либо области знания.

Читая учебную и особенно научную литературу, вы неизбеж­но встретите большое количество новых для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста. Не пропус­кайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого мож­но обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или справочнику. Если термин иностранного происхождения, его значение можно также попытаться найти в Словаре иностран­ных слов. И во многих случаях вы найдете ответ на свой вопрос. Но иногда, особенно если речь идет о термине, появившемся сравнительно недавно, вам придется искать специальный тер­минологический словарь, чтобы выяснить его значение. Надо сказать, что таких словарей пока очень мало. Поэтому если в интересующей вас области знания есть недавно вышедшие тер­минологические словари (их еще называют глоссариями), поча­ще пользуйтесь им.

Толковый словарь - справочное издание, содержащее пере­чень расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования (значения), особенностей употребления и звучания, грамматических характеристик. Обращение к этим словарям во всех случаях, когда вы сомневаетесь, как правильно употребить то или иное слово, поможет вам повысить не только свою грамот­ность, но и общую культуру.

Толковые словари бывают самыми разными по объему (коли­честву слов) и по составу. Наиболее известный и широко употреб­ляемый из них, который должен стать и вашим непременным спутником, - это «Толковый словарь русского языка» С. И. Оже­гова и Н. Ю. Шведовой.